Обзор игры «Colloseum» > Для семей участников СВО (отзывы, цены, где купить)
+7(977)9328978 Лучшее. Экономное. Доступное    
Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

Обзор игры «Colloseum»

Обзор игры «Colloseum»

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор игры Colloseum. В нём отмечается, что Коллизей — это образцовая евронастолка, отлично оформленная, с заметным взаимодействием между игроками, и укладывающаяся в полтора часа. 

Слово «цирк», как известно, происходит от латинского «circus», то есть нечто скруглённое. И цирки с амфитеатрами у римлян были, факт. Правда, то что в них происходило… как бы это сказать… имело весьма немного общего с нынешним цирковым жанром. Вот. 🙂 Однако же, с другой стороны, было бы ошибкой считать, что римские развлечения ограничивались одними только гладиаторскими боями…

В общем, какой-никакой шоу-бизнес у римлян был. Ну, со своей спецификой, конечно. 🙂 А значит, кто-то неизбежно должен был заниматься его организацией. По нынешним временам таких людей называют продюсерами.

Вот об их-то нелёгком труде нам и повествует обозреваемая игра, одним из авторов которой, кстати, значится Вольфганг Крамер (чьи творения завоёвывали Spiel des Jahres аж пять раз).

Игра чрезвычайно внушает уже одной только коробкой — скажем так, настолько потрясающе удобной и продуманной системы хранения компонентов я пока что не встречал. Всё в индивидуальных ячейках, очень компактно, ничего не перемешивается… Ну, разве что «Доминион» может в какой-то мере сравниться, но там это и проще — всё же чисто карточная игра.

Инвентарь, который хранится в этой чудо-коробке, вполне соответствует игровому сюжету: здесь и материал для строительства-расширения арен, и программы для постановки на этих аренах, и деньги (какой же шоу-бизнес без денег?), и ещё много чего. И самое-то главное — ресурсы для будущих шоу. Гладиаторы, звери, колесницы, корабли, декорации и всякие чтецы-декламаторы для сольных и хоровых выступлений.

Отдельно отмечу фигурки римской знати, их шесть штук (император, два консула, три сенатора). Если эти особы придут на ваше шоу, то сей факт зачтётся особо — в вашу пользу, разумеется. Фигурки деревянные и очень симпатичные.

Ну да, «Колизей» меня буквально очаровал. Это самая что ни на есть образцово-показательная евроигра в прямом смысле этих слов: её можно показывать, как образец евроигры со всеми тамошними хаpaктерными чертами: обширным хозяйством и отсутствием взаимной агрессии между игроками — хотя взаимодействия там хоть отбавляй.

Итак, игрокам-продюсерам предстоит основательно обустроить свои арены, дабы учинить на них величайшие шоу в римской истории… и у кого шоу окажется самым величайшим, тот и есть победитель. Здесь, кстати, кроется очень интересная особенность игровой механики: всё решает лишь одно шоу, а прочие являются лишь прелюдией к нему. Иными словами, достижения не накапливаются по ходу партии, а просто учитывается самое крупное из них. Что, с одной стороны, логично, а с другой довольно-таки непривычно и требует определённой перестройки мозгов на новый лад.

Механика вообще очень интересна — она включает в себя те или иные элементы многих распространённых игровых механик. По пунктам:

  • Строительство и развитие со стратегическим планированием;
  • Аукцион;
  • Свободная торговля и обмен;
  • Кинь-двинь.

Причём всё это происходит именно в таком порядке в течение каждого раунда (сезона), которых в каждой партии пять. Давайте посмотрим, как именно.

Сначала все строятся и развиваются. Как бы всё понятно, но эта фаза довольно коварна. Дело в том, что в норме можно ввести у себя только одно усовершенствование за сезон, а сезонов всего-то пять. Вот и смотрим: самые грандиозные шоу требуют капитального расширения арены, которое выполняется в два этапа. А ещё нужно оплатить сценарий и постановку, что также считается развитием — это уже три. А надо ведь и ещё что-то попроще поставить, и хочется учредить у себя продажу абонементов (больше зрителей придёт), и знать надо как-то привлечь, а для этого потребно у себя VIP-ложу построить… Кстати, наличие VIP-ложи повышает влияние на знать, а это всегда благоприятно для бизнеса — можно, к примеру, получить возможность совершения дополнительных действий. В общем, всё связано и хитро завязано — право, есть над чем поломать голову.

 

Аукцион — он, собственно, и есть аукцион. Для развлечения публики можно (и нужно!) обзаводиться соответствующими ресурсами. Мастера предлагают декорации и корабли-колесницы, звероловы — зверей, гладиаторские школы — бойцов, актёры и музыканты ищут труппы, где оценили бы их таланты… Чего тебе нужно для задуманной тобой программы, то и приобретай. Только саму программу-то не забудь приобрести: режиссёр и сценарист тоже за свои труды денежку хотят. 🙂 Список всех доступных программ имеется у каждого игрока в виде памятки.

Кстати, если у кого-то чего-то больше всех, то это работает в плюс. Ну понятно же, что если у почтенного Фуфлия самый большой флот кораблей, то навмахии на его арене просто не могут не привлечь дополнительных зрителей. 🙂 А у почтенного Хреникуса самые большие гладиаторские казармы, так что битвы на его арене определённо обещают чего-то особенного… 🙂

Следующая фаза — свободная торговля и обмен — также вполне понятна. Если не удалось купить чего нужное на аукционе (цену перебили или оно там вовсе не предлагалось), то можно попробовать сторговать это у другого продюсера. За деньги или в обмен, это уж как получится. А можно и попытаться продать что-то ненужное.

«Кинь-двинь» в игре очень уместно и отвечает именно за то, за что и должно: за те вещи, на которые игроки в принципе не имеют прямого влияния. Если помните, там есть знатная публика — вот она и движется согласно кубику. Но если кто построил у себя VIP-ложу, то он становится в некоторой степени сопричастен к высшим сферам, обзаводится там знакомствами и немного повлиять на римскую элиту всё же может. Такой игрок кидает два кубика вместо одного.

По воле кубиков знать может посетить шоу на той или иной арене, принеся тем самым профит её владельцу. Своё какое-никакое влияние можно употребить на то, чтобы зашли именно к тебе. Или не зашли к сопернику. Или просто на то, чтобы удачно встретиться-поговорить с кем-нибудь из знати, заручившись его благосклонностью… с которой можно будет поиметь какой-нибудь профит позже…

А вот потом-то, в конце каждого тура, наступает его кульминация — продюсеры выдают на обозрение жаждущей публике свои шоу! Фаза эта очень «вкусная», хорошо продумана, и содержит массу интересных моментов.

Во-первых, каждое шоу можно поставить в урезанном варианте. Но и зрителей придёт меньше, и профит тогда будет неполным. Ясное дело, что для гладиаторского шоу «Кавалерия Спартака» нужны кони и гладиаторы в количествах, а если чего-то не хватает, то это будет совсем не то! Либо (при нехватке коней) шоу выйдет не очень кавалерийским, либо (при нехватке гладиаторов) придётся сажать верхом каких-нибудь отстойных рабов с ржавым оружием. 🙂 А римская публика весьма взыскательна, и такую лажу видит сразу.

Во-вторых, учитывается масса факторов: и присутствие знати, и проданные абонементы, и звёздные составы исполнителей, и разнообразие поставленных на этой арене программ, и успехи данного продюсера в прошлых сезонах… При этом как-то обходится без мозголомных расчётов, и всё выглядит вполне естественно.

В-третьих, одно шоу можно ставить несколько раз. Сначала, к примеру, в урезанном нищебродском варианте, а потом накопить недостающих ресурсов, и уже по-настоящему. Или ещё по какой причине. Правда, тут есть одна немаловажная оговорка —

В-четвёртых, римские шоу всё же довольно экстремальны. Приходят в негодность декорации, кони ломают ноги, гладиаторы… гм… ну, в общем, понятно. 🙂 Так что с чем-то из задействованных ресурсов придётся расстаться, и это нельзя не учитывать, особенно при надеждах на повторную постановку шоу.

По итогам поставленных зрелищ подбиваются все итоги, и в карманы продюсеров поступает выручка… но вот тут нелишне будет напомнить: фишка на счётной дорожке очков подвинется лишь в том случае, если нынешний успех превзошёл все предыдущие. В противном случае деньги будут, а прогресса нет. 🙂

Это, значит, была информация об игре. А теперь пойдут впечатления от неё.

Начну немного  издалека. У меня довольно сложное отношение к евроиграм. Кое-кто — не буду показывать пальцем, — может подтвердить, что меня уже год как не удаётся уговорить на «Агриколу». 🙂 Есть и другие представители жанра, за которые меня даже силой не засадишь. То есть я их даже пробовать не хочу. И есть ещё другие представители жанра, за которыми я безусловно и безоговорочно признаю массу достоинств, но играть в которые желанием отнюдь не горю. 🙂

Ну так вот. За всю мою историю знакомства с настолками лишь две — повторяю, две — «хардкорные» евроигры завоевали от меня не только безоговорочное признание достоинств, но и столь же безоговорочную симпатию. Первой из них является «Dungeon Lords». А второй… второй — собственно, «Колизей». Вот.

Надеюсь, я объяснил свои впечатления от игры. 🙂 Факт говорит сам за себя. Игра, кстати, тоже.

Достоинства игры:

  • Великолепный дизайн и чрезвычайное удобство хранения.
  • Хотя игра по моей классификации является большой, партия отнюдь не затягивается во времени. В норме при 3-4 игроках она довольно чётко укладывается в 90-100 минут.
  • Немало общения и взаимодействия (чего частенько не хватает евроиграм).
  • Нормально играется с детьми (компоненты не несут языкозависимых элементов, при этом красивы и привлекательны).

Недостатки игры:

  • Дayнтайм таки может возникать.
  • Необычная система определения победителя хотя и логична, но усложняет процесс «въезжания» в игру. При том, что в евроигры по определению непросто «въехать»: всё хитро увязано между собой, и постижение этих связок требует нескольких партий.

Неоднозначные особенности игры:

  • Я вполне могу себе представить, что кому-то тематика языческих игрищ (да ещё с гладиаторами) способна показаться неприемлемой. С другой стороны, кто-то может попенять на отсутствие в игре наиболее экстремальных римских развлечений. 😉 С  третьей стороны, а кто мешает выпустить на эту тему дополнение? 😉
  • Вдвоём играть нельзя. Вообще, для евроигр это вряд ли допустимо считать недостатком… но ведь в некоторые всё же можно. Жаль, что «Колизей» к их числу не относится.

P.S.: Именно после знакомства с «Колизеем» я обратил внимание на брэнд «Days of Wonder»… 🙂



Комментарии:

Обзор игры «Power Grid»

Обзор игры «Power Grid» Что лично мне понравилось. Как, наверно, и всем игравшим – рынок ресурсов. Просто и изящно. Плюс этот рынок дает огромные возможности по взаимодействию с конкурентами. Тут же играет второй «плюс», а именно, последовательность хода. То, что отстающий игрок ходит в более выгодный момент – удачное решение. Честно говоря, не понимаю отзывов, в которых писали, что игрок, «хапнувший» классную электростанцию быстро уходит вперед и его не догнать. Возможно это и правда для игр на 4+ игроков. Однако, быть первым — означает иметь максимальную конкуренцию на торгах за станции, покупать ресурсы по максимальной стоимости и строить сети после того, как тебе «перекроют кислород» хитрые конкуренты. И при расчетах резервов денег учитывать самые нeблагоприятные варианты развития событий. И при этом в игре на 4+ игроков давление на первого игрока еще сильнее. А ведь кроме того, конкуренты могут и договориться, чтобы «зажать» не в меру раскрутившегося соперника....

13 12 2025 9:13:50

Три игры от «Игроведа»

Три игры от «Игроведа» PS: отдельная благодарность Игроведу за пересылку игр через EMS. Это очень приятно, когда игры передают тебе лично в руки, а идти за ними на почту не требуется 🙂...

12 12 2025 8:41:42

«Мир Хобби» локализует «Munchkin Booty»

Тема пиратская, схема прежняя. Наиболее активные участники процесса получают благодарность в правилах и экземпляр игры по факту её появления в продаже. Материалы выложены на обозрение на нашем форуме....

09 12 2025 1:56:14

Кое-что о настольной «Цивилизации»

Кое-что о настольной «Цивилизации» Кое-что о настольной «Цивилизации»...

08 12 2025 20:55:30

Воспоминания о несбывшемся

Воспоминания о несбывшемся Воспоминания о несбывшемся...

07 12 2025 10:26:21

Игра «Акционер» (Биржа) — распечатай и играй

Игра «Акционер» (Биржа) — распечатай и играй В общем, это отличная экономическая игра, которую я рекомендую всем любителям настолок....

06 12 2025 17:59:43

Содержимое коробки «Hive Carbon»

Содержимое коробки «Hive Carbon» Содержимое коробки «Hive Carbon»...

05 12 2025 23:23:56

Villainous. Обзор игры

Villainous. Обзор игры Большинство из тех, кто совершил паломничество в парк Диснея могут подтвердить магию этого места, снимающую стресс повседневной жизни и возвращающую чувство детского ожидания чуда, казалось бы, утраченное много лет назад....

02 12 2025 16:58:44

Приехали дополнения для «Повелителя Токио» и «Повелителя Нью-Йорка»

Приехали дополнения для «Повелителя Токио» и «Повелителя Нью-Йорка» Комплектация примерно одинаковая. В каждой коробочке есть новый монстр, а также новые квадратные карты «подзарядки». Их назначение – сделать монстров более уникальными, не повторяющими, наделить какими-то свойствами. В базовой игре что-то похожее получалось при покупке карт эволюции, теперь же каждый игрок получает по «подзарядке» уже на старте, что изначально делает монстров не похожими друг на друга....

01 12 2025 22:10:14

Редизайн «Prophecy»

Редизайн «Prophecy» Прилагаются:...

30 11 2025 15:50:29

Видеопрезентация «Великой Отечественной»

Видеопрезентация «Великой Отечественной» Видеопрезентация «Великой Отечественной»...

29 11 2025 22:11:34

Take it, Please. Место для продажи настолок

Take it, Please. Место для продажи настолок Месяца три назад был запущена площадка сходной тематики «Продани». На первый взгляд функционал этих сайтов пересекается, только у «Продани» есть трёхмecячная фора. Посмотрим, какое у этих проектов будущее....

28 11 2025 15:53:44

Фотографии компонентов «Mutant Chronicles»

Фотографии компонентов «Mutant Chronicles» Обратная сторона коробки. С прозрачной вставкой для обозрения миниатюр....

27 11 2025 6:57:27

Отчёт за неделю с 4 по 10 мая 2010 года

Отчёт за неделю с 4 по 10 мая 2010 года Четвёртую по счёту партию в ROTW мы разыграли в новой компании, впятером. Разложили на полу карту США (надо будет попробовать уместить её на столе, но я как-то не особо уверен в успехе), потратили минут 15 подготовку к игре, да на объяснения правил и началось! В самом начале партии все ринулись выполнять задания. Оно и понятно, выполнишь задачу "первым привезти кубик в такой-то город" и твой доход сразу возрастает тысяч на пять. Мало того, что в начале игры это само по себе хорошо, так как для старта $5 000 — деньги немалые, так благодаря этой дополнительной прибыли можно выпустить меньше акций, чем соперники. Словом, выполнить задание первым, это и приятно и полезно....

26 11 2025 13:34:24

Блиц-обзоры: Crusaders: Thy Will Be Done, Wingspan, Railroad Ink, Teotihuacan, Lovecraft Letter

Блиц-обзоры: Crusaders: Thy Will Be Done, Wingspan, Railroad Ink, Teotihuacan, Lovecraft Letter Играть в неё, ну, э... не сложно. Всего два действия: улучшить плашку или сыграть с плашки бочонки, распределив на 1/2 действия. Действий всего 5: походить рыцарем (рабочим), построить здание (плюшка), набрать ПО, прокачать особые здания, которые тут именуют «войсками» или снять с поля нейтральную плашку, которые тут знаменуют вражеские войска. Войска пассивно пасуться на своих клетках, никуда не спешат. Игроки между собой тоже особо не пересекаются (рыцари не мешают никак, разве что могут клетку застроить у зазевавшегося соперника). Постепенно разбирают пул очков. Затем пара «set collection»-ов и объявляем победителя....

25 11 2025 22:52:57

Обзор игры «Зачарованные. Пророчество»

Обзор игры «Зачарованные. Пророчество» Обзор игры «Зачарованные. Пророчество»...

21 11 2025 16:40:35

Рецензия на настольную игру «Пираты Карибского Моря: Сундук мертвеца»

Рецензия на настольную игру «Пираты Карибского Моря: Сундук мертвеца» Рецензия на настольную игру «Пираты Карибского Моря: Сундук мертвеца»...

20 11 2025 5:13:53

Блиц-обзоры: Dice Forge, Mare Nostrum, Brew Crafters и Not Alone

Бросаем-бросаем-бросаем-бросаем, постепенно наступает конец игры, подсчитываем. В процессе игры обнаружил, что ребята перепутали часть правил, так что общее впечаление немного смазано. Пока предварительно игра кажется вполне годной весёлой семейкой с красивыми компонентами, есть место для стратегии — потратить деньги на ману, либо очки, взять ту или иную карту бонусов. Но общая картина не складывается. Все набирают много очков, у кого-то больше, у кого-то меньше. Себе брать передумал, играть ещё раз может быть и сяду, но предпочту что-нибудь помощнее (для такого процесса игра идёт не быстро — 1.5 часа). Общая оценка — 6 баллов, ок игра....

19 11 2025 4:12:27

The Fox in the Forest. Обзор игры

The Fox in the Forest. Обзор игры Ковбой христианин чинил ограждения за пределами ранчо и потерял свою любимую Библию. Три недели спустя, он увидел лиса, который направлялся к нему, держа Библию в зубах. Ковбой не мог поверить глазам! Он взял драгоценную Библию, поднял взгляд к небесам и воскликнул:” Это чудо!”...

18 11 2025 16:36:24

Больше магии, больше безумия! Обзор игры Big Book of Madness

Больше магии, больше безумия! Обзор игры Big Book of Madness «Большая книга безумия» – игра, из-за которой просто сойти с ума. В самом что ни на есть конкретном смысле....

17 11 2025 15:28:13

Новинки от «Гаги»: Миры Ктулху, Среди знати и Tzolk’in

Новинки от «Гаги»: Миры Ктулху, Среди знати и Tzolk’in «Среди знати» для меня тёмная лошадка. Знаю, что это какая-то «династическая игра», в ней нужно развивать свой род и всячески способствовать процветанию члeнов семьи. Мнения о ней есть разные, по общему впечатлению игра средненькая. Посмотрим на пpaктике, так ли это....

16 11 2025 1:43:52

Сюжет о настолках в Питере

Сюжет о настолках в Питере Сюжет о настолках в Питере...

15 11 2025 17:27:13

Tsuro в дополненной реальности

Tsuro в дополненной реальности Tsuro в дополненной реальности...

14 11 2025 18:44:21

Народный отчёт, № 140

Народный отчёт, № 140 Народный отчёт, № 140...

13 11 2025 5:36:12

«Chain Reaction» — варгeйм для настольщика

Естественно, харкдорные игроки совсем не против сложности — но сложности обоснованной. Если дополнительные правила предоставляют игроку больше осмысленного выбора или хотя бы погружают в атмосферу игрового мира, большинство будет только за. Увы, в варгeймах "глубина" правил может свестись к тому, что для броска на попадание по юниту необходимо последовательно бросить шестигранник пять раз (на попадание, на силу, на броню, на магический спасбросок, на спасбросок дополнительных эффектов). Естественно, каждый раз необходимо сверяться с таблицами. Особенно "радует" отсутствие единой игромеханической логики — чуть ли не для каждого действия может существовать свой уникальный способ бросить кубики, как будто разработчику было просто лень собрать все механизмы воедино....

12 11 2025 10:32:21

15 фактов о новом дополнении для «Race for the Galaxy»

15 фактов о новом дополнении для «Race for the Galaxy» 3. В дополнении появятся специальные жетоны пришельцев, а также будет некий Alien Orb (сфера пришельцев), за исследование которой будут выдаваться эти жетоны....

10 11 2025 21:47:50

Москва словам не верит, ей миплов подавай. Обзор игры «Настоящее и будущее Москвы»

Москва словам не верит, ей миплов подавай. Обзор игры «Настоящее и будущее Москвы» Карты выполнены на твердую пятерку: яркие цвета, хороший картон, прямая вырубка. Поле сделано на удивление хорошо для России, где традиционно не могут (не могли?) в человеческие складные поля. Но самый смак – это толстые акриловые жетоны, по две штуки на игрока. Их не хочется выпускать из рук – хорошо, что только один нужно класть на трек победных очков!...

09 11 2025 11:38:36

«Подари игру!» — акция от «Zany Family»

Подробности на http://zany-family.com/project/podari-igru/...

08 11 2025 13:44:54

Скандал с компанией «Статус Белли»

Скандал с компанией «Статус Белли» Но зато посветил немало строк описанию карьеры гeйм-дизайнера Алексея Разыграева, создавшего плохую игру шпионы" — нет, то ли дело "Мемоир-44"...!!! ...

07 11 2025 14:56:22

Мини-обзоры игр «Ingenious», «Большой куш», «Super 5» и «Корова 006»

Мини-обзоры игр «Ingenious», «Большой куш», «Super 5» и «Корова 006» Второй обзор посвящён игре Большой куш, которая появилась осенью 2007 года. ...

06 11 2025 18:36:15

Age of Steam – история или реальность?

Данная награда присуждается ежегодно коллегией наиболее известных игроков по всему миру. Её заявленной целью является «Обнаружение выдающихся игр и разработчиков, а также компаний, издающих их»....

05 11 2025 0:21:24

Разработка настольной игры на примере «Starcraft»

Разработка настольной игры на примере «Starcraft» Как это выглядит и как играется...

03 11 2025 23:34:16

We Can Do It!

We Can Do It! Чтобы было понятно, о чём идёт речь, копнём чуть глубже. «Бастион» – отечественная игрушка, сделана «Миром Хобби», выпущена в России и на Западе. «Сумерки Империи» – иностранный мега-хит, с которого, пpaктически, и начался «Мир Хобби». Когда-то давно, в 2003-м году, вторая редакция «Сумерек» была выпущена компанией «Хобби-игры». И теперь, когда вышла 4-я редакция, круг замкнулся. Мы видим «Сумерки» и рядом «Бастион». И знаем, что новые «Сумерки» тоже выйдут в России....

01 11 2025 3:25:30

ПНП: «Ninja vs. Ninja»

ПНП: «Ninja vs. Ninja» Скачать материалы для игры Ninja vs. Ninja (rar, 3.5 Mb)...

31 10 2025 6:51:10

Правила игры «World of Warcraft: The Burning Crusade Expansion»

Правила игры «World of Warcraft: The Burning Crusade Expansion» Правила игры «World of Warcraft: The Burning Crusade Expansion»...

30 10 2025 8:34:48

«Space Hulk» — распечатай и играй

«Space Hulk» — распечатай и играй...

28 10 2025 1:49:37

«Робин Гуд» в «Шервудском лесу»: сравнение двух новинок

Главное различие в них, которое можно уяснить для себя до вскрытия коробки — это автор. У Шервуда на обложке значится некий Nils Finkemeyer — если обратиться к BGG, то можно выяснить, что это его первая, и, скорее всего, последняя игра — т. к. с рейтингом 5.5 для первого проекта делать в игровом настольном бизнесе сейчас нечего. Рейтинг у Робина Гуда тоже не впечатляет — 5.7. Но если посмотреть на другие графы, то всё встаёт на свои места — 6.74 средний (этот рейтинг хаpaктерен для игр из первых 400-500 позиций), но маленькое число проголосовавших, а также год издания (2005) влияют на общую статистику. Комментарии к игре пестрят сообщениями: «когда же выпустят на английском?», «когда будет переиздание?» и т. п....

27 10 2025 16:30:11

FFG переиздаст «Wiz-War» и выпустит ещё несколько игр

Также предлагаю ознакомиться с видеороликом, посвящённом продукции FFG....

26 10 2025 2:33:56

Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::