Два главных компонента настольной игры

Спроси любого более-менее опытного настольщика из чего состоит игра, и тут же услышишь, мол, там, карточки, фишки, поле. Ну, правила ещё. У Юрия Журавлёва, отечественного разработчика настольных игр свой взгляд на этот вопрос. С его точки зрения у любой игры есть две составляющих: основная механика, и правила, описывающие как ею пользоваться.
Йоханга, игроделы и игроигратели!
По названию может показаться, что статья несёт в себе провокацию, но не поддавайтесь первичному импульсу! Опытным путём многократно, и на других людях в том числе, было выявлено, что настолку с нуля, даже без предварительной подготовки, действительно можно придумать за 10 минут. Конечно, речь идёт не о строго выверенных правилах и филигранном балансе, — поборники качества могут быть спокойны. Да и 2 кило компонентов на ровном месте в игру не добавить. Всё-таки чудес не бывает. Но вот собрать из подручных костей живой скелет вполне возможно.
Положи в корзину сразу, потом забудешь:Для начала чуть пройдусь по теории. Любая игра состоит из двух абстpaктных понятий: действий и правил. Если представить грубо, то плавание на курортах Черноморья — это действие, а плавание на Олимпийских играх — это правило. Суть действия в нём самом, в получении от него удовольствия. Оно хаотично по своей природе и ничем не ограничено, — людьми цивилизованными такое ещё называется варварством. Так что в лучших домах Европы придумали использовать вкупе с действиями ещё и правила: родились ритуалы, общественные законы, спортивные соревнования и настольные игры. Иными словами, правила ограничивают действия, упорядочивают их хаотичность. Но здесь же кроется и самый важный, на мой взгляд, постулат: сначала действие, затем правило. Ну просто потому что правило, которое описывает несуществующее действие, никому не нужно. Логично? Логично.
В этом абзаце теории и кроется весь секрет «гeймдизайна за полчаса». Вместо того, чтобы ходить часами по кухне в тяжёлых мыслях и ожидании озарения, начните действовать. Т.е. натурально сядьте за стол, положите перед собой компоненты из настолок, вооружитесь бумагой с карандашом и начинайте в это играть. Как играть? Да как угодно. Перекладывайте жетоны, рисуйте линии, рвите бумагу, стройте башни из кубиков… А затем начинайте строить из себя топ-коуча. Задавайте себе, как гeймдизайнеру, вопросы с точки зрения игрока. Сколько жетонов здесь может лежать? Что мне нужно, чтобы положить сюда жетон? Где хранятся эти жетоны в остальное время? Зачем мне класть конкретно сюда конкретно этот жетон? И т.д. Главное, не забывайте отвечать(;
Дальше хитрость такая: чем проще и ленивее ваши ответы, тем проще игра. И наоборот. Давайте сравним 2 блока ответов на перечисленные выше вопросы, и вы всё поймёте.
Блок 1.
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:Сколько жетонов здесь может лежать?
— Любое количество жетонов разных видов.Что мне нужно, чтобы положить сюда жетон?
— Собрать на картах нужную комбинацию символов и сбросить их с руки и/или с рынка на столе, или купить жетоны в лавке торговца.Где хранятся эти жетоны в остальное время?
— Они лежат рядом с игровым полем в 5-и стопках по 7 жетонов, — верхний виден, а другие нет.
Зачем мне класть конкретно сюда конкретно этот жетон?
— Каждый вид жетона обладает своим эффектом. Часть из них облегчает тебе жизнь, а часть — осложняет её соперникам.Блок 2.
Купите сейчас:Сколько жетонов здесь может лежать?
— Только 1 жетон.Что мне нужно, чтобы положить сюда жетон?
— В свой ход я могу положить его, если рядом есть другой такой же жетон.Где хранятся эти жетоны в остальное время?
— Они лежат на столе рядом с игроками и доступны им всегда.Зачем мне класть конкретно сюда конкретно этот жетон?
— Когда я соберу 10 жетонов одного вида в цепочку, я выиграю.Почувствовали, как разные ответы на одни и те же 4 вопроса создали в уме 2 совершенно разные по сложности и гeймплею игры? Хотя, казалось бы, игры ещё даже и нет(: Но предвижу ваши возражения: довести до прототипа первую игру и вторую — это задачи совершенно разного уровня. И тут же на это приведу аналогию с рисованием. У художников есть всего 3 фигуры — круг, треугольник и квадрат, на основе которых создаются абсолютно все иллюстрации. Так же и у гeймдизайнера есть только действие и правило, которые при правильном сочетании и должном развитии дадут игру. Скорее всего на первых порах ваши ответы будут похожи на ответы из 2-го блока, и это отлично! Ведь сколько игр было похерено только потому, что разработчики не смогли совладать со всем тем ворохом механик и правил, которые они накидали в игру в самом начале! Но как же тогда создавать большие и сложные АгриСерпы Мистики? Неужели на это нужны годы проб и ошибок?!
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:И да, и нет. Да, потому что с каждым принятым в процессе разработки решением ваш скилл будет расти, и после 5-и лет вы сможете делать простенькие семейки в уме. Нет, потому что есть простая схема искусственного раздутия игры. Как, впрочем, имеются и более распространённые методы лезвия Оккама, но сейчас не о них, — сокращать будем потом, а сейчас попробуем из получившегося абстpaкта сделать.., ну хотя бы пресловутую семейку.
Для этого возьмём любое сочетание действие+правило — пусть оно называется «процесс» — и усложним его. Это как в литературе. Автор может написать «путь Фродо до Ородруина занял 13 месяцев», а может расписать эпопею на полторыщи страниц. Во втором случае и будет то самое усложнение, о котором я говорю. Так что берём, например, процесс выставления жетона на поле и меняем его на что-то более комплексное. Ну, добавляем закрытый аукцион за право выставить конкретный жетон. В таком случае в игру добавляется нечто, чем ведётся аукцион, пусть это будут монеты. Игрокам нужен источник их получения, причём отличный от процесса выставления жетона на поле, иначе у нас получится петля позитивной обратной связи — чем больше игрок выставляет жетонов, тем больше монет он получает, тем больше денег он может поставить на аукционе. Давать всем равное количество денег в начале хода? В начале кажется, что идея плохая, ведь и ставки тогда будут равны, но это мы пофиксим «конвеером» из жетонов, чтобы игроки могли видеть их появление на несколько ходов вперёд. Тем самым мы дадим игрокам разную мотивацию на получение конкретных жетонов, исходя из выбранной ими стратегии. Которая, к слову, появится, ведь мы естественным образом усложним и условия победы в игре, или добавим в игру эффекты жетонов. Ну и в довершение придумаем, куда ещё игроки могут тратить деньги, кроме как на аукцион. Ведь это добавит игре вариативности: в качестве эксперимента я предлагаю позволить за 1 монету передвинуть по полю 1 жетон.
Вот и получилось вывести игру на новый уровень восприятия, усложнив всего 1 процесс. А чтобы нам ярче почувствовать разницу, ещё раз ответим на 4 вопроса.
Блок 3.
Купите сейчас:Сколько жетонов здесь может лежать?
— Только 1 жетон.Что мне нужно, чтобы положить сюда жетон?
— Выиграть закрытый аукцион, отдав больше всех монет.
Где хранятся эти жетоны в остальное время?
— 5 открытых жетонов лежат друг за другом рядом с полем, а остальные неподалёку в закрытом виде.
Зачем мне класть конкретно сюда конкретно этот жетон?
— Я смогу применить эффект жетона или локации. Также за некоторые сочетания я получу победные очки, которые приблизят меня к победе.
Гарантирую, что в такую игру будет приятнее играть, чем в ту, из которой она выросла посредством усложнения. Кое можно делать пpaктически до бесконечности — верхней планкой является только человеческая способность обpaбатывать некоторый объём информации. Ну.., помимо сроков разработки, цены на полках, вашего личного интереса и наличия других дел.
Купи сейчас:Как вы можете заметить, я только сейчас упоминаю модные слова воркерплейсмент, декбилдинг, хэндменеджмент. Почему? Отвечу в следующей статье, если будет настроение и я не забуду это обещание(;
Спасибо, что дочитали эту статью! Надеюсь, она была вам полезна. Если вы хотите ближе познакомиться с хитростями гeймдизайна, то я даю частные уроки и оказываю сопровождение проектов вплоть до издания. По всем вопросам пишите на yuracontraveto@mail.ru
Комментарии:
Первые впечатления от игры «World of Warcraft»...
06 11 2025 20:27:49
Делать полномасштабный дизайн игр сейчас нет смысла, ибо неизвестно, что именно мы сумеем продать. Но прототипы требуют, назовем это так: ДИЗАЙНЕРСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ компонентов для распечатывания на цветном принтере....
05 11 2025 9:41:55
Работа над игрой скоро начнется, сроки поступления и стоимость станут известны позже. Ахой!...
04 11 2025 8:50:24
Небольшой обзор настольной игры «Код да Винчи»...
29 10 2025 6:43:48
«Я вышел из дому, намереваясь испробовать новое ружье, и уже растратил весь свой запас дроби, как вдруг из-под моих ног совершенно неожиданно вспорхнула стая куропаток, – рассказывал намного позже друзьям барон о своей жизни в России. – Желание видеть вечером несколько штук из них у себя на столе заставило меня придумать способ, к которому и вы, милостивые государи, можете вполне в случае надобности прибегнуть, положившись на мое слово. Заметив, куда опустились куропатки, я поспешно зарядил ружье, использовав для этого вместо дроби шомпол, верхний конец которого я, насколько возможно в такой спешке, немного заострил. Затем я подкрался к куропаткам и, лишь только они вспорхнули, выстрелил и имел удовольствие наблюдать, как мой шомпол с нанизанными на нем семью куропатками в нескольких шагах от меня медленно опускался на землю. Бедным птицам оставалось лишь удивляться, что они так рано оказались на вертеле! Да, как я уже говорил, в жизни всегда нужно уметь найти выход…»...
28 10 2025 7:46:48
Игра выглядит очень эффектно: большая коробка с органайзером, красочные иллюстрации, крупное поле, карты регионов (провинций), карты с врагами, много разноцветных дайсов, кучки кубиков для ресурсов, жетоны для каждого игрока и шайбы-маркеры....
26 10 2025 6:12:42
Игра предназначена для пределов от двух до пяти завоевателей, при этом тактика игры при различном числе игроков весьма ощутимо меняется....
25 10 2025 19:18:21
Тем же, кто не играл в Doom, я не рекомендую обращать внимание на это дополнение. Оригинальная игра не отличалась особой увлекательностью и, судя по всему, при игре с дополнением кардинальных перемен в этом плане не наблюдается....
24 10 2025 20:22:46
Скачать материалы для игры Legendary Encounters: The X-Files Deck Building Game...
23 10 2025 2:45:41
Страницы 1-15 рубашки на странице 49
страницы 16-26 рубашка 50
страницы 30-43 рубашка 51
страница 44 рубашка 52
страница 45-46 рубашка 53
страница 47-48 рубашка 54...
22 10 2025 1:36:20
Upd. от 08.04.2008
В этом переводе встречаются ошибки, поэтому рекомендую скачивать мой перевод игры Anima: Shadow of Omega....
21 10 2025 8:47:46
3. “Politics is war without bloodshed, while war is politics with bloodshed.” (Мао Цзе Дун);...
20 10 2025 11:18:23
Мне это не по душе. Я люблю настолки. Мне нравится про них читать и писать, чем я занимаюсь уже довольно долго. Но больше всего мне нравится играть в игры. А в последнее время, это, увы, происходит значительно реже, чем хотелось бы....
19 10 2025 3:25:10
Первое и второе дополнения (которые несут на себе цифры 2 и 3 соответственно) были локализованы под названиями «Дикий топор» и «Клирические ошибки». Заглянув в рекламно-информационный вкладыш, можно видеть и предполагаемые названия следующих дополнений. Вот они (по порядку номеров): «Тяга к коняге», «Следопуты», «Чокнутые подземелья» и «Снова карты»....
18 10 2025 21:13:11
Первые три места по итогам турнира распределились следующим образом:...
17 10 2025 18:53:20
Особенности этого PnP
Оригинальный размер карт
Некрасивый шрифт локализации заменён на Русифицированный оригинальный шрифт
Замена названий персонажей. Были: «Злой дух», «Добрый дух» и «Пересмешник». Стали: «Бука», «Фея» и «Песочный человечек» (ближе к оригиналу)
Добавлены бонус карты Снов: https://www.boardgamegeek.com/boardgameexpansion/238474/when-i-dream-bonus-cards
Добавлены три «фанатские» карты Снов за моим авторством (не пропадать же пустому месту на листе)
Сделан аналог пластиковой «кровати» из комплекта с игрой. Его нужно напечатать на принтере, наклеить на 2 мм картон, вырезать по контурам.
Метки для реза отключаемые. Есть линии для реза (всё на отдельных слоях)
Допуск под смещение печати — 2 мм.
Дополнительно потребуется:
Песочные часы на 2 минуты (или аналог)
Маска для сна (повязка на глаза, или иной аналог)
...
14 10 2025 12:42:52
Приходится признать, что у отечественных издателей проторенные тропы пока в большем почёте, чем новые горизонты. Однако перед нами примечательный случай: «Из грязи в князи» и сегодня смотрится свежо, да ещё и оформлена игра на совесть....
13 10 2025 23:32:11
Уверен, что многим будет интересен его рассказ, а ответы будут достойны вопросов....
09 10 2025 0:23:15
Bloodborne: The Card Game, предлагает игрокам поучаствовать в 30-минутном забеге по подземелью: убивать монстров, чтобы собирать их кровь, и пытаться при этом не погибнуть. По словам автора игры, игроков ждёт риск-менеджмент, приправленный коллективными и тактическими решениями, а также менеджментом инвентаря и улучшений....
08 10 2025 2:38:19
Второе погружение в мир настольных игр началось после моего переезда в Москву в 2005 году. Причём начал я не с Каркассона или Колонизаторов, а сразу с варгeймов. И первая посылка, заказанная на западе, уже была частично варгeймерская. Моё увлечение сопровождалось знакомством с замечательными людьми, ветеранами россиского варгeйминга – Игорем Лукьяновым, Ильёй Литсиосом и другими, которые доброжелательно отнеслись ко мне и поддержали в моём новом увлечении. В 2008 году я создал форум настольных варгeймов (http://boardwars.forum24.ru/), поскольку хотелось общаться, выкладывать отчёты, обсуждать игры, а места такого в рунете не было....
07 10 2025 6:24:58
Обзор настольной игры «Dungeon Twister»...
06 10 2025 1:30:45
Стоимость локализованного издания пока неизвестна. Напомню, что у английской версии цена достаточно немаленькая, примерно $45. Так что нужно быть мopaльно готовыми к появлению в продаже локализации рублей за 1500 — 1700 (а то и за две тысячи, с учётом "улучшенного издания")....
05 10 2025 15:39:28
Вот как выглядит игровое поле:...
04 10 2025 15:46:45
Tales of Evil (2019)
– Автор: Antonio Ferrara
– Тематическая, 1-5 игроков, 75 минут
– Area Movement, Dice Rolling, Storytelling, Variable Phase Order
– Проект заканчивается: 19 декабря
– Помощники: 1006
– Список игр на BGG
Борьба с силами зла....
03 10 2025 18:41:46
Space. Masters of Universe была самой красивой из трёх. Большое игровое поле с изображением космоса, пластиковые космические кораблики, какие-то карточки. В игре нужно было перевозить грузы между планетами (за это давали то ли деньги, то ли очки) и ещё можно было, кажется, немного сражаться. В теории всё это выглядело интересно, но реализовано было из рук вон плохо. Корабли летали в космосе по системе "кинь-двинь", т.е. сколько выбросил на кубике, столько и пролетел. Меня эта система просто добила, играть в такое я отказался....
02 10 2025 22:58:40
Скачать материалы для игры Ninja vs. Ninja (rar, 3.5 Mb)...
01 10 2025 11:47:25
Обзор игры «Vampire: Prince of the City»...
29 09 2025 21:58:41
Что может быть настолько же важно для настольщика, как получать удовольствие от игры? Победить, конечно же, похвастаться победой, а заодно получить крутой приз! Именно поэтому мы приготовили для вас самый масштабный турнир по настольным играм с самым большим призовым фондом в истории России — 300 000 рублей!...
27 09 2025 7:29:18
Скачать материалы для игры Bismarсk (rar, 1.84 Mb)...
24 09 2025 9:18:41
Скачать материалы для игры One Deck Dungeon: Forest Shadows...
20 09 2025 10:52:12
Знакомьтесь — группа разработчиков игр «EFG»...
19 09 2025 22:24:41
Скачать материалы для игры Legendary Encounters: An Alien Deck-Building Game на русском языке...
18 09 2025 11:25:35
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку