«Chain Reaction» — варгeйм для настольщика

Тов. Random_Phobosis опубликовал на BGG обзор системы правил Chain Reaction, разработанной для розыгрыша небольших настольных военных игр. Точнее даже, тактических сражений с участием нескольких отрядов. Насколько я понимаю, эта система позволяет реализовать на столе баталии наподобие тех, что разворачивались в моих любимых компьютерных Syndicate, X-COM и Jagged Alliance 2. А ещё, кажется, именно на основе правил Chain Reaction построена игрушка All Things Zombie: The Boardgame.
Всем нравятся солдатики. Любой настольный игрок, признаёт он это или нет, с удовольствием повозился бы с маленькими фигурками, издавая звуки вроде "дыдыщь!", "дыхдыхыдых! Я танк! Я танк!", "а-а-а, меня р-р-ранили… Получай, инопланетная тварь! Бах! Бабах!".
К сожалению, большинство современных варгeймов созданы для того, чтобы максимально усложнить путь к счастью.
Избалованные элегантными игровыми механиками настольщики смотрят на системы, остановившиеся в своем развитии добрых тридцать лет назад, мягко говоря, с негодованием — и совершенно правы! Динозавры тянут за собой все накопленные за десятилетия своего существования рудименты, а новинки — естественно, пытаются им подражать. Пока в царстве бордгeймов идет непрерывная гонка гeймдизайнеров, варгeймы раз в несколько лет могут выпустить новую редакцию… в которой постоянные десять дюймов в одном из правил будут заменены на переменный бросок 2d6.
Естественно, харкдорные игроки совсем не против сложности — но сложности обоснованной. Если дополнительные правила предоставляют игроку больше осмысленного выбора или хотя бы погружают в атмосферу игрового мира, большинство будет только за. Увы, в варгeймах "глубина" правил может свестись к тому, что для броска на попадание по юниту необходимо последовательно бросить шестигранник пять раз (на попадание, на силу, на броню, на магический спасбросок, на спасбросок дополнительных эффектов). Естественно, каждый раз необходимо сверяться с таблицами. Особенно "радует" отсутствие единой игромеханической логики — чуть ли не для каждого действия может существовать свой уникальный способ бросить кубики, как будто разработчику было просто лень собрать все механизмы воедино.
Короче говоря, если бы подобная система обнаружилась в приличном еврогeйме, дизайнеру бы просто-напросто надавали по рукам — но для многих варгeймов это, увы, норма. Отсюда — необоснованно раздутое время игры, кубикокидание вместо принятия интересных решений и невовлеченность игроков. А если вам не понравится? Значит, все эти прекрасные миниатюрки и армибуки будут собирать пыль на полке, а для того, чтобы попробовать что-то новое, придется раскошелиться на новых солдатиков и книжки.
Теперь о хорошем.
У нас есть Chain Reaction 3.0.Что и о чем
Chain Reaction — это универсальная система от студии Two Hour Wargames (опять же, только привыкшие к шестичасовым — и более — посиделкам варгeймеры понимают всю эпатажность этого названия). Начиная с третьей редакции она стала бесплатной, бесплатны и некоторые дополнения к ней.
Философия этой системы состоит в следующем:
— по умолчанию игра должна содержать минимум правил
— система должна быть легко расширяемой
— для игры можно использовать любые фигуркиВыглядит слишком просто? Может быть. На деле же система оказалась настолько увлекательной, что после нее уже чертовски сложно заставить вернуться себя к обычной кубикокидательной рутине.
Правила
Chain Reaction заточен под перестрелки skirmish-масштаба, то есть, примерно от 5 до 25 миниатюрок с каждой стороны с возможным применением пары единиц боевой техники.
Выбираем (или лучше — придумываем исходя из того, что у нас есть на руках) сценарий и набираем бойцов.
По умолчанию каждый юнит описывается всего одним параметром — это "Репутация". Обычные бойцы имеют репутацию 3, ветераны — 4, гражданские — 2, герои — 5 и 6. Поначалу такой подход смущает, но если вдуматься, он совершенно логичен: профессиональный спецназовец имеет хорошую физическую подготовку, хорошую экипировку, хорошо держится в боевой ситуации… Короче говоря, у него все хорошо, точно так же как у какого-нибудь мелкого уличного панка все довольно плохо.
В случае, если какой-то параметр все-таки сильно отличается (например, инициатива для тяжелого боевого экзоскелета) просто указываем уточнение "Репутация 4; (Инициатива 2)", точно так же поступаем и с юнитами поддержки, слабыми в бою, но сильными в чем-то другом. Но это исключения, чаще всего это не требуется и, следовательно, игрокам не нужно возиться с избыточными параметрами.
Игра проходит следующим образом.
Каждый раунд игроки бросают по шестиграннику. Тот, у кого выпало больше, ходит первым — но ходить он может только юнитами с репутацией не ниже, чем выпало на кубике. Например, на моем кубике 4, на вашем — 2. Это значит, что я хожу раньше, но могу активировать только бойцов с репутацией 4, 5 и 6. После того, как я похожу всеми, кем смогу, вы сможете активировать своих ребят — почти всех (кроме репутации 1).
Традиционно активированным юнитом можно подвигаться и пострелять — или пробежаться спринтом, отказавшись от стрельбы.
Юнитов можно собирать в небольшие группы, которые перемещаются и действуют одновременно и активируются разом по репутации своего комaндира. Таким образом, более опытные бойцы действуют немножко чаще обычных, новички время от времени тупят, а у игроков появляется стимул заботиться о лидерах.
Сердце игры — это система реакций.
Реакции — это маленькие таблички (чаще всего используются три-четыре из всех), которые выглядят вот так:
Как только для кого-то из бойцов или групп выполняется условие реакции, он сразу же ее проходит, вне зависимости от того, чей сейчас ход. Проверки реакции проходятся очень просто: для всей группы нужно бросить два шестигранника, результаты меньше или равные репутации юнита — это успех, результаты больше репутации — провалы.
Слева в табличке написано условие теста, затем результат при двух успехах, затем при одном успехе и одной неудаче, и, наконец, при двух провалах.
Наш ход. Предположим, наши ребята — двое спецназовцев-штурмовиков TCTF (Репутация 4) и инженер (Репутация 2; навык 4) под комaндованием агента (Репутация 5) врываются на склад в поисках контpaбандного оружия и попадают в поле зрения боевиков преступной организации, известной как Синдикат (репутация 3).
Группа бандитов должна пройти проверку "In Sight". Бросаем два шестигранника — 5 и 2 — один успех и одна неудача. Смотрим в таблицу — "огонь навскидку". Боевиков застали врасплох, и они открыли беспорядочный огонь.
Предположим, что они промахнулись — в таком случае у наших спецназовцев сpaбатывает реакция "Под огнём". У нас выпало 5 и 3. Для агента (5) это два успеха — он открывает ответный огонь. Для спецназовцев (4) — 5 и 3 — это только один успех, оба ныряют в ближайшее укрытие. Наконец, непривычный к боевым действиям инженер имеет два провала — это значит, что он со всех ног бежит в противоположную от врагов сторону, ищет укрытие и прячется. Тем временем стрельба нашего агента вызывает реакцию у злодеев, и перестрелка вовсе не обрывается "потому что кончились очки абстpaктного действия" — нет, камера, как в кино, не сменит paкурс, пока сцена не закончится чем-нибудь интересным — например, ранением или отступлением — или просто у кого-нибудь не кончатся патроны. После того, как все реакции будут разрешены — наш ход продолжается.
О стрельбе стоит сказать отдельно — она чертовски приятна!
Все модификаторы заранее "встроены" в табличку попадания, поэтому не надо ничего складывать, вычитать и потом хлопать себя по лбу "Я совсем забыл! Да он же позади укрытия третьего типа в добавок к четвертому, а это значит еще +1,5d6 — 4 за каждые пять дюймов после четырнадцатого на попадание!" Просто складываем число на кубике с репутацией стрелка и смотрим по табличке:
Например, если спецназовец (4) выбрасывает на кубике 5, то он мажет, если цель в укрытии или если он сам стреляет навскидку. Если указанных в таблице вредных факторов нет — значит, попал!
Ну а если по кому-то попадут, то ему, скорее всего, крышка. Здесь герои не способны в одиночку расправиться с ордой вражин — в основном они отличаются от пушечного мяса тем, что словив единственную пулю, рядовой солдатик погибает, а герой — теряет сознание, так что если вы играете кампанию, то он может вылечиться через пару миссий — если, конечно, вы не оставите его погибать, а вынесете с поля боя.
Естественно, правила можно изменять на своё усмотрение. Мы, например, добавили возможность продолжать бой с некоторыми штрафами и ограничениями, если ранения окажутся легкими.
Вообще система выполнена в духе киношного реализма, так что все происходящее в ней, с одной стороны, логично и довольно реалистично, совсем не абстpaктно, а с другой — динамично, зрелищно, наполнено интересными событиями и без лишнего углубления в детали.
Само собой, отсутствие мелочей делает невозможным микроменеджмент. Тут нет ни распределения лидерских очков, как в AT-43 и Conflict of Heroes: Awakening the Bear! Russia 1941-1942, ни минмаксерства Warhammer Fantasy Battle, когда правильная комбинация из вот этих кинжалов, вот этого вот боевого знамени и вон тех амулетов позволяют отряду получить максимум дополнительных атак, а силу можно сделать поменьше, потому что они ядовитые… Так вот, этого всего тут нет, да и сами "вероятностые" правила не позволяют точно раскидывать единички-двоечки, высчитывая эффективность войск.
Вместо этого в Chain Reaction игроки заняты более высокоуровневой тактикой вроде "Прикрыть этот фланг, пасти вон тот проход, контролировать эту зону… вот эти, неопытные, одни не справятся… вон те, проверенные, им можно доверить, но у них раненый… Ладно, двое направо, остальные — вперед!". И это, на мой взгляд, правильно — для возни с циферками у нас, в конце концов, есть наши "обычные" настольные игры, а в варгeймах хочется почувствовать себя комaндиром, а не менеджером или бухгалтером.
Полевые испытания
Первый раз я проверял систему на миниатюрках от линейки "Звезды" "Звездный десант":
Последующие играл с миниатюрами AT-43 от Rackham:
Картинка за автроством Petdoc
Если есть желание придать игре приличный вид, то на самодельных карточках оружия вроде этой:
можно специально оставить пустые места. Если потом засунуть карту в протектор, то можно для каждой партии записывать новые значения водяным маркером прямо на протекторе, а потом стирать и исправлять при необходимости. Ускоряет время подготовки к игре без потерь гибкости.
Вот результаты:
Сгодятся любые миниатюрки. "Звезда" стоит недорого, но у вас и так наверняка что-то уже есть — Space Hulk, Doom или даже StarCraft. Для тестовых партий можно обойтись бумажными стенд-апами или какими-нибудь жетончиками.
Миниатюрок надо сравнительно немного. 5 на 5 — и уже можно начинать играть. Конечно, полсотни — это лучше, да еще танки, авиация и, само собой, боевые роботы… Но это дело наживное. Да и таких количеств, какие требуются для варгeймов "отрядного" масштаба, не понадобится.
Можно играть по любой интересной вам вселенной. Война во Вьетнаме, "Чужие", Ghost in the Shell, Звездные войны, MassEffect… что угодно, от Викторианского стимпанка до дальнего космоса, лишь бы было, где задействовать механику перестрелок.
Дополнения можно купить (дорого) на сайте издателя в .pdf и не запариваться с бумажными версиями…
…Но никакие дополнения не нужны, когда открытость системы позволяет самостоятельно доделать всё, что хочется. Игроки ничем не ограничены.
Динамичный и неглупый игровой процесс, солидная тактическая глубина.
Ничего лишнего.
Простые правила, объясняются за пару минут, понятны для нон-гeймеров.
Короткие сценарии играются за час, масштабные — за два.
Халява!
Есть активное игровое сообщество…
…но не на BGG, а на довольно неудобных yahoo groops.
Придется потратить некоторое время на "оцифровку" наших бойцов в терминах игровых параметров. Чем больше хочется видеть интересных эффектов и способностей, тем дольше придется придумывать их перед игрой.
Никакой цены юнитов в пойнтах… Придется руководствоваться такими давно атрофировавшимися чувствами, как совесть и справедливость. Вполне возможна ситуация, при которой одна из сторон выигрывает просто потому, что она изначально оказалась сильнее. Для тех, кто играет не столько для удовольствия, сколько на победу, это серьезный минус.
Микроменеджмента и brainburn'а тут нет.
Поскольку весь интерес в тактике, тактически линейные сценарии (например, про медленных и тупых зомби) могут оказаться скучными. По крайней мере до тех пор, пока лично вы не придумаете, как сделать их интересными.
В правилах есть слабые места, которые придется заделывать самостоятельно.
Вывод:
Пожалуй, самый привлекательный варгeйм для настольных игроков. Chain Reaction предлагает все возможности "старших братьев" и даже больше — но при этом очень ненавязчив и совершенно ни к чему не обязывает.
Для варгeймеров CR может стать тем же самым, чем нарративные ролевые системы становятся для prg-шников — легкость и свобода понравится не всем, но те, кого зацепит, уже вряд ли вернутся назад.Скачать правила Chain Reaction можно с официального сайта:
http://www.angelfire.com/az3/twohourwargames/cr3.htm
Комментарии:
Маленький мир — 30 очков: Выиграйте партию без единой провинции в колоде....
13 12 2025 17:42:10
Перевод карточек для «War of the Ring»...
12 12 2025 11:24:15
Выберите фишку и поместите её на стартовое поле, отмеченное кружком соответствующего цвета....
10 12 2025 6:16:28
Коробка, как видно, небольшая. Похоже, она точно такая же, как и в предыдущей игре — Зигель Гунд. Картонная и, как бы это помягче сказать, не очень презентабельная....
08 12 2025 14:20:54
Правила игры «Great Wall of China» (Великая Китайская стена)...
07 12 2025 0:13:13
Напомню, что мои впечатления от этой игры немного отличаются от того, что написано в обзоре....
06 12 2025 8:11:12
В общем и целом, все здорово, но хочется какой-то более изящной реализации. Хорошая интересная ассиметричная игра, которая привязывает тактику к выбранному клану. 7.5 баллов и на вопрос “RftG или 51st State” я отвечаю “51st State”....
04 12 2025 8:32:46
За здоровый быт, 1926
Обратите внимание, какое унылое у рабочего лицо....
02 12 2025 0:13:27
— Баллиста в начале игры заряжена
— Чтобы воспользоваться Б, надо на нее встать воином и выполнить действие этого воина в рамках правил. Выстрел составляет одно действие.
— Стреляет баллиста по прямой в любую сторону подобно лучнику, но без ограничения дальности. Наносит 2 очка урона. Если первый воин умер при нанесении 1 урона, то второй урон получает стоящий за ним по прямой.
— Чтобы Б еще раз выстрелила, надо ее зарядить. На это тратиться также одно действие стоящего на ней воина. (можно отмечать спец жетончиком факт того, заряжено или нет).
— Квeблир не может стрелять и заряжать Б, но может угнать орудие. Для этого ему надо зайти на гекс орудия и (уже в другом ходе) потратить два своих доступных действия на передвижение орудия на 1 ячейку.
— Защита у воина на орудии НЕ работает, так что наложить щит нельзя....
30 11 2025 3:33:27
Новое чудо света Колизей в Древнем Риме с карточкой для его выбора. Чудо не производит ресурса, но позволяет нанимать Лидеров дешевле или вовсе бесплатно. Строительство Колизея приносит победные очки (сторона А) или позволяет ввести в игру дополнительного Лидера (сторона В).
...
26 11 2025 2:16:24
Стать самым успешным фермером в Альтиплано не так-то просто — на этой каменистой местности пpaктически ничего не растет. Ваш ключ к процветанию — ценный мех альпака....
25 11 2025 9:11:46
Вот с этого момента начинается игра. Каждый из нас по очереди выбирает одного из героев сериала (политические лидеры, военные лидеры, пилоты и один инженер-ремотник), получает стартовый набор карт, карты лояльности и вперед!...
24 11 2025 13:11:17
"Существуют ли для этой игры соло-правила?"...
23 11 2025 21:26:33
Кстати, многие пеняли издателю на жадность, мол в игре нужно тянуть жетоны из непрозрачного мешочка, который в коробку не положили, его нужно приобретать отдельно. Так вот, информация о необходимости этого мешочка сильно преувеличена. В коробке с русским изданием есть несколько прозрачных зиплоков, так они отлично подходят для этой цели. Складываем жетоны в один из этих прозрачных пакетиков, а в нужный момент тянем оттуда жетончик не глядя. И всё!...
22 11 2025 22:36:10
В игре Herbaceous идёт соревнование в умении собирать комплекты различных целебных трав....
21 11 2025 6:33:52
С экземплярами игры у меня возникли затруднения, т.к. имея на руках всего лишь одну коробку с игрой турнир не организуешь. Я было обратился в Смарт, попросив предоставить мне на время несколько экземпляров Memoir '44 для проведения турнира, но получил отказ. Оно и понятно — высылать мне по почте за 1000 километров несколько коробок с игрой, а потом ждать их обратно нет никакого резона. Слишком долго, затратно и хлопотно. Пришлось выкручиваться и в результате получилось вот что....
16 11 2025 3:50:44
Примерно с 2005 года, если мне не изменяет память. Первой увлекшей меня и моих друзей настольной игрой был «Господин Великий Новгород», но вообще-то началось всё не совсем с неё. Будучи большим поклонником творчества Сергея Лукьяненко я случайно в инете прочёл о том, что вышла настольная игра по миру Дозоров. Я решил её купить и пошёл в книжный. Там с интересом для себя обнаружил, что есть и другие настольные игры, в результате помимо Дозора был на пробу куплен «Господин Великий Новгород». Дозоры оказались совершенно неиграбельными (это было самое первое издание, потом его вроде бы улучшали, но мне уже было не интересно), а вот Новгород, несмотря на некоторые неясности в правилах был освоен и долго был основной темой наших посиделок с друзьями. Потом были ещё некоторые игры, доступные в России на то время, но большой вехой стало знакомство с УНО....
15 11 2025 10:34:17
Перед началом игры вырежьте клетки поля, состоящие из больших шестиугольников Зоны и сдвоенных шестиугольников Ограждения. Специальные клапаны нужно аккуратно отогнуть на обратную сторону клеток. Они используются для того, чтобы клетки поля было удобно переворачивать. Вырежьте маленькие шестиугольники Хабара и реквизита, деньги и визы; склейте кубик, фишки Сталкеров и Коробку-Город....
12 11 2025 5:18:43
Спасибо Геннадию за предоставленную честь. Здесь должны быть слова о том, что я все-таки не чувствую себя героем, но я их, пожалуй, пропущу....
09 11 2025 12:32:10
Правила игры «Thunderstone» на русском языке...
06 11 2025 21:41:24
Цена вопроса — 1600 рублей. Более чем демократично за настолку, в которую можно сыграть 8 уникальных партий. А если выполнятся дополнительные цели, то и 9, т.к. одна из целей — дополнительный бонусный сценарий....
04 11 2025 2:24:26
1. В него с удовольствием играют негeймеры и игра является хорошим гeйтином в мир настолок....
03 11 2025 17:56:52
Мне очень понравилась идея игры, и я сделал свой вариант адаптации на русский язык — составил набор распространённых русских рифм и список тем на русском языке, а также перевёл правила....
01 11 2025 10:45:26
Подобный вариант оплаты применительно к онлайн-версиям настольных игр достаточно нов и, не сказать, что он бесспорен. Вероятно, найдутся те, кто предпочтёт возможность играть в любимую игру в онлайне, но кто-то скажет, что цена слишком высока и за эти деньги вместо годового доступа лучше купить ещё 1-2 дополнения....
31 10 2025 0:26:48
Лирическое дополнение из первых отзывов об игре на форуме FFG: в партии должны быть разнопрофильные герои, иначе выиграть пpaктически нереально. Т.е. не получится собрать могучую кучку магов, которые бы поддерживали друг друга. Все равно придется разделять обязанности – а значит, всегда есть большой шанс, что драматические события нейтрализуют какого-то героя и соответствующую ему часть колоды....
29 10 2025 17:47:20
Как видите, ноги у новинки растут именно оттуда, откуда вы подумали — из Puerto Rico. Именно в этой игре используются подобные карты ролей: кто-то выбирает карту, и все игроки выполняют указанное на ней действие. Но тот, кто эту карту выбрал получает преимущество. Именно на основе этого принципа и разработан "губернатор"....
28 10 2025 16:43:46
2. Крутой ролевик — хитрый интеллектуал, который может уговорить стражу выпустить партию из тюрьмы и заболтать дядечку Балрога. ...
27 10 2025 20:30:36
Собственно игровая колода перемешивается, каждому игроку выдаётся по несколько карт, после чего игроки начинают делать ходы. Да, несмотря на то, что перед нами детектив, основная механика игры далековата от настолок подобного жанра и ближе к просто карточным играм. А именно: в свой ход игрок должен либо сыграть с руки карту на стол, либо скинуть ее в сброс. Как понять какую карту играть и куда ее класть? На столе в итоге должны оказаться карточки, имеющие отношение к делу. Как бы улики. Ложные версии, ненужная или избыточная информация — ей место в сбросе. Понятно, что изначально сложновато определить какая карта к делу относится, а какая нет — но по ходу партии нужно обсуждать версии и пытаться сориентироваться....
26 10 2025 4:21:36
Чуть более двух тысяч лет назад в цивилизованном мире гремела слава Римской империи и ее легионов. И правящие династиии имели непревзойденную власть. Именно за одну из таких влиятельных семей Рима нам и придется играть в Конкордии. ...
25 10 2025 13:21:38
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку