«Марш муравьёв». Первые впечатления
«Марш муравьёв» я заполучил случайно, экземпляр на обзор достался на «Игроконе». До этого я только мельком слышал, что есть такая игра. Вроде как 4X-стратегия про муравьёв, которые разведывают местность, изучают технологии, захватывают территории и сражаются друг с другом. И всё это – весьма динамично и лишь чуть дольше часа. Коротенькая, но насыщенная стратегия? Звучит заманчиво!
В общем, так оно на самом деле и есть. Смотрите, у нас есть поле, в ходе партии оно формируется из гексов. По нему бегают кубики-муравьи игроков. Появляются они всегда в центре, затем разбредаются по периметру и захватывают источники ресурсов, приносящие победные очки (ради них идёт игра), еду (от неё зависит количество доступных действий) и личинки (от них зависит сколько новых муравьёв игрок может выставить на поле).
Помимо поля ещё есть персональные планшеты игроков, совмещённые с памятками. Частично они выполняют техническую функцию: напоминают о правилах игры и служат местом хранения личинок и еды. Также они содержат «конструктор муравья», состоящий из трёх частей: голова, ноги, брюшко. Это слоты под карты эволюции, они будут появляться у игроков в ходе партии, наделяя его насекомых уникальными свойствами.
Кстати о картах, в игре есть колода, где их три типа. События, цели и эволюция. Эволюция уже упоминалась, она позволяет «прокачивать» муравьёв. События дают возможность сделать разовое мощное действие или совершить пакость по отношению к товарищу. Цель – это нечто глобальное, что приносит очки в финале игры или каждый ход.
Игра проистекает так: игроки по очереди делают ходы, совершая одно из возможных действий. Это может быть рождение (личинки с планшета превращаются в муравьёв на поле), исследование (открывается новый гекс местности и присоединяется к полю), перемещение (можно двигать муравьёв), использование карты (разыгрывается карта, происходит то, что на ней написано) или пополнение руки (берутся новые карты).
Тут есть нюанс, когда игрок совершает любое действие, соперники также получают шанс что-то сделать. Например, если кто-то играет карту, оппоненты получают по 1 личинке. Если кто-то выбирает перемещение, он может совершить своими муравьями на поле 5 шагов, а соперники – по 1. За счёт этого игра поддерживает динамику и не провисает, даже в чужой ход можно что-то сделать. Ещё интересный момент, розыгрыш карт оплачивается личинкам из запаса и/или муравьями с поля. Так что периодически приходится поразмыслить, стоит ли овчинка выделки.
Когда ни у кого не остаётся личинок или еды, игроки пасуют и ход заканчивается. В этот момент разыгрываются сражения, если на каком-то гексе скопились соперничающие муравьи и им не хватило свободных источников ресурсов. Бои тут разрешаются довольно просто, оба игрока подсчитывают силу, это количество муравьёв + апгрейд муравьиной головы на планшете, также есть возможность сыграть по 1 карте, прибавив от 1 до 5 силы. У кого сила оказывается выше, тот и побеждает. Он уничтожает столько муравьёв противника, сколько у него сила и сам теряет половину популяции в гексе.
Затем происходит фаза пополнения ресурсов, все занятые муравьями источники приносят очки, личинок, еду и карты. Затем на выбор каждый ещё получает дополнительно еду или личинки и, возможно, очки за выполнение каких-нибудь глобальных целей. И начинается новый ход. Партия длится 5 ходов, после этого по количеству набранных очков определяется победитель.
В целом движок игры мне понравился. Хотя положа руку на сердце назвать это заслугой разработчиков язык не поворачивается. Возьмите Eclipse. Выбросите технологии, боёвку на кубиках, различные виды ресурсов и получается «Марш муравьёв». Всё, в общем-то, то же самое. Гексы с проходимыми и непроходимыми гранями, конструктор муравьёв, источники ресурсов, которые нужно занимать кубиками как планеты. Многоножки, выполняющие роль враждебных чужих. Диски, ограничивающие игрока в действиях. Всё примерно то же самое. Только более сжато, концентрировано. Всего 5 ходов. Всего 1 ресурс. Всего 1 тип юнитов на поле. Гексов не так много. Стартуют все из центра.
Но, повторюсь, в целом всё хорошо. Евро-механика действий с ограниченным запасом еды и личинок по сути похожа на Eclipse, но, всё-таки, это не слепое копирование, а творческая переработка. Боёвка довольно проста и пpaктически не зависит от случайности. И партии ограниченные во времени не дают игре затянуться.
Но есть у меня две претензии. Обе субъективные, но тем не менее. Первое, это колода карт. Как-то по итогам первой партии сложилось ощущение, что карты не сбалансированы, в колоде сильный разброс, и, вообще, их выход зависит от случайности. Например у нас проиграл игрок, которому вообще не пришли карты целей на игру. Из-за этого он ни разу не получал за выполнение заданий очки. Некоторые события и карты эволюции смотрятся очень мощными, позволяют получить много ресурсов, и их приход – тоже доля случая. Наконец, есть ещё карты, напрямую вредящие сопернику, и этот вред весьма ощутим. А в такой игре механика «Take That» – это очень неожиданно. Пусть её немного, но она есть.
Вторая моя претензия касается оформления. Я, вообще, отношусь к этому вопросу достаточно лояльно и редко когда могу сказать, что игра оформлена плохо, но это как раз тот случай. В этом нет вины локализаторов, графика вся взята из оригинала и она… никакая. Словно перед тобой прототип. На иллюстрациях совмещается фотореалистичная картинка с какими-то мазками. Всё это сопровождается мультяшными листьями дерева, на которых зачем-то есть название каждого гекса (как будто это имеет какое-то значение). В общем, это вкусовщина, но я бы всё перерисовал.
Ну и ещё мелкий упрёк, на планшете игроков вместо текста надо было делать символы. А то там столько букв, что в них просто теряешься. Напомню, в Eclipse, из которой родились эти «муравьи» всего намного больше, но текста при этом в игре нет вообще.
В целом впечатления от игры остались неплохие, хотя с колодой карт я бы предложил что-нибудь сделать. Как минимум напрашивается вариант держать 3-5 карт открытыми, чтобы пополнение руки не было совершенно случайным. Как максимум – вообще выкинуть из неё несколько карт, кажущихся слишком мощными.
Пока у нас за плечами одна партия на троих. Было бы интересно поиграть ещё, тем более, что правилами предусмотрен некий комaндный вариант, когда игроки действуют не друг против друга, а сообща. В Eclipse ничего подобного нет! И ещё хочется заменить кубики на фигурки. Мы даже присмотрели на Ali Express наборчики пластиковых муравьишек.
PS: На «Марш Муравьёв» же на CrowdRepublic собирают деньги, так, вот, в дополнение к игре там можно заказать набор разноцветных муравьёв. Только почему-то 4 цветов, хотя играть можно впятером.
Комментарии:
В научном обществе я слышал о странных ривертаунских кавернах, якобы способных пролить свет на загадочные события. В Ривертауне находился и тот магазин, в котором я вёл торговлю, так что район был мне знаком. Я никогда ранее не занимался спелеологией и даже заблyдился в пресловутой Чёрной пещере, но сделанные мною находки в целом подтверждали слова Армитейджа (мне стыдно об этом писать, но сути сделанных открытий я сейчас не помню – позже я расскажу, как лишился этих знаний). ...
02 05 2024 17:36:32
Игровая доска; 3 дублона; Плантацию индиго (для губернатора); Плантация кукурузы (для второго игрока). Плантации: Удалите 3 плантации из каждого типа плантаций в игре. Оставшиеся сложите в 3 стопки и вскройте 3 плантации (на одну больше чем число игроков)....
30 04 2024 11:58:17
Есть такое маленькое немецкое издательство Adlung Spiele. Их основная фишка — выпуск карточных игр в очень маленьких коробках. Коробки на деле не очень удобные, они рвутся, мнуться, быстро приходят в негодность, ничем не лучше картонных коробок от МХ с язычком для держателей у касс. Настоящие карманные игрушки, ещё до всяких этих ваших корейцев. Ну и они стабильно выпускают пару настолько проходных и никаких игр в год, что даже на BGG те собирают 4-5 голосов (видимо, от сотрудников издательства)....
28 04 2024 12:10:41
Насколько игра хороша пока непонятно. Ещё только готовлюсь к первой партии, но в ближайшее время, надеюсь, сыграем!...
27 04 2024 1:38:48
Наборы содержат обычные, редкие и золотые карты. Количество редких карт в наборах увеличено по сравнению с аналогичными наборами предыдущих выпусков....
25 04 2024 8:37:26
Нецензурный перевод карточек для «Zombies!!!»...
24 04 2024 3:38:35
3. “Politics is war without bloodshed, while war is politics with bloodshed.” (Мао Цзе Дун);...
23 04 2024 7:37:19
Наиболее частый вопрос, задаваемый мне про Феод – проигрывал ли я когда-нибудь? Ведь если я придумал игру, то ключи к победе должны быть припрятаны где-то за пазухой. Но по правде, было потрачено столько лет, чтобы создать множество путей к победе. И в результате этого, с одной стороны, увеличилась реиграбельность. Но с другой, когда вы спросите меня, как победить, то я не смогу дать какого-то вразумительного ответа. Я не знаю, как побеждать, только вы сможете разработать свои комбинации подходов, позволяющие достичь успеха. И мои дальнейшие советы не воспринимайте, как раскрытие завесы, это всего лишь повод к обсуждению. Возможно, вы придумаете более хитрые и эффективные способы достижения результата....
22 04 2024 19:57:19
Вы покупаете утюг, включаете его, и вот вы уже гладите рубашки....
21 04 2024 19:57:42
PS: Breaking Bad пересекается с настольными играми уже не впервые, но в качестве полноценной настолки это первая попытка....
19 04 2024 9:45:59
Буквально за пару дней до конца года я получил неожиданную посылку от Звезды, внутри которой оказалась коробка с игрой Великая Отечественная. Лето 1941. Пожалуй, из трёх новинок — это самое любопытное приобретение. Под крышкой скрывается военная настольная игра в реальном времени с двумя минусами — записью ходов (меня это правило почему-то выводит из себя, видать, слишком я ленив), а также вложенным конструктором — набором, из которого нужно самому собирать фигурки пехоты и бронетехники....
17 04 2024 20:59:28
Параметры бумаги — меловка, глянец, 250 гр/м....
16 04 2024 6:24:10
В этот раз я, как и раньше, обзвонил друзей и предложил всем к нам придти, повесил объявление на сайте, а Максим ещё и разместил информацию о турнире Вконтакте. И что бы вы думали? Кто-нибудь изъявил желание поучаствовать? У меня на сайте отметился лишь некто mejahed, который впоследствие на турнир так и не пришёл. Через Вконтакт желающих тоже не нашлось. И, что самое печальное, буквально за день до турнира выяснилось, что играть придут даже не все мои знакомые и знакомые знакомых....
15 04 2024 1:19:20
Вот что известно о третьей редакции игры: ...
12 04 2024 13:55:15
Файл с жетонами многослойный. На отдельных слоях «форма» жетонов. Можно выбирать между квадратными, восьмиугольными и круглыми жетонами....
10 04 2024 7:25:40
Раунд состоит из нескольких фаз: обеспечение игроков 2 денежками, фаза действий, фаза сдачи ресурсов на благо замка. Обращаю внимание, что правила игры я описываю для начинающих, по которым мы играли. В ней исключена фаза смотрителя короля, а также облегчены правила постройки спец зданий....
09 04 2024 2:19:37
Пираты Карибского моря. Пиратские бароны — ...
08 04 2024 5:50:59
Ордонанс — Королевства крестоносцев — ...
07 04 2024 9:40:53
Покупка дополнительных складов/кораблей хоть и важна, но не вносит в тактику сильного разнообразия. Системе обмена товаров на карточки с победными очками не хватает комплексности – в ней все товары, условно говоря, одной стоимости (важно только количество единиц одинакового товара). А это делает охоту за ними гораздо менее интересной....
06 04 2024 1:24:23
Так-то компонентов не особо чтобы прям много, но для них в коробке предусмотрен удобный органайзер, в котором для каждого типа жетончиков и тайлов есть своё место. По нему это всё дело раскладывается и ждёт своего времени, пока коробку не достанут, чтобы употребить игру по назначению....
04 04 2024 21:27:35
В общем, как и его онлайновый прототип, настольный World of Warcraft успешно отнимает у игроков два самых ценных ресурса....
02 04 2024 0:16:28
Коллективная вычитка карт для русской версии «Agricola»...
01 04 2024 1:18:55
И тут я, естественно, попался на обещание конфетки, ибо внешний вид игры на картинках продавал себя на все сто. Я помню, например, что в юности считал, что если дeвyшка красивая, то она хорошая. Ну не может она быть плохой, если красивая. Наивно, но тут я, по-моему, попался на ту же удочку. Ну если такая красивая игра, разве может она быть гoвном, простите за мой французский. Тем более, за ней старик Колби проследил. Не станет же он гoвно делать (что ж меня сегодня на французский тянет-то?!)...
30 03 2024 16:21:13
«Юникон — 2010» — белорусский фестиваль настольных игр...
28 03 2024 1:32:45
В далеких землях Этноса начинается новая эпоха. Прошлая эпоха закончилась опустошением шести королевств, и теперь двенадцать разрозненных племен ищут новое место для жизни....
23 03 2024 3:53:41
Игровой процесс: быстрый (партия не более 2 часов), увлекательный и не сложный. При этом особое удовольствие получаешь от планирования своих действий на следующий ход и анализа действий других участников. На первый взгляд, взаимодействия между игроками не много, но это ошибочное мнение. «Эпоха» может в любой момент забурлить прямо-таки шекспировскими страстями. Особенно при 5 игроках. Крайне непросто выполнить все задуманное, когда конкуренты из-под носа уводят нужный товар или побеждают в борьбе за корабль или наносят стремительный удар по вашим беззащитным колониям....
22 03 2024 2:52:58
1. Негатив, рябята! Если только объект обзора – не что-то по-настоящему великое, то лучше писать негативный обзор. Гораздо больше интереса к статье, когда автор смачно поливает что-то грязью, чем просто пишет: «Всё в целом неплохо, всем понравилось!». И скажу честно, я сам люблю негативные обзоры, в них что-то есть, что заставляет задуматься....
19 03 2024 14:54:11
2. Второй приоритет — скорость. Если у меня всё получится, я буду красить все фигурки из Memoir '44, а их более трёх сотен. Так что желательно подобрать метод, который не требует больших временных затрат. Не хотелось бы тратить на каждую миниатюрку по полчаса, так я год буду весь набор красить. Что посоветуете по этому вопросу?...
18 03 2024 3:19:27
Нужен помощник по тестированию настолок...
17 03 2024 1:15:42
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::