Описание игры «Dominant Species»

Вот она, вот она, коробка моей мечты!
Читатель по имени Глеб прислал мне собственный обзор игры Dominant Species. В нём рассказывается о правилах игры и впечатлениях от неё, и отмечается, что она хотя и долгая, зато партия пролетает незаметно.
Давно уже хотелось написать обзор чего-то из настолок, да всё не попадалось ничего достойного, что не было бы уже описано в десятке мест, со всех разных сторон и с чуть ли не противоположными мнениями. Энтропию интернета просто так повышать не хотелось, поэтому дождался свежей и необозрённой в пределах русского прострaнcтва игры. Даже более того, Игры, как выяснилось.
Заметил её ещё несколько месяцев назад, когда в рейтинге BGG новичок из ниоткуда взлетел в двадцатку. А это пpaктически уровень сверхпопулярного нынче 7 Wonders. Но сразу было не до того — воевали в Манчкине, думали в La Havre, кидали кубики в Stone Age, да и игра выглядела откровенно непрезентабельно для любви с первой фотографии – серо-пастельное поле без детализации, одноцветные хексы, кубики и цилиндрики.
Отношение изменилось со случайным прочтением обзора на том же бгг. Затем предварительный позитив ещё и ещё преумножился после пары хвалебных видео, где восхищались пpaктически всем, а из полу-минусов-полу-особенностей указывали лишь на продолжительность и на большую возможность влиять на соперников. В La Havre, видя убегающего лидера, даже совместно, остановить его бывало уже невозможно. Тут, как казалось, эта проблема была теоретически решаема. Время тоже не пугало – всё равно встречи были настолько редки, что короче 4-5 часов их и не планировали. В общем и целом, увидев, что именно у этой игры правила хвалят как только можно, пришлось их прочитать, мнение сложилось окончательно и созрело решение купить.
Как обычно, по-простому не получается ничего – уровень торговли тут пока что ещё не европейский – относительно дорогое приходит в магазины бессистемно и редко – на полках игры не оказалось, и на следующий заказ, как выяснилось, буквально чуть-чуть не успел. Иначе через пару недель коробка была бы уже на руках.
В интернете, как выяснилось, купить игру занедорого тоже достаточно проблематично. Из штатов, несмотря на сказочную цену в 50-70 долларов, доставка трёхкилограммовой коробки, стоила больше самой игры. Плюс, с налогом с оборота, выходило совсем много. Из Германии с доставкой выходило за 80 евро, в Финляндии уже магазинная цена была 75 евро. Хороших вариантов не находилось – ждал… И тут, неожиданно сорвавшись съездить на день в Ригу, в их местном ludo.lv, на полке, свеженькая, блестящая, ярко-ярко-чёрная, настолько уже заочно знакомая коробка. Схватил и потащил к кассе, и уже после оплаты поинтересовался, каков на самом деле курс Лата. Выяснилось, что коробка вышла около 60 евро. Повезло. Вот она, чёрная и красивая, в сравнении с эталоном.
Сравнение размеровСложно представить чувства тех, кто привык встречать по обёртке, и кому игру могли бы, например, подарить – тяжёлая, дорого выглядящая глянцевая коробка с отличной полиграфией, плотной, отлично подогнанной, с трудом поднимающейся со свистом впускаемого воздуха крышкой и компоненты – кубики и бумажки…
ПравилаНо сначала не о них, а о правилах, встречающих сразу же под крышкой. Действительно, это лучшие правила, которые когда-то читал. Несмотря на 20 страниц, информация разложена по-порядку и по полочкам – все ситуации, все действия, со схемами и примерами. Если не полный восторг, то близко к нему. Чуть-чуть про правила напишу потом.
Дохлые бумажкиА вот компоненты… Снова многоточие и даже горестный вздох. Знал, что ждать пастельных тонов и кубиков, но не ожидал, что карточки с животными будут не из толстого привычного картона, а из чего-то по плотности уступающего упаковкам от молока. Уверен, что помнутся, потрутся и испортятся. Копеечный аксессуар же – непонятно, почему бы не сделать и его хорошим. Доска, как и ожидалось, пастельных тонов и, ура-ура, чуть ли не метрового размера. В коробке стандартного размера она сложена в 8 слоёв, что даёт представление о габаритах. Приятно. Компонентов семь листов, печать приличная, вырубка хорошая, выдавливались фишечки без проблем. Разве что на одном из листов картинки маркеров элементов не очень попали.
Среднеровные элементыА вот тут кубики, пирамидки и цилиндрики, внимательно пересчитанные. Уважение электронике или китайцам, их собиравшим. 450 деревянных компонентов 18 видов в точном количестве, это достойно уважения.
Зато всё дерево на месте!И, наконец, о самой игре. Кратко о правилах и идее – от двух до шести игроков берут на себя управление разными видами животных и стремятся приспособиться и доминировать в последние годы замерзающей перед ледниковым периодом планеты. Рандом и удача минимизированы, всё открытое открыто для всех, всё доступно.
Процесс описывается буквально парой предложений – сначала игроки по-очереди занимают своими фишками-цилиндриками доступные действия, затем отыгрывают эти действия в последовательности слева-направа сверху вниз. Базовое понимание правил возникает мгновенно, с первого взгляда на поле. Благо, вся важная вспомогательная информация всегда находится на поле и на карточках игроков. Разные действия дают разное количество очков и позволяют пpaктически любым разумным возможным образом менять позицию на поле.
Карта, почти метр шириной.Итак, поле. В центре находятся 7 хексов территории, по углам хексов находятся ресурсы (по-игровому – элементы), которыми в данных территориях животные «питаются» . В начальной расстановке виды находятся в балансе, у всех всего поровну. И долго это не продлится.
Итак, всё вот-вот изменится и всем управляют цилиндрики. Что именно они могут делать? Отмечать действия, которые будут выполняться. Сейчас опишу возможные варианты.
Initiative – Инициатива
Предположим, в игре у нас насекомые, рептилии и млекопитающие. В случае борьбы, при равном счёте, обезьяны сильнее ящериц, а те сильнее жучков. А вот при выставлении цилиндров действий, инициатива находится в обратном порядке, от примитивных видов, к более продвинутым. И, если не хочется ходить последним и собирать оставшиеся доступные действия, надо использовать действие инициативы и двигаться выше в цепочке действий.
Adaptation – Адаптация
Каждое животное любит свою еду — паучки гусеничек, а птички зёрнышки. Хочется паучкам хорошо жить в регионах, где есть зёрнышки – надо тратить действие, адаптироваться, брать дополнительный элемент на карточку животного. Пара элементов у всех есть своих, остальные надо брать действием.
Regression – Регрессия
Животинки перестают питаться тем, что им раньше нравилось. Не хочется, например, птичкам разлюбллять недавно «выученное» мясо – надо потратить действие.
Abundance – Изобилие.
Можно добавить новый элемент на доску. Нету в удобном регионе своей еды – за действие можно добавить. Ну или заблокировать добавление или слот на поле соперникам, если оно им ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно.
Wasteland – Пустошь
Ледниковый период надвигается, тундра вымораживает элементы. Потратив действие, можно сохранить от вымораживания ценную для себя еду. Может спасти, а также получить очки за Survival – максимальное количество живых зверей в тундре в конце хода.
Depletion – Истощение
Ресурс может и просто закончиться. Право убрать с поля один элемент по выбору. Откровенно атакующее действие, которым можно довести соперников до вымирания, если это был последний элемент, из подходящего их карточкам животных.
Glaciation – Замерзание
Можно «заморозить» очередной хекс доски, тундра приближается. Замороженные тайлы не так удобны для жизни, еда там постепенно вымораживается, и почти бесполезны для получения очков. Очередное атакующее действие. Не получатся жить в «дорогом» море из-за того, что нет своей еды, – никто не будет.
Speciation – Размножение
Самое логичное для животных. На территории вокруг выбранного элемента можно добавить своих кубиков, в зависящем от вида территории количестве. Важно для войны и для численного превосходства.
Wanderlust – Исследование
Возможность найти новые плодородные земли – добавить хекс на поле, выбрав на него элемент и имея возможность перебраться «своими» с соседних полей. Даёт немножко очков и возможность создать себе удобную и далёкую от всех делянку.
Migration – Миграция
Тоже понятно из названия, возможность определённому количеству кубиков перебраться на соседнее поле. В случае с птицами, через поле. Это и атака, и защита, и спасение голодающих, и завоевание тундры, во имя бонусного пингвина.
Competition – Война 🙂
Можно выбрать типы местности, на которых в этом ходу можно убить до трёх чужих животинок. Отлично подходит для разрежения ситуации в напряжённых местах. Здесь паучки получают право на одну бесплатную атаку в ход.
Domination – Доминирование
Самое решающее действие в игре. Выбрав участок местности для подсчёта, можно получить очки за максимальное количество своих животных на нём, а также, карту из специальной колоды за максимальную приспособленность, то есть, за соответствие доступных ресурсов тому, к чему максимально приспособлено животное. Как показал опыт, именно это очень многое решает – и в общем наборе очков, и в изменении расположения сил на доске. Карты, конечно, есть и сильные и слабые, но все они являются событиями, способными сломить многие стратегии. Как пример сильного – Blight – уничтожает на одном хексе все ресурсы. Способно попортить даже не одному виду многое, настроенное непосильным трудом. В прошлой игре одним блайтом меня вынесли с половины карты. Больше дюжины кубиков вымерло к концу хода.
Как пример полезного – Mass Exodus – убирает с хекса всех животных, своих и чужих. Своих куда надо, а чужих туда, где они от голода умрут. Как вариант комбо – Mass Exodus и Biodiversity (очки за общее количество кубиков в одной зоне) на соседний хекс. Причём, в том же ходу можно на тот же хекс и размножиться, и мигрировать. Это может принести очков 30, что есть очень неплохой результат для использования 3-4 фишек действий. Хотя, конечно, может и испортить всю игру, если, например, на следующем ходу кто-то из соперников сыграет на это поле Catastrophe, убивающий всех животных на хексе и по одному на соседних. А «умершие» кубики не возвращаются, так что изначальный запас надо бы по ходу действия холить и лелеять, чтобы к финальному результирующему подсчёту очков не отстать от соперников.
Не буду расписывать про то, как собирал компанию для первой игры – это всегда долго и печально, пока получится состыковать свободные вечера у всех. Благо, правила хороши и доступны и можно дать их чтение домашним заданием. И вот, получилось, все на месте, все уговорены, что Гавр точно будет в следующий раз, коробка открыта… И правила никто не читал. На объяснения ушло минут 15, всё же логика не совсем евро и не совсем похожа на что-то знакомое.
Итак, поле стоит, классы выбраны, как обычно, рандом оказался жесток и я оказался птицами – самой слабой, как пишут в интернете, стороной. Способность, как уже написал, – миграция на две клеточки, вместо одной. Ни разу до какого-то критического преимущества это не довело. Возможно, потому, что играли не совсем по правилам и слишком поздно, уже после вымирания, разруливали wasteland и regression. Не было необходимости сбегать и игра получилась в целом очень и очень щадящей – был целый ход, чтобы приспособиться к изменениям планеты. Остальным достались млекопитающие – вершина пищевой цепочки и способность сохранять одно животное при вымирании, и рептилии – возможность сохранять элемент при регрессии.
Игра на троих даёт достаточное поле для стратегии – даётся по 6 фишек действий, можно пытаться комбинировать, чем и занимались активно. Первый ход прошёл в попытках найти стратегию и робких, почти не мешающих друг другу действиях. Действие Dominance было сыграно один раз, ибо пока никто не видел перспектив карт. Картина на поле изменилась, все по чуть-чуть росли и ширились.
Ко второму ходу, были более-менее попробованы все доступные действия и планета пошла вразнос – конфликты начали возникать по всей оставшейся выгодной территории. Обледенение подрезало птичкам зёрнышки, рептилии засели в земли обезьян, а птички им туда устроили катастрофу – почистили планету фишек на 15 за один ход.
После этого, понял то, почему во впечатлениях постоянно пишут «Х часов пролетели незаметно». Действительно, что-то постоянно происходит, долгих ожиданий не бывает, планирование и отыгрывание действий постоянно меняет ситуацию на поле, постоянно меняется доминирующий вид на многих полях – движуха не останавливается.
Итого, прошло четыре часа. На карте осталась последняя карта Ice Age и целый ход, чтобы до неё добраться. Решили, что не доберёмся и оставили первую партию недоигранной.
Первое впечатление – ЕЩЁ, НАДО РАЗОБРАТЬСЯ!!! Пусть это ни для кого не было победой, пусть кое-кого загрызли всей планетой, но борьба радовала на всём протяжении вечера. Каждая поставленная фишка, это один маленький шажок к глобальному доминированию, каждое движение влияет на всех. Это не Stone Age, где можно только «забрать карту» и не Puerto Rico, где можно испортить кусочек урожая. Тут можно и нужно и карту забрать, и делянку испортить, и под себя её «засеять», и бaнaльно скушать соперников, если цивилизованные меры воздействия не помогают. Ну и сбежать, если не помогло совсем уже ничего. Ну и потом обледенить территорию и заморозить всех и ресурсы на ней. При этом не забывая размножаться, доминировать и получать очки за выживание в тундре. Куча механик, о которых пишут в обзорах, переплетены максимально плотно и держат в напряжении всё время.
Вторую игру собирали уже на четверых и запланировали аж пять с половиной часов на неё.
Вчетвером снова не получилось, играли втроём. Попались новые виды — амфибии, пауки и насекомые. У Амфибий сразу три элемента воды на карточке — проще доминировать. У пауков одна бесплатная атака в ход, у насекомых бесплатное размножение.
Начали как обычно, собирать всё-всё-всё полезное, бесконфликтно поначалу. Потом возник крохотный конфликт за тундру у амфибий и насекомых. Игра шла настолько на равных, что выживание пару раз определяла дипломатия, а именно то, кто уговаривал паучка потратить свою бесплатную атаку на другую сторону. К предпоследнему ходу, благодаря доминированию по тундрам, насекомые серьёзно, очков на 30 оторвались. Это их и погубило. Отлично сработавшая и на последнем ходу тундра, оказалось их лебединой песней — за два последних хода всем возможным оставшиеся виды били насекомых. Пpaктически все атакующие карты, и катастрофа (10+ убийств за ход), и биомасса (убрать по кубику с полей, где животных больше чем элементов, тоже на 10+ убийств), сыграли против жучков. При последнем подсчёте, жуки держались только в тундре, и в массовом распределении очков за присутствие и доминирование уже почти не учавствовали. После игры была обида, через 5 минут желание реванша, через 10 ещё получасовое обсуждение, кто что когда почему делал, что можно делать иначе и почему именно всё так получилось. В целом, сошлись во мнении, что это самая сложная и комплексная игра из того, что пробовали. Обязательно сыграем ещё. Возможно даже в большем составе.
Если не пугает необходимость думать, если не напрягает необходимость думать быстро, если это приносит удовольствие, то очень и очень советую. Военный еврогeйм про зверюшек, это новое, уникальное и затягивающее. Если покупка очень сложна или очень дорога, то можно сделать себе P&P. Хотя, конечно, и не рекомендую. Авторы честно заработали свои деньги за механику. Да и коробка красивая, такая будет украшением и полки, и коллекции. И это не говоря о кубиках, которые нравятся хотя бы даже просто сами по себе:
Комментарии:
http://www.boardgamer.ru Подготовка к игре проводится по правилам базовой игры с учётом следующих особенностей: 1 – Выберите дополнение, которое будете использовать и, если это предусмотрено правилами дополнения, выложите на середину стола лицом вверх карты, доступные для обоих игроков. Торговля & Обмен: Торговый дом (1 карта из базового набора и ещё 1 из дополнения). Политика & Интриги: Городской совет и Церковь (по 2 шт.). Рыцари & Купцы: карты Инквизиции используются только при игре по правилам турнира. Наука & Прогресс: Университет (2 шт.) Волшебники & Дpaконы: Цитадели (5 шт.) 2 – Перемешайте карты базового набора и разложите их на 4 стопки (не на 5). 3 – Замешайте карты событий базового набора и карты событий из дополнения в колоду событий. 4 – Перемешайте карты дополнения и разложите их на 2 стопки рядом с 4 стопками базовых карт....
11 12 2025 10:18:50
В этом дополнении к культовой настольной игре «Борьба за галактику» вас ждут новые карты миров и разработок, а также множество нововведений....
08 12 2025 23:54:29
Второй обзор посвящён игре Большой куш, которая появилась осенью 2007 года. ...
29 11 2025 23:39:24
Скачать материалы для игры Age of Empires III на русском языке (rar, 22.2 Mb)...
27 11 2025 7:17:15
В Queendomino королевства более продвинутые...
25 11 2025 23:25:55
Пока что о планах Fantasy Flight Games по изданию английской версии Twilight of the Gods ничего не известно, но я полагаю, это просто вопрос времени....
24 11 2025 12:12:23
Не уверен, что всё это сразу будет работать на 100% как задумывалось, но идея, безусловно, передовая. Возможно в будущем именно подобное устройство заменит типичные игровые поля. Вместо картонных «досок», полей, будет цифровая штука, куда можно будет закачивать различные материалы, чтобы воспроизводить поля разных игр....
21 11 2025 4:18:16
Я не играл в "Рататуя", поэтому ничего определённого об этой игре сказать не могу. Но, очевидно, что это детская настолка, которая может показаться интересной только казуальным или самым маленьким игрокам....
20 11 2025 9:37:20
По словам издателя:
«Root представляет собой следующий шаг в развитии асимметричного дизайна. Как и Vast: Crystal Caverns, каждый игрок в Root имеет уникальные возможности и собственное условие победы.»...
19 11 2025 16:47:41
Бонусы для настольной игры “Tannhaiser”...
18 11 2025 4:50:19
Upd. от 08.04.2008
В этом переводе встречаются ошибки, поэтому рекомендую скачивать мой перевод игры Anima: Shadow of Omega....
17 11 2025 2:40:12
Скачать материалы для игры Лила. Игра самопознания (rar, 1.7 Mb) ...
16 11 2025 9:36:15
Третье расширение – это планшеты игроков с особыми возможностями. Причём, некоторые эффекты изначально будут недоступны, но их можно будет открыть, собрав необходимые карты....
15 11 2025 17:54:58
Это правило помогает отстающим игрокам. С увеличением же количества победных очков от жетонов «неудачи» толку становится меньше....
14 11 2025 16:23:16
Ну вот я и завершил работу на этим ПНП. Старался по-максимуму сохранить изначальный дизайн карт. При подготовке использовал материалы, выложенные ранее на этом сайте. Также пришлось проявить чудеса работы в фотошопе и сделать мадам Вонг со всеми ее картами)...
13 11 2025 12:27:56
Второй аспект — это размещение рабочих. Каждое действие для активации требует необходимый минимум рабочих — например 2 из 3, или 5 из 5. Выставлять их можно как с руки, так и перемещением с соседних тайлов — эта механика мне на пpaктике очень понравилась. И вот тут второй момент про подгадить — вы можете своих миплов использовать, чтобы ломать другим планы по использованию тех или иных локаций — тупо забивать ячейку, а в нужный ход перейти в соседнюю локацию этим миплом, доставить туда еще и снять плюшку (если это возможно по ситуации)....
12 11 2025 23:18:50
Вообще, когда Фриз создал тестовый образец игры он продумывал разные темы для этой игры. У него было два варианта: подержанные машины или кот в мешке (покупка вещи вслепую).Ну вообщем отрадно осозновать что Фриз выбрал более дружелюбную тему из двух, ведь он славить своей «мрачной» тематикой =))...
10 11 2025 18:32:20
Эпоха Наполеоновских войн не даром привлекает внимание любителей истории со всего мира, оставаясь интересной и тем, кого история не увлекает. Это был первый военный передел Европы, можно сказать – всего тогдашнего мира, первый передел, не основанный на религии. Наполеон Бонапарт, профессиональный военный, незаурядный мыслитель, амбициозный небогатый корсиканец, смог не только стать во главе нищей и обескровленной террором Франции, не только привести её к небывалому благоденствию, но и перекроить весь известный мир. Властители Европы и многочисленных колоний боялись Бонапарта не столько из-за его полководческого таланта, сколько из-за того, что он не был члeном “клуба золотой фишки” и нес опасные идеи французской революции в такие уютные вековые европейские монархии. Границы принимали новые формы, короны превращались в музейные экспонаты, возвращались к жизни одни государства и уходили в забвение другие, сменялись режимы, формировалась новая политическая и законодательная почва, а матушка Европа трещала по швам от накала человеческих страстей....
08 11 2025 1:41:58
Действие разворачивается на поле с изображением города, которое можно условно поделить на две большие локации: «в городе» и «не в городе». Сам процесс напоминает «царя горы», тот кто стоит «в городе» каждый ход получает очки, но зато все остальные монстры могут его бить (а он может бить сразу всех остальных). Те, кто стоит не в городе, атакуют «царя горы» и могут добывать очки с помощью бросков кубиков....
07 11 2025 10:15:24
Wanted: «Кто заказывал игры с «Leisure Games?»...
06 11 2025 15:39:29
Перевод правил настольной игры «Celtica»...
05 11 2025 22:49:23
Некоторые подробности об элементах игры, впервые появившихся в расширении «Проклятие Тёмного Фараона»:...
04 11 2025 23:58:12
Экспортный ролик о «Великой Отечественной»...
03 11 2025 2:16:33
Что касается остальных типов карт, то их по 12 (6 разновидностей, по паре каждой) в каждом типе. Методом исключения необходимо вычислить в каждом типе ту карту, что присутствует в игре лишь в единственном числе. Каким же образом это становится возможным? Давайте посмотрим....
01 11 2025 3:42:35
Если Вы получаете свой номер [например, выпала «3» на одной из в пяти костей] — можете вывести на поле фишки для каждого кубика с Вашим номером [одна фишка в данном случае] и возможность перебрасывать те кости, на которых не выпал Ваш номер [в данном примере — остальные четыре кости]....
31 10 2025 19:15:26
Готовится переиздание трех классических игр...
28 10 2025 8:26:53
В общем, если кому-то сложно играть в Fury of Dracula на английском языке, скачивайте, распечатывайте и играйте на русском!
...
25 10 2025 17:57:42
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку
Как соединить многожильный и одножильный провод правильно