12-18 марта 2018. Cuba Libre

За отчётную неделю сыграно всего 2 партии. Обе – в «Кубу»:
Cuba Libre –
Осваивать новую сложную настольную игру – это как учить иностранный язык только ради того, чтобы прочитать на нём одну-единственную книгу. Приходится тратить время, прилагать усилия, что-то читать, запоминать, а впереди – неизвестность. А ну как выучишь, освоишь, а результат не понравится? Только в случае с иностранной литературой всегда можно взять другую книжку на изученном языке. С настольными играми этот номер не пройдёт, если ты долго осваивал правила новинки, а она не понравилась, считай, всё зря. Усилия пропали впустую. Так что Cuba Libre – тот ещё номер. Сложная игра, для которой ещё и 4 человека за столом желательно собрать. И не факт, что все останутся довольны. Но хочется попробовать.
Задача непростая. Взять хотя бы тематику. Кубинская революция 1956-57 годов. Казалось бы, Фидель Кастро, Че Гевара, комaнданте, все дела. Однако тема – не самая близкая среднестатистическому россиянину. Скажем, многие ли знают, что у товарища Че была конкурирующая революционная группировка под названием студенческий директорат? А это, между прочим, одна из действующих в игре сторон.
Ещё нюанс. Игра рассчитана на 4 человек. В ней 4 стороны: правительство, движение 26 июля (революционеры под руководством Фиделя), революционный директорат (другие революционеры из числа антиправительственых студентов), и синдикат (бендиты-мафиози). И у каждой стороны свой набор действий. Вот засада. Обычно когда показываешь товарищам новинку, приходится объяснять одни и те же правила на всех. А тут для каждого будет свой кусочек. Правда, у синдиката, 26 июля и директората частично действия совпадают, но всё равно, у каждой стороны своя специфика.
В общем, выглядит всё достаточно сложно. И опыт не особо положительный имеется. Год назад попробовали разложить с товарищем эту игру и сделать несколько ходов по изложенному в правилах примеру партии. Механически всё получилось, т.е. мы переставляли фишки по полю полностью соблюдая правила, только не осознавали при этом зачем всё это делается.
Ко второму подходу пришлось подготовиться серьёзнее. Сперва для каждой фpaкции сделал памятки по действиям. Такие таблички, где всё-всё-всё расписал текстом, что и как выполняется. Потом наткнулся на BGG на улучшенную версию, где упор сделан не на текст, а на картинки. Так получилось нагляднее, прям нарисовано как, куда и откуда можно двигать фишки.
Решил воспользоваться этими памятками. Но они-то на английском! Здравствуй, графический редактор. Нужно сесть и кропотливо это всё перерисовать-перевести. На 5 листов (по одному на каждую фpaкцию и ещё один общий) ушло чуть более месяца. Время приходилось выкраивать вечерами. Зато результат понравился. Во-первых, в процессе перевода сам более-менее изучил действия всех фpaкций. Во-вторых, пришло осознание, что по большому счёту тут есть правительство, у которого свои действия, и есть три другие фpaкции, которые по базовым показателям похожи друг на друга. Отличаются, конечно, но не так сильно, как казалось. В-третьих, на русском, конечно, получилось всё наглядно и понятно. Такая памятка должна была стать хорошим подспорьем в освоении игры и объяснении правил товарищам.
Наконец, чтобы закрепить пройденный материал, отыграл сам с собой пробную партию целиком и полностью. В этом помогли правила. В них описывается специальная стартовая расстановка, вплоть до того в каком порядке первые карты надо разместить сверху колоды. И первые несколько ходов с комментариями на тему почему выполняется именно то или иное действие. Вот я играл, играл по шпаргалке, а потом дошёл до момента, где написано: «А теперь дальше сами». И продолжил. За все 4 фpaкции. За каждую честно отыгрывал в меру возможностей. За три вечера управился. Садился после работы и час-полтора времени уделял Cuba Libre.
В общем, мне показалось, что можно звать товарищей. Вечерком собрались втроём, четвёртый обещал подтянуться позднее. Но это не беда. В Cuba Libre есть замечательный механизм ботов! Если какого-то игрока нет, за него можно делать ходы в автоматическом режиме пользуясь несложным алгоритмом.
Объяснение правил получилось объёмным. Время не засекал, но под конец ощущал, что ещё немного и начну хрипеть. А такого, пожалуй, со времён объяснения Eclipse не повторялось. Но, главное, вроде получилось. Удалось донести до товарищей основные исходные данные. Что отыгрываем исторические события на Кубе 1957-1958 годов, когда за власть на острове боролось сразу несколько группировок.
Действие разворачивается на поле с изображением острова. Он поделён на регионы и в каждом есть 2 основных показателя. Первый – это «контроль». Тут всё просто, у кого больше фишек в территории, тот её и контролирует. Второй – это настроения населения. Оно может меняться по 5 позициям, от очень проправительственного до активно-оппозиционного. Отношение к власти не зависит от контроля и определяется совсем иначе. Условно, территория может быть под контролем правительства (туда нагнали войск) а местное население всё равно настроено за оппозицию.
Вокруг этих двух позиций – контроль и настроения населения – и построены условия победы. Так, правительство заинтересовано только в том, чтобы его поддерживало население. У активной оппозиции (движение 26 июля) задача ровно противоположная, ему нужна оппозиция. Есть ещё одно оппозиционное движение, студенческий директорат. Он выступает третьей силой, и ему нужны две вещи, контроль территорий и умеренные настроения населения. По контролю директорат вступает в противоборство со всеми фpaкциями, по настроениям – подыгрывает то правительству, то оппозиции в зависимости от ситуации. Наконец есть ещё зелёные, это мафия, преступный синдикат. Ему плевать на политические воззрения людей, главное – заpaбатывать деньги. Условие победы синдиката – построить достаточное количество кaзинo. У него есть небольшой интерес, чтобы контролировать территории с игорными заведениями (потому как в противном случае выручку отжимают власть держащие), по ходу партии синдикат может ситуационно вступать в союзы со всеми фpaкциями.
Ну а дальше идёт ещё миллион нюансов, касающихся основных механик. Как действуют фишки всех фpaкций, каким образом устроены ходы, как работает колода событий и т.п.
В целом игра выглядит так: на острове образуется как бы несколько горячих точек, регионов где идёт борьба между фpaкциями. Либо за контроль территории, либо за политические взгляды. Каждый старается вырваться вперёд, периодически выбирая между тем, что выгоднее: совершить какое-то базовое действие, либо разыграть событие с карт, которые вскрываются из общей колоды.
Под конец партии наблюдается ситуация, когда на победу могут претендовать сразу несколько человек, либо лидеры сменяются последовательно. Как правила кто-то один вырывается дальше остальных, после чего против него все объединяются и выносят. Потом первое место переходит к другой фpaкции, и тут уже она обнаруживает, что все ополчились на нового претендента на выигрыш. И так далее.
Существенную роль играет общая игровая колода, из которой каждый ход вскрывается новая карта с событиями. Они бывают как условно хорошие, так и не очень не очень, некоторые способны отбросить игрока на ход-два назад. Но события всегда видны заранее, и в игре предусмотрена возможность сделать так, чтобы плохое событие обошло тебя стороной.
Свою первую ознакомительную партию мы не доиграли до конца. Начали около 10 вечера, закончили в половине второго ночи. Три с половиной часа с объяснением правил, всё-таки, многовато. Но есть надежда, что дальше пойдёт быстрее, тем более, что в следующий раз мы попробуем специальный сокращённый сценарий на час-полтора.
Победителем из нашей партии вышел синдикат, что не удивительно. У него, считай, выигрыш происходит по таймеру. Он постепенно строит, строит свои кaзинo, и, наконец, создаёт их столько, сколько нужно. Плюс синдикат выглядит самой безобидной фpaкцией. Ему особо нечего делить с остальными, да и фишек бойцов сильно меньше, чем у всех остальных игроков. Вероятно тут сpaбатывает эффект, подобный тому, что мы наблюдали в первых партиях в «Генерала» про холодную войну с Третьими странами. Ковыряется там в стороне какая-то малявка, большие дядьки не обращают на неё особого внимания, а она постепенно развивается, и когда её замечают уже сложно что-то сделать и успеть осадить, остановить её на пути к победе.
Первоначальное мнение таково – игра сложная, игра большая. Мой интерес к ней пока основан не на том, что в ней есть какие-то супер-инновационные механики или крайне интересные решения. Это как бы проверка, а способен ли я ещё осваивать подобные комплексные настолки. По всему выходит, что да. Плюс мы осознаём, что для освоения такой большой игры одной партии недостаточно, поэтому обязательно будем играть ещё!
Комментарии:
Ещё один жирный плюс – до конца партии никто не выбывает из игры. Вы либо вместе побеждаете, либо вместе проигрываете. Я считаю, что это правильно, хотя кто-то может и возразить, что пожарные могли бы погибать при взрывах. Для нашей семьи нет ничего хуже, чем когда большую часть времени кто-то просто сидит и смотрит, как остальные наслаждаются игрой. Это особенно важно, когда ты играешь с семьёй и с маленькими детьми. Тогда как жертвы могут погибнуть, пожарные просто отправляются в машину скорой помощи и уже в следующем ходу могут вернуться в здание. Из-за этого успех в игре зависит от действий всех игроков, и если вы подыскиваете настолку, в которой все вовлечены в действие до конца игры, то Flash Point – это отличный выбор....
02 12 2025 2:55:21
И ещё она предлагает инновационный процесс. Тут нет привычного поля с фишками и карточками. Кое-какие компоненты есть, но для них не нужен стол. И тут нужно примерить на себя роль детектива. Вам придётся расследовать дела. Как настоящим полицейским....
01 12 2025 18:29:28
Невероятные события продолжаются – на этой неделе я снова разложил соло-партию в ATZ:TBG. Если в прошлый раз я играл в неё на оригинальном поле, заменив каунтеры героев и зомби на миниатюры из Nexus Ops и Space Alert, то теперь я зашёл ещё дальше. Вместо оригинального поля я взял компоненты из Memoir ’44....
30 11 2025 22:14:11
Наконец, 7 Wonders: Leaders. Это очень приятно и неожиданно. Приятно — потому что 7 Wonders (кстати, также доставшаяся мне в подарок от Игроведа) в нашей компании пошла очень хорошо. В неё играли даже те, кто ни под каким соусом не соглашался раньше садиться за настолки. И не просто играли, а неоднократно просили "ещё одну партию". По отзывам на BGG дополнение вписывается в игру весьма органично (хотя несколько её и удлиняет), так что я уже подумывал заказать его себе. А тут такая приятная неожиданность 🙂...
29 11 2025 20:39:49
По сути, выставка в Эссене – это такой четырхдневный «День игры» для всех, кто связан с настольными играми. Авторов, издателей, производителей, посетителей....
28 11 2025 6:18:28
1 игрового поля;
55 карт жителей;
90 фишек жителей;
66 этажей дворцов;
36 фишек монет;
24 фишек риса;
12 фишек фейерверков;
12 жетонов событий;
8 фишек привилегий;
7 карт действий;
5 дpaконов на подставках;
10 маркеров для подсчета очков (по 2 на игрока).
Подготовка к тяжёлому году...
27 11 2025 21:45:19
По правилам второго дополнения, после того как открыты жетоны целей, каждый игрок получает два стартовых мира — «гражданский» (синий) и военный (красный). Изучив шесть карт начальной руки, нужно выбрать и оставить один стартовый мир, а другой сбросить....
26 11 2025 6:23:32
Во время выступления на PrezCon мне не раз задавали вопрос, какими будут варгeймы в будущем. Charles S. Roberts, владелец компании Avalon Hill, автор военных игр с гексами и каунтерами создал новое хобби для поколения бэби-бума, а сейчас это поколение с каждым годом сокращается. Сегодня настольные варгeймы продаются тиражом 1000-2000 экземпляров, тогда как в период расцвета Avalon Hill продавал более 100 000. Уже в 2004-2005 годах, когда я вновь стал играть, было видно, что хобби превращается то, что я называю «варгeйм-гетто». Никто не обеспокоен таким положением вещей, но это нeнopмaльно, потому что в хобби не приходят новые люди. Со временем приверженцев становится все меньше....
24 11 2025 19:14:36
«Memoir ’44» — видеозапись высадки на пляж «Омаха»...
23 11 2025 2:44:49
Более 5 миллиардов маленьких зеленых домиков было построено с 1935 года...
21 11 2025 4:34:17
Wanted: «Кто заказывал игры с «Leisure Games?»...
20 11 2025 8:18:44
Ещё нюанс. Игра рассчитана на 4 человек. В ней 4 стороны: правительство, движение 26 июля (революционеры под руководством Фиделя), революционный директорат (другие революционеры из числа антиправительственых студентов), и синдикат (бендиты-мафиози). И у каждой стороны свой набор действий. Вот засада. Обычно когда показываешь товарищам новинку, приходится объяснять одни и те же правила на всех. А тут для каждого будет свой кусочек. Правда, у синдиката, 26 июля и директората частично действия совпадают, но всё равно, у каждой стороны своя специфика....
19 11 2025 5:30:56
Но тем не менее карта получилась, не совсем ровная, но вполне себе симпатичная....
18 11 2025 10:35:32
Quartermaster General: Cold War – ...
16 11 2025 8:52:22
Но даже если у Криса Бурма есть некоторые проблемы с тем, чтобы держать под контролем вселенную GIPF, он – мой любимый абстpaктный дизайнер, – и я высоко оцениваю его заслугу в том, чтобы вернуть меня в абстpaктные игры с увлеченностью, которую однажды уже пробудила серия GIPF. Итак да, я действительно с нетерпением ждал появления LYNGK!...
15 11 2025 8:13:24
Новые подробности о настольной игре «Starcraft»...
13 11 2025 19:28:37
В принципе, ничего кардинального Air Pack в игре не меняет, позволяя лишь задействовать дополнительный тип юнита — самолёт, способный перемещаться по полю и атаковать противника. В качестве приятного дополнения также выступает сотня карт-памяток, на которых перечислены свойства всех типов местности, спецдействий и наций, присутствующих в базовом наборе M44 и всех дополнениях, вышедших до 2007 года....
12 11 2025 18:36:52
До 6 человек, примерно полчаса на партию, трасса с маленькими машинками. Всё очень похоже на Formula D, но на самом деле всё иначе. Тут нужно не просто приехать первым, в «Формуле скорости» есть ещё ставки, а сама гонка — это способ заработать деньги. Двигать каждый ход надо не личный автомобиль, а сразу несколько машинок. И выигрывает не обязательно тот, чей болид приходит первым. Побеждает самый богатый....
10 11 2025 13:16:55
Обычно с детективными играми как, в коробке есть некоторое количество сценариев. Прошёл их и всё, с игрушкой можно попрощаться. История уже известна, преступники найдены, искать их второй раз нет никакого смысла, попросту неинтересно. «Место преступления» обещает сломать эту традицию и стать первой подобной настолкой с неограниченным количеством сценариев....
09 11 2025 4:35:46
Кажется, это было совсем недавно, но если задуматься о числах, выходит, что прошло уже 14 лет. И, хотя мне ещё предстоит многому научиться, за все эти годы работы в FFG я много узнал и подумал, что было бы любопытно посмотреть на свою карьеру через призму игр, над которыми я работал....
08 11 2025 3:36:38
В игре Food Truck Champion от американских дебютантов игроки развивают собственные компании грузоперевозок....
07 11 2025 7:26:56
сыграть полноценную партию в Eclipse;
минимум по разу сыграть в Quartermaster General и Quartermaster General: 1914;
сыграть 3 партии в Formula D на разных трассах одним и тем же составом;
попробовать научиться играть в «Терра Мистику»;
сыграть с Юшиными в «Кодовые имена»;
покормить зайцев (живут на турбазе);
искупаться и попрыгать на батуте;
провести «Что? Где? Когда?».
Это, пожалуй, минимальный набор «хотелок». Будем на него и ориентироваться....
02 11 2025 21:17:24
Как минимум один фактор – это возможность для старта. Написание материалов о настольных играх никогда не было прерогативой ограниченного круга людей. Это может делать каждый. Я, например, просто завёл блог и стал писать. Однако со временем это оказалось сложно, потому что многие просто публикуют свои материалы на BGG. Требований к текстам, фактически, нет, так что на главной странице портала всегда можно прочитать множество нового. Однако статистика говорит о том, что большинство этих материалов не такие уж и хорошие. Кроме того, чтение требует времени и сосредоточенности, а видео, как правило, воспринимается проще....
31 10 2025 5:12:18
Чтобы это было проще сделать, специально предусмотрена форма для записи используемых карт на конец партии. Сыграли, пометили какие карты остались на столе, отложили их в отдельный пакет, а в следующий раз можно продолжить с того места, на котором прервались. Более того, так можно вести несколько параллельных кампаний, записывая состояние для каждой игровой группы....
29 10 2025 21:33:36
2. Вскрылась карта такой же масти, что и одна из вскрытых ранее. В этом случае обе эти карты и все карты, которые вскрывались между ними, сбрасываются, а игрок забирает то, что осталось....
28 10 2025 20:19:26
Стоп. Я буду говорить о ККИ, и я думаю, вы все догадались, о какой именно. Я объясню, откуда берётся информация о ККИ-шной зависимости, расскажу что с ней делать и добавлю, что лучше бы вы беспокоились о количестве поддержаных вами краудфандинговых кампаний, а не о тратах на ККИ....
27 10 2025 13:16:26
Дороги собраны под печать на самоклейке (А4), наклейка на картон с двух сторон и вырезанием отдельных кусков канцелярским ножом и линейкой. Для тех кто умеет точно с двух сторон цельные листы А4 клеить, свёрстано так что все чётные листы являются оборотами к нечётным, кроме последнего листа. Для тех кто точно так клеить не умеет, как я , каждый кусок отдельно обведён рамочкой для того чтоб клеить можно было с двух сторон каждый кусок отдельно и вырезать каждый отдельно, лично я так и собираюсь делать. Так же есть односторонний вариант, для тех кто не хочет с двухсторонними тайлами заморачиваться. Пазловый замок сделал самый простой из расчёта на канцелярский нож....
26 10 2025 1:35:41
Механическая сторона Doomtown выделяется на фоне карточных игр того (да и нашего) времени. Изюминка игры в перестрелках, без которых и ряды противоборствующей группировки не проредить, и город не захватить. Определившись с участниками перестрелки с обеих сторон, игроки разыгрывают карты с рук и применяют свойства уже лежащих на столе карт, чтобы склонить чашу весов в свою сторону. А затем, основываясь на результатах предыдущего шага, набирают некоторое количество карт из колод в руки и пытаются составить из них по покерной комбинации. Игрок, проигравший в «покер», проигрывает и перестрелку, а разница в силе собранных покерных комбинаций превращается в потери его людей....
25 10 2025 10:42:16
Нужен помощник по тестированию настолок...
24 10 2025 15:14:21
3) вырезать их и играть!...
23 10 2025 12:13:40
Blue Moon City, являющаяся идейным наследником довольно популярной карточной игры Blue Moon, имеет в основном чисто эстетическое сходство со своей предшественницей. Сходство это заключается, прежде всего, в стилистике карт обеих игр, и в очень милых и симпатичных фигурках трёх дpaконов, сопровождающих нас на протяжении всех приключений в мире Синей Луны....
22 10 2025 7:44:27
В начале игры все игроки закрывают глаза и кладут кулаки на стол перед собой (существует приложение для смартфонов, способное провести игроков через этот этап быстрее и удобнее). Затем все фашисты открывают глаза, чтобы увидеть, кто из игроков – их союзники. Гитлер не открывает глаза, но на своем кулаке поднимает большой палец, чтобы фашисты знали, кто он. Кроме варианта игры впятером/вшестером, Гитлер не знает в лицо своих союзников. Ну а либералам остается принять горький факт, что всю игру они будут оставаться в неведении относительно своих врагов и союзников....
21 10 2025 12:19:50
Не думаю, что мы вернёмся к Львиному сердцу в ближайшее время...
20 10 2025 0:39:22
Победа в войне приносит очки, которые также начисляются за некоторые карты (хотя и редко) и за постройки в городе. Постройки – это особый момент, они вынесены в отдельную игровую фазу, которая следует за войной. Изначально у каждого игрока есть на выбор 5 зданий, их можно строить в любом порядке, причём каждое ещё можно по одному разу улучшить. Здания позволяют сфокусировать стратегию, сосредоточившись на войне или экономике. Будучи построенным, здание приносит постоянный бонус, который помогает либо эффективнее сражаться, либо добывать ресурсы....
19 10 2025 7:29:31
Видео-обзор «Zombie Dice» и «Cthulhu Dice»...
17 10 2025 6:37:38
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку