Вся правда о «Чартерстоуне»

Насколько хорош «Чартерстоун»? Тов. padmasambhava (он же — Михаил Соколов), считает, что ожидания от игры не оправдываются, но оная прямо очень. Лучше первого сезона «Пандемии. Наследие». Хотя это и не совсем игра, а скорее альбом с наклейками. Подробнее — в обзоре без спойлеров!
БЕЗ СПОЙЛЕРОВ! SPOILER FREE! EI SPOILERIA!
Перенесёмся на год назад: зима 2017 года, Stonemeier Games анонсируют legacy евроигрулю (на тему строительство деревеньки) без кубов, без kickstarter, без предзаказов и sms. Сразу с металлическими монетками.
Сидишь такой, как Джек Николсон, тупо улыбаешься в монитор, потому что в твоём воображений, особенно от таких анонсов, ты уже играешь в лучшую игру на свете. И тебе даже не приходит в голову мысль «А нет ли тут противоречия, братаны?». Но о грустном потом. Будем о хорошем:
Почему я проникся энтузиазмом?
Во-первых, я был в восторге от первой Legacy-игры. Ощущения от веса принятых тобой решений, от того, как меняется игра, порой тотально, от каждой твоей наклейки — это всё вспоминаю с любовью даже по прошествии лет.
Во-вторых, мне нравятся евро-игры. И евро-игры нравятся моему игровому окружению.
В-третьих, мне, в целом, по нраву игры от Stonemaier Games. Они красивые, соревновательные, довольно реиграбельные.
Понятно, что я купил эту игру и сыграл все 12 партий. Что я могу сказать?
Жалею ли я что купил? — Нет, не жалею.
Получил ли я то, что хотел? — Нет, не получил.
А что же я получил в итоге? — Я получил весьма уникальный продукт, аналогов которому, на данный момент, точно не существует.
…
Что же это за продукт? — Это то, что вы не пробовали до этого точно. Вы купили симулятор альбома с наклейками.
Странно, но именно так и есть: 500 наклеек, буквы и цифры.
А как там с остальным? Вот говорили, что это евро-игра. Давайте разберёмся, что имеется в виду. В игре есть кубик? Есть — но он редко используется. Мы получаем ресурсы путём мипл-плейсмента, эти ресы меняем на ПО и у кого больше ПО — тот победун. Со стороны всё выглядит весьма и весьма еврово, что же не так? А нет одной такой вещи как баланс. До этого Legacy элемент был лишь в коопах, сторителлингах или америтрэшике. Евро-игра, в первую очередь, это хитрый, неочевидный, но исправно работающий математический механизм — сердце игры, скелет, на который вешается всё остальное: сюжет, красочное оформление, фишечки жетонов и всё это двигается мышцами игровых механик.
В Charterstone же происходят странные вещи. Игра позиционирует себя как «правила не читай @ играть сразу начинай». Итак, вы собрались за столом и начали играть сразу. Но что-то идёт не так. В первую очередь, вы играете первые несколько партий в откровенную недоигру. Ну это как если бы вы играли в Stone Age, и, несмотря на то, что на карте есть места под «карты цивилизации» — вроде как ключевой механизм игры, но вот они будут не сразу, а через пару игр. Или вы играете в Ticket to Ride, а вот зелёных и фиолетовых карт в колоде нет. Вот совсем. Маршруты для только фиолетовых карт есть, а карт нет. Ну ок, играем. Забегая вперёд сообщу,что при определённом раскладе вы сидите без этих «ключевых» (с моей точки зрения, так-то играть-то можно и без них) карт до 9-ой, а то и 10-ой партии, и, когда они, наконец выходят вы такие «ааа, так вооот как игра задумывалась».
Во-вторую очередь удивляет как… своеобразно… написаны правила. Например, есть в компьютерных играх такой феномен как «first day DLC«. Так вот, теперь есть «first minute FAQ» для настольных игр. При этом все сидят за столом, ты, традиционно, читаешь правила и их рассказываешь. Фишка игры в том, что ты как бы узнаешь правила играя. Но это ни разу не так не так. Ты скорее такой:
— Так… значит мы можем делать так и так, чтобы было вот так… или не так? Может так? Дай-ка я почитаю ещё раз? Непонятно…
— Дай мне прочитать. Вот, тут же сказано, что это делается так и вот так — значит так.
— Что значит «значит так»?! Вот это слово может тpaктовать и так, и так, и если тpaктовать как ты, получается какая-то убер-комба, которая, на удивление, делает круто только тебе. Предлагаю голосование, кто за мою интерпретацию?
— Слышишь, сейчас ты у меня миплами умоешься…
При этом я, вроде как, ветеран настолочный, правил прочитал пару сотен, даже «Крепкий орешек» последнего года расколол без проблем. Но вот в CharterStone надо залезать на BGG и наблюдать, как в каждом треде Джейми с видом «Цукерберг в Сенате» отвечает типа «посоны, да, я как-то сам не допёр так написать, но играть надо так-то» или «братюни, всё верно, получается убер комба. Да, это неочевидно, даже антиочевидно и в рулбуке про это ни слова, но по правилам должно быть именно так».
Именно так я представляю Джейми, когда он пишет ответы на BGG/Charterstone.
Я не одинок в своих позывах.
Так что всё, что нам втирали про евро-игру, градостроение и прочее — это всё ложь.
Ну обманули ожидания, ну и что? Играть-то интересно.
Да, про играть. Как только вы сели играть первую игру, вы сразу открываете сундучок, там по табличке типа «выдай народу карточек пачку». И вы такой «Карточки-карточки-карточки!! Легаси! Наклейки!».
WOW! So much cards!
И в первую партию вы, как лысый с youtube-канала при распакуе: в полнейшем восторге, даже больше — как будто вам заплатили за обзор. И вас прёт. Вы клеите первое здание, вы называется первого чибика на карте — своего персонажа. Вы вкладываете всю свою фантазию, проявляете всю оригинальность, выжимаете свою креативность как тюбик с последней каплей зубной пасты… Вы просто не знаете, что в этой игре вам этих чибиков называть ещё штук 50. Каждому. Где-то на 6-м или 7-м у вас начнёт серьёзно сдавать креативность, по крену пойдёт фантазия и сдуется оригинальность. К 10ой игре вы будете играть с картами, где будет какой-нибудь маг по имени Николай или дворянин Олег. У меня в игре теперь есть все имена одноклассников моей дочери.
То же самое с наклейками. Их там много. Нет, очень много. Первые наклеенные здания вызывают восторг. Но вот 6ое и далее вы как-то… meh.
И тут приходит понимание, во что ты играешь. Слышишь голос из детства, из прекрасного далёка:
— Бустер открываем, там как раз две карты, которые были нужны: 303 и 352.
Ребята! Это же журнал с наклейками из 90-х!
У меня вот был такой.
И, как я раньше не понимал, как точно LavkaGames локализовали Charterstone — именно локализовали, поняв эту отсылку и вспомнив, как локализовали культовый журнал Mortal Kombat:
Точно.
Сюжет, к слову, подаётся и имеет такой же эффект на игру, как и в том самом журнальчике.
Flavor text. So flavor.
Игра, на самом деле, заточена для именно 6-ти игроков. Понятно, на коробке написана всякая чушь, типа Arkham Horror от 1 до 8 игроков. Но для игры нужна постоянная компания на 6 человек — что уже весьма напряжно. К тому же обязательно, вот почти уверен, будет какой-нибудь игрок, которому игра будет до пня на 6-ой или 7-ой партии и он свалит.
Неужели в игре всё плохо? — Нет. Это уникальный, новый опыт — а это очень ценная вещь в наши дни, когда на рынке ежегодно сотни новых игр и из них 1-2 действительно уникальных и новых, которые вас удивят. Таких игр действительно не было — вы покупаете набор «собери свою евро-игру» и, с элементами случайности, вы строите свою уникальную игру, в которую вы, конечно же, не будете играть после 12 legacy партий. Но готовить такое блюдо надо в правильной компании.
— Потому как закалённые всякими Розенбергами евроигроки немного выпадут в осадок от перекосов и дисбалансов, дырок в правилах и многовариантных тpaктовок;
— Ваша жена/дeвyшка/соседка/спортсменка с пробежки в лесу, которую вы усыпили хлороформом и затащили в подвал к пацанам, потому что не могли найти шестого игрока вряд ли получит много удовольствия от проигрывания 5 игр подряд с отрывом в 50 очков;
— Ваши/не_ваши дети будут в восторге только первые 3-5 игр, потом им клеить уже надоест и от однообразия начнёт клонить в сон;
Надо найти настоящих гиков, возможно среди тех, кто готовы… я понимаю: это неприлично произносить вслух, но некоторые люди этим занимаются… кто готовы тестировать прототипы. И замутить на 4-х.
В качестве доказательства своего тезиса: я хочу купить recharge pack и сыграть в компании на 4-х соревновательных и упopных игроков + докину две резиновых аутомы, потому что на 6-х, по моему опыту, игра ненужно затягивается. Я знаю FAQ, примерно соображаю как в это надо играть, так что эти 10-15 минутные зависания на BGG прямо во время партии исключаются. Думаю, что тогда игра раскроется. И, несмотря на все указанные провалы, косяки и сомнительности, по мне так, всё равно было лучше, чем Pandemic Legacy 1.
Комментарии:
А «cyмacшедшие восьмёрки» — это англоязычное название игры («Crazy Eights»). И вот в 1971 — сорок лет назад! — некто Мерль Роббинс выпустил коммерческую версию сей народной игры....
02 12 2025 22:47:40
И я настоятельно рекомендую использовать режим «Always Leads» (даже если вы играете соло), т.к. с ним игра станет тематичнее. По мере прохождения кампании вы будете открывать доступ к новым героям и боссам из дополнений. Если хотите, можете добавлять в игру и новых врагов из дополнений, но делать это необязательно....
01 12 2025 16:41:59
С благодарностью принимаю ту эстафетную палочку настолкогеройства, что вручил мне Макс. Я могла бы самоуничижительно потрындеть здесь на тему, как я недостойна подобного звания, и меня прямо подмывает сделать это, но я не буду. В любом случае, если у вас есть немного времени, я готова рассказать вам о себе, хотя никогда раньше не делала этого. Настолкогерой номер пять. Мм… пятерочка – это же отличненько! Это знак… Моя последняя сессия закончится благополучно -)....
30 11 2025 15:59:46
Развлечение без ограничений
Достаньте коробку с полки, откройте её и играйте в любое время в любом месте. Дома, на пляже, в дождливый день, до обеда или после ужина. Есть подходящие игры для любого места, времени и компании. Немногие развлечения могут похвастаться такой гибкостью....
29 11 2025 6:26:46
Скачать правила игры Mondo на русском языке (pdf, 4.55 Mb)...
28 11 2025 17:38:42
Надеюсь, ценителям игры понравится идея и само оформление карт и оно придаст игре еще более захватывающий хаpaктер!...
27 11 2025 11:47:14
Разыскиваются любители настолок в Белгороде...
25 11 2025 14:47:24
Изменения лишь косметические. Перед нами та же самая игра, в которой местами подправили правила. В целом всё осталось прежним, и хорошее, и плохое. По большей части плохое. Дизайн рас тот же самый, что мы видели в TI3, никаких новых идей насчёт создания новых свойств, соответствующих концепциям каждой расы. Внедрены улучшения юнитов и карты обещаний, но это лишь попытка скрыть тот факт, что фундаментально игра не улучшилась....
24 11 2025 4:54:42
Кстати говоря, есть ещё один продукт, также выпускавшийся AEG, который тоже нередко сравнивают с «Доминионом» — это «Arcana», о которой я уже рассказывал. Но там причин для подобного сравнения несравненно меньше, и «Громовой Камень» гораздо интереснее для анализа. Чем мы нынче и займёмся....
21 11 2025 16:18:33
Игроки: 3-5 (3-5) Тип: абстpaктные гонки Сложность освоения: низкая Динамика: высокая Изучение правил: 5 минут Длительность: 30 минут Прострaнcтво: 50 см х 50 м Похожие настолки: Cartagena 2 Похожие комп. игры: нет данных Стоимость: $15 (в России не продаётся) Коротко об игре: отличная несложная настолка Состав игры: ...
19 11 2025 12:47:38
10:00 — открытие фестиваля «Игрокон 2018»....
18 11 2025 11:43:43
16 11 2025 16:56:18
Поле было нарисовано сначала вручную, на нем я поместил как можно больше информации о мире Вестероса: названия провинций, городов, замков, рек, заливов, дорог, перевалов и прочего, что только было найдено. Для лучшего погружения в мир игры. Увы карта получилась перенасыщенной обозначениями и на ней потерялись основные игровые элементы, как то: границы между землями, значки крепостей, городов, снабжения и власти. (Кому интересен этот вариант может скачать архив AGameOfThrone_MapVariants.rar)....
15 11 2025 8:32:53
В шлюз народ прорвался на остатках здоровья, а передо мной к тому времени уже лежали 5 фрагов, так что я считаю, что у меня получилось сбалансировать игру по сложности. Вообще, играли лихо, с криками\воплями\спорами и… водкой. Да, видимо, это общее настроение было таким, но где-то на третьей комнате сценария кем-то из игроков был озвучен вопрос про водку, положительный ответ на который все поддержали. Это тем более странно, что из нас троих никто это дело особо не любит, предпочитаем коньяки и виски, если уж на то пошло…...
12 11 2025 1:53:18
Друзья, а играли ли вы в классическую настольную игру Колонизаторы? Если нет, то продолжайте читать данный обзор со следующего абзаца. Если да, то представьте себе, что в Колонизаторах вместо постройки городов и поселений, вы их захватываете рыцарскими набегами, а вместо торговли гуляете по миру героем, покупаете на базарах разные вещи, сражаетесь с другими героями и в одиночку захватываете города. Представили? А теперь представьте, что вместо славного острова Катан сеё действо происходит в метро пережившей ядерный взрыв Москвы. Вот представленная игра и окажется новым творением отечественных авторов – настолкой Метро 2033....
11 11 2025 12:20:57
Игровое поле разделено на 10 секторов, что увеличивает реиграбельность за счёт большего количества переменных. А при игре вдвоем используются 7 секторов....
10 11 2025 16:30:51
Правила «StarCraft: Brood War» на русском языке...
08 11 2025 16:29:15
Видео о настольных играх от Сергея Рябухина [001]...
06 11 2025 12:21:16
Новые игры в продаже: «Ниндзя Бургер» и «Манчкин Фу»...
04 11 2025 8:37:20
Юбилейное издание сразу включает в себя 2 дополнения: The Great Wall of China и the Super Events. Оба дополнения были включены в выпуск Alea Treasure Chest 2009 года, который содержал также дополнение и для других игр серии Alea Big Box....
03 11 2025 7:11:35
Посмотрим, как долго продлится такое состояние...
01 11 2025 9:55:23
Заходите вы в магазин, а там на полке на вас смотрит игра, перетянутая белой резинкой поперёк. Это не игротечный фонд, где все игры уже заиграны, это магазинный демонстрационный образец. Резинка там потому, что продавцы так делают с открытыми коробками, чтобы они не рассыпались — а то компоненты потеряются. Резинка на игре = нетоварный вид....
31 10 2025 14:50:59
Мало просто создать сеть отелей, чтобы она начала приносить доход, каждую составляющую сети нужно приобрести в собственность, купив ее акцию. Разумеется, в последствии акции отеля можно продать, но за значительно меньшую сумму. Если после выкладывания фишки сети отелей соединяются, то один отель поглощает другой, а их владельцам выплачиваются премии за сделку в зависимости от количества акции у каждого из владельцев. Однако, если отель расширяется до 11 клеток, то его поглотить уже нельзя.
...
30 10 2025 15:16:11
3. Памяти принцессы Кэрри Фишер. Обзор игры Star Wars: Rebellion...
29 10 2025 13:14:32
Игровой процесс довольно-таки прост. Активный игрок вскрывает карту из любой стопки. Затем начинаются т opги. Аукционы тут бывают двух видов. В основном все традиционно, все по очереди называют ставку, можно либо спасовать, либо повысить. Когда спасуют все, кроме одного игрока, ему достаётся реликвия. А он оплачивает свои деньги соседу слева....
28 10 2025 22:52:14
Эволюция моего персонажа (внеигрового) шла примерно так. Когда была объявлена новость о локализации, я пропустил её мимо ушей — не мой продукт. Когда её издали, я немного заинтересовался — прокачка героя и режим кампании привлекали. Когда меня позвали в неё сыграть, я втянулся — основные механики оказались простыми, за нюансами все следили хором, но больше всего понравился ИИ монстров. Когда мы закончили кампанию, я огорчился — казалось, сценариев мало и хотелось бы поскорее продолжить. Кстати продолжить получится, Gaga Games обещали в апреле открыть предзаказ на большое дополнение к игре, в котором будет второй акт истории....
27 10 2025 8:37:39
Действие разворачивается на поле с изображением города, которое можно условно поделить на две большие локации: «в городе» и «не в городе». Сам процесс напоминает «царя горы», тот кто стоит «в городе» каждый ход получает очки, но зато все остальные монстры могут его бить (а он может бить сразу всех остальных). Те, кто стоит не в городе, атакуют «царя горы» и могут добывать очки с помощью бросков кубиков....
22 10 2025 19:48:10
Scythe таки обманчива на вид. Красивые миниатюрки роботов и героев невольно наталкивают на мысли о том, что это настолка будет во многом про бои. Это совершенно не так — чего, к слову, многие авторы недовольных отзывов игре не простили. По сути, это евро с привычными для жанра постройкой экономического движка, расстановкой миплов, получением и переработкой ресурсов (в другие ресурсы, возможности и, конечно, победные очки). Роботы при этом чаще возят туда-сюда крестьян, чем стреляют друг в друга. А герои больше нужны для энкаунтеров — случайных событий, в которых можно выбрать варианты мгновенных наград. Энкаунтеры крайне важны на старте партии из-за предлагаемых ими бонусов. Но позже, когда токенов таких событий на карте остается все меньше, герои автоматически становятся не такими востребованными (речь сейчас только о базовой коробке без дополнений)....
21 10 2025 0:16:10
Если есть желающие встретиться с Гюнтером на Эссене, вот его email: cornett [at] bambusspiele.de....
20 10 2025 16:48:35
Наборы карточек действия одинаковые, на каждой из них схематически изображено действие по перемещению овцы, ряда овец или даже всего стада. Некоторые позволяют оперировать лишь овцой своего цвета, другие — любой овцой....
19 10 2025 16:36:50
Итак, здравствуйте. Всеми фибрами души ощущаю я мысль “Ну а это еще кто такой?”, непроизвольно рождающуюся в головах всех тех, кто читает сейчас эти строки. Тяжкий крест передал мне замечательный парень Михаил Кружков! Решил, видимо, разнообразить он ряд настоящих героев простым таким представителем настольного пролетариата нашей необъятной Родины. Почел я это так или иначе за честь, и дабы подогреть и вскипятить вашу ярость благородную по поводу своей сомнительной кандидатуры привожу нижеследующую стену текста:...
18 10 2025 19:34:38
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку