«Полтавская битва 1709» — первые впечатления

На форуме о настольных варгeймах появилась заметка, посвящённая первым впечатлениям от игры Полтавская битва — бюджетного варгeйма от компании Статус Белли. Автор рассказывает о своей первой партии, отмечает высокое качество компонентов, а также относительную простоту игры. По его словам освоить Полтавскую битву можно довольно-таки быстро.
Узнав из анонса о выходе в свет этой игры по достаточно привлекательной цене в 200 рублей, принял решение приобрести, не дожидаясь выкладки правил на сайте производителя, первых отзывов и т.д. И через 2 недели после оплаты передо мной оказалась симпатично оформленная картонная папка с игрой. В комплект входят правила игры с кратким экскурсом в историю, карта формата А2, лист с фишками и игральный кубик.
Сразу понравилось мне цветное оформление правил игры. Приятно ведь взять в руки хорошо оформленный буклет из глянцевой плотной бумаги, в котором четкие и понятные цветные иллюстрации к правилам.
Беглое ознакомление с несложными правилами, «священный обряд выдавливания фишек», и можно готовиться к первому бою. Что, как не сама битва лучше покажет интересная игра или нет. Карта тоже симпатично оформлена, читаются все нанесенные надписи без труда, легенды на полях также выглядят приятно.
Расстановка сил согласно сценария №1, который предлагает разыграть часть битвы после прорыва шведами линии редутов, заняла совсем немного времени. В этом очень способствуют надписи на поле, подсказывающие какая дивизия должна быть установлена в этом районе.
А соотнеся номер полка из «ордер-де-батале», указанный на самой фишке, и аналогичный номер на самом поле, очень быстро находят свое место в строю и пехотные полки. И общая картина перед главным сражением начинает напоминать знакомую схему расстановки войск.
В правилах указано, что сторона, начинающая первой, будет указана в сценарии. Не нашел. По логике начинает тот, кому больше нужно, то есть – шведы. С них и начал. Параметры фишек указывают, что шведы имеют преимущество в рукопашном бою, так что их задача как можно быстрее преодолеть расстояние до русских войск и вступить в схватку. Впрочем, об этом прямо говорит автор во вступлении к правилам, что шведам для победы необходимо атаковать и громить превосходящие их количественно русские дивизии.
По требованию сценария ослабил часть русских и шведских полков, обозначающих, что они понесли потери до начала сценария, в борьбе за редуты.
«Вдруг слабым манием руки
На русских двинул он полки..» А.С. Пушкин, «Полтава».Кавалерия шведов быстро добралась до левого фланга русских, и вознамерилась вступить в бой кавалерией Меньшикова
Признаюсь, что допустил ошибку, играя первый раз. Правила требуют следующей последовательности хода от игроков
Игрок А: «Фаза движения – фаза стрельбы – фаза рукопашной», следом игрок Б повторяет те же фазы. Т.к. на прошлой неделе я играл в другую игру, где фазы действий игроки повторяют друг за другом в процессе ходы, то «переклинило» меня, и я сыграл так и в «Полтаве». В дальнейшем, конечно, исправлюсь.
Левый кавалерийский фланг шведов не стал подходить на расстояние выстрела русской пехоты. Русская кавалерия правого фланга свою очередь решила дать встречный бой и развернула свои полки лицом к лицу с неприятелем.
Пехота русских осталась на месте, хотя, как покажет бой, зря. Лучше было бы выдвинуться вперед и хотя бы попробовать обстрелять в конницу Гамильтона, а не выставлять заслон из кавалерии, перекрывающую линию видимости.
Картина после фаз движения первого хода на поле боя выглядела вот так.
Затем пришла пора говорить артиллерии, т.е. фаза стрельбы. Только одной русской пушке удалось нанести ущерб, удачно «проредив» Смоландский кавалерийский полк. Тем самым заставив перевернуть фишку на ослабленную сторону.
Наступила фаза яростных рукопашных схваток. Шведы удачно использовали свои бонусы ближнего боя, и им удалось вклинить в строй кавалерии Меньшикова и даже уничтожить 2 пехотных полка дивизии Аллерта. Не без труда и потерь, конечно.
На противоположном фланге отчаянное сопротивление супостатам оказали конные смельчаки Бема и Шаумбрурга, не позволив шведам добиться какого-либо преимущества на этом участке.
Второй ход преподнес одну из главных интриг сражения – очную встречу Карла XII и Петра I в бою. Шведский король, несмотря на ранение, принял комaндование одним из полков на себя. Петр последовал примеру оппонента. И вот они встретились.
Но перед тем, как сцепиться в рукопашной схватке (возможно и лично, ну для красоты, как в кино) русская артиллерия нанесла сюрприз, нанеся серьезные потери Скараборгскому полку, возглавляемому Карлом.
Но это не повлияло на решимость шведов непременно атаковать полк Петра, и при поддержке 4-го Лейб-Гвардейского полка, «пострадавший» полк смог заставить ретироваться русских, несмотря на отчаянную попытку Петра остановить отступающих.
Но это был локальный успех шведов, который они не смогли развить. Несмотря на то, что ранее был выбран неудачный план для пехоты «ни шагу назад, и вперед тоже», и элитные полки русских (Преображенский и Семеновский) остались не у дел, победа русских пришла именно за счет действий пехоты под руководством фельдмаршала Шереметева.
Полк под личным комaндованием Шереметева обратил в бегство шведский полк, что переполнило последнюю каплю терпения (т.е число уничтоженных полков дивизии достигло «порога бегства») исстрадавшихся солдат Карла. И они дрогнули, и начали беспорядочно отступать.
Карлу ничего не оставалось как скомaндовать отойти оставшимся ему верным кавалерии. Сражение Карлом было проиграно и на этот раз.
Игра проста, вполне интересна, позволяет быстро начать играть. Не без ошибок, как видите, но все-таки. Новичкам в варгeймах (к коим отношу и себя) подходит как «первая игра». Качество исполнения фишек, карты и буклета правил на очень достойном уровне. По соотношению «цена-качество» ИМХО очень и очень достойный продукт.
В игре есть еще сценарий №2, который предлагает разыграть сражение начиная со штурма редутов и использовать дополнительные правила. Возможно, шведам улыбнется удача на этот раз. Попробую узнать, разыграв и этот сценарий на досуге.
Комментарии:
Дополнительным аспектом игры является предугадывание ходов оппонента, за счёт чего и открывается новый взгляд на игру....
11 12 2025 20:25:20
Поскольку карт много, они разные, а в каждой конкретной партии требуется конкретный определенный набор, приготовьтесь к тому, что перед началом игры потребуется потратить какое-то время на подготовку. Нужно будет отсортировать карточки, собрать требуемую сюжетную колоду, сложить в колоду происшествий (официально она называется колодой контактов) необходимые типы напастей, а также составить колоды героев....
10 12 2025 14:14:17
Видео-обзор игры «Братство Девяти. Гексостратегия»...
08 12 2025 20:54:46
Примерь на себя роль одного из фэнтезийных персонажей — иллюзионистки, барда, дварфа или громилы-полуогра — и оттянись в «Красном Дpaконе» по-геройски! Угощай друзей, рубись в эльфийский покер и прокачивай печень. Правила просты: побеждает тот, кто останется на ногах и при деньгах....
05 12 2025 2:28:40
Работа над игрой скоро начнется, следите за обновлениями, чтобы не пропустить другие анонсы и информацию об этой игре....
04 12 2025 12:32:32
А ещё тут совершенно безрандомные бои. Представьте, как Eclipse, где нет кубиков, а есть только конструктор кораблей. Вот и в Mage Knight можно и нужно собирать такую боевую руку, чтобы ещё до боя было точно понятно: ты выйдешь победителем. Ну и на десерт: в игре очень много компонентов. Карточки, жетоны, фрагменты игрового поля. Даже пластиковые миниатюрки героев, и они изначально покрашены....
03 12 2025 23:31:47
Вообще, когда Фриз создал тестовый образец игры он продумывал разные темы для этой игры. У него было два варианта: подержанные машины или кот в мешке (покупка вещи вслепую).Ну вообщем отрадно осозновать что Фриз выбрал более дружелюбную тему из двух, ведь он славить своей «мрачной» тематикой =))...
01 12 2025 1:56:29
В «Котовасии» карты трёх видов: лакомства, коты и свалка. Лакомства игроки держат на руке: в начале игры каждый берёт по три такие карты, а в конце своего хода добирает до трёх из колоды. Лакомства — главная игровая «валюта», нужная для получения котов, использования их свойств и применения карт свалки. Коты изначально обитают во дворе — посередине стола. Чтобы приманить беспризорного котика, игрок должен сыграть с руки его любимое лакомство. Например, гламурный кот предпочитает птенцов, счастливый — мышей, а кошка-фокусница — лазанью. Карты свалки позволяют игрокам совершать особые действия, например заменять всех котов со двора на двух новых, приманить любого кота без его любимого лакомства или даже увести питомца у соперника. Чтобы применить эти карты, тоже надо сбросить карты лакомств — но не определённого вида, а с монетками на нужную сумму....
29 11 2025 2:47:13
Карты подготовлены для двусторонней печати, жетоны собраны для печати на самоклейке (не под двустороннюю печать)....
28 11 2025 6:27:41
Сперва я был категорично настроен к ней, тем более, что у меня в колекции есть Napoleon Against Europe. Что может мелкий pnp-проект противопоставить крупномасштабной стратегии?...
27 11 2025 16:57:43
Начать с того, что набор локализован в России не силами какого-либо издательства, а по инициативе крупного интернет-блога. Захотели увидеть любимую игру на родном языке — и добились своего!...
26 11 2025 15:25:41
Тем же, кто не играл в Doom, я не рекомендую обращать внимание на это дополнение. Оригинальная игра не отличалась особой увлекательностью и, судя по всему, при игре с дополнением кардинальных перемен в этом плане не наблюдается....
25 11 2025 19:45:58
Первый обзор «World of Warcraft: The Adventure Game»...
23 11 2025 18:33:50
Порадуемся планшетам. Эти двусторонние помощники игроков по фpaкциям сделаны просто, чётко и понятно. Все они помимо художественной составляющей направят ваш ход мыслей таким образом, чтобы вы поняли особенность игры за данную фpaкцию. Хотя следует заметить, что арт здесь «на любителя». Не то чтобы это будет вас раздражать, просто не ждите бурных восторгов от портретов представителей каждой фpaкции. И на мой взгляд, реализовать художественную составляющую – та ещё задача. Так что можно успокоиться – всё понятно, и хорошо....
21 11 2025 5:22:29
Игра начинается с того что, каждый игрок получает по 2 стартовые программы выступлений, в которых указан все их составляющие. Например, для программы “Король лев” нам понадобятся лев 1 штука (Симба), лошадка (в роли Рафики), 1 мужичок, читающий священное писание, 1 факел для красоты и 1 песняр, чтобы развлекать народ звонкой песней. Программа есть теперь нужно собрать все компоненты. Сделать это не так уж сложно. Это вам не Вольтрона изо львов собирать! На рынке ресурсов представлено 5 наборов ресурсов, по 3 компонента в каждом. Первый игрок начинает т opги за один из наборов. Игроки по очереди делают ставки или пасуют. Победителю достается набор из лакомых компонентов, после чего победитель выбывает из торгов. Далее т opги продолжаются по той же схеме (привет Power Grid)....
20 11 2025 16:36:54
Каждый из финалистов получил настольную игру на свой выбор и настоятельное приглашение придти в клуб в следующую пятницу на новый турнир. Виталий выбрал старый добрый "Каркассон", а Лена довольная собой ушла с "Зельевареньем". Так примерно и завершилась пятничная встреча, затянувшаяся до самого вечернего закрытия. ...
19 11 2025 11:41:55
За $149 можно приобрести «расширенный пакет», в который войдут 6 наборов пластиковых фигурок кораблей для человеческих рас, а также набор промо-гексов космоса (сверхновая, пульсар, туманность и чёрная дыра, ранее выпускались как отдельные промо-дополнения)....
17 11 2025 16:43:14
Колоды маневров для бомбардировщиков не делал, можно летать по наименее маневренной (вроде как А), можно нарисовать самим, ибо я сомневаюсь, что многомоторники такого размера были одинаковой маневренности с истребителями. Карты получились более-менее аутентичными по стилю к оригиналу....
16 11 2025 0:52:39
Nothing Personal (2013) [RUS]
– Авторы: Stephen Avery, Tom Vasel
– Тематическая, 3-5 игроков, 120 минут
– Area Control / Area Influence, Dice Rolling, Hand Management, Take That
– Игроки TTS: 553
– Игроки BGG: 1938
– Список игр на BGG
Соперничество мафиозных кланов....
14 11 2025 20:51:39
Знакомство с «Ticket to Ride: Европа» в клубе «Единорог»...
12 11 2025 20:57:40
Первая половина нашего полета прошла достаточно спокойно. Если на борту и был проклятый тостерсайлон, он вел себя довольно тихо и особо не мешал. Я как-то сразу проникся доверием к Адама младшему (наверное, сыграли свое кровные связи, сын все-таки) и Шефу. А по поводу Старбак и Хило были некоторые подозрения. В принципе, до поры до времени все у нас шло хорошо, каждый помогал, как мог, а я в душе радовался за свой флот, что у них такой хороший и преданный Адмирал. Некоторые кризисы мы проходили даже на +20, когда нужно было набрать около 7-9 (Стаханов, привет!). Был, правда, и довольно серьезный момент, когда атаки сайлонов вдруг зачастили и пошли одна за другой, и тостеры нас обложили со всех сторон. И вот уже все гражданские корабли собраны в одном секторе космоса под прикрытием вайперов, а рейдеры наступают в огромном количестве и неминуемо запирают нас в ловушку, и сайлонские лидеры уже радостно потирают свои конечности на базовых кораблях в предвкушении кровавой бойни. Но наши доблестные пилоты старались, как могли, а в самый разгар сражения мы порушили все сайлонские планы и дернули за рычаг гипердвигателя, удачно смывшись с поля боя. =)...
10 11 2025 22:25:53
Так вот, «Варенье» — это семейная игра как раз второго типа. И в этот второй тип, надо сказать, она вписывается идеально. Для детей получилось самое то, да и бабушек-дедушек к игре привлечь проще простого, благо правила несложные. Да и в отсутствие детей с бабушками-дедушками поиграть вполне можно… 🙂...
08 11 2025 6:59:21
Пир идет полным ходом, все благородные господа смеются и болтают друг с другом. Но в душе каждый из них без исключения — хладнокровный убийца и отравитель, который только и ждет момента как бы подсыпать чего в кубок своего заклятого друга. Звучит интригующе... ...
07 11 2025 22:19:56
Затем начинается само представление. Если у игрока задействованы все составляющие, он получает максимальное количество славы и денег. Если же чего-то не хватает, славы будет все меньше и меньше с каждым недостающим ресурсом. Кто же придёт смотреть на охоту на львов, если 10 гладиаторов приходятся только на 1 льва!!! Так же игрок может докупать дополнительные элементы арены, такие как ложа императора (увеличивает шанс появления на арене знати), сезонный билет (дополнительные зрители) и т.д., что приведет на представление еще больше народа. Слава всех пяти представлений не суммируется, поэтому, чтобы выиграть, достаточно провести одно, но самое зрелищное представление! Это очень сильно меняет, казалось бы, обычный порядок игры. Ведь достаточно очень точно и сильно сыграть один ход – и вот Ваше потрясающее представление уже стало лучшим во всей Империи. Такого представления римляне точно никогда не забудут!!! После представления, как и в реальной жизни, среди участников действия обнаруживаются потери – погибший лев, раненый гладиатор, испортившиеся декорации – каждый игрок сбрасывает одну фишку, задействованную в последнем представлении. Стоит отметить, что игрок не обязан каждый раз проводить новое представление и тратиться на покупку новой программы. Он может провести и одно из старых представлений, но каждое уже проведённое представление даёт +5 дополнительных зрителей, поэтому зачастую выгоднее разориться на программу и провести ещё более зрелищное представление, на которое придёт ещё больше зрителей, помня Ваши прошлые заслуги....
05 11 2025 3:40:52
И тут-то и кроется водораздел. Та самая черта, что отделяет умную игру «Кодовые имена» от творческой игры «Кодовые имена: Картинки». В обычной игре нужно связывать несколько понятий. Если хотите, категорий. Перед тобой всегда есть чёткий набор слов. Да, иногда есть небольшой простор для маневра. Скажем, слово «замок» может обозначать как запopное устройство, а так и дом рыцаря, а слово «ключ» – как инструмент, так и родник. Но перед тобой всегда слова, написанные буквами и не допускающие возможности разночтения....
02 11 2025 12:41:37
Также, если текущий раунд – делящий общее число раундов на две части, раздайте каждому из фальшивых игроков по карте целей из сформированной ранее стопки. Те, кому досталась цель предателя, играют сами за себя и если им выпало действие атаки (о нем ниже), то они должны атаковать других выживших с помощью зомби-кубика, если это возможно....
01 11 2025 5:14:26
Победитель будет определён по общему числу очков, заработанных на турнире. Очки начисляются по следующей схеме: победа — 2 очка, ничья — 1 очко, поражение — 0 очков. Двое игроков, набравших по итогам отборочных игр больше всех очков встречаются в финале....
31 10 2025 16:42:34
Эволюция. Естественный отбор + Полёт – ...
25 10 2025 19:43:16
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку