Итоги 2017 года

Говорить об итогах нынешнего года в настольной индустрии крайне приятно. В 2017-м на отечественном рынке случился качественный скачок. У нас и до этого дела шли неплохо, было несколько настольных издательств, каждый выдавал некоторое количество локализаций для разной аудитории. Но именно в 2017-м картина поменялась кардинально. Ранее можно было видеть как чуть ли не еженедельно появлялись новости о выпуске очередной игры, но зачастую это были разнообразные филлеры и детские игры. Теперь же мы видим совершенно иное, чуть ли не каждую неделю появляются совсем другие новости, о локализации игр, рассчитанных на опытных настольщиков.
Здесь можно возражать, говорить о том, что это не совсем настоящие локализации, потому что игра издаётся крайне ограниченным тиражом, счёт идёт на сотни коробок, плюс все они расходятся по предзаказу, не развивается рынок, в процессе не участвует розница, да и повторный тираж возможен лишь в редких случаях. Но моё мнение таково: раньше многие игры нельзя было достать на русском, теперь – можно. И выпускаются новинки с завидным постоянством. Поэтому с точки зрения игрока всё стало сильно лучше, доступнее и проще. И, смею надеяться, в будущем эта тенденция сохранится.
Не зря же говорят, что конкуренция всегда идёт на пользу потребителю. Вот, вспомните, как было ещё каких-то пару лет назад. Выходит на западе громкая новинка, а говорить о её локализации в России начинают далеко не сразу, и то – если вообще начинают. Сейчас всё не так. Игроков на рынке стало больше, и каждый норовит откусить свой кусок пирога. И в результате разрыв между релизами крайне сократится. Потому что каждый издатель теперь думает только об одном, какую ещё бы локализовать игрушку, каждый высматривает на рынке игры, в надежде отыскать жемчужину, способную обеспечить большие продажи. И каждый стремится сделать всё раньше конкурентов. Да что там говорить, появились даже случаи, когда кто-то из издателей уже собрался что-то издавать, а тут вдруг договорённости меняются, и игра уходит в другую компанию.
И, посмотрите, по этому пути идут все участники рынка. Тренд, я бы сказал, задают небольшие новички, в первую очередь Crowd Games и «Лавка игр», но и наши традиционные издатели, такие как «Мир Хобби» и «Звезда» тоже радуют ранними релизами. Та же Runebound 3rd Edition или третья часть «Андора» вышли с крайне небольшими задержками, а «Стиль Жизни» второй год подряд крайне оперативно выпускает локализацию «Пандемии: Наследие». В строй с «традиционными» издателями уверенно встала компания GaGa Games, стабильно выдающая новинки на рынок, среди которых такие хиты как различные вариации «Кодовых имён» и «Война кольца».
В общем, такой «импорт», выпуск иностранных настолок внутри страны, расширяется крайне успешно, и для российских игроков это хорошо. Особенно в свете роста цен на доставку игр из зарубежных интернет-магазинов, и маячащего где-то на горизонте понижения порога цены для закупок из-за рубежа. Уверен, даже если все это будет реализовано, вполне можно будет жить и играть в то, что издают у нас.
Что касается наших внутренних дел, тут особых изменений как-то не наблюдается. Всё стабильно хорошо. Среди издателей на первом месте остаётся «Мир Хобби». На второе место по количеству релизов я бы поставил GaGa Games. Ну и традиционные «Игровед» и «Звезда» также присутствуют. Причём, «Звезда» берёт курс на расширение настольного направления, уже в этом году вышли квест-игры серии Exit, и в 2018-м году ждём новых приятных сюрпризов! Ещё на рынке присутствуют «Правильные игры», «Интаглиф», Cosmodrome Games и «Степ Паззл», но выпускают они не очень много игр, нет такого, чтобы кто-то выдавал ряд громких проектов. Это ситуация прошлого года, в этом году она повторяется, и в следующем, пожалуй, останется без изменений. Разве что Cosmodrome Games вдруг без предупреждения выдаст какой-нибудь хит. Ну и в плане локализации событие года, это, конечно, Twilight Imperium. Она, правда, выходит в России только в 2018-м, но решение уже принято, вопрос только в реализации. Возможно про эту игру слышал далеко не каждый настольщик, но это эпохальный проект. С него, пpaктически, начинался «Мир Хобби», и, можно даже услышать добрую шутку, что создавалось издательство с одной только целью – выпустить на русском новые «Сумерки». Михаил Акулов, генеральный директор «Мира Хобби», решивший эту задачу, огромный молодец.
В плане издания игр видны подвижки по дополнениям. Раньше было как, выходит какая-нибудь игра (не берём в расчёт бесконечные «Манчкины» и «Колонизаторы»), а дополнения к ней нет. И неизвестно, будет ли. Сейчас ситуация улучшилась. Зачастую новинки выпускаются сразу с дополнением, как, например, «Виноделие». Там же, где дополнения востребованы, они появляются. Это и пример Time Stories, и «Серп», и даже «Брюгге», к которому доп просили уже давно. Да что там, вон, вслед за новой локализацией Race for the Galaxy уже появилось первое дополнение и на подходе второе.
Если смотреть на ситуацию внутри страны глубже, есть авторы, есть гильдия разработчиков, есть отечественные релизы в небольшом количестве. Пока что у нас получается всего 1-2 большие премьеры в год. Так, в 2017-м это «Бронза» и, пожалуй, «Барбария». Не сказал бы, что это много. Тут ещё есть куда расти, и мы вырастем. Как минимум два плодовитых автора в стране есть, это Николая Пегасов и Юрий Журавлёв, у которых в загашнике точно имеется по несколько проектов. И есть ещё потенциал гильдии, где выкованы те же «Индейцы» и «Покорение космоса», там же рождается «Смартфон» Ивана Лашина.
И ещё есть пожелание насчёт развития всяких соревнований. У нас ежегодно проводятся турниры и чемпионаты, на том же «Игроконе» всегда организуются финальные игры по настолкам из ассортимента «Мира Хобби», но именно в этом году, как мне кажется, турнирная составляющая не была особо активной. Тут можно пожелать, чтобы в следующем году как можно больше издателей поддерживали свою продукцию турнирами и соревнованиями. У того же «Мира Хобби» есть хороший задел на будущее, ожидается локализация Star Wars: Destiny, карточной игры, по которой регулярные турниры просто необходимы.
Ещё в этом году вновь перерос сам себя фестиваль настольных игр «Игрокон». Он вновь проводился на площадке Гостиного двора, только теперь даже там уже становится тесновато. Мероприятие по-прежнему прекрасное, это квинтессенция хобби, место, где встречаются все издатели, все игроки, где можно пообщаться с авторами и пощупать самые свежие новинки. Но шутка ли, 30 тысяч посетителей за два дня?! Очень интересно, каким будет будущий «Игрокон». Полагаю, на решение сделать вход платным пока ещё преждевременно, но, может быть, будет какой-то новый павильон? Только есть ли какое-то другое место, сопоставимое с Гостиным двором, чтобы было ещё больше, и столь же удобным. Ведь, центр Москвы, рядом Красная площадь, да и от метро всего два шага.
Хотелось бы упомянуть о развитии блогосферы, но говорить особо не о чем. Всё как было, так и осталось. В «Настольных играх из Латвии» пишет о новинках Владимир Шлапаков (boardgameslv.wordpress.com), периодически рассказывает о своих впечатлениях Слава «Зордок» Юмин (diced.ru). Изредка что-то пишет Нюсечка (nedomino.me). Есть люди, которые периодически публикуют отчёты на «Тесере», но их можно пересчитать по пальцам одной руки. Ещё неустанно трудится тов. Pard, чьи статистические изыскания, обзоры и прочие материалы можно регулярно наблюдать прямо здесь, на BoardGamer.ru. И, пожалуй, и всё. Ну и появилось пара новых проектов, «Марафон настолок» и PRO BOARD GAMES. В целом тексты умирают. Более активно развивается направление видеоблоггинга, но что там и как происходит сказать не могу, всё это идёт фоном, где-то мимо. Знаю, что на первых ролях там Алексей Зуйков, ещё активно работает канал «Твой игровой», да развивается OMG GAMES во главе с Ильёй Мурсеевым. Но что они там показывают и про что рассказывают, тут комментариев нет, ничего не смотрю.
За рубежом в этом году каких-то серьёзных изменений не произошло. Издательства живут, игры выпускаются, их становится всё больше. Объёмы новинок на Эссене перевалили за 1000 позиций, так что перед обзорщиками и игроками пpaктически уже стоит задача объять необъятное. Эпизодически в настольной среде проявляются попытки противостоять «нашествию» новинок, люди записываются в акции наподобие «10х10», ставя себе план сыграть в будущем году по 10 раз в 10 разных игр. Кто-то, вообще, даёт зарок приобретать новинки, осознавая, что и старых запасов хватит ещё на долго. В общем, мы живём в эпоху изобилия. И в таких условиях есть смысл сосредоточить своё внимание на отдельных, наиболее успешных проектах. Тем более, что ежегодно на рынке появляется что-то новенькое. Например, в 2017-м выпустили Magic Maze («Маго-маркет»), инновационную игрушку в режиме реального времени. Также набирают популярность «квестовые» игры, к числу которых относятся серии Exit и Unlock (кстати, они также стоят в планах на локализацию).
Ещё за границей уже не первый год успешно работает «Кикстартер», площадка по софинансированию издания игр. И до сих пор к ней отношение неоднозначное. Кто-то говорит о том, что там в основном продают не игры, а игрушки, коробки, доверху наполненные фигурками, с которым прилагаются некие сомнительного качества правила. Кто-то, напротив, утверждает, что именно благодаря «Кикстартеру» многие игры в принципе смогли увидеть свет. У нас в стране есть некий аналог, «Бумстартер». Там периодически тоже объявляются кампании по сбору средств на издание какой-нибудь игры, только, если честно, отношение к ним у меня пока крайне скептическое. Да, некоторые проекты даже собирают требуемую сумму. Но на общем фоне они пока не особо заметны, по большей части выставляется что-то не очень вразумительное. Так что тут мы тоже будем видеть в будущем качественные изменения. Хотя не факт, что что-то поменяется именно в следующем году.
Ещё один тренд современности – это настолки в цифре. Здесь развитие идёт в двух параллельных направлениях. Первое – это использование цифровых приложений в традиционных настольных играх. Происходит это не так уж часто, пока это единицы, но тенденция обозначилась чётко. Вот, из последних новостей, в игре Imperial Assault с помощью планшета реализовали комaндный режим, теперь игроки смогут сражаться во вселенной «Звёздных войн» не только друг против друга, но и сообща выступить против компьютерного противника, управляющего фигурками на игровом поле. Второе направление, это, собственно, перевод традиционных игр на цифровые устройства. И тут дело идёт полным ходом. Только в этом году появилось немало хороших проектов, в числе которых и «Сквозь века», и разpaбатывающаяся годами «7 чудес». Развиваются сетевые сервисы Tabletopia и Tabletop Simulator, воспроизводящие традиционные настольные игры на экране компьютера. Надо сказать, даже я лично немного поддался веянию и нет-нет, да раскладываю иногда на планшете партию-другую в Age of Rivals, отличную карточную игрушку, которую обычном «бумажном» виде реализовать было бы очень сложно, если не невозможно.
Каков же итог? Издательств стало больше. Игр стало больше. А результат виден налицо, это изобилие и разнообразие на рынке, буквально каждый теперь может найти игрушку по вкусу, и особенно приятно, что такой выбор теперь есть даже и у гиков. Остаётся только пожелать, чтобы в следующем году все эти позитивные тенденции сохранялись, чтобы новинки всё так же выходили пpaктически одновременно с мировыми релизами, чтобы к хорошим играм обязательно издавались и хорошие дополнения, и чтобы ценники на игры были доступны.
Вот, в общем-то, и все. Год был очень хорошим, а, а следующий должен стать ещё лучше!
Комментарии:
Мне в этом году выпал настольщик из Канады...
11 12 2025 13:40:23
Про «Ужас Аркхэма» будут небольшие спойлеры по второму сценарию....
10 12 2025 1:19:29
Легендарный «Манчкин» во вселенной Льюиса Кэрролла со знакомыми персонажами любимой с детства сказки для компании 3-6 человек. Теперь действие происходит на большом игровом поле, где расположены монстры и такой сильный враг как Бармаглот. И дополняет игру яркие иллюстрации и незамысловатые правила....
06 12 2025 22:25:39
2. Добавить в этот гиклист игру, про которую вы написали отчёт о партии, и в описании записи указать ссылку на ваш отчёт (отчёты о партии проходят премодерацию, так что тема с отчётом появится не сразу — не волнуйтесь, надо просто подождать немного)....
03 12 2025 23:15:52
Несыгранные карты отправляются в центр стола лицом вверх, чтобы другие игроки могли набросится на них, как стepвятники потому, что вы положили, к примеру, вот этого зеленого орка, который им так отчаянно нужен....
02 12 2025 13:19:45
При подготовке данного обзора у меня было слегка странное ощущение, весьма смешанные чувства: очевидно, что «большая» версия глубже и шире по возможностям, чем No Siesta, но станет ли она от этого лучше? Можно ли сравнить плюсы каждой из игр и сделать вывод, какая из них лучше? Или просто оставить всё как есть и пусть время покажет? Но не сдохнут ли тогда от голода эти маленькие чудесные поросята, которых я с таким трудом растил, играя в обе игры?...
01 12 2025 13:35:13
В свой ход игрок выбирает один из тайлов, получает указанные на нём корабли из резерва, затем может продать или купить ещё один корабль, после чего помещает свои корабли на поле. На нём есть 5 стартовых точек, откуда корабли появляются в игре. Впоследствии новые корабли нужно размещать рядом с выставленными ранее. Более того, линия кораблей должна всегда продолжаться и не может «разветвляться»....
30 11 2025 18:46:21
Отдельная благодарность zozich за часть материалов и KoTDesign за помощь со шрифтами....
28 11 2025 20:52:42
«Tales & Legends of Small World» — распечатай и играй...
25 11 2025 3:44:43
Оформление у игры хорошее, всё в стиле тех самых «Поселенцев», но вот сама игра оставляет несколько странные ощущения....
24 11 2025 17:43:47
Для тех, кто ждал. Для тех, кто спрашивал. Для тех, кто надеялся. У нас есть новости. ?...
23 11 2025 3:47:57
Свод арабских сказок, якобы рассказанных Шахрияру по ночам, так и называется — «Тысяча и одна ночь». А игра, о которой сегодня пойдёт речь, представляет собой симулятор мира этих самых сказок....
22 11 2025 9:37:57
— временная медаль за владение объектом;...
21 11 2025 17:43:39
В правила игры заложен механизм, позволяющий брать любую из доступных карт, так что выбор игрока несколько ограничен. Хотя, по большому счёту, скорее всего он достаточно прост: если есть недостающая часть — бери её. Вероятно, игра имеет две стратегии: собирай любых животных и получай очков, сколько получится, либо пытайся создать "правильных" существ, приносящих больше очков. Вопрос лишь в том, как это выглядит на пpaктике. Не получится ли, что в первом случае игра будет идти на автомате, а во втором всё будет зависеть от случая — пришли нужные карты или нет....
20 11 2025 22:59:13
Скачать материалы для игры Kingdomino (pdf, 20 Mb)...
19 11 2025 8:49:41
P.S. Сразу хочу предупредить всех фанатов Memoir 44, что автор блога имеет свое устоявшееся мнение и заставить его поменять будет весьма сложно. Готов выслушать разумные доводы, но заставить вступить в холивар меня будет (как?) нелегко. Ну и к тому же у меня тут диктатура 🙂 И да — я фанат Battles of Westeros, поэтому возможно какие-то доводы были взяты из сравнения этих игр. ...
15 11 2025 20:51:11
Хочу сразу заметить, что под "русским" в данном случае я понимаю некое духовное родство, мышление и самовосприятие. Русской игрой может быть игра, созданная татариным, украинцем или азербайджанцем. Всё-таки много кровь мешалась за историю, много общего до сих пор осталось после распада Союза. ...
14 11 2025 5:21:44
Вот наши контакты: ololiuluky@yandex.ru...
11 11 2025 18:37:54
Его Блог о настольных играх получает постоянную прописку в разделе "Ссылки"...
09 11 2025 0:56:31
А.Б.: В последние месяцы мне понравились Navegador, The Big Idea, Glory to Rome. Я много играл онлайн в Though the Age. У меня не хватает времени, чтобы играть больше, тестирование моих собственных прототипов отнимают у меня много личного игрового времени... Когда я заканчиваю одну из своих игр, я в нее больше не играю. Как только я распечатаю коробку со своей собственной игрой, я уже начинаю работать над новым проектом......
08 11 2025 1:20:15
В начале партии втёмную выбирают и откладывают в сторону карту одного из монахов — это и будет убийца. Оставшиеся карты монахов частично распределяются между игроками — их уже можно отметить как находящихся вне подозрения на персональных листах расследования. В ходе партии игроки путешествуют по игровому полю — схеме монастыря. Аббатство изобилует различными комнатами и укромными уголками: тут есть и трапезная, и скрипторий с библиотекой, кельи и исповедальни. Каждой из этих комнат в игре отводится определённая функция: в келье и исповедальне можно вытянуть карту монаха из руки определённого игрока, в трапезной — получить новые карты монахов, которые ещё никто не видел, а в скриптории и библиотеке — использовать карты дополнительных возможностей. Кроме того, когда два игрока оказываются в одной комнате, они могут обменяться информацией относительно одной из примет подозреваемых. При этом обманывать нельзя, а сказанное слышат все участники игры....
07 11 2025 20:24:35
Скачать материалы для игры Top Secret Spies (zip, 7.5 Mb)...
06 11 2025 21:37:56
Самодельный набор Memoir '44. Ежи из спичек — это нечто!...
05 11 2025 1:30:22
13 армий — по 2 листа на армию; фишки баз, ранений, яд, сеть и тд. — всего 2 листа, не для двусторонней печати; основное поле на 4 листа и дуэльное на 2 листа; 4 наемника и мед бомбер — большое спасибо за них Asaq; террейн из Babel 13; бонусная артиллерия аванпоста с правилами к ней на английском; Army Lists все на русском, кроме dancer и mississippi (думсдей машин есть в английских правилах 3.0); правила — на рус. для 2.5 и 3.0 редакций, часть babel 13 и duel. На анг. для babel 13 (миссии, террейн) и 3.0; FAQ старое на рус. для первых 4 армий Проба Мефисто https://vk.com/doc-47790959_437325625...
04 11 2025 21:10:29
Новые герои для настольной игры «Кандамир»...
01 11 2025 10:25:30
Если Вам понравилась моя разработка, поддержите в рейтинге....
30 10 2025 12:24:34
Меня зовут Владислав, я автор игры «Инвестиция». С детства я увлекаюсь настольными играми, особенно экономическими. Играл и в Монополию, которая мне, конечно, нравилась, но лет с 12-ти стала казаться слишком быстрой и простой. Кому повезло раньше других собрать и отстроить группу из трех предприятий, тот и победил — трудно проявить свои личные качества игрока в таких обстоятельствах. И я создал новую игру, внешне похожую на Монополию, но совсем иную по содержанию!...
29 10 2025 18:35:27
Семейство: Древняя, Халмаподобная (игры-переходы), Коноподобная
Тип: Абстpaктная, Игра с полной информацией
Категория: Абстpaктная стратегия
Механизм: Перемещение по сетке (Grid Movement), Захват фишек прыжком через свою подставную (Capture Chips Jump Through His Dummy), Перемещение от точки до точки (Point to Point Movement)
Количество игроков: 2
Возраст: 6+
Время подготовки к игре: меньше 1 мин.
Длительность партии: 5-10 мин.
Сложность правил: Низкая
Время освоения: 3 мин.
Уровень стратегии: Средний
Тип поля: Сетка
Размерность поля: 5×5
Локация: Восточная Азия, Корея
Навыки: Тактика, стратегия, внимание, наблюдательность
Альтернативные названия: O-Pat-Ko-No, Exchange Kono, Five Field Kono...
28 10 2025 20:37:20
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку