Что такое «научно-фантастическая настольная игра»?
Наткнулся на сайте Meeples & Mechanics на любопытную статью, в которой анализируются научно-фантастические игры. Автор разбирает их на механики и тематику и пытается понять, что именно связывает ту или иную игру с жанром научной фантастики. Размышления показались мне интересными, предлагаю ознакомиться в вольном переводе.
Race for the Galaxy (2007)
Несмотря на то, что до неё было немало научно-фантастических игр, именно «Борьба за галактику» доказала, что научно-фантастикая евроигра может быть весьма и весьма успешной.
Научно—фантастические механики. Как механика соотносится с темой? Этот вопрос весьма важен, поскольку «Борьба за галактику» изначально была карточной «Пуэрто-Рико». И, если вы скажете, что это не предполагает никакой научной фантастики, то будете абсолютно правы. Не секрет, что идея миров, производящих товары, очень похожа на систему производства в «Сан-Хуане». Действие «исследование» и карты улучшений неплохо соотносятся с тематикой, но они точно также хороши в виде изысканий и инвестиций в «Сан-Хуане». Для научно-фантастических игр технологии – это вроде как нечто само собой разумеющееся (особенно если учесть возможность развития в различных направлениях!), но встретить их можно и в других играх. Например, древо технологий и «строительство стола» можно встретить в настолках о развитии цивилизаций.
Научно—фантастическая тематика. В отличие от механик, тема «Борьбы за галактику» прочно связана с жанром. Каждая карта отлично проработана, проиллюстрирована и у неё есть уникальное название. Это всё очень важно, но при этом карты не всегда запоминаются. С чем у RFTG действительно, так это с тематикой в масштабе вселенной: генетика, пришельцы, империя, мятежники – всё это несколько стереотипно, но именно этого и ждут от игры про космос. Именно это и делает «Борьбу за галактику» научно-фантастической игрой.
См. также: Roll for the Galaxy (2014), Jump Drive (2017)
Мнение: внешность обманчива. Тематика – не самая сильная сторона евроигр, главное в них – это отточенные механики, а не внешний налёт темы. Да и, по большому счёту, не так она и важна.
Galaxy Trucker (2007)
Эта игра про строительство-кораблей-и-выживание-в-опасных-условиях вышла вышла в том же году, что и Race for the Galaxy, но научная фантастика в ней представлена совсем иначе (возможно благодаря оригинальному подходу чешских разработчиков).
Научно-фантастические механика. Центральный элемент Galaxy Trucker – строительство корабля из отдельных делателей. Этот альтернативный подход к технологиям на деле оказался механикой, отлично подходящей для научной фантастики. На примере Factory Fun мы знаем, что подобная механика работает и с другой темой, но в целом она отлично подходит именно для футуристических объектов, когда из маленьких элементов создаётся что-то большое. Я не могу представить, чтобы тем же самым образом в какой-то другой игре мы бы строили галеры для перевозки товаров в средневековье или строили бы грузовики для современных грузоперевозок. Эта механика раскрывается именно в жанре научной фантастики.
Купи сейчас:Научно-фантастическая тематика. В отличие от механик, с тематикой в Galaxy Trucker, напротив, всё достаточно плачевно. Да, тут просматриваются элементы научной фантастики, но в целом игра намного более условна, чем та же Race for the Galaxy. Я имею в виду, что в ней есть пираты, работорговцы, фиолетовые инопланетяне и коричневые инопланетяне, и ничто из этого не запоминается, всё плоское и картонное.
Мнение: создание технологического корабля путем соединения механических частей друг с другом – отличная основа для научно-фантастической игры.
Space Alert (2008)
«Космическая тревога» – это пpaктически продолжение «Космических дальнобойщиков», но вместо игры про строительство корабля, мы получили игру про спасение корабля.
Научно—фантастические механики. Строительство системы из частей – это лишь часть сражения, ею ещё нужно и управлять. В Space Alert вы пытаетесь активировать, а затем и управлять энергоблоком, оружиями и щитами, чтобы ваш корабль остался цел, и все эти системы очень классно между собой взаимоувязаны. Опять же, нечто подобное можно увидеть и в других играх, особенно цепочки снабжения. Но это действительно имеет право на существование как вымышленная научно-фантастическая технология, так что это отличная научно-фантастическая механика, вокруг которой построена научно-фантастическая игра.
Научно—фантастическая тематика. Как и в Galaxy Trucker, тематика в Space Alert не особо глубокая. Возможно, она чуть лучше, потому что вас атакует множество кораблей, а может и нет.
Мнение: управление комплексными взаимосвязанными системами – ещё одна отличная научно-фантастическая механика.
Star Realms (2014)
«Звёздные империи» – колодостроительная игра о космических сражениях, созданная под впечатлением от Magic: The Gathering.
Научно-фантастические механики. В «Звёздных империях» всё просто, это игры о сражениях: ваши корабли атакую противника или его космические станции. Научная фантастика – отличный выбор для крупномасштабных сражений подобного рода. Скажем, рукопашные схватки в фентезийном мире были бы не столь зрелищны, хотя именно это издатель игры и сделал, выпустив Hero Realms. Действительно, массовые битвы могут существовать не только в научно-фантастическом жанре, это может быть и фэнтези, и современность. Но, всё-таки, именно научная фантастика придаёт масштаб, подобный тому, что присутствует в «Звёздных империях».
Научно-фантастическая тематика. По правде говоря, я всегда смотрел на тематику «Звёздных империй» со скептицизмом. По большому счёту в игре есть карты 4 мастей, и они не особо запоминающиеся. Некоторые названия звучат круто, наподобие «Технокульта», но с моей точки зрения между картами и заложенными в них механиками связи особо не просматривается, и поэтому внимание на них и не заостряется.
Мнение: Научная фантастика в данном случае не так уж и нужна. Прочие игры в списке выделяются либо тематикой, либо механикой. У «Звёздных империй» же из научной фантастики только отличные иллюстрации.
Положите в корзину сразу, потом потеряется:The Captain is Dead (2014, 2016)
Одна из новинок, кооперативная игра The Captain is Dead поступила в продажу относительно недавно, но успела стать хитом.
Научно—фантастические механики. The Captain is Dead во многом повторяет технологические приёмчики из Galaxy Trucker и Space Alert,с некоторыми нововведениями. Большинство действий игроков выполняется при помощи технологических примочек. Это отличная научно-фантастическая модель для меню действий. А самое главное, технологическое оборудование, позволяющие выполнять действия, может быть повреждено, и тогда его придётся чинить. Благодаря этому научная фантастика не только лежит в основе игровой механики, но и становится частью игры.
Научно—фантастическая тематика: Противники в The Captain is Dead такие же безликие и незапоминающиеся, как в Space Alert. Зато в игре есть запоминающиеся персонаж и их действия! А благодаря связи действий с технологиями механика игры прекрасно увязываетсяс темой, даже не смотря на тот факт, что персонажи – всего лишь шаблонные герои.
См. также: Damage Report (2014)
Мнение: Всё это мы видели в фильмах. Можете попробовать сами найти множество шаблонных и стереотипных элементов, присущих научной фантастике.
Заключение
Если вы делаете научно-фантастическую игру, которая действительно сильно связана с жанром, присмотритесь к успешным примерам.
С точки зрения механики отличный вариант – это технологии. Игроки могут их изучать, использовать или даже ремонтировать оборудование, и будут при этом чувствовать, что делают что-то уникальное, то, что может быть только в научно-фантастической игре. Ещё придать налёт научной фантастики помогает крупномасштабная война.
С точки зрения тематики придумывание оригинальных рас и империй может показаться интересным, но нет гарантии, что у вас получится сделать их запоминающимися. Наиболее успешные игры, наоборот, пользовались существующими шаблонами и успешно их эксплуатировали.
Комментарии:
Ровно 60 лет назад на орбиту был выведен первый в истории спутник, который так и назывался — «Спутник-1». Спустя всего четыре года на корабле «Восток-1» в космос отправился Юрий Гагарин....
09 05 2024 14:41:53
Микро-обзор настольной игры «Dungeon Twister» (Обманщик подземелья)...
07 05 2024 16:24:40
Бесплатная настольная игра «Летучие мыши»...
05 05 2024 6:26:32
Разъяснения правил «Нашествия зомби» (Zombie Plague)...
04 05 2024 14:27:37
Первые впечатления от настольной игры «Дpaкула»...
01 05 2024 18:25:21
Правила такие: на стол выкладывается 12 карт с некоторыми похожими, но разными изображениями. У изображений есть четыре признака – цвет, количество, форма и наполненность элементов. Задача играющих – найти среди этих карт такие три, которые по всем четырём признакам либо одинаковы, либо разные....
30 04 2024 22:43:36
Мы планируем новое издание Dungeon Twister. Новые герои, новые подземелья. И всё — полностью совместимо с ранее выпущенными наборами. И у нас снова будут миниатюры. А чтобы у вас было больше аргументов «за» покупку игры, я решил добавить ещё кооперативный режим. Доступны варианты «все против игры» и «все против игрока-злодея». И для комaндного режима будет кампания. В начале у вас будет мало ресурсов и небольшая комaнда, но со временем вы вырастите. За всё нужно будет платить, начиная от героев и заканчивая предметами, боевыми картами и картами прыжков. Это отдельное удовольствие — видеть как ваша комaнда становится сильнее и сильнее....
29 04 2024 14:40:20
28 04 2024 19:53:30
Лирическое дополнение из первых отзывов об игре на форуме FFG: в партии должны быть разнопрофильные герои, иначе выиграть пpaктически нереально. Т.е. не получится собрать могучую кучку магов, которые бы поддерживали друг друга. Все равно придется разделять обязанности – а значит, всегда есть большой шанс, что драматические события нейтрализуют какого-то героя и соответствующую ему часть колоды....
27 04 2024 2:40:59
Дальше идут нюансы. Во-первых, нет никаких сложных схем подсчета очков. Система бинарная, либо угадали, либо нет. Во-вторых, если в «Диксит» играют все вместе, тут формат «комaнда-на-комaнду». У какой комaнды будет больше угаданных карт, та и победит....
25 04 2024 23:10:38
Игровое поле представляет собой замкнутую территорию из 26 игровых клеток. Соседние клетки соединены между собой одноцветными линиями. Движение осуществляется по часовой стрелке. На каждой клетке поля могут одновременно стоять несколько фишек....
24 04 2024 8:39:37
Скачать правила игры Mondo на русском языке (pdf, 4.55 Mb)...
21 04 2024 21:19:20
Подробная демонстрация «Колонизаторов» для MS Surface...
20 04 2024 6:15:14
— игровое поле; — 4 фишки героев; — 4 подставки под фишки героев; — 1 кубик; — 30 фишек жемчужин; — правила игры....
18 04 2024 15:42:43
В игре существует пять героев-детективов, за которых можно играть. Каждый из них абсолютно уникален, имеет три персональные колоды карт, индивидуальное трaнcпортное средство, начальные свойства и личных таpaканов в голове. Забегая вперёд, отметим, что для полноценного освоения хотя бы одного персонажа, нужно сыграть им как минимум две-три партии....
16 04 2024 13:13:36
NB! Использование перевода только НЕ В КОММЕРЧЕСКИХ целях....
12 04 2024 20:20:19
3. По обычным правилам на старте каждый игрок получал по 5 поселений, 4 города и 15 дорог. Теперь же, те, кого научили играть в «Колонизаторы» члeны семьи, могут взять до 3 дополнительных поселений. Игроки не белой расы получают только 9 дорог. Женщины играют по обычным правилам, но в конце партии учитывается только 2/3 заработанных ими победных очков....
10 04 2024 16:24:46
Обычно мы играем с "драфтом", когда перед началом партии каждый игрок получает 7 карт занятий, выбирает себе одну и передаёт карты другому оставшиеся 6. Сам берёт 6 карт, которые даёт ему сосед, снова оставляет себе одну и оставшиеся 5 передаёт дальше и т.д. И стартовые колоды мы формировали по принципу "2-2-3", то есть по 2 карты из двух колод и по 3 — из третьей. Например, каждому игроку в начале партии достаются 3 карты из колоды E, 2 — из колоды I и ещё 2 — из колоды K. А тут я подумал: а что если сыграть только одной колодой (точнее, колодами). Сначала — занятиями и улучшениями из колоды E, потом — из колоды I, а затем — из колоды K. Вот мы и попробовали....
08 04 2024 16:37:59
Второй самарский турнир по «Memoir ’44»...
06 04 2024 20:53:55
Ведение серий настольных игр; Работа с переводчиками, редактура текста (техническая и литературная), контроль вёрстки, вычитки, корректуры и передачи файлов в производство; Контроль плана выпуска продукции; Требования: ...
03 04 2024 13:42:59
Первая интересная вещь в Runebound связана с перемещением. В начале своего хода игрок кидает 5 кубиков местности (или меньше пяти, если герой устал или ранен). Кубики местности на картинке слева:...
01 04 2024 7:16:51
Евгений: На первый взгляд изменений пpaктически нет. Существенно изменились наши цели и задачи. В прошлом году мы ездили с Гришей вдвоем. Маша была впервые....
31 03 2024 18:15:43
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::