Чья пещера круче? Обзор игры Caverna: Cave vs. Cave

Тем, кто хоть немного увлекается настолками, хорошо знакомо имя Уве Розенберга. У нас в стране выходило немало его хороших игр. Это и «Бонанза», и «Агрикола», и «Пэчворк», и «Каверна». Последняя игрушка, кстати, впоследствии вышла в модифицированном виде, рассчитанная строго на двух человек. Называется она Caverna: Cave vs. Cave и о ней сегодня пойдёт речь в обзоре, который перевёл на русский язык читатель по имени Александр.
Я очень уважаю Уве Розенберга. У него не так много игр, и они построены на похожих механиках. Но он настолько их отточил и вылизал, что всё выглядит идеально подогнанным, буквально до перфекционизма. Здесь тот случай, когда можно сказать, что автор берёт не количеством, а качеством. И этим он крут. Дуэльная версия Каверны – это попытка снять ещё сливок с бренда. Что ж, на большую Каверну не так легко набрать народ. А вот в дуэльку можно зарубиться всегда. И автор обзора считает, что она заслуживает внимания.
Уве Розенберг – большой любитель выпускать дуэльные версии своих хитов, и обычно, они удаются ему на славу. Например, дуэльная версия Агриколы завоевала в 2012 году International Gamers Awards в своём жанре. Дуэльный Гавр взял ту же награду в 2013 году. В связи с этим было грехом не задаться вопросом: а когда же ждать дуэльную Каверну?
Вот и она – последнее детище Уве, и она собирается произвести фурор на предстоящем Gen Con’е. Так что, если вам не удалось ещё опробовать игру в деле, читайте и делайте свои выводы.
Если сжать весь обзор до одной строки: дуэльная Каверна вам понравится.
Гeймплей
Здесь вам придется обставлять свою пещеру, собирая нужные для этого ресурсы. Дуэль будет длиться 8 раундов (а соло-партия – 7 раундов). Главная механика осталась прежней – воркерплэйсмент, и у вас на первые 3 раунда доступно 2 рабочих, в раундах с 4-го по 7-й уже есть 3 рабочих, а в последнем раунде их вообще 4.
Каждый начинает с единицей всех ресурсов (дерево, камень, пшеница, лён, еда и золото) и планшетом. На планшете есть специальная шкала, по которой перемещаются ресурсы, чтобы отметить их текущее количество.
На планшете ещё изображены места под комнаты, которые нужно разрыть в процессе игры. Основная часть победных очков достанется вам за раскопку и обстановку этих комнат. Для этого понадобятся ресурсы. При этом в конце игры только золото принесёт дополнительные очки, так что нужно будет в процессе конвертировать товары в золото при возможности.
Между игроками расположено поле доступных действий, 4 из которых всегда одинаковы.
Первое действие позволяет вам использовать оранжевую комнату в своей пещере и взять дерево. Второе действие также использует оранжевую комнату и даёт пшеницу и лён. Третье позволяет вырыть новую комнату или две, заплатив 2 еды. В довесок ещё получается камень. Четвёртое действие потребует заплатить еду и разместить новые комнаты.
Ещё есть 8 дополнительных действий, которые открываются по 1 за раунд. Порядок их открытия варьируется от партии к партии (на фотографии только 7 дополнительных действий, так как представлена раскладка для соло-игры).
Можно заметить разницу у первых четырёх действий: они позволяют обставлять комнаты, использовать оранжевые комнаты (больший номер означает, что за раз можно использовать несколько комнат), рыть новые пещеры, строить и разрушать стены.
Как только комнаты становятся пригодными для обстановки, они переворачиваются и помещаются в общий открытый рынок для покупки. Сначала на нём совсем скудный выбор, но чем больше вы со своим оппонентом разроете, тем большая вариативность будет для возможной обстановки. И здесь необходимо продумать стратегию, так как комнаты – основная часть победных очков.
Комнаты в большинстве своём позволяют получать или конвертировать ресурсы. Например, Полка позволит поднять уровень всех имеющихся в распоряжении ресурсов до 2. А Жёрнов разрешает перемалывать пшеницу в еду.
На комнатах ещё есть 3 очень важных свойства: победные очки за размещение (в верхнем правом углу), стоимость постройки (указана под названием) и конфигурация стен, которая должна окружать их.
Часть стратегии по планированию должна обеспечить нужную конфигурацию пещеры для возможности размещения комнат. Тёмные стены являются необходимым условием, светлые стены необязательны, если на тайле комнаты вообще не нарисованы стены, то рядом с ним их быть не должно. Так что нужно, рыть, строить стены, а где-то даже и разрушать их, чтобы разместить тайлы комнат в соответствии с выбранной стратегией. Стены отмечаются в пещере с помощью дополнительных маленьких тайлов. Кроме этого, игрока, который первым полностью застроит свою пещеру, ждёт небольшой бонус в виде дополнительной клетки для застройки. Но эта задача не из лёгких, автору обзора так и не довелось увидеть полностью застроенной пещеры.
Партия заканчивается через 8 раундов (в соло-версии — 7). В счёт идут победные очки на комнатах плюс золото в собственном активе. У кого больше, тот и крут. Если гоняете в соло-режим – нужно набрать не менее 50 очков.
Мысли автора
Возможно, это лучшая из дуэльных игр Уве. Она сохраняет игровой привкус полноценной Каверны, но перегоняет его в быстрый дуэльный формат. Здесь присутствуют все излюбленные механики автора: сбор и преобразование ресурсов, прострaнcтвенные ограничения и воркерплейсмент. Можно предположить, что если вы являетесь поклонниками Розенберга, то эта игра вам приглянётся.
Она про преобразование ресурсов и планировку дома. В начале лучше построить комнаты, позволяющие эффективно получать и расходовать ресурсы. Ближе к концу игры нужно уже хватать золото и дорогостоящие тайлы. И как всегда здесь конфликтный воркерплейсмент. Конечно, не столь злой, как в Агриколе, зачастую всегда есть альтернатива желаемому действию. Но в любом случае игра заставит вас быть гибкими, даже если не будет жёсткой нехватки ресурсов.
В дуэльную Каверну довольно легко обучиться играть. Большинство действий интуитивно понятны, а уж поклонникам большой Каверны – тем более. Наиболее сложными являются правила для размещения комнат, но и они быстро запоминаются. На игру уйдёт 30-40 минут, обычно всё заканчивается быстрее.
Даже соло-вариант весьма интересен, и в нём довольно сложно достигнуть цели. Рекорд автора – 45 очков из требуемых 50. Это такой весёлый быстрый паззл, который можно разложить за 20 минут.
Возможно, разработчику стоило добавить чуть больше тайлов для разнообразия, но не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы догадаться, что это сделано (зло)умышленно, чтобы выпустить ещё дополнений (как в дуэльной Агриколе).
В целом, игра легко может вас впечатлить. Она всё ещё, Каверна, только быстрая и более целеустремлённая, что ли. Вам должно понравиться.
Результаты опроса других участников
В основном, все опрошенные товарищи склоняются к тому, что игра классная. Здесь есть, над чем поразмыслить, и целая куча способов добыть множество победных очков. К слову, также можно блокировать оппоненту вкусные действия, и это тоже будет частью успешной стратегии. А реиграбельность достигается за счёт того, что комнаты всегда выходят в случайном порядке, так что каждая игра – это совершенно уникальная цепочка действий для достижения идеального результата.
Рейтинг опрошенных игроков показал, что большинство из них в восторге или просто одобряют игру. Правда, есть и нейтральные отзывы, а кому-то даже партия не понравилась. Но тут можно ориентироваться на остальные игры Уве. Если они вам по душе – пробуйте, не разочаруетесь!
Комментарии:
Но всё это – пока лишь впечатления от авторского прототипа. Мы ещё не знаем когда это дополнение выйдет и в каком виде оно появится на свет....
12 12 2025 13:20:23
Теперь расскажу о картах, у Саурона в распоряжении два вида карт: карты магии и карты сюжета. С помощью карт сюжета Саурон разыгрывает различные события, которые происходили в Средиземье. Допустим, есть карта «Захват Осгилиата», чтобы ее разыграть, нужно иметь жетон монстра в Осгилиате. Такая карта позволяет передвинуть красный жетон шлема на одну клетку в начале каждого хода. Карты магии позволяют Саурону совершать разные интересные действия. Например, с помощью карты «Они Ужасны» можно возродить одного из своих лейтенантов....
11 12 2025 19:11:24
На каждом повороте трассы указано, сколько остановок автомобиль должен сделать в его пределах, и меньше положенного количества чревато ущербом автомобилю. У каждого автомобиля 6 различных хаpaктеристик, начиная с состояния шин и заканчивая тормозами, и при полном разрушении любой из шести хаpaктеристик машина выбывает с трассы. При стандартной продолжительности заезда в два круга, в пит-стоп можно заехать лишь один раз....
07 12 2025 12:13:53
Файлы подготовлены для печати на матовых фотографиях 10х15 см (1 шт.) и 15х20 см (2 шт.). Наклеить их на тонкий картон, вырезать. Диск зверя соединить заклёпкой (затем можно приклеить задник. Жетоны склеить попарно (стрелы — с двух сторон разные), после высыхания промазать торцы клеем ПВА....
03 12 2025 4:39:53
Некоторые подробности об элементах игры, впервые появившихся в расширении «Проклятие Тёмного Фараона»:...
02 12 2025 16:33:32
Мне чрезвычайно лестно стать первым героем недели в Юрином блоге, и я, честно говоря, не уверен, что заслуживаю такой чести, но Юра очень дипломатично свалил все на то, что, мол, я уже на BoardGameGeek был гиком недели, опыт у меня соответствующий есть, и т.д., и т.п. Ну а я как бы кочевряжиться не стал и с должной скромностью принял предложение....
01 12 2025 2:59:45
«Во славу Одина» – эпическая сага в виде настольной игры....
30 11 2025 9:24:41
Игровое поле разделено на 10 секторов, что увеличивает реиграбельность за счёт большего количества переменных. А при игре вдвоем используются 7 секторов....
29 11 2025 11:10:54
Начать надо, пожалуй, с того, что игра Shogun является римейком. Игра, которая была взята за основу Shogun, называется Wallenstein, и игровая механика скопирована пpaктически полностью. Разница заключается в том, что действие Wallenstein происходит на просторах знакомой до боли Европы, в то время как события Shogun происходят на островах восходящего солнца. В Wallenstein я не играл, поэтому только понаслышке знаю, что какие-то изменения правил в Shogun есть, но в принципе эти две игры – пpaктически братья-близнецы. Поэтому, если у кого-то есть Wallenstein, не думаю, что покупка Shogun имеет смысл. Если только вы не тотальный фанат школьниц и щупалец....
28 11 2025 4:45:54
27 11 2025 13:57:29
Всего-то надо скачать, напечатать, да немного поработать ножницами....
26 11 2025 3:11:17
Каждый герой получает по 4 жетона здоровья, на отряд также выдаются патроны и еда, и экспедиция начинается. По мере продвижения по джунглям отряд будет сталкиваться с различными трудностями, которые показаны на картах. Колода состоит из 56 трудностей. Например, застигнутый ливнем, отряд бегом пропускает 2 следующих препятствия (жёлтая, обязательная к выполнению, полоска), после чего должен выбрать одну из двух красных полосок – потратить 1 жетон здоровья или 1 способность организовывать лагерь:...
25 11 2025 4:34:24
Riff Raff – ...
24 11 2025 22:11:59
Если знакомы со «Звёздными Империями», то механика не вызовет вопросов – всё привычно похоже: составляете колоду, применяете союзные свойства, лишаете соперников очков. Возмущаться по поводу вторичности не стоит, автор обеих игр – Дарвин Касл, как говорится, хозяин – барин....
23 11 2025 11:44:33
Игра для двух игроков (ничья)
BattleLore
Commands & Colors: Ancients...
21 11 2025 8:48:23
После вскрытия коробки с игрой мне потребовалось около двух часов, чтобы разложить множество компонентов таким образом, чтобы в дальнейшем сократить время на подготовку к игре. Я опубликовал несколько изображений о своей системе. Компоненты очень хорошего качества. Цвета игроков (корабли и тайлы) хорошо отличаются друг от друга. Космических кораблей в игре четыре типа. Даже в конце партии вы без труда сможете понять, что происходит на любом гексе. Многочисленные картонные компоненты (технологии, части космических кораблей и памятки) напечатаны на плотном картоне и не бликуют. Гексы, из которых складывается космос, отлично оформлены и превратят ваш прямоугольный стол в неизведанную и опасную галактику....
18 11 2025 23:25:21
Но — это все лирика, перейдем к цифрам. 12 человек приняли участие в турнире. Состязания проходили в 3 этапа. Первый – 3 стола по 4 игрока, два победителя со стола проходили в следующий этап. Второй – 2 стола по 3 участника, четыре из которых выходят в финал. Финал – четыре человека! Я старался не вникать в ход игр, вернее сказать – у меня не было на это времени. В мои задачи входило смотреть, чтобы игроки не наносили друг другу серьезных увечий и иногда отвечать на внятно сформулированные вопросы по игре. Считаю, что я со своей задачей справился на все 90%. Выбывшие из формата турнира – не скучали, на столах были замечены Атлантида, Карманные сражения: Эльфы против Орков (кстати, отличная игруха), Загадка Леонардо и что особо порадовало – Эволюция с дополнением Время летать. Удивленные необычной обстановкой сотрудники музея, то и дело выныривали из подсобки и предлагали «по-маленькой» за Дарвина. ) Очень милые ребята!...
16 11 2025 2:58:48
В Eclipse каждый игрок возглавляет космическую цивилизацию и старается сделать её самой могучей и известной. Но на этом пути имеется множество препятствий – какие-то части галактики уже заняты могущественными Древними, а в остальных зародились другие развивающиеся империи, также вынашивающие планы по галактическому доминированию....
14 11 2025 4:10:42
Итак, ход самой игры… Игрок, который ходит первым, выбирает одну из тринадцати своих карт и кладет в открытую перед собой. Также делают и остальные игроки, но человек не может положить карту с достоинством, которое уже есть на столе. Ход начинает тот игрок, который выложил карту с наибольшим достоинством. Однако не стоит думать, что нужно всегда выкладывать карту с максимальным значением. На каждой карте изображено определенное количество человечков. И их количество обратно пропорционально достоинству карты. Эти человечки показывает то число дворян, которых можно пригласить из отдаленных провинций (общего пула) ко двору для дальнейшего использования. В начале игры при дворе каждого гранда находится семь кабальеро....
12 11 2025 12:43:32
Скачать материалы для игры Clans of Caledonia...
08 11 2025 5:18:44
Появление Кампании Оди Мерфи для Memoir ’44 стало отличным поводом сдуть пыль с коробки с игрой. Мемуары не появлялись у меня на столе уже три-четыре месяца (раньше таких пауз не бывало), а тут, мы взяли и разложили игру....
05 11 2025 18:57:57
А теперь, после художественного описания я расскажу как это всё отыгрывалось. Первое — в игре много движения и мало стрельбы. И это неудивительно, когда за один ход можно выстрелить 1-2 раза или пробежать аж семь гексов, приходится маневрировать. Второе. Очень важна позиция войск. Два шестигранника в атаке имеет смысл кидать только если для успеха нужно выбросить хотя бы 7. Выше 9, по-моему, получить шансов мало (особенно учитывая "дороговизну" стрельбы). Так что приходится маневрировать, маневрировать и ещё раз маневрировать, чтобы стрелять в противника с фланга (тогда у него уменьшается защита), а в идеале — подобраться к врагу сзади и атаковать в ближнем бою. ...
02 11 2025 12:53:34
На диаграмме представлена активность русскоязычных издательств в получении в свои портфели популярных современных игр (из 1000 самых популярных в 2018 году, по числу пользователей BGG, отметивших, что играли в эту игру хотя бы раз). По вертикали – число таких игр в портфеле издательства, по горизонтали – суммарная популярность этих игр. В настоящее время 18 наших издательств совместно работают с 346 настольными играми из первой тысячи (в том числе с 73 играми из первой сотни), покрывая общими усилиями 51% от общего числа игроков. Понятно, что на диаграмме охвачены не все игры: нет отечественных игр, которые отсутствуют на зарубежном рынке, а также мало детских и военных игр, которые на BGG относятся к наименее играемым категориям игр. И, конечно же, продажи игр – это одно, а насколько активно в них игроки играют, – немного другое. Но в целом главные тенденции здесь отражены, и ясно, какие издательства собирают настольноигровые сливки умелее конкурентов....
29 10 2025 8:38:55
По сюжету – вы группа аферистов, которая собралась в укромном местечке, чтобы поделить добычу. Как вы получили горку денег — дело тёмное, а вот кому и сколько достанется из общака, будет решаться прямо сейчас открытым голосованием. Но поскольку априори собравшиеся нечестны на руку и не ограничены рамками совести, то можно и нужно будет использовать такие методы воздействия как шантаж, запугивание, подкуп и обман....
28 10 2025 13:57:22
Беглое ознакомление с несложными правилами, «священный обряд выдавливания фишек», и можно готовиться к первому бою. Что, как не сама битва лучше покажет интересная игра или нет. Карта тоже симпатично оформлена, читаются все нанесенные надписи без труда, легенды на полях также выглядят приятно. ...
27 10 2025 0:49:40
Вот как выглядит игровое поле:...
26 10 2025 13:22:55
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку