Впечатления от игры «Thunderstone»
Новосибирский настольщик Михаил опубликовал у себя на сайте вторую часть обзора Thunderstone, посвящённую впечатлениям от этой игры. По словам Михаила, Thunderstone несколько громоздка и плохо подходит для 4 и 5 игроков — при таком количестве начинает ощущаться дayнтайм, а вариантов взаимодействия между игроками пpaктически нет.
Разобрав правила, теперь самое время посмотреть на них в действии. В общем-то, я уже мельком упомянул, что при всём моём восхищении идеей, сама игра не вызвала у меня аналогичного восхищения — давайте же смотреть, почему.
Самая главная особенность «Громового Камня», на мой взгляд, очень неоднозначна и нетривиальна. Честно говоря, я такого пока не встречал… по крайней мере, навскидку упомнить не могу. В игре очень причудливо сочетаются детерминизм и рандом хода. Это то самое единство-борьба противоположностей, про которое нам мыли мóзги замполиты и преподаватели философии. 🙂 Сейчас поясню, для чего опять же придётся сравнивать с «Доминионом».
В «Доминионе» вы исходно имеете только одно действие, и это иногда приводит к нелёгкому выбору. Допустим, на руке у вас оказалось три карты денег и две карты действий: «Moat» (даёт две карты) и «Militia» (даёт две монеты и пакостит остальным игрокам). Что вы сыграете? Очевидно, придётся принять в расчёт много факторов: сколько денег у вас уже на руке, насколько денежную стратегию вы проводили до этого, на какой стадии находится игра, сколько каких карт успело уйти в дискард и сколько ещё лежит в колоде… В конце концов, нужно будет исходить и из предположений о своей удаче. 🙂
В «Громовом Камне» ничего такого нет. Там сpaбатывают все действия, указанные на картах. Поэтому ход намного более детерминирован. Весь выбор делается между деревней/пещерой, да ещё нужно будет решать, какие из опциональных эффектов применять, а какие нет. (В основном это выбор типа «если я затрэшу эту карту, то получу ещё несколько карт или — реже — несколько монет»). И что совершенно возмутительно, есть лишь одна карта, дающая дополнительную покупку («Barkeep»). Для сравнения, в базовом «Доминионе» таких карт четыре («Council Room», «Festival», «Market», «Woodcutter»).
Итак, на уровне каждого отдельно взятого хода правит бал детерминизм. А вот на уровне игры, как ни странно, рандом!
Потому что в «Доминионе» для покупки доступны все карты одновременно, а в «Громовом Камне» на каждый конкретный момент для убиения доступны лишь три монстра — те, что вылезли из пещеры дальше других. И это иногда чертовски злит: на руке у тебя герои-оружие-заклинания, которыми можно кого угодно вынести, а при входе в пещеру тусуется какая-то мелочь! Натурально, выбираешь из неё кого поинтереснее, выносишь с полпинка. После чего вылезает какой-нибудь бальрог, но тебе он уже точно не достанется: пока до тебя ещё дойдёт следующий ход, на него радостно набижит кто-то другой… Ну не свинство ли?! А ведь это отнюдь не гипотетическая ситуация, такое встречается запросто.
Прониклись несправедливостью? А теперь учтите ещё, что самые «вкусные» монстры запросто могут оказаться под картой Громокамня, что уменьшает шансы заполучить их в свою коллекцию почти до нуля.
Идём дальше. Вот ход очередного игрока. Выглядит это примерно так: «иду в деревню… бу-бу-бу… одна карта отсюда, одна отсюда… бу-бу-бу… с этого ещё одна карта… всё, больше эффектов нет, денег у меня… бу-бу-бу… девять монет, покупаю… мнэ-э-э… файерболл покупаю… а не левел-апнуть ли мне файтера… а, блин, там второго уровня уже не осталось… ну, вроде всё».
А что делают в это время другие? А скучают! Потому что в базовом «Громовом Камне» есть лишь три — повторяю, три — карты, обеспечивающие какое-никакое взаимодействие («Lorigg», «Selurin», «Redblade»). И всё оно заключается в сбросе другими игроками одной-двух карт. И до этого взаимодействия ещё нужно дорасти: оно связано с героями отнюдь не первого уровня. Опять же для сравнения: в базовом «Доминионе» взаимодействие обеспечивается семью картами («Bureaucrat», «Council Room», «Militia», «Moat», «Spy», «Thief», «Witch»).
Положи в корзину сейчас:Результат закономерен: хотя объективно ход длится примерно столько же, сколько в «Доминионе» (в среднем), субъективно он кажется гораздо более долгим. Играть более чем вдвоём-втроём особого смысла нет, хотя правила обещают до пяти игроков включительно. Может стать скучно (проверено на партии вчетвером).
Зато у «Громового Камня» очень хорош соло-режим. Да, который для одного игрока. Для него даже не понадобилось что-то придумывать и вносить в правила изменения. Разница с обычной игрой только в том, что монстры лезут из пещеры каждый ход, и если кто-то вылезет, то он ползёт в деревню и творит там непотребство. 😉 Соответственно, игрок как предводитель партии, должен этого не допускать. В конце сравниваются победные очки колоды игрока против победных очков добравшихся до деревни монстров, откуда нетрудно определить исход противостояния.
В общем, игра получилась довольно неоднозначной, хотя коммерчески вполне успешной (уже второе дополнение готовится к выходу) и чем-то цепляющей — вон, меня таки зацепило, раз я не поленился расписать о ней целый тpaктат. 🙂 Который закончу в своём обычном стиле, разве что тоже чуть подробнее обычного.
Достоинства игры:
- Оформление и дизайн.
- Весьма убедительная реализация легенды средствами игровой механики.
- Хороший соло-режим.
- Хороший потенциал расширения.
- Толика здорового РПГ-шного юмора. Это не «Манчкин», конечно, но… Пролут, экспу и левел-ап я уже писал. А ещё, например, есть тут чýдная карта «Trainer». Позволяет убить в своей партии мужика-деревенщину и получить за это экспу. 😉 Ну, вы поняли.
- Карты имеют стандартный для ККИ размер, что сильно облегчает одевание их в протекторы.
Недостатки игры:
- Явно неудачная коробка.
- Всё, связанное с форм-фактором (см. про это в обзоре «Доминиона»).
- Помимо предыдущего пункта, особо отмечу затянутый сетап.
- Не очень удачное сочетание детерминизма и рандома.
- Откровенно слабое — почти никакое — взаимодействие.
- Значительный дayнтайм при игре более чем втроём.
Неоднозначные особенности перечислять не буду. Вся игра — сплошная неоднозначность. 🙂
Техническая информация:
- 530 карт размером 63.5×88 мм. Но из них 32 карты экспы можно не одевать в протекторы, и вообще можно пользоваться вместо них любыми каунтерами. Карты в протекторах нормально помещаются в оригинальную коробку.
- Хаpaктеристики игры от издателя: 2-5 игроков от 12 лет (на самом деле от 9-10 лет вполне нормально). Продолжительность партии около 45 минут.
Комментарии:
Гасиенда: дополнительное здание для «Кубы»...
05 05 2024 11:39:20
По ссылке готовые материалы, а также правила и памятки Задник у всех один. Карты для двухсторонней печати. Правила и памятки для черно-белой печати на А4....
04 05 2024 5:44:55
Правила игры «Carcassonne: Inns & Cathedrals»...
03 05 2024 23:33:34
Я вижу соответствующую динамику (по месяцам, годам) всех игр. А вот рейтинги, напротив, не могут показать нам никакой динамики. Рейтинги игр, мало того, что высосаны из пальца, и поэтому не являются объективными данными, так ещё и не говорят мне, были ли они поставлены игроками из-за шумихи, которая была искусственно организована во время выхода игр, а на самом деле игры не так хороши, и игроки уже перестали в них играть. Например, рейтинги Agricola, которые ставят ей игроки, с каждым годом становятся всё ниже, поскольку появляется множество других, более интересных игр, и в сравнении с ними игра уже выглядит устаревшей. Но большинство рейтингов было поставлено игре в те времена, когда у неё не было реальных конкурентов, и они позволяют занимать ей высокое место в списке самых рейтинговых игр. ...
01 05 2024 13:24:53
Да. Вот именно так я их и оценил. Попробую объяснить, почему именно....
30 04 2024 18:31:54
Любопытный факт — Смута тестируется аж с 2006 года, и тестеры отмечали "динамичные партии и любопытную систему сражений". Пока что кроме этих отзывов информации об игровой механике нет. Ещё один фактор — продолжительность партии. Дядя Лёша пишет, что "по некоторым данным, полная игра укладывается в три часа". Полагаю, это означает, что ознакомительная партия займёт ещё больше. А это значит, что Смута будет игрой не для новичков....
27 04 2024 11:28:25
Переиздание «Кролика и черепахи» (Hare and Tortoise)...
26 04 2024 7:27:37
...как ходил за коробкой с игрой и как сразу же одел карты в протекторы зелёного цвета (в которых, они, кстати, у меня до сих пор и лежат)......
24 04 2024 12:35:38
По сюжету, маленький городок Shadowbrook терроризирует мистическое существо (4 вида на выбор — вампир, пугало, оборотень и всадник без головы ), количество жертв увеличивается, и группа героев вызывается найти и истребить монстра. Компания набирается очень разношерстная, 8 персонажей — каждый со своими способностями. Наш выбор — уголовница Катарина! :-)) Еще есть забавный персонаж — бoмж, путешествующий во времени, видимо он будет присутствовать во всех играх Flying Frog, во всяком случае, в Last Night on Earth он тоже засветился, хотя разница во времени лет эдак в 200-300....
22 04 2024 17:59:27
2. Рассказывать прошу по возможности об играх, выпущенных за последние 3 года. Предпочтительны новинки Эссена 2015 и 2016 годов, обзоры которых ещё не публиковались на сайте, либо игры, которые впервые изданы в России в 2016 году....
21 04 2024 14:36:49
В Iliad, появившуюся у меня прошлой осенью, мы не играли давным-давно. А тут как-то собрались в троём и решили разложить что-нибудь не очень сложное. Осилить тяжёлую игру было не под силу. Мы посмотрели на Railways of the World, Last Night on Earth и остановили выбор именно на Илиаде....
19 04 2024 16:28:45
3. Игровое поле теперь двухсторонее. Раньше они складывалось из двух двухсторониих частей, комбинируя которые можно было получить различные поля для 3-х, 4-х и 5-ти игроков. Теперь поля, фактически два. Для 2-3-х игроков и для 4-5-ти игроков. Да, теперь в ЭВО можно играть и вдвоём....
16 04 2024 11:34:59
Правила настольной игры «Dungeon Twister»...
10 04 2024 6:27:42
В игре Herbaceous идёт соревнование в умении собирать комплекты различных целебных трав....
09 04 2024 11:26:37
Поле было нарисовано сначала вручную, на нем я поместил как можно больше информации о мире Вестероса: названия провинций, городов, замков, рек, заливов, дорог, перевалов и прочего, что только было найдено. Для лучшего погружения в мир игры. Увы карта получилась перенасыщенной обозначениями и на ней потерялись основные игровые элементы, как то: границы между землями, значки крепостей, городов, снабжения и власти. (Кому интересен этот вариант может скачать архив AGameOfThrone_MapVariants.rar)....
06 04 2024 16:21:10
Ни одного приличного статуса у Германии на атаку. Лишь «Атлантический вал» и «Сухопутные крейсеры». Считай, два хода ушли на оборону, вместо атаки. И это в ситуации, когда к берегам Испании подбирается США. То есть как бы и защищаться-то надо, но на континенте Советский Союз всех успел при этом забороть. Япония стремилась помочь товарищам по комaнде, но не успела. Добралась до Северной Африки и Средиземного моря тогда, когда было уже слишком поздно. Ситуацию не переломить. Германия и Италия полностью были сметены с лица земли. Победа Союзников....
03 04 2024 2:16:59
Я включаю в обзор только те настольные игры, для которых создан модуль Tabletop Simulator, Vassal или Tabletopia, или выложен в открытый доступ официальный бесплатный пнп-комплект – то есть все эти игры уже можно попробовать. Все такие игры отмечены в соответствующих столбцах моей обновляемой базы игр. Номер обзора, в котором упоминалась игра, отмечен в столбце Kicкst review, а соответствующую ссылку на обзор см. в конце этого обзора. Краткое описание использованных в играх игровых механик см. здесь. Игры в обзоре отсортированы по числу пользователей портала, которые помогли выпуску игры материально – в начале списка идут те игры, которые вызвали у будущих игроков наибольший интерес....
02 04 2024 13:16:33
Отличные новости для любителей «Зельеварения»...
31 03 2024 2:41:19
3. Тролли могут работать в комнатах (но не могут копать тоннели и добывать золото) вместе с бесами (при покупке тролля вы получаете жетон тролля);...
28 03 2024 0:49:17
Пpaктическое применение данного дизайнерского решения вызывает огромный вопрос, но несколько минут созерцания полученного результата принесут положительные эмоции. Если внимательно присмотреться, то следующее дополнение вполне «подстыкуется» к нынешнему, так как картинка справа также обрезана. Наверное, на пятидесятой коробке, мы увидим стену этого огромного салуна и спокойно переведём дух....
24 03 2024 15:34:38
Скачать перевод карт для игры Dominant Species (doc, 36 Kb)...
20 03 2024 12:12:43
В начале каждого раунда все игроки добирают по пять карт со своих личных колод, которые в дальнейшем будут использованы для сбора ресурсов и найма людей, а также следующего за этим вооружённого столкновения между племенами. Во время сборов ресурсов игрок при помощи розыгрыша карт с руки добирает следующие карты своей колоды, добывает еду и оплачивает ей наём новых людей в племя, «копает» свалку в поисках нового снаряжения и возвращает туда ненужные ему карты. Приобретённые карты уходят в сброс игроков, чтобы в дальнейшем замешаться в их колоды. Кроме того, все игроки оставляют несколько карт с руки для участия в конфликте (оглашая их число)....
19 03 2024 8:58:50
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::