Важна ли в играх атмосферность?

Новосибирский настольщик Михаил поднял у себя в блоге интересный вопрос: насколько нужна в настольных играх "атмосферность" (и нужна ли она вообще)? Чтобы на него ответить, он даже нарисовал специальную диаграмму и составил таблицу предпочтений, из которой видно, что ему самому нравятся совершенно разные игры — и "атмосферные" и не очень.
Кидайте в меня кирпичами, но я никогда не буду играть в «Агриколу». Потому что каждый раз при возникновении подобной идеи в сознании у меня что-то щёлкает, и оно (сознание) говорит: «Хозяин, ты что, шизанулся — играть в“Счастливого фермера”?!» 🙂 И мне могут сколько угодно говорить, что это замечательная игра и что в ней замечательная механика… и я даже с этим готов согласиться. Какой-то частью сознания. Довольно большой частью. Но, видимо, это не та часть сознания, которая напоминает про «Счастливого фермера». 🙂
Я также никогда не буду играть в «Stronghold». Вот просто — меня не прёт воображать себя полководцем, решающим архиважные вопросы поливания противника кипящей смолой и т.п. Равно как и его противником, озабоченным подкопами и таранами. Ну не моё. И вообще, Сунь-Цзы назвал осаду крепостей худшим способом военных действий. 🙂
Я никогда не буду играть в «Shipyard»… ну, вы поняли. Всё это дало кое-кому основания обвинить меня в сильно завышенных требованиях к атмосферности игр. 🙂 И вот я решил подумать на эту тему, заодно выяснив для себя — действительно ли мне настолько уж важна эта атмосферность?
Вообще, в чём заключается эта самая атмосферность? Что она есть? Я подумал, и пришёл к выводу, что она складывается из двух составляющих. Первой из них является игровая легенда и те способы, которыми она отpaбатывается в игровой механике. А второй — та психология и тот способ мышления, которые поощряются и формируются игрой.
Оценим каждый из этих двух параметров по четырёхбалльной шкале: 0, 1, 2, 3.
«Легенда = 0» означает полную абстpaктность игры. Ну, или игра когда-то имела некую метафору, но метафора эта давно и прочно забыта. Нарды, например, были придуманы как «царская игра», но сейчас это почти никто не помнит. С другой стороны, «легенда = 3» означает, что игра имеет хорошо продуманный сюжет, который адекватно отображается игровой механикой.
«Психология = 0» означает, что игра требует от участников взвешенных и холодных расчётов. Шахматы, чтобы не ходить далеко за примером. На противоположном конце шкалы «психология = 3»: игра либо вызывает ярко выраженные эмоции («Battlestar Galactica»), либо, напротив, требует от участника определённого управления своими эмоциями (та же «Battlestar Galactica» или, скажем, классический покер).
Оба параметра, вместе взятые, можно представить в виде следующего квадрата, четыре угла которого суть крайние случаи игровой атмосферности (по горизонтали легенда, по вертикали психология, отсчитывая от левого верхнего угла):
Дальше я решил прикинуть, в сторону какого угла направлен, так сказать, вектор моего игрового предпочтения. Как это можно сделать? Очень просто. Берётся список игр, которые доводилось пробовать — вне зависимости от того, понравилось или нет. Но чтобы это были игры, именно опробованные на деле. Каждая оценивается по двум упомянутым параметрам. А потом из всех этих оцененных игр нужно выбрать самые-самые понравившиеся. Именно самые-самые, в которые при возможности сыграть никогда не будет отказа.
У меня все эти действия привели к появлению следующей таблицы:
Внимание: все эти оценки по определению субъективны, иначе и быть не может! Так что не надо мне доказывать, будто игра «…» должна здесь занимать другую клетку. 🙂 Красным цветом выделены игры, которые у меня «самые-самые» — думается, не нужно говорить, что этот выбор тем более субъективен. 🙂
Всего здесь 51 игра, из которой красным выделены 16 позиций. В общем, вполне хватает для того, чтобы делать выводы, а тот факт, что в «самые-самые» попало менее трети, свидетельствует о достаточной придирчивости выбора — есть чего оценивать.
Теперь достаточно посчитать средние показатели. По всем играм и отдельно по красным. Для данной таблицы получилось так:
- Игровая легенда: 1.64 по всей таблице, 1.5 по избранным позициям.
- Игровая психология: 1.56 по всей таблице, 1.88 по избранным позициям.
Сюрприз!!! Оказывается, вектор моих игровых предпочтений направлен в сторону явного усиления психологичности (что совсем для меня неудивительно) и в сторону некоторого упрощения легенды (а вот это реально удивило). То есть к левому нижнему углу квадрата:
Всегда интересно узнавать о себе что-то новое. 🙂 Я-то и впрямь считал себя привередой по части легенды настолок… а оказалось вон что.
А у вас? 😉
Комментарии:
Напомним, что ранее в этом году для «Звёздных империй» анонсировано дополнение, состоящее из карт сценариев....
10 12 2025 5:27:17
После броска, игрок сортирует результаты и расставляет их в порядке их действия, результат разыгрывается сразу же....
09 12 2025 12:50:23
Ставим первые поселения на кирпичи и дерево. Есликакой то ресурс встречается очень часто или цифры на гексах с этим ресурсом хорошие — то стоит подумать о захвате соответствующего порта. Но не стоит забывать и о овцах с пшеном — важно не только настроить как можно больше дороги по возможности перекрыть проход противнику к новым землям, но и настроить на самых лакомых местах по поселению....
05 12 2025 4:54:49
Первый вопрос — почему именно Эй! Это моря рыба!? Что, другие игры экспертиза забpaковала или психологи увидели только эту игрушку и её же и одобрили? Ответ на него прост — экспертиза проводилась без ведома Звезды. То есть кто-то взял произвольный набор детских товаров, куда попала в т.ч. и настолка Эй! Это моя рыба! и отдал их на экспертизу....
04 12 2025 20:51:56
«Мир Хобби» издаст русскую версию «Sid Meyer’s Civilization»...
03 12 2025 12:49:31
Last Night on Earth(7.6/10)
Игра про зомби. Из всей посылки я больше всего ждал именно эту настолку. Игра выглядит просто потрясающе. С нетерпением жду, когда мы соберёмся с друзьями и сыграем в неё....
01 12 2025 23:59:41
Если играть более чем вдвоем, то игроки для вас будут представлять разную опасность в зависимости от того, как по отношению к вам они сидят. Например, при игре вчетвером игрок сидящий слева будет действовать быстрее вас в 1/4 ходов, а игрок сидящий справа в 3/4 ходов. Бойтесь, если справа сидит человек, который вас хочет убить. Право первого хода очень важно. ...
30 11 2025 0:23:20
Сделал вариант рубашки карт экспедиций не зеленая лужайка, а арт с коробки. На выбор....
29 11 2025 20:22:57
Карты «Fire Rages» работают так же, как фаза распространения огня в основной игре, в то время как карта «Accelerate» превращает пожар в невыразимо опасное порождение ада! Еще в игре появляется несколько карт «Flare Up», не участвующих в игре до своего времени. Они сpaбатывают так же, как Горячие точки в оригинале... и, не проявив должной осторожности, вы можете видеть их по несколько раз за раунд. Колода Событий содержит разные дикие и безумные вещи, которые могут произойти в хаосе пламени ... и под дикими и безумными я подразумеваю трагические и значительные....
27 11 2025 14:18:36
И Умник старался, потому что капитан тут был прав на все сто. Планета была для посещений закрыта – неразвитая цивилизация, право на собственную историю и прочие пункты из Цивилизационной Декларации – и за одну только высадку, не говоря уже о контактах с местными, всю комaнду «Рапиры» могли послать на рудники. А уж если всплывет вся их махинация… Поэтому и следовало найти «местечко потише», как говорил капитан, то есть – подальше от центров цивилизации, за которой с интересом следят спутники дюжины университетов и, разумеется, Интерпола. Конечно, если их план удастся, то он породит массу слухов, суеверий и легенд – просто не может не породить, усмехнулся про себя Умник – но на то они и слухи, чтобы скрывать правду… Так что он старался, это точно. И главное – он не раз ловил себя на этой мысли – план Саймона ему нравился.
Он даже жалел, что не сам его придумал....
26 11 2025 0:12:46
Без лишних разговоров Bugzy разложил сценарий, выложил три колоды карт шмоток (бронза, серебро, золото), я выбрал почти наугад двух героев. Один мужчина, имя которого я не помню. Способность у него была кидать один дополнительный кубик при прохождении ловушек. На карте способностей вытянутой в закрытую он оказался толстокожим, что затрудняло дистанционную стрельбу по нему. И дeвица, коньком которой была дистанционная стрельба (три чёрных куба), в её трудно было попасть магическим оружием и на карте вытянутой, ей подчинялась крыса. Очень полезное животное....
25 11 2025 21:26:40
Можно сказать, что я играл не ради процесса и не ради результата. Это был своеобразный эксперимент, в рамках которого я поставил себе две задачи. Первое – попробовать сыграть в ATZ:TBG с миниатюрами вместо каунтеров. Второе – окончательно разобраться в правилах игры (первую партию мы по традиции сыграли с некоторыми ошибками). ...
24 11 2025 4:41:52
Если гекс, на котором находится работник игрока производит ресурсы, владелец работника получает ресурсы как будто бы рядом с этим гексом находится его поселение. Если при выпадении 7 или при использовании карты «Рыцарь» разбойник перемещается на гекс с работником, вместо похищения карты можно прогнать с гекса работника. В этом случае работник возвращается к своему владельцу и его снова можно нанять....
20 11 2025 1:19:25
В комплекте присутствует брошюра отлично структурированных правил. Они достаточно подробны, а значит, объемны (сам их перевел не без труда, получилось 44 страницы 12-м шрифтом). Также имеется брошюра, где приведены примеры различных игровых ситуаций (для иллюстрации правил игры), описание 12 сценариев, и раздел, помогающий в создании (генератор) случайных сценариев....
17 11 2025 23:55:16
Итальянский дизайнер Emmanuele Santandrea, учредитель компании VentoNuovo Games, производящей блочные варгeймы, в начале лета провел блестящую кампанию на Кикстартере....
13 11 2025 13:28:34
11 11 2025 23:59:31
Комплекс корпорации CyberSolutions составляется из 12 карт комнат, выложенных в 2 ряда и составляющих таким образом цепочку. Комнаты выбираются случайным образом из 32, входящих в игру. Кроме того, в игру может выкладываться тринадцатая (тайная) комната. Грабители начинают игру на проходной, на самой левой карте нижнего ряда. Чтобы покинуть здание, обычно надо вернуться на точку входа; в редких случаях игрок может отыскать альтернативный выход. Перемещение внутри комплекса осуществляется по цепочке, против часовой стрелки; продвигаясь вглубь здания, грабители постепенно вскрывают карты новых комнат, разыгрывают их события, обходят препятствия и скачивают нужные для победы файлы, количество которых для разных комнат может отличаться....
10 11 2025 9:12:47
5 кубиков (чёрный, жёлтый, красный, синий, зелёный)
правила
листки игроков
пишущие принадлежности
Скачать материалы для игры Knapp Daneben!...
09 11 2025 2:29:33
Эволюция моего персонажа (внеигрового) шла примерно так. Когда была объявлена новость о локализации, я пропустил её мимо ушей — не мой продукт. Когда её издали, я немного заинтересовался — прокачка героя и режим кампании привлекали. Когда меня позвали в неё сыграть, я втянулся — основные механики оказались простыми, за нюансами все следили хором, но больше всего понравился ИИ монстров. Когда мы закончили кампанию, я огорчился — казалось, сценариев мало и хотелось бы поскорее продолжить. Кстати продолжить получится, Gaga Games обещали в апреле открыть предзаказ на большое дополнение к игре, в котором будет второй акт истории....
07 11 2025 10:22:53
Будьте внимательны — ваши соперники тоже хотят себе такого друга, как Ам Ням! Придётся проявить осторожность, расчёт, а также внимательно следить за остальными игроками, чтобы не отдать им победу!...
06 11 2025 6:22:18
Картонные компоненты: 11 предметов, 1 окно, фишка Виктора, дверь, а также восемь фишек, которыми игроки будут делать "ставки". Картон толстый, качественный....
05 11 2025 10:46:24
Когда вы получаете эту карту, возьмите ещё одну карту, стоимостью дешевле этой....
04 11 2025 19:29:17
Королевские товары: Переворот в Лонгсдейле – ...
02 11 2025 1:15:44
Большая колода (110 карт) – это, собственно, то, что идёт в атаку. Авианосцы, самолёты, корабли, подлодки....
30 10 2025 19:23:24
В «Маго маркет» попровали сыграть вшестером. Провалили первый же сценарий. Мнения об игре разделились, один человек был резко против продолжения. Остальные не определились, готовы были попробовать ещё, т.к. с первого раза толком ничего не понятно, да и провальная партия уместилась минут в 5. Но кворума не было, поэтому разложили «Генерала»....
29 10 2025 5:48:55
Сделал себе простой минималистичный редизайн SteamRollers.
Игра языконезависимая, правил на русском не видел, но на английском они присутствуют на BGG, причем в нескольких вариантах....
27 10 2025 21:20:34
В свой ход бросаешь все кубики, выставляешь один (жёлтый — по номиналу, синий — сумма синего и белого, зелёный — не менее указанного, оранжевый — любой, фиолетовый — по возрастанию). Все кубики, которые меньше выставленного, больше в не бросаешь. И так — 3 раза. В игре с несколькими игроками те кубики, которые у тебя забрали, доступны и другим игрокам (один из них). В соло-игре тебе «дают» 3 кубика, как будто оставшиеся от другого игрока....
26 10 2025 22:39:28
Скачать материалы по игре 7 Wonders: Duel. Pantheon...
25 10 2025 12:53:33
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку