Обзор игры «Гобба»

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор игры Гобба. Автор пишет, что игра, в общем-то, получилась неплохая, но цена на неё — явно завышена.
«Не можешь победить бардак — возглавь его!» Знакомое изречение? Гоблины из города Большая Гобба пошли ещё дальше: победить бардак они даже и не пытаются. Сразу возглавляют. В смысле, пытаются возглавить: гоблинов ведь много, а возглавляющих должностей всего-то пять. Причём тоже со своей иерархией. Об этом, собственно, и вся игра.
Сюжет про шустрых гоблинов, которые, толкаясь и пихаясь, пытаются стать круче и самоутвердиться, не нов. Примерно о том же повествует «Крагморта»… но между «Гоббой» и «Крагмортой» есть большая разница: последняя является прежде всего компанейской игрой, и главная её задача — доставить игрокам по части наказаний, в кои им предстоит вляпаться. «Гобба» же таких целей перед собой не ставит, это вполне традиционная настолка.
Игру ждали. Ну, во всяком случае, я её действительно ждал с интересом — ещё с тех пор, когда увидел анонс в рекламном вкладыше «Правильных игр» (см. об этом здесь). Говорил тогда и скажу ещё: сюжет про шустрых гоблинов и их интриги при должном обращении с ним может стать весьма и весьма приятной игрой. Удалось ли это в данном случае? Сейчас посмотрим, хотя сразу предупреждаю: задать этот вопрос намного проще, чем на него ответить.
Когда анонсы сменились информацией о поступлении игры в продажу, первая реакция русскоязычного настольного сообщества была явно негативной. Высказывались две глобальные претензии: оформление и цена. Пожалуй, я с них и начну: кому-то и отзыва по этим претензиям будет достаточно, ну а кому недостаточно — те могут до конца прочитать.
С претензией по оформлению я не соглашусь. Оно не шедевральное, конечно, но плохим его тоже назвать никак нельзя. Такой середнячок. Пожалуй, цветовая гамма слишком ядрёная, но это вполне можно списать на гоблинскую эстетику. 🙂 В общем, похвалить нельзя, похаять не за что.
А вот с ценой всё плохо. Совсем плохо. Кто не в курсе, напомню: рекомендованная розничная цена (РРЦ) на «Гоббу» составляет около 900 — прописью: девятисот — рублей. И я должен со всей категоричностью присоединиться к той точке зрения, что таких денег игра однозначно не стóит. В обсуждениях на других ресурсах уже не раз мелькали замечания типа «да за такие деньги можно купить [название титулованной игры зарубежной разработки]». Возразить совершенно нечего, тем более что при розничной продаже в регионах к РРЦ обычно добавляется накрутка 20-80%.
Ни сложных компонент в большом количестве, ни высококлассного арта (см. выше), ни даже высокого качества исполнения — если мы откроем коробку, то ничего этого не увидим. Внутри находится поле 30×30 см (сделанное четырьмя кусками, собирающимися на манер паззла), пять круглых жетонов с названиями должностей, пятнадцать цветных круглых жетончиков размером с рубль, пять пластмассовых фишек и 72 карты мини-формата 45×63 мм. Ещё правила. И всё! Правда, картон поля и жетонов толстый, и поле стыкуется хорошо (не сравнить с убогими компонентами из смартовской локализации «Munchkin Quest»), зато карты вырублены совершенно отвратительно. Извольте видеть:
Красные карты («ножики») имеют здоровенную бахрому по коротким краям, а ведь в игре есть момент — об этом ниже — когда нужно угадывать тип положенной втёмную карты! И этим косяки не исчерпываются — вот здесь можно видеть фотографии экземпляра игры, где съехали цвета на жетонах.
Я не технолог, не сметчик, не маркетолог, но я таки кое-что понимаю в настолках, и утверждаю со всей категоричностью: сие в розницу может стоить рублей 600 максимум. И это моё заднее слово. Заднее не бывает. © «Кин-дза-дза!»
Дальше будет про игровую механику. Кого отпугнула цена — можно уже не читать. 🙂
К счастью, если игру разложить и попробовать в неё поиграть, то всё становится значительно лучше. Допустим, стратегической (как гордо написано на коробке) «Гоббу» назвать нельзя, но получилось довольно интересно. От двух до пяти гоблинов лезут наверх (и в прямом, и в переносном смысле), пытаясь дорваться до тёплых мест воеводы, шамана, менялы и т.п. Всего должностей пять, и тот, кому удастся занять их больше всех, и будет Великим Вождём.
Поле представляет собой тот самый холм, на котором раскинулся гоблинский город. На сáмой верхушке стоит котёл, в который можно ударить и провозгласить [пере]выборы на ту или иную должность. Хм… «провозгласить выборы» — это так в правилах написано. Я бы здесь употребил немного другой термин: «кинуть предъяву». 🙂
Выглядит это примерно так: гоблин лезет через всё поле к котлу, скидывает один ресурс («бьёт в котёл») и заявляет: «У меня больше всех ножиков! Я воевода!». Он демонстрирует эти самые свои ножики, и если никто не может показать их в большем количестве, то предъява прошла, и в городе действительно появляется новый воевода. Если же кто-то показал больше… ну, тогда всё равно появляется новый воевода. 🙂
Проблема в том, что для избрания нужно сначала накопить не менее пяти карт требуемого вида (для перевыборов на уже занятую должность — не менее семи). В игре есть три вида ресурсов, каждый из которых выполняет двоякую функцию: претензии на избрание и средства выполнения игровых действий. Тот же ножик, помимо предъявы на воеводу, можно употребить и по прямому назначению: ограбить другого гоблина, встреченного по пути. Грибочки предъявляются на шамана и позволяют надурить ближнего своего. Кочерыжки предъявляются на повара и позволяют совершать в свой ход дополнительные перемещения.
Ещё имеются карты шмоток. Они предъявляются на менялу и выполняют действия, указанные непосредственно на них самих. Ну, а на нищебродскую должность депутата бедноты нужно предъявить любое сочетание ресурсов в требуемом числе…
Все названные шишки, кроме депутата, живут чуть ниже котла. Сначала их жилища пустуют, но потом у них появляются хозяева, и за проход через эти локации посторонним придётся платить.
Ещё чуть ниже находится деловая часть города. Здесь восемь локаций, каждая из которых выполняет какую-то функцию. В кузне делают ножики, в грибнице растут грибы, на базаре продают-покупают и т.д. В балагане пpaктикуются азapтные игры: можно положить втёмную карту ресурса и потребовать от оппонента угадать его тип. Угадает — возьмёт себе; не угадает — сам отдаст карту. Помните, я говорил о бахроме на красных картах ножиков? Вот здесь-то она и скажется.
Ещё ниже имеют место быть лачуги… э-э-э… жилые районы. Тут можно куда-нибудь заселиться и временно свалить свои вещи. А ещё здешних обитателей может поиметь депутат при своём избрании. 🙂
Наконец, в сáмом низу находится свалка. Несмотря на неприглядное название, это очень важная локация: именно здесь можно обзавестись всякими полезными ништяками. С другой стороны, копаться на свалке — дело небезопасное: можно докопаться до какого-нибудь катаклизма. Нечаянно устроить пожар или что-нибудь в этом роде. Но кто не рискует… сами понимаете.
Перемещения между локациями имеют свои особенности. Нельзя перемещаться на позицию ярусом выше, если там кто-то есть. Зато спускаясь сверху вниз в занятую кем-то локацию, можно выпнуть из неё тамошних обитателей. 🙂 Среди карт есть кое-что, модифицирующее эти правила, но ради сохранения интереса позвольте не вдаваться в детали. 😉
Осталось сказать, что вместо использования свойств текущей локации можно пообщаться с другими находящимися там гоблинами. Общение, разумеется, проходит чисто по-гоблински — посредством либо ограбления, либо обдурения ближнего своего. Выбирай — не хочу… 🙂
В общем, получилась вполне удачная (если смотреть чисто на механику) и забавная игра о том, как пацаны к успеху шли. Если хотите сравнений, то что-то такое среднее между «Манчкином» и «Крагмортой».
Осталось сказать только об одной особенности гeймплея, которую надо иметь в виду. Игра заявлена на 2-5 участников, но вдвоём на поле слишком свободно. Там нет ярко выраженной толкотни и пихания локтями на пути к власти. Да и втроём это выражено ещё не в полной мере. «Гоббу» трудно назвать семейной игрой, это игра для небольших компаний.
И, добавлю, самая неоднозначная отечественная игра из виденных мной на данный момент. Она весьма понравилась мне по механике и гeймплею… и столь же сильно не понравилась по реализации — как типографской, так и, извините за примитивный каламбур, торговой.
Достоинства игры:
- Интересный ехидный гeймплей.
Недостатки игры:
- Совершенно запредельная и неадекватная цена.
- Плохое качество изготовления игровых компонентов.
Неоднозначные особенности игры:
- По-настоящему играется от четырёх человек.
- Оформление. Некоторым активно не нравится.
Техническая информация:
- По заявлению издателя, игра рассчитана на 2-5 участников в возрасте от 12 лет. Продолжительность партии — 45-90 минут (непосредственно связана с числом играющих).
- 72 карты 45×63 мм.
Комментарии:
Обновился FAQ по игре «Descent: Journeys in the Dark»...
13 12 2025 20:51:41
Компания ЮНСИ продолжает существовать. Но история её закончилась. История людей, которые были одними из первых, но безнадёжно отстали. История авторов игры «Рынок», не сумевших найти своего места на этом самом рынке. История любителей настольных игр, так и не ставших профессионалами. Грустная история....
11 12 2025 6:34:51
53 место: Doom: the Board Game
Настольная версия «Doom» сохранила все плюсы компьютерной игры и открыла новые горизонты перед игроками, которым всегда хотелось побыть на стороне «плохих парней»....
06 12 2025 5:38:15
05 12 2025 16:51:27
Настольная игра Caylus впервые была издана в 2005-ом году. Кем, когда, почему и остальной geekstuff можно посмотреть на сайте boardgamegeek.com, чтобы не писать лишнее. Добавлю от себя только одно: в нашей компании настольщиков игру незаслуженно игнорируют вниманием и вполне понятно почему. Игровой процесс нагнетает тяжбу, увеличиваясь в своих возможностях с каждым новым ходом. Совладать и контролировать лавину возможностей, чтобы более-менее успешно достигать запланированного результата первые партии очень непросто. ...
04 12 2025 6:13:24
Скачать перевод карт для игры Dominant Species (doc, 36 Kb)...
03 12 2025 3:18:10
1 игрового поля;
55 карт жителей;
90 фишек жителей;
66 этажей дворцов;
36 фишек монет;
24 фишек риса;
12 фишек фейерверков;
12 жетонов событий;
8 фишек привилегий;
7 карт действий;
5 дpaконов на подставках;
10 маркеров для подсчета очков (по 2 на игрока).
Подготовка к тяжёлому году...
01 12 2025 22:57:50
Добавлю, что сложность составляли не только правила, игра сама по себе непроста. В неё по-настоящему ТРУДНО выиграть. Надо напрягать мозги, надеяться на удачу, планировать и осуществлять совместные забеги. К слову, даже наполненный лишениями и неудачами путь приносит львиную долю фана. Редкий случай, когда можно испытать настоящее удовольствие от игры, даже позорно проиграв 🙂...
30 11 2025 8:30:51
Взрывные котята. Крайне простенькая карточная игра. Тянешь карту из колоды, если вытянул котёнка – проиграл. Но есть возмонжость уменьшить риск получить ненужную карту. Выезжает за счёт оформления и темы «котиков». Пробовали несоклько раз, как-то совсем не понравилась. Аналогичная чёрная коробка – это та же самая игра, только иллюстрации и подписи на картах имеют маркировку 30+ (как 18+, только мощнее)....
28 11 2025 7:27:59
Что касается остальных типов карт, то их по 12 (6 разновидностей, по паре каждой) в каждом типе. Методом исключения необходимо вычислить в каждом типе ту карту, что присутствует в игре лишь в единственном числе. Каким же образом это становится возможным? Давайте посмотрим....
26 11 2025 16:53:40
Тема пиратская, схема прежняя. Наиболее активные участники процесса получают благодарность в правилах и экземпляр игры по факту её появления в продаже. Материалы выложены на обозрение на нашем форуме....
24 11 2025 23:55:50
Партия в "Колонизаторов" начинается с создания острова. На стол в случайном порядке выкладываются шестиугольники (гексы) и в результате формируется поле для игры. Благодаря этому приёму каждый раз приходится осваивать абсолютно новый остров, где один из ресурсов обязательно оказывается в дефиците. Двух одинаковых стартовых раскладок вы не встретите, а это означает, что каждая партия будет совершенно непохожа на предыдущие, и даже после нескольких десятков, а то и сотен побед, интерес к игре не будет утрачен....
23 11 2025 4:16:15
22 11 2025 1:29:57
Итак, знакомимся с первым и вторым дополнениями: Схватка Королей (СК) и Буря Мечей (БМ)....
20 11 2025 9:48:23
Для меня это очень хорошие новости...
19 11 2025 6:52:20
Тимофей Бокарев, создатель игры Рисумей, основатель проекта Игрология;...
18 11 2025 0:43:32
Игроки здесь типа юные дарования, учащиеся в магической школе и сама игра не что иное как экзамен по такому магическому предмету, как Предсказания...Этот антураж был жестоко натянут на механику игры, дабы скрыть совершенно недетские элементы оного и позволить играть детям вместе с родителями....
17 11 2025 12:21:44
Причин такой несправедливости аж целых три. Первая – игру сначала выпустило никому неизвестное издательство. Второй момент – Дypaцкое новое название Oh My Goods!, которое досталось второй редакции. Ну и последнее – немного недоработанные правила первого издания. Позже автор внёс пару годных поправок, слегка снижающих влияние рандома и позволяющих запитать даже дорогие здания....
16 11 2025 23:42:56
Его Блог о настольных играх получает постоянную прописку в разделе "Ссылки"...
15 11 2025 2:53:50
Свой вариант для печати:
Изображение событий на кубиках — печатаю на клейкой бумаге, вырезаю на "резаке", либо печатаю на обычной плотной бумаге (250 г/м2), затем ножницами и на обычный d6 (по диаметру) клеем....
14 11 2025 17:19:50
До 6 человек, примерно полчаса на партию, трасса с маленькими машинками. Всё очень похоже на Formula D, но на самом деле всё иначе. Тут нужно не просто приехать первым, в «Формуле скорости» есть ещё ставки, а сама гонка — это способ заработать деньги. Двигать каждый ход надо не личный автомобиль, а сразу несколько машинок. И выигрывает не обязательно тот, чей болид приходит первым. Побеждает самый богатый....
13 11 2025 19:50:39
Скачать правила карточной игры Oстаться в живых (doc, 35 Kb)...
10 11 2025 22:28:27
В игре Cryptid каждый игрок выступает в роли охотника за редким зверем, которого пока ещё никто не видел, но который, по слухам, реально существует. Охотника за синей птицей – можно и так сказать. У каждого игрока есть единственная достоверная информация о предполагаемом месте её обитания, но, в погоне за лаврами первооткрывателя, делиться ею с другими игроками ни у кого особого желания нет. Правда, найти эту неведомую зверушку можно лишь, объединив всю информацию, имеющуюся у игроков. Поэтому игроки понемножку, иносказательно, так сказать по капле, выдавливают из себя намёки на имеющуюся у них информацию, стремясь первым догадаться, где эта птица прячется. Разберёмся, как это работает....
09 11 2025 0:43:54
Сегодняшний обзор посвящён игрокам в Magic, которые не ищут лёгких путей. Присоединяйтесь к нашему экскурсу по самым диким способам победить в магическом поединке....
07 11 2025 13:27:53
Хорошая игра! Нужно думать, что брать, планировать дальнейшее развитие собственной матрицы, следить за ресурсами соседей… Браво, Матиас Крамер! Вроде бы ничего особенного, никаких откровений, но все изящно, быстро и глубоко. И крайне недорого. Особенно в сравнении с гигантами американского военного минькостроения, в сфере которого нынче так модно меряться сами-знаете-чем в наших настольщицких онлайн-пенатах. 7.5....
06 11 2025 20:39:47
Утверждается, что ошибки допущены на этапе вёрстки, поэтому упаковщики здесь не при чём. Печально, если это на самом деле так....
05 11 2025 19:59:55
По-моему, это нововведение как нельзя к месту. Ведь раньше если у тебя всех съели (или все попередохли с голоду), считай, ты проиграл. Другие игроки берут в руку сразу несколько карт и имеют на столе животных, а ты получаешь только 1 карточку, с которой толком ничего не можешь сделать. Теперь же игроку дают небольшой "трамплин", возможность снова вернуться в игру. Правда, нужно ещё опробовать это новшество на пpaктике, так как у меня остаётся небольшое сомнение. А ну как игроки с 1 животным с малым количеством свойств начнут специально морить себя голодом, чтобы получить побольше карт....
04 11 2025 18:21:20
Суть игры сводится к тому, что каждый игрок, выступающий в роли некоего средневекового градоначальника, пытается сделать все возможное, чтобы именно его город стал самым красивым, успешным и влиятельным в округе....
01 11 2025 12:40:14
Скачать материалы для игры Skyward с дополнениями...
29 10 2025 15:53:20
Холодная война (Cold War: CIA vs. KGB) с каждой партией нравится мне всё больше и больше. Сначала эта игра показалась мне очередной не особо интересной карточной настолкой, но теперь я думаю иначе. Cold War действительно несколько абстpaктна, но уровень абстpaкции здесь гораздо ниже, чем в таких настолках как Lost Cities или Ордонанс. Однако игра увлекает. Имитируя борьбу разведок, Холодная война позволяет игроку принимать как стратегические решения (выбор агента для операции), так и тактические (манипуляции с картам групп). Если говорить кратко, Cold War: CIA vs. KGB — это хорошая игра, в которую я рекомендую сыграть каждому....
28 10 2025 22:34:44
Кстати, если что, игрушку можно изготовить самому. Есть официальный PNP-набор....
27 10 2025 2:18:35
Знакомьтесь — группа разработчиков игр «EFG»...
26 10 2025 9:10:25
А что же нужно сделать для победы? Нужно первым из участников заработать 50 денежных единиц. И правила очень близки к Glory to Rome....
25 10 2025 20:12:20
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку