Интервью с единственным в России настольным pr-менеджером
Недавно я подумал, что у нас в стране есть несколько компаний, занимающихся разработкой и (или) издательством настольных игр. А вот "пиарщик" настольный есть только у Звезды. Это Татьяна Соколова, специалист по связям с общественностью, которую многие встречали в комментариях у меня на сайте под ником "татьяна". И вот я подумал, почему бы не организовать интервью с единственным в стране настольным pr-специалистом? Сказано — сделано. Читайте.
Для начала расскажите о себе.
День добрый! Меня зовут Соколова Татьяна. Работаю специалистом по связям с общественностью в компании «Звезда», в свободное от работы время участвую в гонках по бездорожью на джипах, читаю Пикуля и Вербера, танцую в клубе сальсы, изучаю храмовую культуру России. Люблю скорость и дорогу, пишу стихи и играю на пианино.
Как состоялось Ваше первое знакомство с настольными играми?
В дошкольном возрасте много играли в домашнюю «Монополию» — самодельная такая настолка, в советское время она, наверное, была в каждой семье: игровое поле расчертили и отрисовали сами, кубик сделали из бумаги, вместо фишек — швейные наперстки, вместо карточек – лотерейные билеты определенных цветов. В школе начала играть в шахматы – это у нас семейная игра, подарочный набор шахмат передается по наследству, шахматы – пожалуй сама моя любимая игра до сих пор.
Планировали ли Вы связать свою работу с настольными играми?
Возможно, Вас это удивит – но нет, не планировала. В детстве мечтала стать театральным режиссером, в выпускных классах ставила спектакли, выступления КВН и т.п. Но потом решила получить более востребованную профессию, поступила в МГОУ на экономический факультет, получила специальность «менеджер по экономической политике», отработала 5 лет в оптовых продажах. До «Звезды» работала с другой группой товаров, в разных компаниях, на разных должностях: от менеджера среднего звена до руководителя компании, занималась и закупками, и реализацией, и производством.
Как Вы пришли в "Звезду"?
Получила дополнительное образование в крупном международном образовательном центре по специальности «Связи с общественностью», поработала в рекламе, прошла годовую стажировку в издании, попробовала себя в нескольких глянцевых журналах и поняла, что готова к серьезной работе PR-щиком в крупной компании. Разместила свое резюме на Head Hunter, отправила его и на «Звезду». Через пару дней мне перезвонил генеральный директор Константин Кривенко, приехала, прошла собеседование. Мне импонирует, что «Звезда» работает с детскими товарами, является производителем, поэтому осталась, работаю четвертый год.
Расскажите о своей работе. Из чего состоит Ваш типичный рабочий день?
PR подразумевает создание благоприятного имиджа компании, и моя работа – не исключение. Еще 5 лет назад на лекциях по связям с общественностью преподаватель сказала нам: «Если вы пришли в эту профессию за креативом и творчеством, то вы сильно заблуждаетесь, чистой воды творчество будет занимать всего 20% вашего рабочего времени». Так и есть…
Обычный день – это почта, презентация новых продуктов ключевым клиентам, контроль работы и наполнение контентом сайтов, медиапланирование, анализ продаж, бухгалтерская отчетность по рекламным бюджетам, рекламные макеты в печатные СМИ, контроль оптимизации и раскрутки сайтов, создание информационных поводов для СМИ, мониторинг конкурентов, разработка акций в торговых сетях и интернет-магазинах, составление технических заданий дизайнерам, заказ сувенирки, POS-материалов, обсуждение новых проектов и многое, многое другое… «Необычности» добавляют комaндировки, выставки, съемки на ТВ, экскурсии на производство, которые я провожу.
Вы работаете с клиентами и вживую, и в сети. Что требует больше усилий? Откуда больше отдача, из онлайна или оффлайна?
Офф-лайн — коммуникации за последние несколько лет в принципе начинают сдавать свои позиции, уступая место Интернет — технологиям. Общение на выставке или ведение блога – это просто два принципиально разных процесса.
Пока что мы сочетаем эти два виды общения с клиентами, но заметно смещая приоритет в сторону Интернета – реалии времени.
Во время выступлений на выставках, презентациях BTL-акций или выступления на конференции имеет значение много факторов – внешность, тембр голоса, мимика, жестикуляция, освещение, организация самого мероприятия в конце концов. При общении посредством Интернета нужно в принципе просто уметь слышать задаваемые вопросы и уметь доходчиво излагать свои мысли.
Но есть и общие моменты – если ты не знаешь о чем говоришь – тебя не станут слушать, ни он-лайн, ни офф-лайн. Кстати, именно поэтому, Ваш портал, Юрий, столь популярен — Вам есть что сказать о настольных играх.
Отслеживаете ли Вы упоминания о «Звезде» на сайтах о настольных играх? Обращаете ли внимание на появление в интернете обзоров продуктов «Звезды»?
Это часть моей работы, конечно обращаю внимание на обзоры и рецензии.
Расскажите, пожалуйста, подробнее. Вы как-то обобщаете информацию об отзывах в интернете и кладёте на стол начальству? Доводите до сведения разработчиков? Работает ли в данном случае обратная связь?
«На стол начальству»… Интересная формулировка. Я поняла, о чем Вы… Критика в адрес игровой механики – если она объективна – уйдет в отдел разработок, указание на неточность в правилах – тоже. Мы сейчас работаем и с новыми авторами, и активно задействуем тестировщиков правил – так что – обратная связь, безусловно есть… Руководству на стол уходят отчеты эффективности той или иной PR-компании, их объективная оценка, включая и экономическую эффективность… Работа PR-специалиста возможна и успешна, если PR-специалист понимает задачи, которые ставит руководство, а руководство устраивают методы, которыми пользуется сотрудник для достижения этих целей.
Есть ли какие-нибудь хаpaктерные отличия работы «пиарщика» у разработчика и издателя настольных игр от работы PR-специалиста в других компаниях?
Естественно есть нюансы, нужно знать свой продукт, разбираться в ценообразовании именно настольных игр, изучить рынок детских товаров в принципе и настольных игр в частности и, наверное, быть в душе немного ребенком… Но в целом PR-инструменты одинаковы почти везде.
Играете ли Вы в настольные игры на работе? В свободное от работы время?
В настольные игры «Звезды» обязательно играю на финальной стадии создания продукта, тестируем правила, принимаю активное участие в придумывании названия игры, позиционировании ее на рынке, возрастной адресации. Постоянно играем в настольные игры в комaндировках и на выставках – там на это больше времени.
В свободное от работы времени играю в «Мафию», сама организую и провожу турниры по этой игре,
По-прежнему люблю шахматы. Однако настоящий отдых для меня – это все же не партия в «Колонизаторов», а гонка по сложной трассе на хорошо подготовленном внедорожнике подальше от Москвы.
Какая игра от «Звезды» нравится Вам больше всего? Почему?
Одну выделить, пожалуй, не могу – их будет несколько:
«Эй! Это МОЯ рыба!» — многочисленное количество детей разных возрастов, вместе со мной за 10 минут освоив правила, становились поклонниками настольных игр в принципе – благодаря именно этой игре. Игра конечно простенькая, но психология ребенка видна уже на второй — третей партии: «боец» и любитель шахмат станет выpaбатывать стратегию блокирования соперника, дeвoчка-романтик отвлечется на цвет и схватит чужого пингвина, малыш-дошкольник будет всерьез считать льдин с большим количеством рыбин и т.п. Не особо отвлекаясь на сам процесс игры можно посмотреть за реакцией и эмоциями противника по игре – мне это импонирует.
Из последних- нравится «Коммерсантъ» — достаточно быстрая партия по сравнению с «Монополией», прикольное оформление карточек, изумительные фишки- приятно держать в руках.
Ну и естественно «Тачки» — пусть нет пластиковых машинок, зато трасса каждый раз разная, стратегия «ускорения» и «сброса противника с трассы» иногда позволяет придти первым к финишу. Опять же быстрая партия.
Как вы относитесь к другим российским производителям настольных игр? Знакомы ли лично с работниками других «настольных» компаний?
Отношусь с уважением, конкурентов нельзя недооценивать. Знакома с некоторыми по переписке, мы не «дружим домами» — если Вы об этом, но и не работаем в режиме жесткой конкуренции – этот рынок еще пока достаточно емкий. «Звезду» позиционируют как производителя детских игр с известными персонажами, отличными фишками и специализирующуюся на лицензиях и локализациях. Что ж, в 2011 году мы добавим в копилку еще несколько направлений с появлением новых настольных игр.
Из всех российских «настольных» компаний свой «пиарщик» есть только у Звезды. Как Вы считаете, почему? И, кстати, не пытался ли Вас кто-нибудь переманить?
Почему PR-службы нет у других компаний я Вам, пожалуй, не смогу ответить, спросите у них. А у «Звезды» он есть видимо, потому что наш генеральный директор достаточно серьезно относится к своему бизнесу, причем ко всем его направлениям и нюансам.
Переманить, нет, не пытались, знаете, по опыту работы в PR-есть компании, которые PR-ить возможно, но проблематично, есть персонажи, которых PR-ить неприятно, а есть «Звезда»…
В заключении пожелайте что-нибудь читателям моего сайта.
Играйте и выигрывайте, цените победу и умейте проигрывать, узнавайте мир, не разочаровываясь в нем. Цените каждое мгновение Вашей жизни. А что наша жизнь? Игра…
Комментарии:
Новая ссылка — сайт «Настольные игры, карты»...
16 07 2025 17:41:17
Королевские товары – ...
15 07 2025 0:49:48
Правила игры Воришки (Langfinger) легки в освоении, благодаря большому количеству примеров, и умещаются всего на двух листах. Это одна из тех игр, обучить которой не составит большого труда, а партия сможет развлечь от двух до пяти человек в гонке за добычей, в течение 20-30 минут....
14 07 2025 9:40:52
Само мероприятие проходило в баре «Тема»...
12 07 2025 1:25:17
Ужас Аркхэма. Карточная игра: Наследие Данвича – ...
09 07 2025 14:19:29
Quartermaster General – ...
08 07 2025 18:53:42
Новая «Цивилизация» начинает с неисследованного игрового поля, составленного из красивых фрагментом карты мира. В начале игроки совместно формируют территорию, населяя её варварами и снабжая полезными ископаемыми, а затем строят планы по завоеванию созданного мира. Игровые цели меняются от партии к партии. В начале каждой игры вскрываются 3 карты с заданиями. Для победы нужно первым выполнить по одному из заданий на каждой карте....
06 07 2025 2:36:25
Требуется помощь по переводу сценариев для второго издания»Betrayal at House on the Hill»...
05 07 2025 15:11:54
На западе помимо «Звёздного щита» выпущено ещё около десятка небольших дополнений, в России они не издавались...
30 06 2025 3:11:37
Перевел на русский карты магазина, правила игры, сделал коробку. Сверстал все заново с учетом смещения, под двустороннюю печать. Печатать компоненты и правила на А4, коробку на А3. Коробку сделал толстой, чтоб уместились подставки под фишки игроков....
28 06 2025 7:23:39
В общем, уже можно бежать за билетами в столицу!...
27 06 2025 9:37:19
Что значит капитан не справился? Так получается, когда у него на руках нет подходящих карт. Ну или есть, но он по какой-то причине не желает их играть....
24 06 2025 16:21:18
Ещё встречи. Раньше было очень интересно — были отличные встречи, которые проводил либо я сам в кафешках, либо знающие толковые гeймеры с коллекцией. Сейчас в Питере творится ахтунк — либо пати-гeймеры (ночью и днём), либо дети с мамашами (игроведовские вечеринки). Домой зову уже давно, но приходится ограничиваться 2-3-я гостями, т.к. дом — не кафе, и нужды устраивать тут несколько столов нет. С закрытием Castle стало совсем грустно. ...
23 06 2025 23:21:12
Локализованная «Цивилизация» — уже в продаже!...
22 06 2025 15:29:10
Правда, рейтинг Blue Moon всё-таки на целый балл выше у "Царей", поэтому если есть возможность, покупайте Гoлyбую луну. Если такой возможности нет, а поиграть в абстpaктную карточную игру на двоих очень хочется, берите Царей скарабеев, а если она вам понравится — докупайте Царей минотавров, благо цена этих настолок позволяет экспериментировать....
21 06 2025 10:13:56
Я в такой ситуации начал организовывать игротеки в клубе Книги и Кофе. Довольно долго. Мы играли по субботам днём. Потом времени стало меньше, передал все дела ребятам, а это уже другая история. Появились чужие встречи и чужие клубые. Но всё чужое имело тенденцию совершенно внезапно обрываться и оставлять меня без игроков и без места для встреч....
19 06 2025 5:17:42
Алексею я желаю всяческих творческих успехов, а его сайт получает постоянную прописку в разделе "Ссылки" и авансом помещается в подраздел "Обновляются часто"....
18 06 2025 7:33:29
Игровой процесс Черепашек заключается в следующем: в начале игры на столе раскладывается цитадель. Она состоит из комнат, выкладываемых лицом вниз в случайном порядке, что, по-видимому, обеспечивает реиграбельность — каждый раз исследовать придётся цитадель с новой планировкой. Затем в эту цитадель входят черепашки....
17 06 2025 1:47:18
Игра распространяется свободно, посредством файлов pdf, по принципу Распечатай-и-Играй. Автор игры- Джо Фоурман (Joe Fourhman)....
16 06 2025 3:56:26
Печальна судьба самых популярных игр 2009-го года. И если Hansa Teutonica, победитель того года, худо-бедно удерживает к себе интерес, то популярность Dungeon Lords и Steam нынче совсем не та, что была. Зато в полной мере засияла лучшая игра для вечеринок того года, Telestrations, которая за прошедшие годы легко догнала и перегнала по популярности всех остальных....
15 06 2025 7:22:37
И Умник старался, потому что капитан тут был прав на все сто. Планета была для посещений закрыта – неразвитая цивилизация, право на собственную историю и прочие пункты из Цивилизационной Декларации – и за одну только высадку, не говоря уже о контактах с местными, всю комaнду «Рапиры» могли послать на рудники. А уж если всплывет вся их махинация… Поэтому и следовало найти «местечко потише», как говорил капитан, то есть – подальше от центров цивилизации, за которой с интересом следят спутники дюжины университетов и, разумеется, Интерпола. Конечно, если их план удастся, то он породит массу слухов, суеверий и легенд – просто не может не породить, усмехнулся про себя Умник – но на то они и слухи, чтобы скрывать правду… Так что он старался, это точно. И главное – он не раз ловил себя на этой мысли – план Саймона ему нравился.
Он даже жалел, что не сам его придумал....
10 06 2025 14:48:26
Партия заканчивается, когда игроки разберутся со всеми варварами (окружат специальные жетоны строениями) или выставят на поле все фишки храмов....
06 06 2025 5:30:45
Как несложно заметить, большее впечатление на меня производит “Гавр”, нежели “Агрикола”. Да, в нем, по большому счету, всего пара чистых веток развития, все остальное – коктейль с различными долями того и другого. Но эффективность этих стратегий сильно зависит от последовательности выхода зданий в начале игры и от расположения этих зданий в персональных игровых зонах после постройки\покупки их игроками. Из всей трилогии урожая в “Гавре” самый высокий процент взаимодействия между игроками и это здорово разнообразит игру. В моем личном рейтинге “Гавр” обогнал предыдущего лидера – “Dungeon Lords” – и стал для меня игрой №1. “Агрикола” же занимает почетное 4 место....
05 06 2025 9:12:45
Да, планшеты ещё отстают от компьютеров и ноутбуков, которые имеются пpaктически в каждой семье. Но это, скорее всего, явление временное. Но на них уже сегодня можно сыграть во множество настольных игр. Ticket to Ride, Small World, Hive, аналоги Dominion и Memoir '44, Колонизаторы, Каркассон и много-много других настолок. На BoardGameGeek пpaктически ежедневно появляются новости о новых релизах....
04 06 2025 15:17:19
Можно очень долго анализировать результаты и причины успеха или неудачи в конкретные временные периоды для той или иной механики (полная статистика приведена ниже), а пока я сравнил, насколько за это время увеличилась аудитория каждой из механик. Данные по наиболее успешным механикам я привёл в следующей таблице....
03 06 2025 10:20:47
Некоторые издатели исправляют дополнениями мелкие недочёты оригинальной игры. Типичный пример — Shattered Empire для Twilight Imperium III с новыми, гораздо более сбалансированными картами стратегии. Однако в то же время это большое дополнение с множеством новых карт и рас и компонентами для двух дополнительных игроков. Конечно же, издатель подвергся критике за недостаток баланса в базовой игре, но его также можно поблагодарить за нововведения, которых могло бы и не быть....
02 06 2025 12:15:37
У iOS версий настолок есть два «бонусных» аспекта в этом плане:...
01 06 2025 17:47:27
“Too Many Bones” и “Talisman” сошлись вместе для избиения людей в темных переулках....
31 05 2025 23:52:47
Думаю, за эти игры будут просить примерно столько же, сколько за Мир Варкрафта — примерно 3000 рублей...
30 05 2025 20:54:27
Прямо в центре магазина стоят два стола, за которыми можно посмотреть любую игру, а при большом желании — даже сыграть. В связи с переездом в более бюджетное место цены на настолки уже не кусаются как раньше (например, Ticket to Ride: Европа стоит всего 2100 рублей)....
29 05 2025 17:47:41
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::