Перевод правил «Цивилизации Сида Мейера»

Наконец-то я завершил работу над переводом правил Sid Meier's Civilization. Переводить правила игр с английского на русский мне доволилось уже не раз, но с Цивилизацией было очень тяжело. И не из-за того, что правила объёмные. Всё дело в том, что я верстал их в pdf, чтобы мой перевод выглядел точно также, как и оригинал. На это ушло очень много времени. Я ковырялся примерно три недели. Примерно львиная доля временных затрат ушло именно на вёрстку. Если бы я просто сделал перевод в вордовском файле, управился бы за неделю, максимум за полторы.
Сам перевод не вызвал у меня пpaктически никаких сложностей. Разве что несколько цитат остались в оригинале, но и то — лишь потому что я не нашёл канонического перевода в Гугле, а переводить классиков самому рука не поднялась. Так что, пользуясь случаем, прошу помощи. Знает кто-нибудь устойчивый перевод на русский следующих фраз:
1. “The past is but the beginning of a beginning, and all that is or has been is but the twilight of the dawn.” (Г. Уэллс) ;
2. “A great wind is blowing, and that gives you either imagination or a headache.” (Екатерина II) ;
3. “Politics is war without bloodshed, while war is politics with bloodshed.” (Мао Цзе Дун) ;
4. “Waste neither time nor money, but make the best use of both. Without industry and frugality, nothing will do, and with them everything.” (Бенджамин Франклин) ;
5. “The cry for peace will be a cry in the wilderness, so long as the spirit of nonviolence does not dominate millions of men and women.” (Махатма Ганди) ;
6. “We shall not cease from exploration. And the end of all our exploring. Will be to arrive where we started. And know the place for the first time.” (T. S. Eliot) ;
7. “Don’t tell me where your priorities are. Show me where you spend your money and I’ll tell you what they are.” (James W. Frick).
Я подчёркиваю — нужен не собственный, а именно устоявшийся литературный перевод этих фраз.
Что касается игровых терминов, с ними вопросов у меня не возникло. Trade и Production у меня превратились в очки торговли и производства. Culture — в жетоны культуры. Armies ожидаемо стали армиями, units — юнитами, scouts — разведчиками. Нашлось и несколько неожиданных решений. Термин "stacking limit" (максимальное количество фишек на одной клетке) я перевёл как "размер группы", а "battle hand size" (количество карт юнитов, набираемых в руку перед начало боя) у меня называется "размер армии". Тут, конечно, может возникнуть небольшая пyтaница, т.к. "размер группы" похож на "размер армии", но четыре наши тестовые партии никаких неудобств не выявили.
Что ещё? В правилах встречается термин "trump" (по русски — "козырь"). Им обозначается тип юнитов, который слаб против другого типа юнитов (например, кавалерия против пехоты). Поначалу я его вообще проигнорировал и не придумывал специальное слово, но потом махнул рукой и написал "козырь".
Ещё один технический нюанс. Я не знаю как так получилось, но на страницах 14, 17, 28 и 32 шрифты почему-то отображаются немного иначе и выглядят какими-то жирными. Как это побороть — не знаю.
Так получилось, что вскоре мы увидим официальную локализацию Цивилизации. С нетерпением жду этого момента. Мне очень любопытно сравнить свой перевод с тем, что вложен в коробку с игрой 🙂
Кстати сказать, правила Цивилизации написаны очень хорошо. В них подробно, и, что немаловажно — последовательно, описываются все-все-все элементы игры. Важные моменты вынесены в отдельные врезки, а некоторые нюансы повторяются по два-три раза, чтобы они наверняка отложились в голове у читателя.
PS: вскоре опубликую свой перевод свойств наций, карт культурных событий и технологий — всё, что нужно для освоения игры на английском.
Скачать правила игры Цивилизация Сида Мейера на русском языке (pdf, 19 Mb)
Комментарии:
Внутри — удобный органайзер, который позволит содержать в порядке многочисленные компоненты. Воздух в Египте весьма ценен, поэтому в коробке его мало....
09 12 2025 13:54:52
Так выглядят игровые карты. На тексты и картинки на них обращать внимание не стоит, важны только указанные в углах цифры и цвет фона (масть) и ещё небольшие кружки, похожие на луну....
08 12 2025 3:20:28
Эти карты можно использовать в любое время в фазу расстановки (Deploy phase) во время покупки юнитов и до их перемещения.
Боевые карты поддержки (Energize Battle Cards): Любой игрок может использовать эти карты бою, в котором участвуют юниты этого игрока.
Критическая цель (Critical Objective): Эту карту можно использовать непосредственно после окончания сражения (после того, как все юниты атаковали по одному разу). В этом случае в этом же гексе происходит ещё одно сражение. Это сражение считается новым, поэтому карты поддержки, сыгранные в предыдущем сражении уже не действуют. Сыгравший карту игрок является атакующим. Если в гексе находятся юниты трёх и более игроков, атакующий игрок выбирает на кого он будет нападать (есть другой вариант тpaктовки правил – если сыграна эта карта, в гексе происходит ещё одно сражение, причём атакующим и защищающимся являются те же игроки, что и в первом сражении).
Эту карту нельзя использовать чтобы начать сражение в гексе, в котором в этом ходу не было сражения (в свой ход игрок А не может применить эту карту, чтобы развязать сражение в гексе, где есть юниты игроков Б и В, но нет юнитов игрока А).
Регенерация Кристаллоидов (Crystalline Regeneration) / Регенерация Фангоидов (Fungoid Regeneration) / Ярость (Frenzy) / Гравитационная аномалия (Gravity Anomaly) / Обход с фланга (Outflank): Действие этих карт распространяется только на одно сражение вне зависимости от его исхода.
Ярость (Frenzy): Эффект этих карт не суммируется. Вне зависимости от того, сколько таких карт будет сыграно перед сражением, каждый юнит всё равно атакует дважды.
Обход с фланга (Outflank): Эту карту можно использовать в любое время в течение сражения до броска кубиков за один из видов юнитов. Необязательно играть «Обход с фланга» перед началом боя....
06 12 2025 16:44:24
Найти бы еще первый ролик от «супер честного» телеканала Лайф-Ньюз, который они по телеку хоть и показали, но так и не прислали нам сюжет, хотя клятвенно и обещали... но Лайф-Ньюз это Лайф-Ньюз....
04 12 2025 9:29:13
PS: на фоне выпуска «Находки» мотивам комиксов о супергероях DC органично смотрится новость о планах по изданию Codenames про героев Marvel. Одна компанейская игра охватывает одну комиксовую вселенную, а другая проникает в другую....
03 12 2025 7:31:58
По идее от этого должны оказаться в выигрыше все. Издательство получит более полный контроль над кампаниями софинансирования и будет меньше тратиться на комиссии, что позволит сделать более доступными цены. А это уже неоспоримый плюс для клиентов-игроков....
02 12 2025 11:14:46
Мало просто создать сеть отелей, чтобы она начала приносить доход, каждую составляющую сети нужно приобрести в собственность, купив ее акцию. Разумеется, в последствии акции отеля можно продать, но за значительно меньшую сумму. Если после выкладывания фишки сети отелей соединяются, то один отель поглощает другой, а их владельцам выплачиваются премии за сделку в зависимости от количества акции у каждого из владельцев. Однако, если отель расширяется до 11 клеток, то его поглотить уже нельзя.
...
01 12 2025 2:44:39
У iOS версий настолок есть два «бонусных» аспекта в этом плане:...
30 11 2025 10:49:42
Выстраивай игровое поле из треугольников так, чтобы добраться до всех мест, где тебя ждут подвиги. Доказывай свою удаль и проницательность в сражениях с великанами, чудовищами и ведьмами. Первый игрок, который пройдёт все испытания, победит в игре и присоединится к Ивану Урагану в его стрaнcтвиях....
28 11 2025 10:18:17
В Star Wars: Destiny каждый сможет построить свою неповторимую колоду карт, встав на сторону героев или злодеев и определив ход событий. Создайте свою собственную эпическую историю в мире Звёздных Войн. И если вы считаете, что Джа-Джа Бинкс должен управлять Соколом Тысячелетия во время штурма Звезды Cмepти – так тому и быть!...
25 11 2025 22:11:14
Действие разворачивается на поле с изображением города, которое можно условно поделить на две большие локации: «в городе» и «не в городе». Сам процесс напоминает «царя горы», тот кто стоит «в городе» каждый ход получает очки, но зато все остальные монстры могут его бить (а он может бить сразу всех остальных). Те, кто стоит не в городе, атакуют «царя горы» и могут добывать очки с помощью бросков кубиков....
24 11 2025 16:21:40
Вернёмся к обзору. Сама игра это Risk (в своём изначальном виде) + Dominion + Eclipse. И с учётом того, что в игре очень много отсылок к Eclipse, плюс очень похожий сеттинг, то сразу приходит на ум, что автор знал слабые стороны Eclipse и постарался их улучшить. Но не вышло – всё-таки Eclipse существенно лучше....
23 11 2025 13:21:11
Ю.Т.: Ты хотя и хорошо сегодня известен в рунете, вероятно, есть люди, которым ты не знаком. Пожалуйста, вкратце расскажи, чем ты сегодня занимаешься помимо настольных игр. Вроде бы, у
тебя работа как- то связана с IT?...
22 11 2025 5:34:50
Первые впечатления от настольной игры «En Garde»...
21 11 2025 19:36:38
Т.к. новых игр было у нас несколько, маленькая красивая коробочка легла на полку. Через пару недель приехал перевод правил, но игрушка все равно лежала на полке. И вот в пятницу, через два месяца после приобретения, я торжественно распечатала сигарную коробку и решила освоить игру. Итак, мои впечатления и немного по правилам:...
20 11 2025 0:44:40
В далёком 1981 году, когда вовсю пылал (и близился к закату) огонь америтреша в США, настольные ролёвки были на пике моды, а еврогeймы изредка выходили в своей Германии, не составляя ещё какого-то серьёзного рынка, по сравнению с пазлами Ravensburger, жила-была компания Sleuth Publications. Жила она не долго, и до 1985 года не дожила. Как раз к получению игрой одной известной премии — SdJ. Оставила компания после себя и загадку — последнее дело не содержало решение на преступление, и оно так и не было опубликовано. Переиздание этой загадки запланировано на 2018 год нынешними владельцами франшизы....
18 11 2025 22:37:10
Поскольку игрушка понравилась, то буду для себя полностью перерисовывать и тайлы, и карту (с увеличением размера в 1,5 раза). По срокам ничего не скажу, т.к. на работе заказов много, а времени мало (плюс первым в очереди у меня все-таки Пратчетт стоит)....
17 11 2025 8:57:37
Правила игры «Last Night on Earth: The Zombie Game»...
16 11 2025 10:32:21
Турнир по «StarCraft» в московском клубе «Единорог»...
12 11 2025 1:19:49
Можно скачивать только папку «Печать» нужной версии — внутри лежит txt с информацией как печатать....
11 11 2025 3:42:13
Синьория — это оригинальная по своей механике настольная игра европейской школы на, до полуcмepти избитую, тему развития дворянской (синьорской) семьи, на этот раз в Италии 15-го века, от авторов Kingsburg и Hyperborea издательства, выпустившего довольно рейтинговые Madeira, ZhanGuo и Nippon. Развитие собственной семьи достигается в основном за счет дипломатических и брачных союзов с нейтральными знатными семьями, выраженное в собирании гербов этих семей. Оформление сочное и приятное — художественный стиль хаpaктерен для игр данного издательства, оно и понятно – художник один и тот же. Компонентов масса: тут вам и фишки и миплы аж двух полов, разноцветные кубики и разнообразные жетоны, большое игровое поле и уникальные планшеты игроков....
08 11 2025 12:34:20
Подробности об игре «Волкодав. Замок людоеда»...
07 11 2025 13:17:31
Два года назад, когда вышла "Игра Престолов" в формате "живой карточной игры", я предпринял попытку опробовать ее на себе — а вдруг подойдет? Ведь ЖКИ формат не совсем ККИ, да и тема такая мне несколько ближе, чем какой-то обобщенный "Мэйджик". И рулбук к тому же завораживал некоторой новизной и навороченностью....
06 11 2025 15:10:15
В музее настольных игр проводятся бесплатные интеpaктивные экскурсии для детей и взрослых, которые включают в себя не только рассказ об экспонатах музея, но и интересные задания и вопросы. Экскурсовод проведет вас по залам древних игр, игр Средневековья, современных игр и залу Ностальгии, где расположены в витринах игры СССР и 90-х....
05 11 2025 0:39:17
В конце хода игрок может решить, что делать с оставшимися в руке картами: оставить их для своего следующего хода, просто сбросить или использовать для покупки новой карты (можно покупать только одну новую карту в ход). Да, каждая сбрасываемая карта даёт игроку половинку монеты – мелочь, а приятно....
03 11 2025 23:41:10
Желтые: поля — 2,3,3,4; шлемы – 2,4; статуи – номиналом 2,3,4 (без комментариев).
...
02 11 2025 7:16:52
В остальные упомянутые в списке игры я не играл, но, уверен, они также заслуживают внимания...
30 10 2025 19:39:26
Наиболее востребованные авторы: Emerson Matsuuchi (Reef и Century: Eastern Wonders), Reiner Knizia (Yellow & Yangtze, Blue Lagoon и Lost Cities: Rivals), Inka Brand и Markus Brand (The Rise of Queensdale, Exit: The Game — Dead Man on the Orient Express и Exit: The Game — The Sunken Treasure), Matt Lea*** (Forbidden Sky) и Martin Wallace (Brass: Birmingham, Brass: Lancashire и Moa)....
28 10 2025 22:29:26
Вы пытаетесь спасти моряков (цветные пешки) с тонущего корабля и высадить их на острова на другом конце игрового поля. Некоторые спасательные шлюпки по пути дают течь и не могут продолжить движение....
26 10 2025 5:31:38
Данная награда присуждается ежегодно коллегией наиболее известных игроков по всему миру. Её заявленной целью является «Обнаружение выдающихся игр и разработчиков, а также компаний, издающих их»....
25 10 2025 0:28:51
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку