Обзор «Воздушный бой» («Dogfight» 1962 года издания)
Читатель по имени Дмитрий прислал мне собственный обзор игры Dogfight, настольного воздушного боя, которому скоро стукнет полвека. Несмотря на столь солидный возраст, по словам Дмитрия игра очень даже ничего, не говоря уже о том, что она прекрасно сохранилась.
Иногда приходится слышать мнение, что какой смысл писать обзоры не по новинкам. Сегодня я попытаюсь ответить на этот вопрос обзором игрушки, которой уже полстолетия.
Моя коллекция игр уверенно зависла возле отметки в 30 коробок. Я нахожу сложным делом хранить множество игрушек — тем более что нет ни времени на них всех, ни желания играть во все, ни даже сил запоминать правила для всех. Поэтому лишние я распродаю. Когда-то я думал что лучше всего играми меняться. На пpaктике же оказалось, что это маловероятно — я до сих пор не обменял ни одной игры, а продал штук 30 наверное.
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:И вот недавно случилось невероятное — я не просто получил предложение на обмен (такие случаи уже бывали), но и согласился на него. Причем обмен произошел через океан, что требует определенных затрат для совершения.
Среди полученных мной игр, одна заслуживает отдельного разговора — это игра 1962 года издания под названием "Dogfight". Но дело тут не просто в сроках давности. Сегодня я смотрю на эту игру и задаю себе вопрос — какого хрена делали настольные игры (варгeймы в частности) последние пол века? Вообще-то я знаю ответ, но вернусь к нему позже.
Первое впечатление об игре можно составить уже по ее коробке… Наверное так выглядели советские монополии, хотя я давно уже не держал таковых в руках — большая продолговатая и неглубокая коробка из мягкого картона. Добавьте к этому 50 лет жизни… Мне самому куда меньше, и я видел во что превращаются некоторые игры всего за парочку лет. Сверху еще приплюсуйте последнее путешествие на 10 000 километров. А внутри еще встречает черно-белый рулбук, напоминающий качеством современную ксерокопию, вставки из белого (или даже серого) картона, да колода карт, качеством вряд ли лучше тех, что я печатал на днях на своем принтере.
И вот в этой коробке, в совершенно первозданном виде (!) лежит приличных размеров игровая доска, сложенная втрое, и раскрашенная ничуть не хуже самых современных новинок. А по ней должны совершать свои боевые вылеты пластиковые бипланы немецких и американсих эскадрилий, общим количеством 12 штук — каждый собирается из 3 частей.
Положи в корзину сразу, потом потеряешь:Изучив еще немного правила — которые можно назвать легкими (на несколько страниц), я отметил у себя странное чувство. Внешний вид игры и частично игровой процесс напомнили мне о советской игре "Воздушный бой". Там также поле было расчерчено в клеточку, у каждого игрока также было два аэродрома прикрытые зенитками, и игроки в свой ход также передвигали ровно по 2 самолета — по одному с каждого своего аэродрома. Может ли такое сходство быть случайностью? У меня есть сомнения, хотя сходства на этом заканчиваются, а отличий намного больше.
Итак, цель игры — уничтожить все самолеты противника. У каждого игрока на старте по 2 аэродрома, и на каждом по 3 самолета. Но в воздухе может находится не более чем по 1 самолету с каждого аэродрома, тоесть получается максимум 4 одновременно. Игроки по очереди передвигают все свои самолеты в воздухе, бросив 2d6 и двигая один самолет на показания одного кубика, а второй — на показания другого (Вспоминаем Kingsburg?). При передвижении не дозволяется повернуть резко на 180 градусов и пролетать через другие самолеты.
Цель маневрирования — подлететь вплотную к вражескому самолету с одной из четырех сторон света и нажать на гашетку. Понятно что когда вы в "зоне долетания", вам нужен либо чет, либо нечет, чтобы выйти на позицию, но при 2 кубиках у вас шансы не меньше чем три из четырех — тоесть кубики погоды обычно не делают. Однако чтобы определить результат стрельбы нужно вернуться к моменту взлета с аэродрома (!).
Каждый пилот перед взлетом получает "в руку" 4 карты, которые символизируют его умения и боезапас. Атакующие карты отличаются силой от 1 до 5, а оборонительные — Уклонения и Петли — помогают при атаках с фланга или тыла. Вобщем если вы решились на лобовую атаку — победит тот, у кого карта атаки сильнее. Если зайдете с боку — противник может увернуться. Ну а если попробуете с тыла, то рискуете нарваться на петлю и словить очередь в ответ. Когда пилот взлетает, он конечно знает свои карты и может как-то планировать свои действия.
Положи в корзину сейчас:Тут я сделаю отступление. Правила игры по сегодняшним меркам изложены довольно топopно. И я не на 100% уверен в механике передвижения самолетов. Вроде бы там утверждается, что в конце хода самолет можно развернуть в любую из четырех сторон. И вроде бы даже не важно как ваш самолет развернут в начале хода — лететь можно хоть ровно назад. С другой стороны на коробке приводятся примеры передвижений, по которым складывается впечатление, что самолет не может лететь прямо назад никогда (а не только в середине хода), и что он всегда развернут по направлению своего движения.
Разница между этими двумя вариантами имеет некоторое значение. В ситуации когда я в одной клетке от врага, в первом случае мне нужно выбросить 1, 3 или 5, чтобы выйти на позицию атаки. Причем при тройке я смогу зайти уже с трех разных сторон, а при пятерке — вообще с любой. Тоесть направление движения бипланов почти не имеет значения — с какой стороны захочу, с такой и нападу, либо не смогу никак. Во втором же случае, при единице я смогу напасть только с одного направления и только если я не улетал прочь до этого, при тройке вообще не смогу, а при пятерке смогу совершить маневр, но вряд ли буду иметь возможность выйти на позицию больше чем с двух сторон. Тоесть положение и направление полета самолетов значительно влияет на вероятность того, откуда можно нападать, и это выглядит гармонично с карточной механикой боя.
Действия противника во время боя можно предвидеть наблюдая за выходом карт из игры. Например если обе пятерки у него уже вышли, то других не будет пока колода не перетасована. Если вашему пилоту пришли плохие карты, можно перелететь линию фронта и вернуться на "дозаправку", прикрывая в пути свои слабые стороны огнем зениток или краем карты, или отвлекая врага напарником. Вовремя возвращаться на дозаправку бывает вообще полезно. Очень важно сбить вражеский самолет — за это дают титул аса, тоесть +2 карты в руку на дозаправке. Двойной ас получит целых 8 карт, что сделает его почти неуязвимым.
Конечно надо использовать свои самолеты совместно, прикрывая друг друга. Например если пара зайдет в хвост противнику и тот сделает петлю, то он всеравно получит еще очередь от ведомого, от которой уже и не всегда и титул спасет. Наконец всегда можно рискнуть, и под обстрелом зениток попытаться сбить самолеты прямо на земле. Это особенно полезно для добивания асов вернувшихся на дозаправку. А если враг вдруг развернулся и дал деру на свою территорию… Это у него боезапас закончился, или он намеренно подставляет хвост приготовив петлю?
Положите в корзину сейчас:Вобщем получается несложный варгeйм с заметной долей случая, но в котором есть и над чем подумать. И оформление — отличное (неигровые компоненты не в счет). Но более всего меня удивила карточная механика боя.
Но в самом ли деле стоит удивляться. В этой же серии (American Heritage) вышло несколько не менее удачных игр — Broadside, Skirmish, Battle-cry. Конечно сегодня о них мало кто слышал. Но зато многие знают такие названия как Civilization и Magic Realm — а им уже лет по 30.
Так я обещал рассказать что думаю о 50 годах развития настолкостроения… Ну несомнено повысился ассортимент настолок. Стало больше игр и дизайнеров, стало больше издателей и покупателей. Стало больше возможностей для всех. Это и есть главный итог. Однако стало ли проще найти свою иголку в стоге сена?
Комментарии:
Blue Moon City, являющаяся идейным наследником довольно популярной карточной игры Blue Moon, имеет в основном чисто эстетическое сходство со своей предшественницей. Сходство это заключается, прежде всего, в стилистике карт обеих игр, и в очень милых и симпатичных фигурках трёх дpaконов, сопровождающих нас на протяжении всех приключений в мире Синей Луны....
16 07 2025 10:13:52
Space. Masters of Universe была самой красивой из трёх. Большое игровое поле с изображением космоса, пластиковые космические кораблики, какие-то карточки. В игре нужно было перевозить грузы между планетами (за это давали то ли деньги, то ли очки) и ещё можно было, кажется, немного сражаться. В теории всё это выглядело интересно, но реализовано было из рук вон плохо. Корабли летали в космосе по системе "кинь-двинь", т.е. сколько выбросил на кубике, столько и пролетел. Меня эта система просто добила, играть в такое я отказался....
15 07 2025 4:27:57
Скачать редизайн игры Mall of Horror — Highschool of the Dead (zip, 33.2 Mb)...
14 07 2025 12:38:19
«Aquaretto» — самостоятельное дополнение для «Zooloretto»...
12 07 2025 4:29:29
Обзор настольной карточной игры «Camelot Legends» (Легедны Камелота)...
11 07 2025 17:34:35
Большая регата, большая регата!
Сегодня неслыханно ставки богаты....
06 07 2025 5:14:42
Но как же узнать, когда ходить? Согласно правилам (мы могли не совсем правильно разобрать их, так как они написаны на немецком), вы должны синхронизировать ваши мысли, настроиться на общую волну. Это не шутка. Правила указывают, что в начале игры все должны положить руки на стол ладонями вниз, для установления контакта. Теперь вы понимаете, почему некоторые так расстроены по поводу этой так называемой «игры». Пока вы не ушли, позвольте напомнить: не судите об игре, пока не сыграли в нее. А опыт игры был… замечательным....
03 07 2025 6:47:42
Основная фишка нашей игры — нет необходимости трогать фигуры во время игры, игра должна сама перемещать их и отображать все применяемые способности. Игроку остается только наблюдать и управлять своим героем с мобильного телефона....
29 06 2025 9:35:30
28 06 2025 11:27:52
Вот с этого момента начинается игра. Каждый из нас по очереди выбирает одного из героев сериала (политические лидеры, военные лидеры, пилоты и один инженер-ремотник), получает стартовый набор карт, карты лояльности и вперед!...
27 06 2025 17:23:56
Простые правила, но увлекательный игровой процесс делают эту игру идеальной для компании от 2 до 6 человек любой степени трезвости....
26 06 2025 0:50:45
Для смельчаков, решивших, что открытие стоит всех затрат и рисков. Теперь вы одни из них. Вас ждут настоящие испытания, на кону ваша жизнь. С помощью игральных карт вы пройдете длинный путь, пролегающий через амaзoнские джунгли с бесконечными опасностями, пересчитывая счастливчиков в минуты редких передышек....
23 06 2025 9:42:55
Хотелось бы надеяться, что я преувеличиваю и на самом деле в красивую версию ATZ можно будет играть и безо всяких особых сценариев. Взял, выставил на поле здания, воткнул героев, расставил вокруг зомби – и вперёд! Но что-то мне подсказывает, что сценарии всё-таки нужны. С ними куда интереснее....
20 06 2025 18:23:19
Всем добра! Также ознакомьтесь с дополнением Spartacus — Bloody Edition. Если игра приелась, то данное дополнение вернет ей былые краски! Все файлы доступны по единой ссылке....
17 06 2025 13:45:47
Добро пожаловать на кухню! Именно здесь творится настоящая магия, от которой пахнет специями, мясом и куриной подливой. Вам по душе японские блюда? Почему бы не сделать суши и курицу в темпуре! Или лучше гoлyбцы в томатном соусе? Возможно всё, были бы ингредиенты, рецепт и желание....
16 06 2025 13:44:35
Господин Великий Новгород — Игра месяца (01/2008)...
15 06 2025 8:50:46
Антон, вы не очень-то известны широкой игровой общественности. Поэтому, если можно, расскажите немного о себе....
09 06 2025 13:13:30
Ещё один жирный плюс – до конца партии никто не выбывает из игры. Вы либо вместе побеждаете, либо вместе проигрываете. Я считаю, что это правильно, хотя кто-то может и возразить, что пожарные могли бы погибать при взрывах. Для нашей семьи нет ничего хуже, чем когда большую часть времени кто-то просто сидит и смотрит, как остальные наслаждаются игрой. Это особенно важно, когда ты играешь с семьёй и с маленькими детьми. Тогда как жертвы могут погибнуть, пожарные просто отправляются в машину скорой помощи и уже в следующем ходу могут вернуться в здание. Из-за этого успех в игре зависит от действий всех игроков, и если вы подыскиваете настолку, в которой все вовлечены в действие до конца игры, то Flash Point – это отличный выбор....
08 06 2025 4:14:45
Качество материалов то, которое было доступно на момент начала и в процессе работы. На сегодняшний день есть базовая карта на английском в отличном качестве, но нет в таком же разрешении карты Внешнего Пояса. Карта в сборке приведена к последней редакции....
07 06 2025 6:15:31
Также в коробке лежат две коробочки с фишками синего и коричневого цветов. Среди них — большие и маленькие диски, корабли, а также пара "домиков". Возможно, на эти фишки также нужно наклеивать наклейки....
06 06 2025 8:38:16
Conan;
The Others;
Mechs vs. Minions;
Scythe;
Star Wars: Rebellion.
Лучшая кооперативная игра:...
04 06 2025 12:20:10
Ещё Forbidden Island хаpaктеризуется очень высоким качеством компонентов: игра поставляется в жестяной коробке, внутри которой лежат очень качественные тайлы острова и карты (всё выполнено из качественнейшего картона с текстурой "лён"), а также привлекательные фигурки артефактов. Теперь это богатство будет доступно и российским игрокам, причём за весьма скромную цену — 690 рублей....
03 06 2025 14:42:32
15 сентября 1935 года в Нюрнберге были приняты печально знаменитые расовые законы. Согласно этим законам, евреи лишались пpaктически всех гражданских прав и становились изгоями. Производители настольных игр оперативно откликнулись на изменения в немецком законодательстве. Уже в 1936 году вышла игра Juden Raus! (Евреи — вон отсюда!)....
01 06 2025 23:50:13
Третье расширение – это планшеты игроков с особыми возможностями. Причём, некоторые эффекты изначально будут недоступны, но их можно будет открыть, собрав необходимые карты....
29 05 2025 21:11:34
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::