Марсиане: история цивилизации… Или история разочарования?
Совсем недавно был опубликован обзор кооперативного режима «Марсиан». И в нём автор был в полном восторге от игры, особенно, от степени её кризисности. В данном обзоре рассматривается соревновательный режим. При этом то, что было занесено в плюсы в предыдущем обзоре, жестоко раскритиковано здесь. В одном оба автора сошлись единогласно – красота исполнения не соответствует сумбуру и непоследовательности правил. Наверное, издатели стремились поскорее занять нишу в этом сеттинге и не побеспокоились о качественном тестировании. Действительно, освоение Марса сейчас в тренде, поэтому не стоит упускать ни минуты. Но стоит ли при этом жертвовать качеством? Читайте, делайте выводы… Материал перевёл на русский язык читатель по имени Александр.
Перед тем, как начать, позвольте сразу оговориться: этот обзор написан после единственной партии с четырьмя опытными настольщиками-хардкорщиками, и он охватывает только соревновательный режим игры. По меньшей мере для трёх из моих друзей это была последняя партия, сам я ещё до конца не определился. Но раз уж игра предлагает соревновательный режим – он должен быть протестирован на должном уровне. Не спорю, может быть, в кооперативном и полукооперативном режимах всё выглядит намного лучше, но лично я не являюсь фанатом подобных игр.
Было бы легко сказать: «Пусть эта игра гниёт в марсианской пыли», и забыть про неё навсегда. Но я не сторонник простых решений, особенно, что здесь просто потрясающие компоненты, художником проделана классная работа по оформлению, а сама игра содержит несколько интригующих механик. Очевидно, она недостаточно проработана и оттестирована, перед нашими глазами предстал сколоченный на скорую руку кикстартерный уpoдец (если вообще, такое определение не подойдёт к любой игре с Кикстартера). Позвольте мне в последний раз напомнить, что речь идёт только о соревновательном режиме, о других я не могу судить, не попробовал (хотя догадываюсь, что и там всё не очень хорошо).
Может быть, просто у авторов было намерение разработать такую игру, где вам захочется разбить голову об стену очень скоро, и если так, то я не осуждаю это намерение. Я не против такой возможности, если вы реально играете плохо, но даже при этом у каждого игрока, в особенности, у новичков, должен быть хотя бы шанс на спасение. Пусть результатом этого будет неизбежный проигрыш, но хоть человек пройдёт этот трудный путь обучения для дальнейшего мастерства.
Продравшись сквозь рутину правил, мы поняли, что на самом деле всё относительно легко в осмыслении основных концепций игры. Не хочется разнести в пух и прах буклет правил, но поверьте, его ещё доpaбатывать и доpaбатывать! И было бы даже лучше, если для некоторых моментов придумали бы абсолютно новые правила. А вот иконографика, на удивление, выполнена очень классно, и она понятна на интуитивном уровне.
Некоторые моменты правилами не тpaктуются вообще, например, разрешено ли вам пользоваться одним и тем же экспертом или помощником дважды в ход? Или что делать, если игрок вынужден пасовать? Обсуждение на BGG приводит к заключению, что пасовать нельзя, но случаются ситуации, пусть и довольно редко, когда нет иного выбора. Движение экскаватора не работает как следует, по крайней мере никто из нас не смог выполнить данное действие в точном соответствии с правилами. Разрешено ли вам купить второй жетон посевов? Если да, то что делать с первым – вернуть ли его назад на игровое поле или он пропадает до конца игры?
Положите в корзину сразу, потом потеряется:Некоторые события приводят к неразрешимым ситуациям. Например, когда действие потрeбления затрачивает 1 дополнительный ресурс времени. Получается, никакое из действий, изначально стоивших 2 единицы времени, не будет доступным (только если не внедрена модификация ДНК). Получается, минимум, который тратится, составляет 2 единицы времени, в распоряжении игрока таким образом остаётся одна единица. Но её нигде нельзя потратить, а пасовать запрещено. Извините, это как-то плохо продумано. Или, например, медик – он нужен только в кооперативных режимах или в редких случаях при наступлении определённого события (которое, если вы строго придерживаетесь правил, может и вообще не произойти). Опять недоделка.
Конечно, наша жизнь тоже не до конца сбалансирована, и такая абстpaкция, как настольная игра, не должна быть выверена в каждой микроскопической детали, но по крайней мере необходимо избавиться от тупиковых ситуаций, хотя бы явно бросающихся в глаза.
В моём понимании, если игра сбалансирована, то это не значит, что каждый участник имеет одинаковые шансы и возможности на протяжении всей партии. Конечно, может повлиять фактор случайности, и различных сложностей не избежать. Совсем наоборот, преодоление многих препятствий является визитной карточкой хорошей хардкорной игры.
Также я предполагаю, что у вас должна быть возможность построить игровой движок, в нашем случае – развить колонию на Марсе. Но большую часть игры вы будете отчаянно бороться за выживание. Всё, что вы получите, придётся сразу тратить просто для того чтобы выжить. Не знаю, как вам, но для меня это всё как-то деструктивно. Все события несут в себе катастрофические последствия, и этим ужасом пронизана вся игра – может быть, реальная жизнь на Марсе примерно так и выглядит, но от настольной игры мы ждём более радостных ощущений. Всё это напоминает Сизифов труд – борьбу без шансов на спасение.
Здесь мы можем получить три подряд песчаные бури, которые полностью опустошат производство, так что мы едва ли сможем что-то делать, разве только брать маркеры поддержки. Но они в этом случае будут разобраны моментально. Впоследствии у нас будет изобилие энергии, которую никак не получится истратить. Вот это я называю дисбалансом.
Я не возражаю по поводу песчаных бурь и избытка энергии, но то, как это происходит в игре, абсолютно контрпродуктивно, и здесь такое видно во многих аспектах.
У каждого игрока есть по 8 жетонов, два из которых нужны, чтобы отмечать счётчик победных очков и собственный штаб. Плюс 11 возможных достижений, которые отмечаются остальными 6-ю жетонами. Два обязательны для производства энергии, иначе вы безоговорочно проиграете. Итого, остаётся 4 маркера для 9 возможных достижений, что также является для меня примером плохого баланса. Было бы немного лучше, если бы существовали альтернативные источники энергии. Тогда соотношение поменялось бы на 5 маркеров на 10 возможных целей (если бы пришлось строить одну электростанцию вместо двух). В итоге, так много возможностей, которые теоретически нельзя использовать.
И снова, может быть, издатели стремились создать экстремально сложную игру, местами вообще невыполнимую. Однако даже при этом, она должна приносить удовольствие участникам. И это удовольствие не в облегчении, а в осознании, что мастерство стратегии и тактики поможет преодолеть сложности в жёсткой борьбе с остальными участниками. При этом должна быть возможность сбережения чего-то полезного для худших времен.
Это печально, так как Марсиане – очень красивая игра, и содержит несколько действительно классных идей, как например, внедрение кооперативных элементов в соревновательную игру для получения больших наград. Или постоянные бедствия, голод, нехватка кислорода, с которыми очень трудно справиться – всё это круто.
Положите в корзину сразу, потом потеряется:Обычно, я не являюсь сторонником хоумрулов, но данная игра просто требует их внедрения. Мне кажется, что в ней заложен огромный многообещающий потенциал, но он не доведён до совершенства. Или мы просто неправильно играли?
У меня появилось несколько простых идей, которые позволили бы эффективно и изящно изменить гeймплей в нужную сторону, превратив Марсиан в сложную, но очень захватывающую игру. Карты событий сильно нуждаются в пересмотре (или замене на другие, среди которых будут как плохие, так и нормальные события), компоненты не должны быть лимитированы, кроме этого можно предложить ещё несколько незначительных правок, которые в итоге приведут к позитивному эффекту.
Посмотрим, я постараюсь собрать новых игроков, чтобы проверить эти новые правила или часть из них. Потому что участников первой партии мне не удастся мотивировать на повторение этого подвига. Хотя, если исправления пройдут проверку временем, можно попробовать освежить впечатления.
Комментарии:
Игровая колода состоит преимущественно из карт сокровищ (примеры выше, на картинке). На каждой карте указана ее рыночная стоимость (цифры вверху, о них расскажу чуть позже), цифра в правом нижнем углу картинки сообщает сколько таких карт есть в колоде, и наконец цифры в нижней части карты указывают сколько очков вы получите, сдав сокровища в музей (выложив карты в открытую перед собой)....
19 05 2024 13:38:49
Кроме этого на карточках присутствуют особые символы (в левом верхнем углу) и имеются текстовые эффекты. Некоторые эффекты карт сpaбатывают при условии, что у игрока в руке есть другие карты заданного типа. В этой настолке ожидаются небольшие нововведения в механике. Подробности о них пока не разглашаются, но известно, что в игре будут «жетоны смелости» и «шкала света и тьмы». В коробке с игрой будет 500 карт, 50 жетонов, а также поле-коврик....
18 05 2024 9:13:51
Среди компонентов игры, помимо разноцветных деревянных рыбок, карточек с забавными рыбами-клоунами, монахами и пр. затесалась пpaктически настоящая наживка — черви....
14 05 2024 4:59:36
Ну а теперь о впечатлениях от игры… Карточные Колонизаторы нам очень понравились. Это, наверное, самая серьезная игра для двух игроков, которая есть в нашей коллекции. Партия в нее длится больше часа, но пролетает это время незаметно, т.к. процесс создания своего маленького государства очень интересен....
13 05 2024 2:37:58
Также есть покарточные сборки карт и жетонов, поле целиком. Формат PDF, JPG...
10 05 2024 16:23:11
«Настольные игры в Санкт-Петербурге» — новый сайт о настолках...
09 05 2024 23:47:11
Итак, перед нами новая, довольно азapтная, игра Space Base. Её успех у игроков, на мой взгляд, основывается на трёх улучшениях, которыми она обзавелась, если сравнивать её с Machi Koro....
07 05 2024 5:35:57
Во время игры, ваше царство будет расти числом и выставлять войска, расширять свою территорию, изучать и покорять, осваивать новые технологии, и т.д....
06 05 2024 14:51:24
Кратко о правилах. Игра длится несколько раундов, в основном равному количеству игроков. Каждый раунд состоит в среднем из 4 ходов игроков. В свой ход игрок имеет 3 очка действия, которые он может потратить на передвижение, получение гос. помощи в размере 1 рупии (пропустив ход), скупку, продажу, а также разместить шатер на дороге для уставших путников....
04 05 2024 5:38:41
Сначала о наболевшем. Сколько раз я уже спотыкался о компьютерные реализации. Поиграешь в такую с соперником/компом, и "ой, как понравилась". А затем покупаешь и печально смотришь, как прелестная механика разрушается под неизбежным гнётом условностей живой игры — и считать-то всё самому надо, и не подсказывает компьютер тебе услужливо возможные действия, и колоду не мешает за тебя. ...
01 05 2024 19:17:33
Сама игра основана на простом принципе. Каждый ход на столе открывается новая карта, если появляется подходящая пара, нужно успеть хлопнуть по карте. Например, если у игрока есть змея и кто-то открыл хамелеона того же цвета, владелец змеи должен хлопнуть ладонью по этому хамелеону. Он он так его «атаковал» и съел. В свою очередь владелец хамелеона должен успеть первым хлопнуть по своему хамелеону, так он его как бы «защитит» от съедения....
30 04 2024 5:32:31
Год: 2017 Число игроков: 1-4 Рекомендуется игроков: 3 Время партии: 15-60 минут Возраст: 10+ Жанр: логическая, тетрис Язык: — (компоненты без надписей) Формат: А4...
29 04 2024 3:12:11
В первых строках хочется выразить благодарность Alt’у за то, что выбрал меня очередным «Настольным героем». Хотя, какой из меня герой… Просто человек, всерьез увлекающийся настолками. 🙂 Но коли уж выпала честь – придется соответствовать. Сразу хочу извиниться перед читателями, если будет немного сумбурно. Ведь я никогда не писал ни обзоров, ни заметок, ничего подобного. Итак, начнем…...
28 04 2024 18:38:35
Первый комплект, содержащий около ста игровых карт обеих сторон станет доступен для скачивания 10 декабря 2007 года. ...
27 04 2024 23:31:22
Каждый раунд все игроки планируют по 2 маневра. Маневр может включать 1 карту движения и произвольное количество карт поворота. По окончании планирования все игроки по очереди отыгрывают первый маневр, затем так же отыгрывают второй маневр. После чего по определенным правилам перемещаются боты и в завершение раунда происходит общая стрельба всех по всем....
25 04 2024 20:59:54
На фестивале также состоится турнир по Берсерку, посвящённый новому выпуску игры под названием Катаклизм....
24 04 2024 21:23:56
Отсюда же вытекает и различие в числе играющих: если для нормальной игры в «ДТВ» требуется по меньшей мере четверо участников, то в «И» вполне достаточно уже троих (а при вдумчивом и адекватном отношении к сюжету можно и вдвоём)....
18 04 2024 14:37:46
Последний год был для меня особым. Я много занимался и готовился к экзамену (прим. hk — Файдутти хотел преподавать историю, для чего нужно сначала сдать экзамен), который в итоге провалил. Итак, я много читал и значительно меньше времени уделял играм в настолки и их разработке. В результате я смог опробовать лишь малую часть отличных игр, из-за чего моя награда "Игра года" может стать менее весомой. Несколько дней назад я беседовал с одним из своих товарищей, Марком Ламониром (Marc Laumonier), с которым мы часто играем и чьи вкусы весьма схожи с моими собственными. Когда я спросил его, какие игры в этом году были лучшими, он назвал Railways of the World Card Game, Qwirkle, Tikal II и The Castles of Burgundy. Я же ни с одной из этих игр знаком не был. Недавно я сыграл в Qwirkle и она, вероятно, будет включена в мою библиотеку идеальных игр, но точно не станет моей игрой года. И я ещё должен сыграть в остальные три игры....
17 04 2024 17:42:31
1. перерисованы гексы всех 17 официальных армий в 3-х размерах под 300 dpi — 4 х 3.45 см (pdf) — 5 х 4.35 см (pdf) — 8 х 6,94 см (psd + слои)...
16 04 2024 23:19:18
Первое место продолжает удерживать Тесера. В среднем пользователи (больше всего – 62,4% из России, 4,4% из Белоруссии, 4,1% из Украины) проводят на нём 5 минут 18 секунд в день, просматривая 6 страниц. Вот 5 самых популярных запросов в поисковых системах, которые приводят людей на этот ресурс, с указанием их доли от общего числа запросов:...
12 04 2024 11:25:21
Я как на зло находился в отпуске и участие в дискуссии принять не успел (мой поздний комментарий врядли был кем-то увиден). ...
11 04 2024 7:30:12
Кстати, на странице с игрой прямо и заявлено, что это Settlers of Catan...
10 04 2024 22:11:11
Присоединяться к Аллегрису с его Днём игры (последние выходные июня) мне тоже кажется неправильным. Ну что это за мероприятие? Выставка-продажа миниатюр Вархаммера, где где-то с краю приютились наши настолки? Нет, не вариант. Да и летом многие, действительно, или в отпуск уезжают, или на дачу, или на природу. Куда там до настолок....
08 04 2024 18:59:39
1. Забираем игры в Москве около станции метро Отрадное (оплата при получении игры) или получаем по почте на условиях, указанных в моём гиклисте с распродажей (заказ от 2000 т.р., полная предоплата банковским переводом, оплата расходов на пересылку)....
07 04 2024 17:56:18
Подробности о Merlin’s Company на английском языке можно прочитать здесь, здесь и здесь....
06 04 2024 22:16:52
Интересно было бы узнать, почему Мир Хобби пошёл на такой шаг. Может быть виной тому экономические причины (дешевле было взять оригинальные компоненты, а не печатать отдельный тираж с русскими наименованиями) или это какое-то принципиальное решение, например Days of Wonder (вдруг локализаторам запретили трогать поле и карты). Может быть есть ещё какие-то факторы....
04 04 2024 21:11:33
2) в десцент или рунбаунд играл? что посоветуешь если играл из дополнений для начала взять? ...
03 04 2024 9:57:33
В неё-то можно усадить любое количество игроков от 2 до 5...
02 04 2024 14:18:36
Итак, на руках у каждого игрока по 2 карты, на столе лежит маленький ряд (карты со свойствами) и огромный ряд, в который выложена вся колода. Теперь игроки будут брать карты из огромного ряда на руки, причём получать их можно только последовательно, разбирая этот ряд слева направо. В свой ход можно взять от 1 до 3 карт....
01 04 2024 9:31:29
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::