Первые впечатления от «Эволюции»

На днях Александр Беляков познакомился с Эволюцией и поделился своими первыми впечатлениями от этой игры, указывая на некоторые её недостатки и недоработки в правилах. В целом Эволюция Александру не особо понравилась, и пока что он оценивает её на "удовлетворительно".
На прошлой неделе в мою почту упал e-mail от Ивана Туловского из проекта “Правильные игры”, предложившего мне опробовать недавно вышедшую в свет игру “Эволюция”, после чего написать на нее отзыв в своем блоге. Я с удовольствием согласился, но сразу предупредил Ивана, что положительный отзыв на игру не гарантирован, хоть я и постараюсь сделать свой отзыв максимально объективным. Тема игры мне показалась интересной, однако мои опасения своими корнями уходили в тот факт, что я до сих пор не видел ни одной качественной отечественной разработки в области настольных игр (локализации, ясный пень, в расчет не берем). Итак, в пятницу коробка была доставлена курьером мне на работу, и в выходные мы сыграли в нее несколько раз. Стала ли “Эволюция” тем самым исключением?
Для начала несколько слов о правилах игры. Игровой комплект состоит из 84 карт, двух кубиков и 20 жетонов еды нескольких цветов. В начале игры колода перемешивается, и каждому игроку сдается шесть карт. В общем-то и все, можно начинать.
Прежде чем приступить к объяснению игрового процесса, пару слов о назначении карт. Во-первых, на рубашке каждой карты нарисовано ящерицеподобное животное. Игроки могут класть карты на стол рубашкой вверх – в этом случае карта будет обозначать абстpaктное животное, и то, что написано на оборотной стороне карты, не будет иметь никакого значения (как, например, для товаров в Race for the Galaxy). Во-вторых, на каждой карте написано одно или два свойства, которое можно дать животным, которые уже выложены на стол – например, “Хищник”, “Жировой запас”, “Водоплавающее”, “Быстрое”, “Cтepвятник” и т.д. В том случае, если свойств два, игрок должен выбрать, каким из них он хочет наделить животное – поменять на второе возможности уже не будет.
Итак, теперь игровой процесс. Игра разбита на ходы, каждый из которых, в свою очередь, разбит на четыре фазы.
В первую фазу игроки выкладывают либо новых животных, либо свойства на уже существующих животных. Ограничений по выкладыванию мало – нельзя класть два одинаковых свойства на одно и то же животное, и нельзя класть свойства на чужих животных (кроме свойства “Паразит”, которое как раз предназначено для того, чтобы на врагов класть). Свойства так или иначе модифицируют правила игры. Хищники могут питаться другими животными (и своими, и чужими), “Жировой запас” позволяет откладывать еду на следующий ход, “Водоплавающее” животное находится в безопасности от наземных хищников, только хищник со свойством “Острое зрение” может съесть животное со свойством “Камуфляж”, и т.д., и т.п.
Когда игроки вдоволь навыкладывались карт (необязательно выкладывать все, можно сказать “пас” и оставить их на следующий ход), наступает вторая фаза – определение кормовой базы. В эту фазу, в зависимости от количества игроков, кидается один или два кубика, и определяется количество еды, доступной в этот ход.
В третью фазу игроки по очереди эту еду разбирают, при этом хищники могут есть незащищенных животных, падальщики подбирать за хищниками, животные с парными свойствами “Коммуникация” и “Взаимодействие” помогать друг другу в пропитании и т.д. Хищники, животные с “Паразитами” и животные со свойством “Большое” будут требовать больше еды. Все вполне логично.
Ну и в последнюю фазу все животные, которым еды не хватило, вымирают и отправляются к праотцам вместе со съеденными хищниками братьями. Игроки набирают новые карты (чем больше у тебя осталось животных, тем больше карт ты берешь), и начинается новый ход.
Так продолжается до тех пор, пока не закончится колода, после чего идет подсчет очков – за каждое выложенное животное ты получаешь 2 очка, за каждое свойство 1 очко, плюс дополнительные очки за некоторые специальные свойства – 2 очка за паразита, 1 очко за каждое большое животное и 1 очко за каждого хищника. Кто набрал больше всего очков, тот и молодец.
С правилами разобрались, переходим к впечатлениям.
1. Начну с внешней упаковки. Коробка игры меня не сильно впечатлила, напомнив коробку Richard III – белый гофрокартон, поверх которого плотно натянута обложка из тонкого картона с полноцветной печатью. В этом плане я избалован западными играми, поэтому это решение немного резало глаз, плюс обложку оказалось достаточно сложно стянуть с самой коробки, не порвав ее. Иллюстрации на обложке дублируют иллюстрации с карт и оставили меня достаточно равнодушным – ничего плохо, но и ничего особо выдающегося.
2. Теперь о компонентах. Внутри я нашел 84 рассыпавшиеся по коробке карты (они не были ни запакованы в целлофан, ни хотя бы перевязаны резинкой, что меня тоже немного покоробило), два стандартных шестигранных кубика вполне адекватного качества, 20 маленьких квадратных фишек трех цветов, некоторые из которых мне даже визуально понравились, и два листа А4 – на одном правила, на другом – пример хода и описание всех карточек на двух языках. Да, отдельно о карточках. Иллюстрации местами удачные, местами достаточно стремные. Качество картона среднее, приемлемое. Полиграфия в одном случае подкачала – у меня есть одна бpaкованная карточка со смазанной краской и отпечатками пальцев. Плюс рубашки карточек чуть-чуть отличаются друг друга – у некоторых рубашка имеет более желтый оттенок, чем у других. Названия всех карточек, кстати, двуязычные. При этом не обошлось без ошибок – слово Scavenger, например, написано с ошибкой – Scavanger (см. картинки выше).
3. Перейдем непосредственно к игровому процессу. Сначала о правилах – они достаточно просты, и на первый взгляд кажутся вполне понятными. Однако в процессе игры у нас возникало несколько вопросов, на которых в правилах мы не нашли ответы. Например, если одно свойство что-то позволяет, а второе запрещает, какое из них имеет приоритет? Мы исходили из логики некоторых других игр (например, Blue Moon), что запрет всегда имеет приоритет над разрешением, но неискушенным игрокам это может дать повод для многочасовых споров. Если стepвятник отнимает еду – он это делает вместо кормления, или параллельно с кормлением? В правилах написано – что, в зависимости от свойства, может быть либо так, либо сяк, но не уточняет как именно в каких случаях.
4. Сама игра сначала пошла с энтузиазмом – хотелось понять, как взаимодействуют друг с другом карты, как реагировать на действия противника, как разбирать еду, оставлять ли карты в руке на следующий ход, или выкладывать их все и сразу. Однако энтузиазм очень быстро поутих. Комбинаций оказалось не так много, логика процесса выстроилась достаточно быстро, и все с треском разбивалось о реалии периодической нехватки еды – если на кубике выпадала единица, а хищникам некого было есть, умирали пpaктически все.
5. В какой-то момент сложилась ситуация, когда у одного из игроков умерли все животные, а у второго был хищник. Каждый ход первый игрок мог брать только одну новую карту. Вкладывать ее не было смысла – ее сразу съедал бы хищник второго игрока. Поэтому приходилось долго и мучительно набирать в руку по одной карте в ход, ничего не предпринимая, пока на руки не пришла карта, защищавшая от хищника. После этого мы попытались ввести домашнее правило, что вне зависимости от количества животных на столе, ты берешь из колоды как минимум три карты – но в этом случае возникли другие проблемы. С таким правилом можно просто сидеть и набирать карты в руки, не выкладывая их до самого последнего хода, ибо очки даются только в конце игры.
6. В общем, доиграв до конца один раз, мы поняли, что играть еще раз в “Эволюцию” в ближайшем будущем мы не будем. Докручивать правила игр, чтобы сделать их играбельными – не мой конек, тем более что у меня порядочно других игр, в которые я с удовольствием сыграю. А назвать этот продукт завершенным у меня язык не поворачивается. Возможно, через какое-то время мы попробуем игру еще раз. Мне было бы интересно послушать мысли других игроков, которые играли в “Эволюцию” – возможно, я что-то недопонял?
7. Надо все-таки отдать должное автору – в качестве учебного пособия, мне кажется, эта игра подошла бы идеально. Недаром автор – кандидат биологических наук, и занимается созданием подобных обучающих игр уже какое-то время.
На этом, пожалуй, закончу. У меня все равно остается какое-то неприятное ощущение, что незаслуженно я игру очернил, но субъективные впечатления от игры остались не самые приятные, и полностью абстрагироваться я от них не могу. Скажем так – есть очень много игр, в которые я бы предпочел сесть играть вместо “Эволюции”, хотя, справедливости ради надо отметить, что игр, которые мне нравятся меньше, тоже немалое количество. По шкале BGG – 5 из 10. Засим откланиваюсь.
Комментарии:
Настольные игры в помощь и в удовольствие всем влюбленным! Ведь это идеально — презент и развлечение в одном. Более того, к играм можно возвращаться не только раз в год, но и в любой другой день, когда вы решили посвятить время друг другу....
13 12 2025 10:35:22
10:30 — Как делались другие игры издательства...
12 12 2025 10:10:10
Привожу также основные хаpaктеристики этой настолки (цитируется с сайта игры)....
11 12 2025 2:56:17
Что же касается карт, которые вы берёте в магазине, то здесь всё очень просто, они приносят разнообразные бонусы, начиная от увеличения дохода от карт недвижимости, заканчивая победными очками. Деньги в этой игре нужны, прежде всего, для оплаты одинаковых кубиков, о чём уже писалось выше. Помимо этого каждые два доллара в конце игры приносят вам по одному очку. ...
09 12 2025 7:51:23
Будьте внимательны — ваши соперники тоже хотят себе такого друга, как Ам Ням! Придётся проявить осторожность, расчёт, а также внимательно следить за остальными игроками, чтобы не отдать им победу!...
07 12 2025 17:52:30
Можно сказать, что я играл не ради процесса и не ради результата. Это был своеобразный эксперимент, в рамках которого я поставил себе две задачи. Первое – попробовать сыграть в ATZ:TBG с миниатюрами вместо каунтеров. Второе – окончательно разобраться в правилах игры (первую партию мы по традиции сыграли с некоторыми ошибками). ...
05 12 2025 0:48:23
Incomodos Invitados (2016)
– Автор: Ron Gonzalo Garc?a
– Семейная, 2-8 игроков, 60 минут
– Card Drafting, Hand Management, Trading
– Проект заканчивается: 7 декабря
– Помощники: 2603
– Список игр на BGG
Расследование убийства....
04 12 2025 9:27:40
Особенно было бы любопытно увидеть, как в подобной программе обучают играть во что-нибудь сложное и большое, скажем, в те же «Сквозь века» или в «Войну кольца»...
03 12 2025 13:14:56
Ниже вы узнаете, как играть в Game of Trains, и почему она является хорошей семейной карточной игрой....
01 12 2025 4:44:42
У каждого игрока есть персональный планшет, одновременно служащий и памяткой, на котором вмещается не более 7 кубиков, и вот из них-то игрок все требуемые комбинации и собирает:...
30 11 2025 23:38:40
На карте указаны навыки героя и слоты под ранения....
29 11 2025 20:16:13
«Блокус» – это давно известная игра, которую я распробовал только в этом году. Абстpaктная стратегия, в которой нужно выставлять на поле тетрисо-образные фигуры, стараясь заблокировать прострaнcтво для соперников, и самому избавиться от максимального количества фигурок. Простые правила, элементарный процесс и огромнейший простор для совершенствования – вот что такое «Блокус». Если есть кто-то, кто как и я, запоздал со знакомством с этой игрой, срочно исправляйтесь! Она – классная!...
25 11 2025 11:41:32
Видеопрезентация «Великой Отечественной»...
21 11 2025 10:53:14
Персонажи бывают 3 видов: постоянно говорящие правду (зелёный фон), постоянно врущие (красный фон) и те, которые или лгут, или говорят честно, как им вздумается (синий фон):...
15 11 2025 14:40:42
Riff Raff – ...
14 11 2025 12:23:48
Игра проходит в 6 раундов, каждый из которых состоит из 3 фаз. В первую фазу каждый игрок забирает со стола набор из 8 карт (6 из которых лежат лицом вверх, 2 — рубашкой), а потом сбрасывает лишние карты, оставляя на руке 7 штук. На любой карте, кроме джокеров, изображён один из шести персонажей (архитектор, торговец и т.д.). Вторая фаза состоит из шести шагов — по одному на персонажа. Персонажи дают доступ к определённым действиям, и каждый игрок решает, тратить ли на них карты с руки....
13 11 2025 4:24:12
Звёздные войны: Предназначение...
12 11 2025 16:35:52
Итак, цель игры – выращивание цветов, разведение бабочек и их же поимка. За все это, а также за купленные карты даются победные очки....
10 11 2025 16:46:49
Итак, каждый игрок получает карточку персонажа, с именем, по которому к нему могут обращаться и другие игроки. Каждый может сделать любой комплект имён, я взял героев мультфильмов. Между партиями игроки могут менять своих персонажей, а могут и продолжать играть с теми, к которым привыкли. На лицевой стороне карточки указан персонаж (картинка и имя), а с обратной есть окошко, сквозь которое видна вставляемая в карточку персонажа карточка роли, имеющейся в игре:...
09 11 2025 0:35:46
Перед началом партии нужно к ней подготовиться. Сперва положено сформировать колоду заданий. Карт заданий много, они различные, их разные комбинации позволяют настраивать сложность миссии. В правилах есть рекомендации для самой первой, обучающей партии, и для нескольких сценариев с нарастающей сложностью. Потом нужно раздать карты с вещами, замешав в них несколько заданий. Еще положено разместить в центре стола поле-рюкзак. Как только у всех на руках появились карты, можно начинать....
08 11 2025 16:55:35
«Перекрёстный огонь» рассчитан на 5—10 участников, а одна партия займёт порядка 5 минут. Основной игровой процесс занимает всего три минуты, которые засекаются с помощью входящих в комплект песочных часов....
07 11 2025 9:41:47
Более 5 миллиардов маленьких зеленых домиков было построено с 1935 года...
06 11 2025 23:42:53
Собственно же правила довольно просты и не сильно отличаются от традиционных карточных игр. Вот они:...
04 11 2025 8:44:15
Игра ведётся на воображаемом клетчатом поле, которое формируется в процессе игры — каждая сыгранная карта занимает одну клетку. У каждого игрока есть колода карт, представляющая его войска, которыми ему придётся сражаться за Мамаев курган. Также игрокам предстоит налаживать линии снабжения своих войск боеприпасами и продовольствием. ...
03 11 2025 12:50:31
За здоровый быт, 1926
Обратите внимание, какое унылое у рабочего лицо....
29 10 2025 7:59:37
Ответ: Да, разграбление является действием....
27 10 2025 7:23:14
Народный отчёт, № 163 – февраль 2018 года...
26 10 2025 16:53:49
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку