История русского варгeйма (2/2) > отзывы, цены, где купить
Лучшее. Экономное. Доступное    
Обидно бывает, когда игру портят плохо перетасованные карты. Я лично карты тасовать вручную умею очень плохо, поэтому открыл для себя машинку для тасовки карт (такие в казино используют). Стоит дешевле игры, а пригодится не раз! Рекомендую.


История русского варгeйма (2/2)

История русского варгeйма (2/2)

Публикую вторую половину объёмнейшего материала про историю отчественных военных игр с сайта «Поле боя». Если первая половина была посвящена играм до начала 2000-х годов, вторая немного затрагивает конец XX века (немного под иным углом), а затем рассказывает о современных военных играх. 

"Особое мнение ГлавВреда" или 
Часть 3. "Новейшая история русского варгeйма". 

В очередной раз я не могу удержаться, чтобы не дополнить статью своим "особым мнением". Статья, на самом деле, замечательная, но, к сожалению, по сути обрывается началом-серединой 2000-х годов и к тому же очень уж поверхностно описывает ситуацию с "варгeймерской тусовкой" на пост-СССР и теми правилами и игровыми системами, которые "варились" в этой тусовке в 90-х-2000-х и варятся по сей день (порой это проекты намного более профессиональные по исполнению и более "долгоиграющие", чем то, что делали "серьёзные коммерческие фирмы", хотя и распространяются чаще всего на некоммерческой, бесплатной основе).


"Пластилиновые войны" в начале 2000-х. Если мне не изменяет память, то это клуб "Виртуоз".
Множество фотографий с этой игры можно увидеть тут.

Во-первых, я хотел бы немного по-другому "выставить акцент" на игры с пластилиновыми солдатиками. Про проволочных солдатиков ничего не скажу — не сталкивался, только по "рассказам старых динозавров" знаю. А вот с пластилином — сталкивался и "своими руками щупал". Дело в том, что пластилиновые солдатики это не только "детское увлечение" (которое было, наверно, у каждого второго из нас, чьё детство пришлось на 70-е-80-е годы), но и вполне культовое увлечение "взрослых дядь" в конце 90-х — начале 2000-х (а подозреваю, что и до сих пор оставшееся). Так вот, тогда, когда я познакомился с этим вариантом варгeйма, это было увлечение вполне серьёзных мужиков, по большей части так или иначе связанных с реконструкцией (в основном на "наполеонику" — как они любили говорить, "да мы в одном полку служим") или их друзей. Во главе этого движения, как я понимаю, стоял известный в кругах реконструкторов Семибратов, хотя непосредственно к правилам, по которым они играли, приложил руку и такой известный в России гeйм-дизайнер как Алексей Разыграев.

Фигуры для этих игр лепились "с душой и самоотдачей" из цветного пластилина — понятно, что в меру таланта разных лепщиков, но некоторые из них были столь хороши, что достойны оформления их фактически в музейные композиции (см. например, про фигуры покойного Сергея Викторовича Киселева). Это хобби ну никак нельзя отнести к "промежуточному", так сказать "на пути к серьёзным оловянным солдатикам" — дело в том, что многие из игравших в этой тусовке уже давно были знакомы с оловянной и пластиковой миниатюрой, и, более того, на фотографиях с "пластилиновых игр" вы можете увидеть и настоящих "мастеров кисти" ;). Просто это другое увлечение ;).

Во-вторых, на мой взгляд, не совсем справедливо, упомянуть только систему АоТ Алексея Калинина из множества оригинальных разработок правил, сделанных силами русскоязычных варгeймеров (а это не только российские варгeймеры, но и украинские, и белорусские — живём-то мы теперь в разных странах). Это и по отношению к самому Алексею не верно, т.к. АоТ это только одна из игровых систем, которые он разработал. А кроме того, он отнюдь не единственный успешный разработчик варгeймов на территории пост-СССР.

Положите в корзину сразу, потом забудете:

Есть немало городов на пост-СССР, где очень "плотные" и дружные варгeйм-тусовки, и во многих из них "пилили свои правила". Вообще, это известная "болезнь" почти всех историко-варгeймеров — если не каждый первый, то каждый второй точно хотя бы раз в жизни сделал свой "хоум-рул" каких-то официальных правил, а то и разработал собственные. Большинство этой работы идёт "в стол", т.к. востребовано только "близкими друзьями" и в ограниченный период времени — на большинство тем в мире существует уже столько разнообразных правил, что чтобы пытаться "выделиться на общем фоне" надо сделать что-то действительно оригинальное и очень интересное (что требует и таланта, и игрового опыта, и огромного вложения сил и времени). Поэтому имеет смысл говорить в данном случае только о действительно хорошо проработанных проектах, которые существуют достаточно давно и смогли привлечь немало поклонников. А это зачастую было связано с "шириной местной аудитории". Так вот, хотя на пост-СССР немало городов, где активно играют в историко-варгeймы — например, Харьков, Екатеринбург, Минск, Пермь, Полоцк, Нижний Новгород (можно перечислять долго), но три крупнейших "центра исторического варгeйма на пост-СССР" это всё-таки Москва, Питер и Киев. Имхо. И наиболее интересные и известные проекты (опять же – имхо) всё-таки выходили именно из этих "котлов".


Вот так играли в Киеве в модифицированную "Эпоху битв" в 2003 году.

Начну с Киева. С киевской тусовкой я познакомился на заре становления нашего сайта в 2002-2003 годах – они присылали чудесные репортажи с массой отличных фотографий прекрасно открашенных фигур 28мм с шикарно-литературными текстами. В те времена они пытались "пилить" звездовскую "Эпоху битв" до приемлимо-удобоваримого варианта. При этом киевская тусовка, в отличие от большинства "пильщиков" Эпохи в других городах, уже имела многолетний опыт различных игр (в основном, судя по всему, пофигурного и вахоподобного "олдскула"), но, помню, что их "зацепила" звездовская система с карточками. В итоге результат их "перепила Эпохи" получался изрядно "ваховским" (на мой взгляд).


А это чудесный МУЛЬТФИЛЬМ от Деза из всё того же 2003 года. Кликните для просмотра.

В конце концов, ребята разочаровались в политике "Звезды" (после очередной новой редакции ЭБ, которая им категорически не понравилась) и начали делать свои самостоятельные правила. Насколько помню, назывались они "Европа-XV".. Но не успели они ещё толком "выйти в свет", как случился "большой киевский раздрай" — группа товарищей во главе с Андреем Цупником выкатила очень серьёзные претензии к камраду Дезу, конфликт развивался в том числе и на форуме ПБ, коммьюнити Поля встала на защиту Деза, как результат Цупник "со товарищи" очень "громко хлопнул дверью" — сняв все материалы с нашего сайта.. Ну что сказать — "на обиженных воду возят" (с)..

Что происходило дальше с "Европой-XV" я, честно говоря, не отслеживал. А вот камрад Дез, двигаясь шаг за шагом, создал свои правила «Obitis Equitis» (Закат рыцарства), выдержавшие уже 3 редакции. На мой взгляд, это один из самых успешных некоммерческих проектов исторических варгeймов на пост-СССР: по этой системе играют уже более 10 лет, играют разные люди из разных городов. То, что по «Obitis Equitis» регулярно играют в совсем другом центре русского варгeйма — в Питере, и играют "старые опытные игроки", уже говорит о многом. Кто-то возможно "скривит нос", что, мол, это "пофигурщина и олдскул" и "не модно в свете современных тенденций", но чем плох "олдскул", если игра несёт удовольствие игрокам?? "Олдскул" вообще, по-моему бесcмepтен — у него всегда была и будет своя аудитория.


А так играли в «Obitis Equitis» в Питере в 2015 году. "10 лет — полёт нормальный!! (с).

Теперь переместимся в другой старейший центр российского варгeйма — в Санкт-Петербург. В Питере всегда умели играть "всерьёз и со вкусом" — лили оловянную миниатюру (как копии коммерческих фигур, так и собственные авторские фигурки). Одно из старейших варгeймерских объединений Питера — "Десятый легион" существовало аж с начала 80-х годов прошлого века. Было время, когда они со своими фигурами и "Правилами типажей" очень даже "громко звучали". И через эту тусовку прошло немало нынешних питерских "старых варгeймеров".. Конечно, от многих из них я слышал, мягко говоря, очень эмоциональные высказывания в адрес "руливших процессом" — но, раздраи, по-моему, это вообще неизбежное зло в среде варгeймеров — как может быть иначе, если в душе каждого второго варгeймера живёт "маленький Наполеон", а каждый первый как минимум "дерётся потому что дерётся" (с)? 😉

Что же интересного происходило в питерской тусовке за эти 30 лет? Конечно, лучше бы "написанием питерских мемуаров" занялся кто-то из имеющих непосредственное отношение, но мне, как "стороннему наблюдателю" были интересны как минимум несколько проектов. С 1999-го, например, там играли кампанию "Баронские войны" по правилам ВИО "Трумф" (о которой я слышал тёплые ностальгические отзывы от участвовавших). Была в Питере и своя комaнда тоже занимавшаяся "пилкой ЭБ" — как результат получилась "Питерская Эпоха" — камрады двигались совсем другими путями, чем киевляне, и результат был существенно иной. Возможно, наиболее близкий к изначальной концепции ЭБ вариант, при этом достаточно отлаженный для игры (в отличие от оригинальных правил "Звезды", которые так никогда и не избавились от "сырости").

Впрочем, и данной комaнде, в конечном счёте, это направление надоело и они ушли в другие системы — кто-то как Тенгель перешёл под DBA, кто-то как Сергeй-Soser стал пилить уже свою систему ("Стратег" Soser'a прошёл за эти годы немало редакций, получал неплохие отзывы от игроков, но пока так и не выбрался из ниши "игры для очень узкого круга"). Другая часть питерцев (прямо скажем, значительно большая) была известна своей многолетней приверженностью к правилам Bruce Quarrie "Napoleon's Campaigns in Miniature" — в питерской переделке-доводке эти правила получили название "Эпоха славы".


На игровом столе — "Свицовые кружева". Одна из игр 2015 года.

Однако, со временем питерцы перешли на множество различных систем в разных масштабах фигур (от 15 мм до 28 мм, от эпохи "мушкета и пики" до Второй Мировой) — что мне всегда нравилось в их подходе, так это то, что они всегда "играли со вкусом" — тщательно готовя террейн и фигуры (это не относится  разве только к старому разгильдяю Сосеру, который, помнится когда-то декларировал, что в случае чего и "литниками играть готов" 😉 ). Часто нынче они играют по различным западным системам (активно переводя их), но в последние годы появилась в Питере и несколько собственных оригинальных разработок..

Положи в корзину сразу, потом потеряешь:

Тут надо упомянуть, конечно же, "Свинцовые кружева" и «Ready! Present! Fire!» — две серьёзно проработанные и фактически конкурирующие системы (и тут как водится в своё время тоже не обошлось без эпического варгeйм-раздрая). Системы интересные и питерцы играют по ним "очень вкусно", всегда приятно смотреть их репортажи с массой красивых фотографий, но всё-таки пока ещё прошёл не такой уж большой промежуток времени с их создания, чтобы понять, пройдут ли они самый главный тест — проверку временем (хотя вообще-то "Свинцовые кружева" уже прошли немалый срок в 3 года с момента их первого представления широкой публике). Безусловно, только этими системами интересы питерцев вовсе не ограничиваются — как говорится, читайте питерские блоги — там много интересного можно почерпнуть.


А это фото с игры по правилам «Ready! Present! Fire!».

Ну и закончим описание "трёх самых крупных варгeйм-центров пост-СССР" Москвой. В Москве всё не так как в Питере и Киеве — если в Питере очень сплочённые большие тусовки, в которые порой собирались вместе едва ли не все серьёзные варгeймеры города, то в Москве постоянная движуха и куда более мелкий раздрай — кто-то с кем-то "дружит", а с кем-то активно "не дружит".. Тусовки и клубы создаются, существуют и через какое-то время разбегаются..

Наиболее устойчивые группы обычно от 2-3 человек до 10 или немного больше, всё что крупнее — склонно к довольно быстрому распаду. Ну, если, конечно, не брать в расчёт коммьюнити таких западных коммерческих проектов, как "околоисторическая" SAGA или фэнтезёвых наподобии "MalifauX", которые поддерживаются "клубами-магазинами", проводящими регулярные турниры, лиги и т.п. (и худо-бедно, но заpaбатывающие на продажах фигур и аксессуаров для этих игр).

Но это "отдельная история" — в ту же Сагу может играть довольно много людей, пересекающихся друг с другом на турнирах, но часто это "разные тусовки", мало связанные друг с другом.   Что же касается именно исторических варгeймов (и не завязанных на прямую коммерцию систем), то тут всё-таки уклон на небольшие тусовки — люди играют в разных местах и в самое разное, от DBA и игр Борга до "суровых фишечных варгeймов" ;). На самом деле, у московского варгeйма, как и у питерского немалая предыстория — "московские динозавры" тоже начинали играть ещё как минимум в конце 80-х — но я эту историю пpaктически не знаю, поэтому не буду врать, лучше распрашивать у тех, кто был причастен к клубу "БУМ" и тем временам — Калинина, Разыграева, Литсиоса, Лукина, Кудряшова.   


"Art of Maneuvre", фото с игры 2014 года.

Самое большое сообщество 200-х, завязанное под некоммерческие проекты, в Москве в какой-то момент удавалось сколотить, пожалуй, как раз Алексею Калинину — оно не ограничивалось наиболее "прозвучавшей" его системой «Art of Tactics», но в ходу было целое "семейство" его игр — «Art of Maneouvre», «Art of Batalia» и других (подробнее можно посмотреть на http://artofwargame.ru/). В какой-то момент в игры Алексея играло довольно большое московское коммьюнити, пробовали их и в других городах,  но.. Москва переменчива..

Сейчас «Art of Tactics», например, поддерживается, похоже, только в клубе "Пограничник", благодаря двум верным энтузиастам этой системы – Ивану Baraka Галушко и Игорю Стрекалову, работающими с детьми (тут, кстати, забавный момент — Игорь был одним из главных разработчиков первой редакции звездовской "Эпохи битв", а теперь поддерживает её фактически "конкурента" из тех времён — кстати говоря, я не согласен с мнением камрада Семаргла, что АоТ появилось из переделки ЭБ — АоТ игра совсем с другой концепцией и подходами). При этом это коммьюнити играет фигурами 72-го масштаба, от которых сам Алексей в своё время категорически ушёл. Про другие правила Калинина, честно говоря, не знаю, насколько активно они сейчас играются — когда-то они широко обсуждались в российском варгeйм-коммьюнити, но судя обновлениям сайта систем Алексея, сейчас активно поддерживается в основном АоТ — усилиями Вани-Баpaки прежде всего…


"Огнём и мечом" — игра Алексея Разыграева. Фото 2012 года.

Не стоит, однако, думать, что в Москве не было других интересных некоммерческих разработок, кроме игр Алексея Калинина. Другой известный московский гeйм-дизайнер Алексей Разыграев, например, разpaбатывал свою систему "Огнём и мечом". И на  мой вкус это были самые интересные правила на эпоху Античности и Средневековья (да-да, "не верь названию", как говорится — как минимум изначально механика была на широчайший период) из российских разработок, которые мне встречались в 200-х годах. К сожалению, игра так и не вышла на широкую публику из "узкого круга допущенных к тестированию" — по сути она осталась известна в основном лишь в среде "старых московских варгeймеров", которые хорошо знают Алексея (а тем временем поляки уже активно заюзали данное название под свою игру 15мм фигурами)..


"Буканьеры" — к бою готовы.

Вообще, за прошедшие годы было немало различных правил, которые делали московские варгeймеры. В своё время, например, меня немало заинтересовала система "Баталия" от такого авторитетного варгeймера как Илья Литсиос, но, к сожалению, так и не довелось в неё сыграть. А из новинок, например, появившихся в 2016 году, очень "вкусно" смотрятся фотографии с игр по правилам "Буканьеры" от  Кости Aius locuens. Сам же я по-прежнему не торопясь с помощью друзей допиливаю своих "Гладиаторов и Ланист" (игра где-то на стыке варгeйма и настолки). Но всё это, конечно, игры, так и не вышедшие из сегмента "игр для узкого круга". 

Положите в корзину сейчас:


"Гладиаторы и Ланисты" — показ на Игроконе-2016.

Завершить же рассказ о некоммерческих российских проектах я хочу упоминанием о "ColoRdicE 2: SAMURAI", разработанных Seagurt'ом и Alikor'ом при участии других пермских камрадов. Это, кстати, пример того, что "российская варгeймерская мысль" развивается не только "в столицах". Это, кстати, не единственные правила из других городов, о которых я знаю, но конкретно о "ColoRdicE" мне захотелось упомянуть в этом обзоре, потому что Михаил-Seagurt один из наиболее глубоко погружённых в тематику Сэнгоку Дзидай варгeймеров в нашем "полебоевском сообществе", перевёл немало правил на эту тематику, а его собственный подход существенно отличается от большинства "широко распространённых".


Сэнгоку Дзидай в 72-м масштабе в версии от камрадов из Перми.

Ну что ж, закончив небольшой обзор российских некоммерческих правил, перейдём к играм, которые выпускались на пост-СССР на коммерческой основе. В первую очередь рассмотрим "миниатюрный сегмент" — игры привязанные в первую очередь к миниатюрам (часто в таком случае собственно правила служат лишь "локомотивом для продаж" фигурок). Одним из "пионеров" этого направления были упомянутые выше камрадом Семарглом миниатюры от «Magister Militum», которые планировалось выпускать в связке с правилами Алексея Калинина. И это был редкий случай, когда игровая система оказалась интереснее и живучей собственно фигур. Обычно происходит наоборот — когда фигуры могут продаваться и через годы после того, как игра уже давно "сошла с дистанции".

Подобных попыток впоследствии было немало — навскидку мне вспоминается, например, из середины 200-х скирмиш "Ратица" по миру "Беловодья", в которой  использовались фигуры хорошо нам всем знакомого камрада Thorwarda. Но эта игра, как и множество других подобных игр, так и не дошла до серьёзного выпуска.. А вот украинский проект "Властелин мира"  от компании "ЯЛ" был, пожалуй, самым крупным фэнтези-проектом на пост-СССР, если мерить по размеру "линейки фигур". Собственно в правилах я там чего-то особо интересного для себя не нашёл, а вот фигуры в их линейке встречались прелюбопытнейшие. Проект начинался где-то во второй половине первого десятилетия этого века, наибольшая активность по нему была где-то на рубеже первых двух десятилетий, но и сейчас он всё ещё живёт, что очень неплохой показатель "долгоживучестви" (хотя, конечно, нынче активность вокруг проекта явно ниже, чем когда-то)..  


Некоторые фигурки из "Властелина мира" от ЯЛа.

Начало второго десятилетия этого века ознаменовалось появлением полноценных "коробочных игр с миниатюрами" от новых фирм до этого не работавших в этом сегменте. Наверно, первым наделал немало шума "Сталкер: зона конфликта" от  кампании "З.О.В. Хабара". Беспроигрышная тема "сталкеризма", очень популярного в те годы, должна была сделать проект коммерчески успешным, но..  Не знаю, насколько проект оказался выгодным финансово, но в целом отзывы о нём были так себе — от мягкой формулировки "непритязательная" — об игровой механике до матов о хрупкости смоляных фигур от казуалов не имеющих никакого отношения к моделизму и варгeйму и, соответственно, слабо понимающих специфику материалов. Понимающие люди, впрочем, фигуры хвалили.. но этим в основном хорошее и заканчивалось. Ещё этот проект запомнился забавным скандалом между разработчиком правил и издателем..


Фигуры из "Сталкера".

Следующим проектом, о котором мне хочется упомянуть, стал "WARMATUS". Опять таки скирмиш. На этот раз по фэнтези миру. Симпатичные смоляные фигуры (вроде бы 40мм размера) и.. не знаю, что ещё добавить.. Разработчики уже который год двигают эту систему, но пока я не  вижу чтобы она "массово" взлетела.. По игровой механике отзывы не слишком впечатляющие, а вот фигуры нравятся многим.. С другой стороны упорство разработчиков оставляет надежду на долгоживучесть проекта.   


Фигуры из WARMATUSа.

Вообще, надо сказать, в похожем "жанре" (некоторое количество красивых миниатюр, обычно в смоле, на фэнтезийную или фантастическую тематику + некие правила для игры) сейчас работает несколько разных комaнд. Те, кто интересуется подобной тематикой сразу же вспомнят "Обратный отсчёт""Легенды Сигнума" и наделавшую последнее время немало шума "Гидрофилию". Тематика этих игр, честно говоря, совсем "не моя", поэтому не буду подробно на них останавливаться. Скажу лишь, что фигурки красивые, а "Гидрофилия" смогла неплохо выступить на "Бумстартере", собрав 326 тысяч вечно деревянных (при минимуме в 200 тысяч) — для нашего "чахоточного рынка" это очень неплохо, хотя и совсем не сравнимо с тем, как размещаются подобные западные игры с миниатюрами на "Кикстартере" (есть расхожее мнение, что хорошие фигурки позволят продать через "Кикстартер" любую игру). 


Стартеры "Гидрофилии".

Положи в корзину сразу, потом забудешь:

Среди всего это "шабаша фантастических скирмишей" 😉 внезапным "бальзамом на душу исторического варгeймера" стало продвижение в конце 2016 года игровой системы "Cold Peace". Игра пытается занять ту нишу "гипотетической войны СССР с Западом в 80-х", которую относительно недавно бросила "Звезда" со своей "Битвой за нефть" (выходившей под лейблом "Hot War" 😉 ). Вообще-то, это не первый случай, когда игроки "с матами и ломами" пытаются используя неплохие звездовские фигуры и девайсы сделать что-то своё в игровом смысле. Но в данном случае разработчики вроде бы собираются сделать коммерческий продукт на основе наборов "Звезды", смоляных фигур Александра Гусева (прекрасно известного в нашем сообществе как Алекса) и маркеров, которые, насколько понял, должны выпустить "Правильные игры". Несколько пугает, что издателем игры заявлена Pandora's Box Studio, не имеющая опыта издания подобных игр (да и вообще занимающаяся продажей в основном аксессуаров для игр). Как, впрочем, удивительно, что смоляные фигуры Алекса (чудесные, но очень хрупкие) запланировано использовать как игровые. Но о самой игре я слышал неплохой отзыв от камрада Hostum'а, попробовавшего её на Skirmish Day 2016.  

 
Фотография показа "Cold Peace" на "Игроконе-2016".

"Пунктиром" пройдясь по проектам новых небольших комaнд и компаний теперь я хочу вновь вернуться к "монстру" игровой индустрии России — "Звезде". Дело в том, что камрад Семаргл в своей статье остановился лишь по сути на трёх игровых системах от "Звезды" — "Эпохе битв", "Кольце власти" и "Звёздном десанте". На самом деле их было больше — были в своё время "гексостратегии", была отдельная игра по Сэнгоку Дзидай со "старыми" японскими наборами в 1:72 (даже подзабыл уже название этой игры), была "Полтава", которую Семаргл упоминал в статье про "Эпоху битв" , но которая принципиально отличалась по движку от других игр "линейки ЭБ". Но это всё "дела давно минувших дней" — я же хочу упомянуть об играх выпускавшихся относительно недавно.


"Великая Отечественная" — первая игра в звездовской линейке "Art of Tactic".

Да-да, я хочу напомнить в этом обзоре об играх линейки "Art of Tactic". По какой-то загадочной причине "Звезда", запуская свою "Великую Отечественную", первую игру этой серии, решила использовать название пpaктически полностью повторяющее название игровой системы Алексея Калинина (разница в одну букву "s"). Абсолютно непонятно, зачем это было сделано — ничего, кроме зубоскальства по этому поводу в среде опытных варгeймеров, "Звезда" от такого демарша не приобрела. Скандал на абсолютно ровном месте. Хотя, конечно, "чёрный пиар это тоже пиар" (с).

В любом случае "Великая Отечественная" получилась относительно неплохой игрой для  своего сегмента — прежде всего для детей и подростков. В минусе была сложная сборка некоторых наборов (с ужасом я вспоминаю, как собирал сыну советскую зенитку в ещё журнальном варианте, с которого всё начиналось), но в целом таких сложных наборов было не так уж и много. В плюсе — красивые миниатюрки и модели (и не такая уж сложная игровая механика, хотя с историчностью там, конечно, вопросов было "выше крыши", как обычно). Надо сказать, что "Звезда" удачно "попала в струю" с этой игрой  — мини-наборы фигур в 72-м масштабе закрывали многие темы, которые ещё были не раскрыты (хотя "сидящие под 72-м" и материли "Звезду" за безбожный ценник в пересчёте на фигуру), а техника в 1:100 прекрасно подходила и для играющих 15мм в "Flames Of War" — систему популярную во всём мире (хотя и дико "попсовую" на мой вкус)..


"Сёгун. Битвы самураев".

На волне этого успеха "Звезда", как это бывало уже не раз, вместо того, чтобы "добивать тему", бросилась "охватывать новые сегменты". На том же движке была  заявлена упомянутая выше "Hot War", а также "Сёгун. Битвы Самураев". Причём, вторые включали в себя как игру по правилам Кривенко, так и игру по правилам Ричарда Борга. Под этот проект "Звезда" не побоялась вложиться и выпустить новые мини-наборы самураев и асигару, хотя у неё были три прекрасных больших старых набора.

Я написал в своё время и обзор по содержимому коробки, и обзор игры Борга. Добавить что-то сложно, разве что могу сказать, что собственно своя игра по самураям у "Звезды" вышла довольно сырой, фигуры получились крайне сложные в сборке для казуалов (которые должны были стать основными потребителями игры), пластик был слишком хрупкий (больше подходящий для диорамщиков, а не игроков). Вообще, с чисто коммерческой точки зрения, на мой взгляд  были допущены ошибки — выпусти Звезда игру чисто Борга, имхо, она могла бы сократить расходы раза в полтора, а продавалась бы она ничуть не хуже чем "2 игры в 1 коробке". Закончилось всё предсказуемо — "Звезда" закрыла самурайский проект, как, впрочем, и "Hot War" (почему "не пошла" и эта тема — это уже отдельный разговор.)..


"Непобедимая Армада".

Последней игрой линейки "Art of Tactic" стала "Непобедимая Армада" — игра про морские бои (всё-таки игры, где с каждой стороны по 1-3 корабля я не готов называть "сражениями"). Почему Константин Кривенко решил продвигать эту игру под тем же лейблом, что и "Великую Отечественную" и "Hot War" мне не совсем понятно — игровая механика, конечно, там была совсем другая (впрочем, тут, похоже, была та же логика, что и с "Полтавой). Хотя, надо отметить, что на коробке был и ещё один лейбл — "The Ships. Historic Wargame".

Мне довелось немного поиграть в эту игру. На мой вкус она довольно забавна, хотя, как водится, и не без косяков. Как и следовало ожидать от "Звезды", для игры были сделаны весьма симпатичные модели кораблей. Они казались несколько крупноватыми в сравнении с традиционно используемыми для подобных игр корабликами, но для боя "малых групп" или "1 на 1" вполне годились. Многие начали собирать эту серию, но… по последней информации "Звезда" закрыла и её :(. В итоге на данный момент "на плаву" осталась только "Великая Отечественная", первая игра когда-то большой линейки игр..   

Положите в корзину сразу, потом потеряется:


"Куликовская битва" от Алексея Разыграева.

До этого момента я рассказывал о варгeймах с миниатюрами. Думаю, что рассказал, далеко не о всех играх этого жанра, но всё же, надеюсь, "обозначил тренд" ;). Однако, жанр варгeймов не ограничивается только играми с фигурками — в мире не менее известны и чисто "картонные варгeймы". В России как-то уж так сложилось, что у играющих в них более "хардкорная репутация" и "узок их круг, страшно далеки они от народа" (с).

Тем не менее, появившаяся в 2009 году компания "Status Belli" рискнула работать в этом непростом сегменте варгeймов. Компания успела выпустить несколько игр Алексея Разыграева — "Курск 1943. Огненная дуга.""Куликовская битва, 1380.""Полтавская битва, 1709." , "Бородинское сражение, 1812" , "Сражение" и "Смуту, 1605-1612" (последняя относится к настолкам стратегического плана, а не варгeймам-сражениям). А также "Оборону Порт-Артура" (автор Tetsuya Nakamura). К сожалению, дальнейшая судьба компании мне не известна — давно не слышал о ней каких-либо новостей, а судя по тому, что сайт её не работает, а группа ВКонтакте закрыта, то ждать чего-то уже  не приходится.. А жаль, когда-то компания планировала издать ещё множество игр, в том числе и западных.. 

 
Компьютерная игра в стилистике варгeйма.

А закончить я бы хотел вообще отсылкой к  редкому в российском варианте варгeйму — компьютерному. Сами по себе компьютерные варгeймы не особая редкость — но вот для российских разработчиков это, прямо скажем, не слишком-то знакомая тема. А тут присылает мне Игорь-Foger ссылку на такой варгeйм —  а там разработчики-то наши отечественные, что хаpaктерно — из города Орла. И даже уже можно купить.

В общем, если повспоминать, да свести всё вместе, то выходит, что много чего происходило и происходит в русском варгeйме. 😉

P.S. Вот так получилось, что я взялся написать комментарий, а написал ещё одну часть к статье камрада Семаргла. Нагло набился, получается, в соавторы. 😉 При этом совершенно не уверен, что всё описал корректно — может быть был где-то предвзят, что-то описал некорректно или недостаточно подробно. Поэтому предлагаю всем, кому есть что добавить по "новейшей истории русского варгeйма" — написать об этом на форуме. 😉

P.P.S. Камрады указали мне, что рассказывая при игры с миниатюрами начала 201-х я не указал достаточно известный стимпанк-проект "Викториум". Проект, к сожалению, загнулся ещё в начале 2013 года, хотя фигурки из него, как нынче говорится, "доставляли"..

Также хочется ещё уточнить к второй части статьи Семаргла, что правила "на кораблики" из книги Попова и Орлова ранее (в первой половине 80-х) публиковались в журнале "Костёр", поэтому многих "старых варгeймеров" зацепили намного раньше по времени. 

Купи сейчас:


Комментарии:

Железный занавес. Обзор игры Iron Curtain

Железный занавес. Обзор игры Iron Curtain Никакой космической гонки в игре нет, но все 24 маркера, имеющиеся у каждого из игроков, идут в дело. Если для выполнения очередной блестящей операции маркеров не хватает, их можно оперативно перекинуть из других стран, как десант. Естественно, хорошенько продумав последствия такого решения....

04 05 2024 2:21:48

Интервью с Дональдом Ваккарино

Интервью с Дональдом Ваккарино Д: Я планирую восемь расширения вообще; Дополнение Hinterlands выходящие в октябре этого года будут шестым...

03 05 2024 6:57:59

До «Цивилизации» остался месяц

До «Цивилизации» остался месяц До «Цивилизации» остался месяц...

30 04 2024 10:13:50

The Lost Expedition – распечатай и играй

The Lost Expedition – распечатай и играй Каждый герой получает по 4 жетона здоровья, на отряд также выдаются патроны и еда, и экспедиция начинается. По мере продвижения по джунглям отряд будет сталкиваться с различными трудностями, которые показаны на картах. Колода состоит из 56 трудностей. Например, застигнутый ливнем, отряд бегом пропускает 2 следующих препятствия (жёлтая, обязательная к выполнению, полоска), после чего должен выбрать одну из двух красных полосок – потратить 1 жетон здоровья или 1 способность организовывать лагерь:...

29 04 2024 14:16:18

Мои предновогодние новинки

Мои предновогодние новинки Буквально за пару дней до конца года я получил неожиданную посылку от Звезды, внутри которой оказалась коробка с игрой Великая Отечественная. Лето 1941. Пожалуй, из трёх новинок — это самое любопытное приобретение. Под крышкой скрывается военная настольная игра в реальном времени с двумя минусами — записью ходов (меня это правило почему-то выводит из себя, видать, слишком я ленив), а также вложенным конструктором — набором, из которого нужно самому собирать фигурки пехоты и бронетехники....

28 04 2024 18:56:18

Новинки от FFG

Новинки от FFG Новинки от FFG...

25 04 2024 22:32:20

Подробнейший разбор «Каркассона»

Подробнейший разбор «Каркассона» Элементы игры:...

21 04 2024 12:10:15

«Затерянные города» — правила игры

«Затерянные города» — правила игры...

19 04 2024 2:36:29

Самые популярные игры дизайнеров. Jamey Stegmaier

Самые популярные игры дизайнеров. Jamey Stegmaier картинка в полном размере...

18 04 2024 22:56:45

Правила игры «Skip-Bo»

Правила игры «Skip-Bo» Правила игры «Skip-Bo»...

17 04 2024 14:57:19

Броневики в «Memoir ’44»

Броневики в «Memoir ’44» Получается довольно-таки интересный юнит. Умеет сражаться, умеет ремонтировать повреждённые отряды, да ещё и может лишить противника медали. Честно говоря, бронетрaнcпортёр нравится мне куда больше джипа 🙂...

16 04 2024 11:23:45

Обзор игры «Мятеж»

Обзор игры «Мятеж» Самое главное в игре – это набрать 10 сабель. Не каждый из члeнов комaнды дает игрокам сабли в виде бонусов, но другие члeны комaнды дают возможность игроку пополнять свои небезграничные запасы золота и рома (игрок может иметь за всю игру не больше 10 золотых дублонов), или изменить расклад подкупа в свою пользу. ...

15 04 2024 22:39:59

Hero Realms — распечатай и и играй

Формат карт: — основные карты — 63*89 (совпадает с официальной локализацией) — большие карты — 89*126...

14 04 2024 2:51:15

Описание игры «El Grande»

Описание игры «El Grande» Итак, ход самой игры… Игрок, который ходит первым, выбирает одну из тринадцати своих карт и кладет в открытую перед собой. Также делают и остальные игроки, но человек не может положить карту с достоинством, которое уже есть на столе. Ход начинает тот игрок, который выложил карту с наибольшим достоинством. Однако не стоит думать, что нужно всегда выкладывать карту с максимальным значением. На каждой карте изображено определенное количество человечков. И их количество обратно пропорционально достоинству карты. Эти человечки показывает то число дворян, которых можно пригласить из отдаленных провинций (общего пула) ко двору для дальнейшего использования. В начале игры при дворе каждого гранда находится семь кабальеро....

12 04 2024 16:35:18

Вскрытие «Eminent Domain»

Вскрытие «Eminent Domain» Вскрытие «Eminent Domain»...

11 04 2024 7:24:31

Kumo – распечатай и играй

Kumo – распечатай и играй Абстpaктная стратегия на кубиках. Из рисунка всё видно. Но рейтинг 7.10 — на грани фола. Если играли или купите, напишите пожалуйста впечатления, т.к. визуально выглядит очень вкусно. $41...

10 04 2024 17:20:52

Обзор игры Godsforge

Обзор игры Godsforge Давайте посмотрим, как это ему удалось реализовать на пpaктике. У игроков есть одна общая колода из 52 карт существ и заклинаний. Все игроки (от 2 до 4) каждый раунд добирают из неё до 4 карт, причём 1-2 карты перед этим можно сбросить, и это существенно увеличивает оборачиваемость колоды. В качестве волшебных ресурсов, с помощью которой наколдовываются все эти существа и заклинания, используются кубики. У каждого игрока их 4 штуки, а после обычного броска можно дважды перекинуть один из кубиков или по одному разу – два разных кубика. Выпавшая единичка считается джокером и может быть использована в качестве любого другого результата броска. Шестёрка может считаться как 6, или её можно обменять на волшебный камень, – назовём его эфиром. Этот эфир иногда входит в стоимость колдовства, а также его можно потратить, чтобы поправить один результат броска кубика на единичку, сделав его больше или меньше....

08 04 2024 20:38:11

Сёгун. Битвы самураев – распечатай и играй

Сёгун. Битвы самураев – распечатай и играй «Command&Colors» – это игровая система, разработанная Ричардом Боргом и отмеченная многими наградами. Основная её особенность – быстрая основанная на картах механика для отображения «тумана войны». Особые карты Дpaкона и жетоны «Честь и Удача» помогут вам в самые напряженные моменты битвы!...

07 04 2024 5:19:12

Анонсирована локализация Deep Sea Adventure

Анонсирована локализация Deep Sea Adventure Почему то считается, что хорошая игра это обязательно, наполненный миниатюрами, «гроб» на 8+ часов. Попробуем вас в этом переубедить....

06 04 2024 14:51:28

Гайя — распечатай и играй

Гайя — распечатай и играй Скачать материалы для игры Гайя...

04 04 2024 7:21:51

Видео-обзор игры «Prophecy»

Видео-обзор игры «Prophecy» Единственное нарекание, которое эта настолка вызывает у Скотта — неудачная концовка. По правилам, побеждает игрок, первым собравший четыре артефакта. Скотт говорит, что погоня за ними часто растягивается и партия сильно затягивается, поэтому он рекомендует играть по упрощённым правилам и лбъявлять победителем того, кто первым соберёт два артефакта....

03 04 2024 23:59:23

База игр: Zombie Plague

База игр: Zombie Plague База игр: Zombie Plague...

02 04 2024 16:20:10

Высечка жетонов в домашних условиях

Высечка жетонов в домашних условиях Я ей почти не пользуюсь, кроме случаев, когда мне надо вырубить реально гигантский кружок (например для игры "Ужас Аркхема" я так делал жетоны Врат) или для того, чтобы скруглить верх у фишки, как в том же "Аркхеме", "Клуэдо", и еще в "Каменном веке" я делал с таким скруглением карточки хижин....

01 04 2024 3:21:14

Огромный список грядущих локализаций!

Огромный список грядущих локализаций! Чтож, в ближайшие полгода будут изданы более 20 настольных игр. За последние несколько лет, да что там, за всю историю рынка настольных игр в России это первый случай когда локализуется так много хороших игр сразу. По-моему, это просто отличная новость! Эдак скоро у нас появиться возможность покупать любые настольные игры в ближайшем магазине вместо того, чтобы заказывать их из Америки через Интернет....

29 03 2024 11:17:29

Eat Sleep Play Repeat

Eat Sleep Play Repeat Поездка выдалась интересной и немного авантюрной, летние пейзажи из окна авто сменяли друг друга, асфальт сменялся бездорожьем, название конечной точки на навигаторе никак не запоминалось и вызывало улыбку при мысли, что мы едем туда, где нас никто не найдет. Только лес, деревенская неспешность, кусты смородины за окном, да мурлыкающее кошачье семейство, бегающее под ногами....

27 03 2024 20:17:37

В Москве состоится турнир по «Эволюции»

В Москве состоится турнир по «Эволюции» Адрес магазина Гиперион-Бук: Москва, ул. Рабочая. д. 38. М. «Площадь Ильича», «Римская»....

26 03 2024 3:37:26

Интервью о настольных играх на радио «Маяк»

Интервью о настольных играх на радио «Маяк» Интервью о настольных играх на радио «Маяк»...

22 03 2024 2:59:22

«Illuminati» — распечатай и играй

«Illuminati» — распечатай и играй...

21 03 2024 2:33:50

Сергeй Рябухин о «Тайном городе»

Сергeй Рябухин о «Тайном городе» Сергeй Рябухин о «Тайном городе»...

20 03 2024 9:17:21

Какой год можно считать годом Дpaкона?

Какой год можно считать годом Дpaкона? Юбилейное издание сразу включает в себя 2 дополнения: The Great Wall of China и the Super Events. Оба дополнения были включены в выпуск Alea Treasure Chest 2009 года, который содержал также дополнение и для других игр серии Alea Big Box....

19 03 2024 20:31:59

Рейдеры великого недорожья – отечественный колодостроительный проект

Рейдеры великого недорожья – отечественный колодостроительный проект Всего в игре будет 6 фpaкций, у каждой будет своя специализация. Состоять игра будет из 200 карт и некоторого количества жетонов. Карты, как уже было сказано, будут представлять члeнов банд, а также, вероятно, некие ключевые точки, за которые будет идти борьба. Жетоны – это доступные на территориях ресурсы, которые можно будет захватить....

17 03 2024 18:26:16

Золотые острова — распечатай и играй

Золотые острова — распечатай и играй Дополнительно потребуется: 3 кубика д6 и 4 фишки игроков. Скачать материалы для игры Золотые острова...

16 03 2024 14:48:48

Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::