«Ордонанс» против «Затерянных городов» > Для семей участников СВО (отзывы, цены, где купить)
+7(977)9328978 Лучшее. Экономное. Доступное    
Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

«Ордонанс» против «Затерянных городов»

«Ордонанс» против «Затерянных городов»

 

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор, в котором сравниваются игры Затерянные города и Ордонанс. Михаил пишет, что это в чём-то схожие игры, которые предъявляют к игрокам разные требования: в Ордонансе нужен расчёт, а в Затерянных городах — хитрость. 

Давненько что-то не выходило у меня сравнительных обзоров… и, как нередко бывает в таких случаях, тема однажды возникла сама собой. Каким образом — об этом в конце, а пока что прошу приветствовать: «Ордонанс» с одной стороны и «Затерянные города» с другой. Да-да, сегодня будет сравниваться игра отечественная против игры зарубежной — да не какой-нибудь зарубежной, а детища монстра игростроения доктора Райнера Книзья. И на всякий случай напоминаю: про «Затерянные города» у меня естьотдельный и подробный обзор.

Игры действительно многим похоже — очень многим, хотя при этом и совсем разные; такой вот парадокс. Сходство начинается уже непосредственно с сеттинга: обе изначально являются дуэльными, то есть по идее рассчитаны на двух соперников, хотя впоследствии были снабжены расширениями правил, позволяющими играть более чем вдвоём.

Обе игры полуабстpaктны. Напомню, под этим термином я подразумеваю ситуацию, когда определённый сюжет заявлен, но пpaктически он почти ничего не значит, и игра может быть «переиначена» под другую легенду с лёгкостью неимоверной. В «Ордонансе» (далее просто “О”) речь идёт о сборе армий крестоносцев, а в «Городах» (далее “ЗГ”) о рискованных экспедициях отважных путешественников, но…

Замените отрядные значки на изображения уличной еды — мороженое, шаурма, шашлык, беляш, гамбургер, — и вместо “О” вы получите игру о магнатах фастфуда, соперничающих за аудиторию жрецов (от слова «жрать») в крупнейших российских городах. 🙂 Даже новые иллюстрации рисовать не надо, достаточно сходить в библиотеку и поднять подшивку журнала «Крокодил» за 1980-е годы, там чуть не в каждом номере критиковали советский общепит с соответствующими карикатурами. 🙂

Точно так же я с лёгкостью трaнcформирую вам “ЗГ” в игру про нефтяных олигархов, бурящих свои скважины в пяти российских регионах. Карты пари можно заменить картами распальцовок. Иллюстрации вообще примитивные можно сделать: на «земляном» фоне вертикальная стальная труба, идущая через чёрные пласты нефти — чем больше число на карте, тем тоньше труба и тем больше нефтяных пластов. Ну, а на коробку можно тиснуть кадр из первой половины фильма «Армагеддон». С Брюсом Уиллисом в роли нефтяника, ага. 🙂

В предыдущем абзаце, кстати, я обыграл особенность оформления «ЗГ»: карты там образуют последовательность не только по порядку номеров. Выложив их по этим номерам одну на другую со смещением, можно получить составное изображение этакой цепочкой. А вот в «О» такой особенности нет, зато иллюстрации на картах рисовал не кто-нибудь, а сам Гюстав Дорé. То есть он их, конечно, рисовал для тpaктата об истории крестовых походов, а здесь они удачно пришлись в тему… или это, наоборот, создатели игры привязали её к понравившимся иллюстрациям? Последний вариант тоже не исключён.

Забавное сходство обеих игр заключается ещё и в том, что обе они имеют (в том или ином виде) игровое поле, и в обоих случаях это поле не нужно. 🙂 Ну, во всяком случае, если играть вдвоём:

В “О” на двоих поле представляет собой линейку, просто выравнивающую пять игровых локаций с двух сторон. В принципе эти пять локаций можно обозначить чем угодно: монетками, спичками, камешками, кубиками-дайсами… Вот если игроков больше двух — тогда конечно. Тогда нужно чётко видеть, где у кого локация с каким номером (и что он в неё положил). Но и здесь можно обойтись дайсами: берём их по пять штук на игрока, кладём у каждого гранями от “1” до “5” вверх, вот вам и локации. Тогда колода карт и победные жетоны очень компактно уместятся в стандартный декбокс.

В “ЗГ” поле помогает игрокам не запутаться с цветами (чтобы с двух сторон всё соответствовало друг другу) и заодно служит местом организованного хранения сброшенных карт. Можно просто вырезать из цветного картона пять прямоугольников в размер карты — жёлтый, синий, белый, зелёный, красный — добавить их к колоде, и игра опять-таки станет заметно компактнее в хранении и переноске.

Итак, в обоих случаях игроки выкладывают карты в пять локаций, соперничая между собой. А вот тут уже начинаются различия в игровой механике!

Во-первых, отличаются задачи выкладки. В “ЗГ” задачей является выложить суммарно как можно больше очков; в “О” — как можно более сильную комбинацию. Комбинации чем-то похожи на покерные: чем больше символов в одном столбце, тем сильнее, и чем правее этот столбец — тем тоже сильнее; учитывается то и другое.

Во-вторых, сильно отличается хаpaктер соперничества за локации. В “ЗГ” любую из карт можно сыграть в свой цвет и только в него. Повторяющихся карт (за исключением карт пари) нету. Каждая локация приносит (или отнимает) очки, причём это влияет только на итоговый счёт. Нет такого понятия, как «победа в локации» — каждый может получить с неё очки. С другой стороны, в “О” много повторяющихся карт, и каждая может быть сыграна в любую локацию. Победу приносит именно число «завоёванных» локаций, и каждое такое завоевание эксклюзивно.

В-третьих, наличие сброса. В “ЗГ” он присутствует (и это ради него введено игровое поле), в “О” нет. То есть, в “ЗГ” можно убрать из руки ненужную карту (и потом, если повезёт, заполучить её назад, буде она вдруг-таки окажется нужной!), а вот в “О” придётся класть её в одну из локаций — возможно, испортив какую-то задумку. А возможно, и наоборот.

Потому что из трёх названных различий игровых механик вытекает отличие в тактике! Основа тактики в “ЗГ” заключается как раз в грамотной работе со сбросом. За его счёт можно сделать многое: потянуть конец партии или в середине попридержать темп (вынудив соперника начать экспедицию со сравнительно старших карт), затеять ранее бесперспективную экспедицию, воспользовавшись чужим дискардом… да мало ли чего. Даже психологически повлиять на противника можно, запоздало сбросив карту, которая очччень бы ему помогла парой ходов раньше. 🙂 А вот в “О” тактика совсем другая: здесь надлежит, грамотно и взвешенно оценивая ситуацию, определить для себя одну-две заведомо невыигрышные локации, и играть в них ненужные карты — да по возможности ещё и так, чтобы противник не сумел распознать этот замысел.

А отсюда — громадная разница в игровой психологии. Если определять её одним словом, то для “ЗГ” надобно будет сказать слово «хитрость», а для “О” слово «расчёт». 🙂 А это разные вещи, ой как разные! И если честно, то лично мне гораздо ближе хитрость… 😉

Ну и наконец, — а что же дальше? В смысле расширяемости игр. В случае с “ЗГ” — пpaктически ничего. Можно разве что приобрести вторую коробку и разложить вариант на четверых. В случае с “О” расширяемость присутствует. Там, конечно, тоже можно играть двойным комплектом более чем вдвоём, но есть и самостоятельное дополнение под названием «Королевства крестоносцев». Оно включает в себя карты приказов (позволяют двигать отряды), карты королевств (модифицируют свойства локаций) и новые карты отрядов (с двумя рядами значков). А есть игровые коробки, которые сразу включают расширенные наборы карт (образец см. в «шапке» этого обзора). И есть ещё «бустеры», включающие несколько случайных карт дополнения — дескать, чего хотите, того и добавляйте. дypaцкая идея на мой взгляд, это всё ж таки ни разу не ККИ…

И ещё остаётся странное послевкусие: на мой взгляд, из этих двух игр имя Райнера Книзья гораздо лучше подходит к много более математичному «Ордонансу». 🙂 Который — именно из-за своей математичности! — нравится мне меньше «Затерянных городов». Ну… хотите математичности от д-ра Р.К. — посмотрите в сторону «BattleLine». 🙂 Который, в общем-то, похож на «Ордонанс» гораздо больше «Городов».

Да, и я обещал рассказать, почему в сравнение напросились именно эти две игры (мягко говоря, отнюдь не новые). Тут всё просто: идея проистекла из разговора о лицензируемости игрового арта и нелицензируемости игровых механик. В порядке хохмы родилась идея вышеописанной локализации «Ордонанса», потом мой собеседник заметил: «хм, пять столбцов карт напротив, похоже кстати на “Затерянные города”…» Локализовали заодно и их тож… ну, а там мысль о сравнении засела в голове, и вот она реализовалась.

Интересно, однако, а не надумает ли кто-нибудь из отечественных игроделов реализовать нечто подобное всерьёз?… 😉



Комментарии:

Перевод материалов для «Dominion: Intrigue»

Перевод материалов для «Dominion: Intrigue» Скачать перевод материалов для Dominion: Intrigue (rar, 7.5 Mb)...

13 12 2025 12:36:39

Pathfinder – распечатай и играй

Pathfinder – распечатай и играй Ход (Последовательность действий) — Открыть новую карту благословение из колоды благословений  — Обменять/отдать карту (другому персонажу в том же районе). — Передвинуться (переместить персонажа в другой район). — Исследовать район (открыть верхнюю карту района) — Попробовать закрыть район (если в районе нет карт) — Обновить руку. (сбросить карты по желанию, добрать карты до полной руки). — Конец хода....

11 12 2025 13:51:27

Новые локализации

Новые локализации Senator (5.4/10). Цена — 480 рублей....

10 12 2025 10:38:38

«Тайное послание» – распечатай и играй (редизайн)

«Тайное послание» – распечатай и играй (редизайн) Внимание. Если вам досталась пара Азатот + Культист, вы обязаны скинуть культиста... и проиграть... вместе с другими у кого культисты...

09 12 2025 22:24:39

Конкурс обзоров игр от «Мира Фэнтези»: Метро 2033 (ещё один обзор)

Конкурс обзоров игр от «Мира Фэнтези»: Метро 2033 (ещё один обзор) Отдельных «восхищений» достойны тайтлы влияния на станции. Они не вырублены и приходится тратить время на их вырезание. Естественно они не получаются круглой формой как того хотелось, что в очередной раз вызывает досаду. Качество картона из которого изготовлено поле, тайтлы, карты умопомрачительно для русской настолки, наконец можно не переживать ,что можно порвать или замочить компоненты, некоторые из них даже заламинированы!...

07 12 2025 8:14:43

Рассказ об открытии клуба настольных игр «Единорог» (г. Москва)

Рассказ об открытии клуба настольных игр «Единорог» (г. Москва) Каждый из финалистов получил настольную игру на свой выбор и настоятельное приглашение придти в клуб в следующую пятницу на новый турнир. Виталий выбрал старый добрый "Каркассон", а Лена довольная собой ушла с "Зельевареньем". Так примерно и завершилась пятничная встреча, затянувшаяся до самого вечернего закрытия. ...

05 12 2025 17:56:34

Новости TTS. Выпуск 44

Новости TTS. Выпуск 44 The Pit: The Board Game (2018) – Автор: Martin Cirulis – Тематическая, 1-4 игрока, 180 минут – Adventure, Miniatures, Science Fiction, Video Game Theme – Cooperative Play, Deck / Pool Building, Dice Rolling, Press Your Luck – Игроки TTS: 4829 – Игроки BGG: 7 – Список игр на BGG По мотивам видеоигры Sword of the Stars. Фантастические приключения в подземелье....

04 12 2025 23:38:37

Подкаст 051. Кассиопея и Ужас Аркхэма. Карточная игра

Подкаст 051. Кассиопея и Ужас Аркхэма. Карточная игра 00:05:00 — Кассиопея. Мнение второе...

03 12 2025 3:57:35

Обзор «Battlelore: Call to Arms»

Обзор «Battlelore: Call to Arms» Обзор «Battlelore: Call to Arms»...

02 12 2025 6:55:37

Пнп: «Да, Тёмный властелин»

Пнп: «Да, Тёмный властелин» В отличии от уже выложенного варианта, в моём:...

01 12 2025 12:51:52

Обзор игры «Dominion»

Обзор игры «Dominion» Выиграет тот, кто создаст наиболее эффективную колоду карт и наберет с помощью неё как можно больше очков. О том, как это делается, расскажу прямо сейчас:...

30 11 2025 13:21:46

Сергeй Рябухин о «Road Kill Rally»

Сергeй Рябухин о «Road Kill Rally» Сергeй Рябухин о «Road Kill Rally»...

29 11 2025 8:37:42

Небольшая подборка интересных материалов от «2+ Настольные игры»

Небольшая подборка интересных материалов от «2+ Настольные игры» Варгeйм  во вселенной "Вавилон 5". Строительство флота, контроль территорий, дипломатия. Возможно интересно, но слишком много английских букв. Всем фанатам посвящается....

27 11 2025 7:16:51

«Эволюция. Климат» на Бумстартере

«Эволюция. Климат» на Бумстартере «Эволюция. Климат» — основное дополнение к настольной игре «Эволюция. Естественный отбор» (Evolution)....

25 11 2025 20:27:31

Описание игры «Giants»

Описание игры «Giants» Ход начинается с того, что первый игрок бросает набор специальных кубиков с числами от 0 до 3. Выпавший результат определяет типы (имеется в виду вес) доступных каменных исполинов на этом ходу. Соответствующие результату броска статуи берутся из «банка» и выставляются на специальную картонную подставку. После этого происходит аукцион за право первому получить статую. Он происходит посредством ставки, роль которой играют рабочие и маски (являющиеся символом развития племени) которые есть у игрока. Всё что вы поставили, в оставшейся части раунда не участвует, так как считается, что эти ресурсы были затрачены на высечение исполина из камня. Стоит учитывать, что для изготовления каждой статуи нужно своё определённое количество рабочих. Так что если вы поставили много-много масок, и лишь одного рабочего, то хоть вы и будете выбирать первым, но про постройку больших исполинов можете забыть....

24 11 2025 23:18:39

Микро-обзор настольной игры «Dungeon Twister» (Обманщик подземелья)

Микро-обзор настольной игры «Dungeon Twister» (Обманщик подземелья) Микро-обзор настольной игры «Dungeon Twister» (Обманщик подземелья)...

22 11 2025 8:54:59

Первые впечатления от «BattlKhaos»

Первые впечатления от «BattlKhaos» Вот так вот «углами» и захватываются башни, которые и приносят победные очки. Тот, кто набрал 7 баллов – выигрывает....

20 11 2025 0:42:23

Иван Ураган – распечатай и играй

Иван Ураган – распечатай и играй Выстраивай игровое поле из треугольников так, чтобы добраться до всех мест, где тебя ждут подвиги. Доказывай свою удаль и проницательность в сражениях с великанами, чудовищами и ведьмами. Первый игрок, который пройдёт все испытания, победит в игре и присоединится к Ивану Урагану в его стрaнcтвиях....

18 11 2025 17:52:31

Словарь настольщика

Америтреш (англ. — ameritrash) – настольные игры американской школы. Хаpaктерные черты таких игр: проработанная тематика, прямые конфликты между игроками, высокая роль случая, возможность «уничтожить» игрока, после чего он выбывает из игры и больше не принимает в ней участия. В играх американской школы у игрока обычно есть конкретная задача: уничтожить всех врагов, построить конкретное здание, захватить какую-то территорию. Пример: Риск, Талисман, Axis & Allies....

17 11 2025 13:50:11

Руммикуб — распечатай и играй

Руммикуб — распечатай и играй В общем......

16 11 2025 20:39:38

Napoleon’s Triumph. Обзор игры

Napoleon’s Triumph. Обзор игры Они на высшем уровне....

15 11 2025 14:14:44

Fireteam Zero. Обзор игры

С первого взгляда понятно, что перед нами прекрасная игра. Это захватывающее переживание начинается с огромной коробки, которая в качестве основы имеет тематику II Мировой Войны, но в дополнение к хаpaктерным костюмам на иллюстрации мы наблюдаем монстров, чьи челюсти вырастают прямо из туловища. Свечи озаряют одинокую фигуру cмepти, и путешествие в иной мир представляется устрашающим. Что ж, давайте заглянем за завесу ужаса....

14 11 2025 18:59:19

«Из руин». Новинка от GaGa Games

«Из руин». Новинка от GaGa Games «Из руин». Новинка от GaGa Games...

13 11 2025 20:32:16

Описание игры «До Таллина даллеко?»

Описание игры «До Таллина даллеко?» Итак, в коробке с игрой мы найдем правила игры, стартовое поле, кучку синих фишечек, синие карточки перерыва, карточки городов Европы и карточки знаменитых европейских достопримечательностей....

11 11 2025 7:50:40

Бесплатная настольная игра «Нерест»

Бесплатная настольная игра «Нерест» Для вас, дети! Начиная игру, представьте себя только что родившимся лососем. Из нерестилища (кружок № 1) тебе нужно отправиться в море и вернуться на нерест. Выигрывает тот, кто придет первым. На всем пути тебя подстерегают страшные испытания. При попадании в черный кружок ты погиб, тебя съели хищники или птицы или ты попался человеку. Возвращаешься в нерестилище и начинаешь «новую жизнь». В своей новой жизни ты сохранил память и уже проплывешь мимо опасного кружка. Новую жизнь можно начать не более трех раз. Если вы начали новую жизнь в четвертый раз, то все опасные места вы проходите как безопасные. Из кружка 54 можно идти одним из путей, по выбору. Из кружка 82 возвращайся на 78. Счастливого плавания....

10 11 2025 12:22:50

«Куликовская битва» — распечатай и играй

«Куликовская битва» — распечатай и играй...

09 11 2025 17:35:40

База игр: Колонизаторы

База игр: Колонизаторы База игр: Колонизаторы...

08 11 2025 10:46:23

Обзор «BattleLore: Dwarven Battalion Specialist Pack»

Обзор «BattleLore: Dwarven Battalion Specialist Pack» Обзор «BattleLore: Dwarven Battalion Specialist Pack»...

07 11 2025 8:36:43

Фотографии компонентов «Карманных сражений»

Фотографии компонентов «Карманных сражений» Кубики в игре очень качественные. Квадратные, с "острыми" (не скруглёнными) углами. Точки видны хорошо. Мне нравится....

06 11 2025 17:40:29

Игра года – 2017

Игра года – 2017 «Блокус» – это давно известная игра, которую я распробовал только в этом году. Абстpaктная стратегия, в которой нужно выставлять на поле тетрисо-образные фигуры, стараясь заблокировать прострaнcтво для соперников, и самому избавиться от максимального количества фигурок. Простые правила, элементарный процесс и огромнейший простор для совершенствования – вот что такое «Блокус». Если есть кто-то, кто как и я, запоздал со знакомством с этой игрой, срочно исправляйтесь! Она – классная!...

04 11 2025 11:10:38

Gullds of London. Обзор игры

Gullds of London. Обзор игры Лондон: самый крупный город Англии в позднем Средневековье и раннем Возрождении....

03 11 2025 4:50:32

Raiders of the North Sea – распечатай и играй

Raiders of the North Sea – распечатай и играй Очень недооцененная игра, как по мне одно из лучших (если не самое) лучшее евро уходящего года....

02 11 2025 6:48:10

Редизайн материалов для «Pandemic»

Редизайн материалов для «Pandemic» Редизайн материалов для «Pandemic»...

01 11 2025 17:41:51

«Mob Ties» — игра по мотивам «Mall of Horror»

Страница Mob Ties на BGG: http://boardgamegeek.com/boardgame/42112/mob-ties-the-board-game...

31 10 2025 23:46:46

Видеообзор игры «TransEuropa»

Видеообзор игры «TransEuropa» Видеообзор игры TransEuropa — низкое качество (mp4, 30 Mb)...

30 10 2025 8:42:13

Монстр по соседству. Будем знакомы

Монстр по соседству. Будем знакомы Монстр по соседству. Будем знакомы...

29 10 2025 12:20:22

Настольные игры года на фестивале Origins 2007

Настольные игры года на фестивале Origins 2007 Настольные игры года на фестивале Origins 2007...

28 10 2025 16:21:27

Новости TTS. Выпуск 5

Новости TTS. Выпуск 5 – Тематическая, 3-6 игроков, 75 минут...

27 10 2025 2:43:59

К вопросу о дополнениях к настольным играм

К вопросу о дополнениях к настольным играм Когда после допа игра расцветает...

26 10 2025 4:33:57

Отчёт за неделю с 22 по 27 ноября 2011 года

Отчёт за неделю с 22 по 27 ноября 2011 года Игровой процесс заключается в следующем: игроки выставляют в различные районы на поле своих слуг-приспешников и периодически строят там здания. Ещё на поле иногда появляются жетоны неприятностей, они возникают, когда район уже заняли чьи-то слуги, а туда приходят представители другого игрока. Так продолжается, пока кто-нибудь из игроков не выполнит условие победы – поставленную перед ним задачу. А цели в игре у всех разные. Кому-то нужно бaнaльно разбогатеть, первым накопив n-ную сумму; кто-то стремится установить контроль над определённым количеством районов; кто-то побеждает если Морпорк будет охвачен неприятностями. Есть персонаж, который выигрывает «по таймеру» — если до конца партии никто из соперников не выполнит своего задания....

25 10 2025 16:33:47

Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::