Впечатления от «Куликовской битвы»

Читатель по имени Виктор поделился своими впечатлениями от игры Куликовская битва 1380, ранее опубликованными на Тесере. По его словам игрушка получилась достойная, хотя её и не всякий способен оценить. В качестве бонуса идёт ещё и описание партии.
«Куликовская битва» — продолжение серии военно-исторических игр от ООО «Статус Белли». Игра посвящена Куликовской битве 1380 г. и рассчитана на 2 игроков – один играет за русские войска, другой за монголо-татарские. Для удобства буду их в дальнейшем называть татары. Битва разворачивается на игровом поле, войска представляют из себя односторонние картонные фишки, обозначающие реальные воинские части, участвовавшие в сражении с нанесенной на них информацией о боевой силе, дальности хода и пр. Игровое поле представляет из себя цветную карту формата А2 реальной местности на которой произошло сражение, на карту нанесен счетчик ходов, таблица урона, обозначения основных участвующих в битве отрядов, а так же обозначение начальных позиций, что облегчает расстановку войск перед игрой. В игре присутствует 4 сценария.
Сама игра состоит из ходов, каждый ход состоит из раундов. За 1 раунд считается активирование и действия одним войсковым соединением, после того как оба игрока походили всеми имеющимися на поле соединениями ход заканчивается. За ход можно отдать приказы только по одному разу каждому воинскому подразделению.
К особенностям игры следует отнести отсутствие очередности хода — игроки отдают приказы не по очереди, а согласно значению инициативы. Инициатива определяется броском кубиков перед каждым раундом, у кого выпало значение больше тот и определяет, кто ходит в этот раунд (иногда выгоднее обязать соперника двинуть свои войска). В итоге может сложиться ситуация при который один из игроков постоянно выигрывая инициативу отыгрывает всеми воинскими частями навязывая свой план действий, тогда как противник вынужден ждать своей очереди. Крайне интересное новшество, которое в начале было принято в штыки, но при отыгрыше очень понравилось, сильно разнообразив игру. Так, например, планирование своих действий даже на несколько раундов вперед теперь под большим вопросом – задуманная тактическая хитрость срывается, из-за того что соперник выиграл инициативу несколько раз подряд и в итоге карта сражения приняла совершенно иной вид и нужно уже отвечать на сложившуюся ситуацию, а не пытаться реализовать задуманное несколько раундов назад, ибо это может привести к фатальной ошибке.
Войсковые соединения (полки, крыло, резерв и т.д.) состоят из некоторого количества юнитов (от 7 до 14), после гибели половины или большей части юнитов все войсковое соединение обращается в бегство и выходит из игры.
Сражение между юнитами происходит следующим образом – атакующий игрок бросает кубик и прибавляет выпавший результат к боевой силе своего юнита, игрок защищающийся так же бросает кубик и прибавляет результат к боевой силе своего юнита (пример дан для ближнего боя, когда обе части сражаются). Получившиеся 2 числа сравниваются между собой: в случае равенства значений ничего не происходит, при силе атаки в 2 раза больше чем значение зашиты – обороняющаяся часть уничтожается, при других вариантах часть с меньшим количеством очков отступает. Так же учитываются разные модификаторы – на самом деле эта часть правил довольно проста и подробно описана в правилах —http://statusbelli.ru/uploads/user/files/Kulikovo_pravila_small.pdf
Собственно данный отчет посвящен отыгрышу большого сценария – вся Куликовская битва.
Начальная расстановка войск. У каждого из игроков по 4 подразделения и еще одно (резерв) может появиться с третьего хода. Вид со стороны русских – слева полк левой руки , (в леске притаился засадный полк), авангард и большой полк по центру, а также полк правой руки. Войска татар расположены аналогично, но их резерв стоит за центром и вступает в бой с третьего хода. Для удобства понимания в дальнейшем отчете фланги русских и татар называются со стороны русского игрока.
Ход 0
В нулевой ход происходит битва Пересвета с Челубеем обозначенная отдельной фишкой — событием, побеждает в этом коротком бою игрок выкинувший большее значение, соответственно победителю уходит данная фишка и прибавляет воодушевленность и стойкость войскам. Мы оба выкинули по 6 (!) и два богатыря погибли, сойдясь в схватке.
По условиям в нулевой ход можно управлять и воевать только авангардными частями в центре. После обстрела монголами русских частей и потери одной боевой единицы, русские части бросились в атаку и навязав сабельный бой так же уничтожили одну часть монгол. На этом размене закончился 0 ход.
Ход 1.
Начало первого хода и инициатива дала большой простор для тактических раздумий русским. Вариантов действий было несколько – продолжать авангардом сабельный бой с передовыми частями татар, но завязнув в бою гарантированно попасть под массированный ответный удар центра татарских войск. Можно бросить авангард для завязывания перестрелки с левым флангом татар, но опять же центр сомнет авангард ответным ударом. А рисковать и пытаться подвести свои войска в надежде на выигрыш инициативы — рискованно.
Было принято решение сохранить войска авангарда и увести их ближе к центру. В ответ татары двинули в бой весь правый фланг, составив единую линию войск в центре с авангардом.
Русским сказочно везло – весь первый и второй ход они пpaктически всегда выигрывали инициативу и выстраивали сражение согласно своим планам. Воспользовавшись близким подходом татар полк правой руки резко выдвинулся вперед и обстрелял войска, заставив часть татар отступить.
Несмотря на инициативу русских войск, в следующих раундах они обязали ходить татар. Последних несколько расстроил результат резкого выдвижения русских войск по правому флангу, поэтому на левом фланге и в центре они осторожно продвинулись вперед. В ответ русские части так же выдвинулись вперед по левому флангу и ливнем стрел уничтожили одну часть противника.
К сожалению, на первом же ходу у русских вскрылась допущенная тактическая ошибка – отвод авангарда к центру — он перекрыл и стал мешать движению войск центра для начала активных действий.
На этом закончился первый ход – т.к. все части отходили и начался второй ход.
Ход 2
С первых же раундов инициатива перешла на сторону русских и приняв крайне рискованное решение все части – авангард и большой, левый и правый полки были брошены в бой.
В центре и на правом фланге происходил обмен стрелами, а наиболее интересно развивались события на левом фланге, где два столкнувшихся крыла вступили в отчаянный бой.
Татарам фантастически не везло на кубики – в 5 боях, четыре воинские части татар были уничтожены и все оставшиеся на поле боя части левого крыла татар обратились в бегство и вышли из игры. Такого развития событий не мог предполагать никто. Полностью оголенное левое крыло татар в результате отчаянной атаки уже на втором ходу…
Однако в центре избыточная масса русских войск создает давку и не позволяет вступить всеми силами в бой. Инициатива перешла к татарам, которые грамотно используя свое положение, осыпают стрелами центр русских войск, который хоть и медленно, но верно тает. В результате взаимного обстрела стрелами и завязавшихся сабельных боев и русские и татары потеряли по несколько частей и для обращения в бегство авангарда татар уже достаточно уничтожить одну из оставшихся на поле частей.
Ход 2 закончен, и к началу 3 хода перед русским полководцем встает вопрос о наиболее выгодном использовании тактического простора левого фланга, вариантов несколько – атаковать ближним боем центр татар с тыла и подставиться под удар резерва или, не залезая в этот капкан, осыпать стрелами резерв – медленно, но верно сжимая кольцо.
Ход 3
Был выбран вариант планомерного окружения и уничтожения татар – совместная атака левым флангом резервов татар и линейный удар авангарда и большого полка по татарским частям расположенным в центре. Правда провисал правый фланг – но на этот риск было решено пойти. Увы, в этот момент сражения удача отвернулась от русских войск, татары ни потеряли ни одной части и прочно перехватили инициативу до конца хода.
Татары провели перегруппировку войск, отведя войска правого фланга и центра для стрелковых атак по позициям русских. Обе стороны ввели в бой резервные части. На этом закончился третий ход.
Ход 4
Инициативу прочно удерживают татары, находясь в тяжелом положении сводят в единый фронт войска центра и резерва и отойдя на дальнюю дистанцию пытаются реализовать свое преимущество в стрелковых атаках.
В ходе стрелковых атак русские понесли тяжелые потери — погибло 5 юнитов — по 2 в центре и левом фланге и одна часть в правом полку. Ответная стрельба русских частей не привела к каким-либо потерям у татар. Резерв продолжал свое движение для встречи с противником по левому флангу.
Ход 5
Не смотря на видимое преимущество русских на деле их положение было далеко не идеальным – до обращения в бегство авангарда и правого крыла оставалось уничтожить по одному юниту, для обращения в бегство центра — 2 юнита именно на это и рассчитывали татары надеясь провести в 5-ом ходу столь же успешные стрелковые атаки.
У русских надежды на успешное окончание стрелкового боя после понесенных потерь в прошлом ходу не осталось и при первой же возможности все части старались навязать татарам ближний бой. В результате татарам удалось уничтожив одну часть обратить в бегство весь правый полк, но в следующие два раунда русские в сабельном бою совместным ударом большого полка и частей авангарда полностью обратили центр татар в бегство.
К концу хода на поле боя у татар осталось только два подразделения, тогда как русские располагали 4 полками. включая подходящий резерв.
Ход 6
В этом ходу русский военачальник не мудрствуя долго, сначала осыпал стрелами, а затем последовательными ударами разметал и уничтожил остатки татарских войск в ближним бою не понеся потерь.
Мнение об игре:
Отыграли партию и начали спорить что было бы, если… ))) Игра интересная, механика и правила простые, времени для отыгрыша требуется около часа. У нас на понимание нюансов игры и отыгрыш первой партии ушло менее 2 часов. Бездумное кубикометание здесь не пройдет — можно попасть в хитрую ловушку уже в следующем раунде. Ситуация на поле меняется очень быстро и шансы есть у обоих сторон – в отыгранной нами партии, даже при явном преимуществе русских войск к пятому ходу все буквально висело на волоске и повернись удача к татарам не миновать страшного разгрома русским ратям. Однозначно будем играть еще – уж очень много вариантов игры в зависимости от соперника, так например русские старались играть первую половину игры от обороны – вынуждаемая татар тратить свой раунд на сближение для своей последующей стремительной атаки.
Впереди еще 3 не отыгранных сценария, надеемся они будут не менее интересные, чем сыгранный нами.
К недостаткам или достоинствам игры стоит отнести вид издания – классический варгeйм с прямоугольниками фишками. По опыту общения с разными игроками, я понял, что люди привыкшие к мемуарам, ВОВ-41, вархаммер 40.000 и т.д. считают, что в варгeйме обязательно должны быть миниатюры. Однако это классический варгeйм и с учетом этого игроки ранее не сталкивавшиеся с подобными типом игр бывают несколько разочарованы. Но первое впечатление обманчиво – эта игра доставила нам отличные игровые переживания и возможности «почесать мозг».
Мое мнение игра заслуживает пятерку в своем жанре.
Комментарии:
Wanted: четвёртая редакция правил «Kobold Ate My Baby»...
11 12 2025 3:22:11
2. Цель игры – занять как можно более высокое место. Если я понимаю, что до первого места мне уже не добраться, я буду пытаться занять второе (третье, четвертое и т.д.)...
09 12 2025 15:40:42
Особенности PnP
— Все метки для реза и линни реза можно включенить/отключить в «слоях».
— У карт есть метки реза по лицевой и оборотной стороне, а так же линии реза (альтернативные).
— У планшетов линии есть реза по лицевой и оборотной стороне.
— У листов блокнота линии реза неоключаемые.
Советы по изготовлению и необходимые компоненты
— Карты печатайте на плотной бумаге (фотобумаге или меловке). Толщину подбирать, исходя из личных предпочтений.
— Планшеты рекомендуется клеить на картон и соединить две половинки. Но можно сделать и обычные тонкие «двухсторонние» планшеты на толстой бумаге.
— Листы блокнота рекомендуется делать односторонними и печатать на обычной офисной бумаге.
В конце игры игры потребуется ручка или карандаш для подсчёта очков.
Скачать материалы для игры Индейцы...
07 12 2025 4:22:51
Скачать материалы для игры Top Secret Spies (zip, 7.5 Mb)...
06 12 2025 3:42:51
Настолка «Гремучие джунгли» претендует на звание лучшей игры для детей...
05 12 2025 15:47:56
Скачать материалы для игры Dominant Species (rar, 7 Mb)...
04 12 2025 14:27:57
Можно скачивать только папку «Печать» нужной версии — внутри лежит txt с информацией как печатать....
03 12 2025 11:54:55
Что это за зверь? Изолон или ППЭ (пенополиэтилен) – универсальный материал для изоляции. Бывает толщиной от 2 до 10 мм, различной плотности и цвета. Очень гибкий и лёгкий, он, тем не менее, достаточно прочен и, как мне кажется, вполне пригоден для использования в качестве основы для тайлов....
29 11 2025 4:45:14
Робогонки, как нетрудно догадаться, это игра, про гонки. Перед игроками стоит задача объехать несколько контрольных точек, отмеченных на карте флагами, причём сделать это надо раньше всех остальных. Казалось бы, что может быть проще, чем обойти несколько заданных точек? Однако все осложняется благодаря заложенным в игровую механику основам программирования....
28 11 2025 22:12:16
Но в плюс игре, что события подобраны неплохо, даже с цитатами из классиков. И, как итог, в тот момент, когда я нашел стул с сокровищами, ситуация в игре была такова, что выиграть мог любой, кому попадется этот стул. Так что (скажу еще раз) победителя выбрал рэндом, моих заслуг никаких....
26 11 2025 5:50:10
Если Вы получаете свой номер [например, выпала «3» на одной из в пяти костей] — можете вывести на поле фишки для каждого кубика с Вашим номером [одна фишка в данном случае] и возможность перебрасывать те кости, на которых не выпал Ваш номер [в данном примере — остальные четыре кости]....
25 11 2025 19:32:48
3) Боевая колода Вольного Города Валлор — 20 карт....
24 11 2025 17:24:39
Expedition: The Roleplaying Card Game (2016)
– Авторы: Scott Martin (III), Todd Medema
– Тематическая, 1-6 игрока, 55 минут
– Adventure, Card Game, Fantasy, Print & Play, Real-time
– Cooperative Play, Deck / Pool Building, Dice Rolling, Role Playing
– Игроки TTS: 1998
– Игроки BGG: 273
– Список игр на BGG
Совместные приключения с помощью смартфона....
23 11 2025 10:32:49
Доступ в систему управления сайтом произошёл 29 июля 2008 года в 16...
20 11 2025 7:16:37
Эту ситуацию можно чуть упростить, если разделить колоду на 5 частей и разложить их на столе. Теперь, если кто-то покупает карту, вскрывается следующая под ней, и игра движется дальше. Главное помнить, что стопки карт раскладываются рубашкой вверх и вскрывается только верхняя карта в каждой стопке. Чтобы никто не подглядывал, что там можно купить дальше....
19 11 2025 5:10:24
Гюнтер, скажите, разработка настольных игр – это Ваша основная профессия или сейчас Вы занимаетесь чем-нибудь ещё?...
17 11 2025 8:19:50
Что ещё интересного?
В “Территории” совершенно фееричные животные. Их появление на нашей планете покрыто тайной. Возможно, они прибыли к нам из другой галактики, а может быть, — из далёкого прошлого. Или есть ещё какая-то легенда их возникновения? Как думаете?...
12 11 2025 8:15:30
Ее собаки, немецкая овчарка и ищейка, умерли от голода, так как женщина, увлеченная приключениями великанов, гномов и людоедов, забывала покормить их. Тела собак, лежавшие прямо в столовой, разлагались более двух месяцев. Трое детей, 9-ти, 10-ти и 13-ти лет, питались консервированной фасолью, доставая ее руками из банок....
11 11 2025 20:38:17
Скачать поле для игры 13 дней. Карибский кризис...
09 11 2025 0:34:26
Метки реза — на выбор, рамка карт — белая....
08 11 2025 21:28:14
Желтые: поля — 2,3,3,4; шлемы – 2,4; статуи – номиналом 2,3,4 (без комментариев).
...
07 11 2025 20:48:21
Карточный LOTR я осваивал по объяснениям товарища, сам правила не читал. Поэтому не обессудьте, если я что вдруг не так понял, и буду называть элементы игры по-своему....
06 11 2025 9:28:36
Время шло, выходило всё больше фильмов, а потом уже и сериалов, компьютерных игр, я взрослел, а моя любовь к Марвел не прекращалась. И вот уже в 2015 я пересмотрел все вышедшие на тот момент фильмы, переиграл во все возможные компьютерные игры связанные с этой вселенной, но так и не смог найти для себя главного — настольной игры по Вселенной Марвел. Я начал поиски на всевозможных буржуйских сайтах, барахолках, но ничего «годного» так и не находил. Более менее приближённые к тому, чего я хотел были либо колодостроительные игры, либо совсем уж детские....
05 11 2025 9:27:50
Добрый день, друзья. Хотите новость, даже уже не огонь, а бомбу? Тогда займите устойчивое положение в прострaнcтве и возьмитесь за что-нибудь покрепче:)...
03 11 2025 5:36:12
Ваш замок окружён со всех сторон густым лесом, из которого виднеются красные голодные глаза невиданных существ. Это злые тролли, гоблины и орки спешат добраться до стен вашей башни и разрушить её! Только сообща вы сможете противостоять кровожадным монстрам, а тот игрок, кто соберёт больше всего трофеев, будет объявлен победителем – главным Истребителем монстров!...
02 11 2025 18:27:53
2. Выбираем «Russian Fairy Tales» и три других фpaкции на своё усмотрение....
01 11 2025 5:48:49
Антон, вы не очень-то известны широкой игровой общественности. Поэтому, если можно, расскажите немного о себе....
31 10 2025 3:29:47
В первые три хода каждый игрок в тайне от остальных определяет по одному числу с выпавших кубиков, которые он будет исключать при дальнейших бросках (всего три значения). Это должно быть три уникальных числа, игрок их записывает в таблицу "5-й кубик" и отмечает их выпадение. Остальные четыре кубика игрок попарно складывает (по своему усмотрению) и отмечает два получившихся числа в таблице слева....
30 10 2025 23:15:53
«13 Дней» — карточная настольная игра о Карибском кризисе, участники которой становятся главами двух сверхдержав. Хаpaктерной чертой настольных игр с карточными механиками является большое количество взаимодействий между игроками. Соперникам не приходятся ждать друг друга подолгу!...
28 10 2025 18:23:49
Прелесть игры заключается не в сложности игровой механики, а в хитросплетении ее элементов. Каждому игроку в начале игра дается секретная карточка, на которой написано, сколько денег принесут ему в конце игры контейнеры того или иного цвета (всего цветов пять). Например, во вчерашней игре оранжевые контейнеры приносили мне в конце игры $2 за штуку, в то время как бежевые – $10 за штуку. У другого игрока, однако, ситуация была совсем другая – например, тот же оранжевый контейнер приносил ему $10, а $2 давалось за коричневый контейнер. В процессе игры показывать карточки друг другу запрещается (да и не хочется, честно говоря!), поэтому остается только догадываться, кто за какими контейнерами охотится....
27 10 2025 11:37:31
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку