Мнение об игре Tzolk’in. Календарь Майя

Не секрет, что для меня настольные игры европейской школы, так называемые «евроигры» уже некоторое время неинтересны. С моей точки зрения все они примерно одинаковы. Игроки в них должны добывать какие-то ресурсы первого уровня, затем обменивать их на другие ресурсы второго уровня, а затем конвертировать ресурсы второго уровня в победные очки. Эдакая многоступенчатая цепочка по обмену шила на мыло. Несомненно, в каждой конкретной игре есть какие-то детали и нюансы, но общая канва всегда одна и та же. Получи А, обменяй А на Б или В, а затем заплати Б или В, чтобы получить победные очки. Однако бывает и в этой категории встречаются игры, которые чем-то привлекают к себе внимание. Одна из таких настолок – Tzolk’in. Календарь Майя, выпущенная в России издательством GaGa Games.
По сюжету игрокам предстоит развивать древний город Майя. Для этого нужно будет отправлять работников добывать ресурсы (сюрприз!), а затем тратить их, чтобы получить различные полезные штуки. Эта схема знакома нам по множеству других игр, начиная ещё с «Агриколы». В наличии есть рабочие, их надо расставить по заданиям, а потом воспользоваться эффектами выбранных локаций. Но тут сразу же и проявляется самый главный нюанс «Цолькина» и её уникальный элемент – шестерёнки календаря Майя.
На игровом поле невозможно не заметить шесть зубчатых кругов, соединённых между собой подобно часовому механизму. Одна большая «шестерёнка» обрамлена пятью кругами поменьше. Все они могут и будут крутиться в ходе партии. И именно с шестерёнками связана оригинальная механика игры. Дело в том, что все игровые действия в Tzolk’in располагаются по периметру шестерёнок. Причём, действия располагаются от более простых к более сложным. За выставление работников надо платить. Чем лучше действие, тем дороже на него попасть. Но тут есть нюанс. Выставлять работников надо на сами шестерёнки. И они потом прокручиваются. На пpaктике это означает, что можно поставить работника на дешёвое действие, а затем подождать, пока он «доедет» до более дорогого.
Помимо работников игрокам предстоит оперировать ресурсами трёх видов. Первый вид – маис это (местная сельхозкультура), этим ресурсом оплачивается выставление рабочих на поле, плюс иногда его можно менять на другие ресурсы. Второй вид – это дерево, камень и золото. Это основные игровые ресурсы. Они нужны, чтобы строить здания (дают различные бонусы), прокачивать технологии (позволяют совершать действия более эффективно) и делать подношения богам (что несколько раз за игру вознаграждается дополнительными очками и ресурсами). Третий вид – хрустальные черепа. Ими оплачивать ничего нельзя, они нужны только чтобы обменивать их на победные очки.
Ход игрока заключается в том, что надо либо выставить на поле сколько угодно рабочих (оплачивая за выставление каждого положенное количество маиса), либо снять с поля сколько угодно рабочих, выполняя при этом действия, напротив которых эти рабочие располагаются. После того, как все игроки походили, «сpaбатывает календарь» — большая шестерёнка прокручивается на одно деление, продвигая позиции рабочих на малых шестерёнках по направлению к более мощным действиям. Иногда появляется возможность прокрутить шестерёнку сразу на две позиции.
Что ещё? Четыре раза за партию работников нужно кормить маисом. Очки в игре начисляются за подношение богам в дар обычных ресурсов и хрустальных черепов, за строительство некоторых зданий, а также за возведение дворцов, приносящих много очков за выполнение неких особых условий (они работают примерно как гильдии в 7 Wonders, если вы понимаете о чём я). Вот такая игра: выставляем работников на поле, добываем ресурсы, тратим их на всякие полезные штуки и заpaбатываем победные очки. И каждый ход прокручиваем механизм. Когда большое центральное колесо сделает полный круг, партия завершается. В реальном времени это где-то час-полтора.
По большому счёту Tzolk’in – всё-таки обычная евроигра с присущими жанру типичными чертами. В ней нет прямого противостояния, навредить сопернику напрямую, лишив его каких-то ресурсов нельзя. Максимум, что можно натворить – это занять своими работниками дешёвые места на шестерёнках, заставив его тратить маис, да стащить из-под носа нужное здание, построив его. То есть взаимодействие игроков тут есть, но – опосредованное.
Из явных особенностей игры – она заставляет хоть немного, но строить планы. Когда ты выставляешь на поле работников нужно всегда помнить, что в конце хода шестерёнка сместится как минимум на одно деление. Поэтому если тебе нужно выполнить какое-то действие, работника нужно ставить не на него, на одну позицию перед ним. Чтобы в конце хода он как раз «доехал» до нужного действия, и в следующем ходу его можно было бы совершить. Кроме того, никто не заставляет ограничиваться краткосрочными планами. Высаженный на «нулевое» поле работник дней за 6-8 вполне может доехать до разных «вкусных» действий. И в этом случае ещё один ресурсом в игре становится время.
Одно обстоятельство не позволяет мне отнести Tzolk’in к играм новичкового уровня. На поле есть 5 шестерёнок с действиями и на каждой порядка 6-7 позиций. Суммарно это даёт 30-40 действий, которые доступны всем игрокам с самого первого хода. И, хотя часть действий одинаковы (например, на зелёной шестерёнке можно только добывать маис, а на синей – только жертвовать хрустальные черепа), всё равно это достаточно много. У неподготовленного игрока в самом начале глаза просто разбегаются. Вариантов действий много, а что именно нужно делать поначалу не очень понятно. Впрочем, верно и другое. Стоит сделать порядка пяти ходов, как приходит понимание, что игра, в общем-то несложная. Ставишь себе рабочих на поле, да снимаешь. Развиваешься, но не забываешь обеспечивать работников маисом. В этом плане хотя калейдоскоп действий и велик, опытному настольщику освоиться в игре несложно.
Любопытна используемая в игре схема ходов. Обычно в играх на выставление рабочих сначала игроки выставляют все свои фишки на поле, после чего также все вместе снимают их оттуда и что-то получают. В «Цолкине» нет подобных общих действий, кому надо – тот ставит фишки на поле, кому надо – снимает. Это нисколько не усложняет игру, и предоставляет участникам возможность подстраиваться под текущую ситуацию, занимать освободившиеся места сразу же, как только кто-то другой с них уйдёт.
Лично мне понравилось, что в игре ощущается недостаток ресурсов. Он не столь критичный, как, например в «Агриколе», но есть. Периодически приходится выставлять работников не туда, куда хочется, а туда, куда хватает маиса. Добываемые же ресурсы как правило надолго у игрока не задерживаются, а объём их не позволяет говорить об изобилии (как, например, это бывает в «Поселенцах», которые Imperial Settlers).
Как во всякой уважающей себя евроигре, в Tzolk’in есть несколько направлений развития. Кто-то может охотиться за хрустальными черепами, кто-то – пойти в строительство зданий, кто-то будет прокачивать по максимуму технологии, а кто-то – подниматься по ступенькам трёх храмов на пути к просветлению. При этом ударяться в какую-то конкретную ветку развития необязательно, можно просто делать всего понемногу.
PS: Особая фишка игры, безусловно, это механизм шестерёнок. Не было б его, я бы сказал, что Tzolk’in – всего лишь ещё одно евро. А так – это евро с шестерёнками. Это не означает, что игра на голову выше других евро, нет. Она обычная, годная, хорошая. Но – обращает на себя внимание. Представьте, что вам дают прочитать несколько текстов, но один из них написан немного иначе. Другим цветом или шрифтом. Или поперёк разлинованного листа бумаги. Это никак не сказывается на его содержании, но, подобная фишка, безусловно привлекает внимание. Так и «Цолкин», хорошая евроигра с оригинальным механизмом.
Комментарии:
Прелесть игры заключается не в сложности игровой механики, а в хитросплетении ее элементов. Каждому игроку в начале игра дается секретная карточка, на которой написано, сколько денег принесут ему в конце игры контейнеры того или иного цвета (всего цветов пять). Например, во вчерашней игре оранжевые контейнеры приносили мне в конце игры $2 за штуку, в то время как бежевые – $10 за штуку. У другого игрока, однако, ситуация была совсем другая – например, тот же оранжевый контейнер приносил ему $10, а $2 давалось за коричневый контейнер. В процессе игры показывать карточки друг другу запрещается (да и не хочется, честно говоря!), поэтому остается только догадываться, кто за какими контейнерами охотится....
09 12 2025 4:57:27
Первоначально мой замысел был двинуть эсэсовские части в лобовую атаку, и, при хорошей поддержке артиллерии и маркеров случайности, разгромить советские войска и выйти 8 фишками в зоне В. ...
08 12 2025 20:32:48
Не секрет, что BoardGamer.ru задумывался как утренняя газета, чтобы можно было, проснувшись, открыть сайт и гарантированно увидеть что-нибудь новенькое. Этот подход сохраняется и сегодня, ежедневно на сайте появляется 5 обновлений, причём публикуются они именно утром. Но я осознаю, что контента становится меньше. И это, кстати, наверняка одна из причин, по которой популярность проекта не идёт вперёд и вверх....
07 12 2025 7:36:15
«Агрикола» – отличная игра семейного уровня, позволяющая с головой окунуться в фермерское хозяйство, прекрасная как внешне, так и по содержанию. Примечательно, что играть в неё можно как в упрощённый «семейный» вариант, так и в «продвинутую» версию с картами профессий и мелких улучшений. В 2009-м году я назвал её «Игрой года», семь лет прошло, а она всё так же хороша....
06 12 2025 18:58:40
Что может быть настолько же важно для настольщика, как получать удовольствие от игры? Победить, конечно же, похвастаться победой, а заодно получить крутой приз! Именно поэтому мы приготовили для вас самый масштабный турнир по настольным играм с самым большим призовым фондом в истории России — 300 000 рублей!...
05 12 2025 4:15:31
Решила опубликовать все в таком виде, потому что версткой макета для "7 Wonders Leaders" в обозримом будущем вообще не планирую заниматься, а "Dixit Odyssey" планирую сверстать под фотопечать 9х13, но когда это будет сказать трудно, ибо лето, жара и т.п... 🙂 ...
02 12 2025 16:20:58
Кроме того, в этом году жюри учредило специальную награду Spiel de Jahres Plus, которой будут отмечаться хорошие игры, которые слишком сложны чтобы претендовать на роль семейной настолки. Например, ранее жюри подобным образом выделило Agricola, а с этого года, похоже, такая награда будет вручаться на постоянной основе....
28 11 2025 14:30:50
Сами фигурки. Четыре одинаковых набора (игра рассчитана на 1 — 4 игроков)....
27 11 2025 2:23:27
Правила игры «Dungeon Twister — Paladins and Dragons»...
26 11 2025 16:20:17
Пpaктическое применение данного дизайнерского решения вызывает огромный вопрос, но несколько минут созерцания полученного результата принесут положительные эмоции. Если внимательно присмотреться, то следующее дополнение вполне «подстыкуется» к нынешнему, так как картинка справа также обрезана. Наверное, на пятидесятой коробке, мы увидим стену этого огромного салуна и спокойно переведём дух....
22 11 2025 16:23:53
Когда колода карт заканчивается, наступает конец раунда с подсчетом победных очков. Игрок получает 1 ПО, если у него больше остальных животных в какой-то категории (курицы, свинки, овечки или корова) или просто больше всех животных (также 1 ПО). Еще можно получить победные очки, если за свой ход взять всех животных со стола и воззвать к богу логопедов, произнеся «Му-Хрю-Бе-Цыпл!» Так продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не наберет 11 ПО – или, если договорились играть до большего количества (скажем, до 16 или 21)....
21 11 2025 0:16:13
Сначала давайте порассуждаем о коллекционных карточных играх. Я говорил уже, что тамошние идеи вполне ощутимо влияют на традиционные настолки. Вот «Доминион» — он использует идею колодостроения. А вот «Fairy Tale» использует идею драфта (кстати, к ней приложил руку не кто-нибудь, а Ричард Гарфилд — «отец Magic the Gathering»). В «Race for the Galaxy» (RftG) тоже можно играть с драфтом, — а Том Леманн прямо говорил, что корни RftG произрастают из его неизданной ККИ… Идея же драфта, напомню, заключается в передаче карт от соседа к соседу....
20 11 2025 23:15:49
Игроки в King of Siam олицетворяют некие политические силы, действующие за кулисами сиамской политики два или три столетия назад. Снаружи Сиам одолевают британские колониальные войска, а внутри идет борьба между тремя местными политическими группировками, из которых в конечном итоге к власти придет только одна – но только в том случае, если ее не опередят англичане. Игроки, надо сразу отметить, не управляют конкретными группировками. Каждый игрок имеет возможность влиять на любую из трех группировок. Основная задача – иметь в конце игры больше всего влияния на победившую группировку. Таким образом, игра идет на двух уровнях – группировки воют между собой за место в политике, а игроки стремятся предугадать исход событий (и напрямую влиять на него, конечно же!), чтобы в конце партии оказаться в нужном месте с нужным влиянием....
18 11 2025 6:25:20
3. “Politics is war without bloodshed, while war is politics with bloodshed.” (Мао Цзе Дун);...
17 11 2025 2:39:16
Надеюсь, однажды «Игросфера» восстановит былые позиции, и мы как прежде, поедем весной во Львов....
14 11 2025 21:26:58
Скачать дополнения для игры Legendary: Marvel...
12 11 2025 1:57:32
распечатал на фотобумаге и заламинировал,
использую кубики из пандемика что отмечать показатели.
Скачать материалы для игры Roll Through the Ages — редизайн от monkey (rar, 4.4 Mb)...
10 11 2025 20:17:24
Вся 32-карточная колода раздаётся 8 игрокам, так что каждый получает по 4 карты. Одна из карт колоды – преступник, которого и нужно поймать. Поймать его могут, естественно, сыщики. Их в колоде – 3 штуки. Игрок выкладывает карту сыщика и вежливо так спрашивает у любого другого игрока, не преступник ли он....
09 11 2025 12:25:44
Игра рассчитана на 2-4 человек. Партия в Мадгар длится 20 минут....
08 11 2025 10:21:40
Список лучших постов необходим для того, что бы ценные, интересные материалы не терялись в море информации. Лучшие посты можно назвать и по другому, например "Золотой фонд", "Обрати внимание", "Выбор читателей", "Пост месяца". Думаю, идея понятна. ...
04 11 2025 7:50:21
Идеальным вариантом станут настольные игры, которые подарят море удовольствия и радости. Играть в них нравится людям совершенно разного возраста, социального статуса, разных профессий. Не вставая из-за праздничного стола, у всех есть возможность погрузиться в неизведанные миры, отправиться в удивительные приключения, покорять галактики и даже вычислить шпиона!...
01 11 2025 4:24:28
А духи эти обитают на карточках, которые тщательно перетасовываются и кладутся рядом с полем перед началом наступления. Причем основная задача призpaков не столько перепугать до cмepти всех жителей деревни, сколько отвлечь внимание от реинкарнаций Ву-Фена, которые в свою очередь представляют куда как большую угрозу; ведь если хотя бы одна такая реинкарнация продержится на поле до конца игры, то мировое равновесие будет окончательно нарушено в связи с воскрешением непосредственно самого Ву-Фена (тут уж никакие монахи не помогут, только слаженная работа Стивена Сигала и Жана-Клода Ван Дамма под комaндованием Брюса Уиллиса может в этом случае спасти мир). Подобного, разумеется, допустить никак нельзя (нельзя по всяким пустякам отвлекать серьезных дядей), поэтому наши восточные защитники, вооруженные до зубов кубиками с цветными кружками на гранях, жетонами тао в тон кимоно и специальными умениями, готовы дать отпор надвигающейся угрозе. ...
30 10 2025 10:12:28
Сейчас объясню, почему я решил, что эта игрушка не для меня. Видите ли, есть у меня такая особенность — слишком простые игры мне не нравятся. А слишком простыми мне, в том числе, кажутся настолки, в которых нужно выполнять однообразные действия. Сюда относится и выкладывание тайлов в Каркассоне, и выставление кубиков на карту в Hansa Teutonica. Так что, боюсь точно такое же впечатление на меня произведёт и Survive. При случае, я, конечно, с удовольствием сыграю в эту настолку, но приобретать её вслепую точно не буду....
26 10 2025 21:15:52
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку