Выкладка настольных игр в магазине

В Блоге «Мосигры» на «Хабрахабре» появилась новая любопытная статья, посвящённая вопросу выкладки настольных игр в магазинах. Как игры должны быть представлены на полках, как они физически удачнее могут быть расположены и каким образом их рекомендуется группировать — всё это описывается по результатам пpaктического опыта.
Привет! Я довольно давно обещал рассказать про особенности выкладки не на уровне ликбеза, а прямо с парой примеров по нашим точкам. Сразу две важных вещи:
- Мы умеем выкладывать только настольные игры, и не факт, что наши принципы подойдут кому-то ещё.
- Выкладка — далеко не то, с чего нужно начинать работу с магазином, она обычно даёт 1-5% увеличения выручек. Зато это быстро, почти бесплатно и приятно.
Но давайте разберём косяки и попробуем вывести принципы. Мы примерно так индуктивно модель и дотачивали.
Магия новизны
Заходите вы в магазин, а там на полке на вас смотрит игра, перетянутая белой резинкой поперёк. Это не игротечный фонд, где все игры уже заиграны, это магазинный демонстрационный образец. Резинка там потому, что продавцы так делают с открытыми коробками, чтобы они не рассыпались — а то компоненты потеряются. Резинка на игре = нетоварный вид.
Нетоварный вид допустим только в ящике распродаж по уценке.
Человек, заходя в магазин, ждёт чего-то аккуратного и немного волшебного. Если эту магию нарушить, то желание покупать сразу улетучится. Мы не раз наблюдали, как всего одна любая деталь начиная от пыли на краю полки или неаккуратным веником за кассой резко меняет показатели магазина.
Человек считывает все подобные сигналы очень быстро.
Но это не значит, что открытым играм не место в магазине. Они нужны для демонстрации. Поэтому мы храним открытые игры за закрытыми, вторым слоем. Надо — быстро достаём и показываем. Когда игра переходит в состояние «немного потёртая», она попадает в распродажный ящик или в игротечный фонд. Иногда у нас есть договоры с поставщиками на демонстрационные образцы: затёртые мы отдаём обратно в обмен на новые. Поставщики свои затёртые игры используют для своих игротек или отдают в детские дома.
Почему магия так важна? Вот Валерий Фирстов в своё время издавал один из первых глянцевых московских журналов про интерьер — «Салон». Так вот, они начали запаковывать его в полиэтилен. А тогда так поступали, насколько я знаю, только с категорией 18+. Продажи выросли: люди видели, что журнал новый, его никто ещё не читал. Поэтому, кстати, любая наша игра в коробке крупнее ладони — всегда в плёнке или закрыта на пластиковую печать (в случае мягких сумок). Людям чертовски важно знать, что они купили действительно нетронутую вещь.
Контрпример — есть отличная холиварная викторина «Битва полов». Она стоит 800 рублей за коробку, которую ты ждёшь за 1000-1200 рублей. Внутри куча мохнатых карт из странной бумаги, сама коробка как из-под обуви. Термоусадки нет, колоды перетянуты резинками. Дарить такую страшно: даже новая выглядит так, как будто в неё уже играли поколениями. Я купил уже штук пять коробок, они часто работают одноразовыми викторинами на компанию в каком-нибудь далёком городе, а потом не пролезают в ручную кладь самолёта. Но вернёмся к выкладке.
Больше хаоса богу хаоса!
Вот игры стоят после покупателей не ровно по краю, а разбросаны по полке. Всё это нужно возвращать в красивую норму как перед фотоотчётом для центрального отделения. Не потому что в центральном отделении сидит перфекционист (хотя это так), а потому что так будет больше продаж. При этом важно не уйти в другую крайность — я видел как-то, как старший миллиметр-в-миллиметр разложил всё в полке, так, что доставать игру было страшно.
Если нет аффорданса типа небольшой щели, показывающей, что игру можно взять в руки, её не будут смотреть. Высший пилотаж, подсмотренный у немцев — это поворот на небольшой угол, чтобы товар «свисал» с полки чуть-чуть. Но это очень сложно поддерживать в порядке.
Вот эти щели:
Вот эта же полка в другом отчёте:
На второй картинке в целом, всё хорошо. Но нашего перфекциониста из ЦО смущает «тьма» в середине. Ещё в углу лежит «Стартап» — маленькая светлая коробка. Его надо минимум четыре — два спереди и два вторым слоем. Купили? Убираем с этого места, он создаёт дыру в выкладке, как будто в магазине мало товара. Вообще, нет ничего хуже дыры — полки должны ломиться от игр. Это прямо влияет на продажи.
На той же проверке всплыла рекомендация: Петанк (игру с большими метало-каменными шарами) в выкладке держать открытым. Это другая сторона — некоторые товары лучше достать и показать. Тяжелые стальные шары из петанка, конечно, прямо манят людей их свистнуть, но всё же это не фигурки, и незаметно замылить их сложно.
Вот это полный хаос по нашей версии:
В углу два пластиковых мешка (это трaнcпортная упаковка), деревянные конструкторы надо выставить лёжа (задний вертикально), чтобы их можно было рассмотреть. В целом, в нижнем ряду сейчас тоже выложен товар, а стоит использовать его как накопитель.
По этой же точке рекомендация — собрать все игры для маленьких детей на 3 года в одну сторону стеллажа. Запрос очень специфицированный, игр объективно штук 20 в крупных коробках, поэтому такое очень полезно при консультации. Почему — потому что при консультации не надо будет бегать глазами и не тащить игры из разных мест. Иначе клиент может решить, что вы прямо лихорадочно ищете, что дать — а это, из опыта, создаёт впечатление, что хорошего в магазине мало. Ну и в консультации обычно просто нет пауз на поиски.
Акценты
На вот эту полку нужна светодиодная лента (две штуки):
Потому что там (на средней) отлично лежат открытые настолки, прямо просятся в руки. Но там темно и страшно.
Мебель
Видите эти вот островки? Мебель разграничивает зоны магазина. 9 из 10 покупателей в России отправляются в правую ветку обхода (против часовой). Если её нет или она загромождена — минус конверсия. Островки из мебели или столы помогают понять, что и как. И сразу показать игру.
На островках (мини-стеллажах) должны быть или мягкие игрушки, или пирамиды игр, игр недели. На столах — открытые игры, акционные игры. В данном случае ошибка выкладки в том, что торец не работает. Туда можно поклеить плакаты, но лучше там выложить товар.
Общие принципы
Выкладка делится на модули. Например, «Прикассовая зона», «Игрушки и конструкторы», «Детский стеллаж», «Гиковый стеллаж» и так далее. Каждая зона имеет размер — малый, средний или крупный. В малый входят обязательные системные требования, в крупный — что можно поставить, если места ещё дофига.
Внутримагазинная навигация (которая для клиентов) соответствует объектам планограммы выкладки. Планограмма с детализацией до игры делается один раз на открытии, после чего задаются общие алгоритмы выкладки, которые умеет исполнять продавец и проверять администратор.
Что делать, если стеллажи не соответствуют? Страдать. Сейчас оборудование подбирается на открытии, и оно должно соответствовать особенностям нашей выкладки. Конкретно быть с мобильными полками (чтобы подгонять высоту полки под товар), с отдельными стойками и с сетками или экономпанелями под мелкий товар:
При установке торгового оборудования не следует забывать и про возможность кражи товара из магазина. Поэтому не надо располагать стеллажи под мелкий товар рядом с выходом, лучше установить их рядом с кассами (у нас кассы почти всегда в дальней части магазина от входа). Хотя воруют у нас целенаправленно редко, надо признать. Но лучше не вводить в искушение.
На данный момент мы используем вертикальную и комбинированную выкладку, это значит, что на одном стеллаже выставлены товары одной категории. Действуют типовые правила выкладки (горячая зона у рук и глаз и т.п., я про это уже рассказывал давно).
Все товары нужно выставлять «лицом» на покупателя, торцом выставляются только товары группы С и при условии большой заполненности магазина. Вот так делать не надо:
Вообще, каскадная выкладка по отношению к фронтальной — как два совсем разных фреймворка. У нас была пара случаев переобучения имеющихся комaнд под фронтальную выкладку: поначалу это жуткое насилие над психикой, потому что всё кажется не таким. Нужно очень много думать над нужностью товара. Всё и сразу уместить не выйдет, поэтому надо будет продумать главное и второстепенное. А это требует математики и некоего умения жертвовать. Поняли, что надо просто выложить всё за один раз фронтально, а потом люди сами поймут, что по-новому красивее и удобнее для клиента.
Но вернёмся к правилам. Все товары группы С должны располагаться на верхних или нижних полках магазина. При том, на нижних полках выставляется крупногабаритный товар или товар с большим весом.
Важно не смешивать товары из разных категорий. Когда товар представлен в одной категории и продавцу и покупателю проще сориентироваться. В смысле, что можно отвести покупателя в угол с нужными ему играми и показывать всё там.
Вот развёртка стороны А с планограммы Таганки. Это наиболее просматриваемая зона, здесь выставлены настольные игры.
Поскольку стеллаж с полками А1-А4 находится в самом углу, соответственно часть игр просматривается не очень хорошо, здесь расположены большого размера, также игры группы В и С. На стеллаже с полками А5-А11 располагаются игры логические, А12-А16 — игры для вечеринок, А17-А21 — игры для пары. Далее идет стеллаж с другим расположением полок. Здесь топовые позиции, А22-А26 — вечеринки, А27-А31 — Монополии, А32-А36 — стратегии. Следующий стеллаж полностью с детскими играми.
Это развертка стороны В, здесь 3 стеллажа, полностью заполненные игрушками. Ближе к входной двери мы расположили более крупный товар — радиоуправляемые машинки. В1-В5 — конструкторы и товары для малышей, В6-В11 — куклы и интеpaктивные животные, В12-В18 — опыты, роботы, В18-В23 — трaнcформеры и прочие игрушки.
Все свободные прострaнcтва стен мы заполняли сетками или экономпанелями, чтобы заполнить их более мелким товаром, тем самым разгружая основные полки.
Вот такими XLS-файлами меняется розница между собой:
Вот тут видно выкладку товара башней без стеллажа или накопителя: это делается, когда товара реально много. И очень помогает продажам. Но конкретно тут я бы пнул верхнюю коробку, иначе люди будут бояться разбирать эту башню:
Для расчёта такой планограммы как на скрине, нужно знать скорости продаж каждой игры и её ценность в ассортименте — включается ещё вот эта модель ABC/XYZ-анализа.
Под конец всё это украшается — разные фотографии, подарочные упаковки на стеллажах и так далее. Вот, например, Таганка на прошлой неделе обзавелась пуговицами (каждый магазин имеет свой взгляд на правильную подарочную упаковку, а Таганскую после нового года невероятно учили делать бантики, и они эволюционировали):
Отдельно выкладывается прикассовая, там есть требования сразу к товару и к материалам, например, вот эта табличка никогда не должна быть ничем перекрыта:
Внизу видно большие копии коробок разных игр: они лежат там, где руки не достают, но привлекают внимание. Это эксперимент 2018 года. И удачный. Их, кстати, иногда пытаются купить, поэтому мы сейчас вот только сделали наклейки:
Она же будет клеиться на коробки-демо (без содержимого), которые подвешиваются к потолку, например. Их иногда привозят поставщики для витрин. Чтобы точно не перепутать.
В общем, я не знаю, зачем это вам, но надеюсь, стало чуть понятнее.
Комментарии:
Мини сказка. Жила-была компания Кулмини ор Нот. И все у неё было хорошо, а после прихода 4кк твердозелённых от "Восходящего Солнца" стало еще лучше. Но чего-то им всё-таки не хватало для полного счастья, совсем какой-то мелочи... и они эту мелочь от нас получили:)
И вот денежка из далекой Сайбирии (России) капнула им на счет и стало им так хорошо, что ни в сказке сказать, ни пером описать, в общем нашли они свой дзен и потопали прямиком в персональный астрал (5*). Но правда и нам кое-чего перепало. Вернее перепали — файлы для перевода:)...
04 12 2025 13:49:29
Интервью с почётными гражданами Тесеры...
02 12 2025 19:25:23
Тогда появились Miniature Market и CoolStuffInc. Последние пять, наверное, лет, это были наши основные магазины. Скорее даже CSI. Именно оттуда я заказывал игры в последнее время, в том числе и для отправки в рамках «Тайного Санты». А теперь и эта лавочка закрывается. Точнее, не закрывается, но доставка в Россию как-то подорожала....
30 11 2025 2:45:14
Обзор игры «Ingenious» (Гениальная игра)...
29 11 2025 18:51:12
Механическая сторона Doomtown выделяется на фоне карточных игр того (да и нашего) времени. Изюминка игры в перестрелках, без которых и ряды противоборствующей группировки не проредить, и город не захватить. Определившись с участниками перестрелки с обеих сторон, игроки разыгрывают карты с рук и применяют свойства уже лежащих на столе карт, чтобы склонить чашу весов в свою сторону. А затем, основываясь на результатах предыдущего шага, набирают некоторое количество карт из колод в руки и пытаются составить из них по покерной комбинации. Игрок, проигравший в «покер», проигрывает и перестрелку, а разница в силе собранных покерных комбинаций превращается в потери его людей....
28 11 2025 14:48:10
Колоды маневров для бомбардировщиков не делал, можно летать по наименее маневренной (вроде как А), можно нарисовать самим, ибо я сомневаюсь, что многомоторники такого размера были одинаковой маневренности с истребителями. Карты получились более-менее аутентичными по стилю к оригиналу....
27 11 2025 0:52:35
Эти безуспешные попытки собрать пушку дались мне нелегко. Блин, вы не представляете, это ж какое-то издевательство, когда какую-то мелкую пипку едва ли миллиметр в диаметре и длиной миллиметра три нужно засунуть в такие же крошечные пазы. При этом все детали крошечные, помешаются у меня на подушечке пальца. В общем, и на этот раз фигурки остались несобранными до конца. Промучившись с одной пушкой, я решил больше себя не нервировать и отложить остальные миниатюрки ещё на несколько дней....
26 11 2025 6:53:29
Все компоненты высокого качества и, повторюсь, соответствуют теме. Компоненты ресурсов (бревна, смола, ягоды, камни) очень аккуратные, похожие на предметы, которые они представляют. Единственный минус – бревна катаются по всей доске. Металлические позолоченные монеты в коллекционном наборе выглядят внушительно. Они достаточно тяжелые, чтобы дать ощущение реальности. Деревянные фигурки ежиков, мышей, черепах и белок (плюс крысы в коллекционном издании) тоже очень красочные и аккуратные....
22 11 2025 0:25:14
53 место: Doom: the Board Game
Настольная версия «Doom» сохранила все плюсы компьютерной игры и открыла новые горизонты перед игроками, которым всегда хотелось побыть на стороне «плохих парней»....
21 11 2025 21:24:11
Разработчики игры постарались придать своему детищу ощущение стpaxa и давления, которого иногда так недостаёт компьютерным играм. Они хотели сделать игру «трудной, но справедливой», так, чтобы фанаты разнесли по всему миру это, как основную фишку игры. И знаете, при хорошей пpaктике и (большом) терпении каждый сможет справляться с испытаниями в Dark Souls. Конечно, было бы очень трудно (если не сказать невозможно) перенести такую масштабную видеоигру в настольный формат, поэтому разработчики пошли стандартным путём, сделав данжн-кроулер с боями на кубиках....
20 11 2025 14:43:17
10 городских объектов;
88 квадратных карточек четырёх цветов (по 22 каждого цвета);
6 жетонов персонажей;
30 жетонов победных очков;
правила игры;
Правила игры:
Правила игры Королевские врата на русском языке (html)
Правила игры Королевские врата на английском языке (pdf, 170 Kb)
FAQ к игре Королевские врата на русском языке
FAQ к игре Королевские врата на английском языке...
16 11 2025 8:43:53
176 карт;
правила.
Стоимость игры — 560 рублей. Желающие могут сделать предзаказ уже сейчас....
15 11 2025 17:59:27
Карты "самая длинная дорога" (выдаётся за 5 дорог) и "самая большая армия" (выдаётся за 3 рыцаря). Памятки по строительству: лес + кирпич = дорога, лес + кирпич + вода + гусь = поселение, 2 х вода + 3 х руда = город, руда + вода + гусь = карта развития....
14 11 2025 9:10:46
Unofficial rules by Mark Iradian
Original Quick(er) Play Rules by Rich Stokes and Robert Martin
Перевод: Юрий Тапилин...
13 11 2025 8:58:11
Эта игра включает в себя 147 уникальных плиток, 83 обычных плитки, 20 бонусных плиток, 7 деревянных маркеров замков для игроков, 1 двухсторонний счетчик очков и специальный органайзер, который сокращает время подготовки к партии до 60 секунд....
10 11 2025 5:10:20
Есть начало реки — Источник (с вулканом), завершает реку Озеро и есть промежуточные тайлы с самой рекой. Игра начинается с тайлов Реки и только потом переходит к стандартным тайлам Каркассона....
09 11 2025 10:56:24
Напомню, что не так давно я публиковал ссылку на бета-версию этого обзора, выложенного также на сайте «Art of Tactics«...
08 11 2025 22:11:41
Скачать редизайн карт для игры Kuhhandel Master (pdf, 12 Mb)...
07 11 2025 20:28:56
Микро-обзор игры «Hamburgum» (Гамбург)...
06 11 2025 19:37:11
— «Отдизайнено» несколько вариантов общего счётчика очков (мне нравятся варианты 3 и 6)....
05 11 2025 17:53:49
Единственный минус игры – она может затянуться надолго, если вы будете ехать слишком много кругов (а вам захочется это сделать). И ещё в своей основе эта игра построена на механике «кинь-двинь». Это как минус, так и плюс. Выбирать на какой передаче есть (и какой бросить кубик) – интересно. Ещё один минус, в комплекте нет памятки игрокам. Без неё обучить новичков сложновато....
04 11 2025 22:16:36
В этой игре есть все от влюбленности до разрыва, от окрыленности первой встречей до драмы. Не буду описывать правила и фазы игры, просто потому, что легче понять игру, если знаешь, чего нужно достичь....
03 11 2025 11:33:31
Позволю не согласиться с последним утверждением, т.к. как я уже писал, по моему мнению Магдар относится к категории "не очень интересные настолки". Подтверждение тому — крайне низкий рейтинг этой игры на сайте BGG.COM. На момент написания этой статьи он составляет всего 5.4 из 10, причём абсолютное большинство голосовавших поставило оценку "6"....
01 11 2025 12:34:55
Каждый ход игроки выкладывают по одной карте с коровой в закрытую. У каждой коровы есть номер от 1 до 105 (если мне не изменяет память). Карты одновременно вскрываются. Коровы, начиная с агента с наименьшим номером, кладутся по одной в 1 из рядов. Карта коровы кладется следующей в ряд после коровы с ближайшем номером к этой корове. Таким образом коровы в рядах выстраиваются по возрастающей. Игрок, положивший 6-ую корову в ряд забирает первых 5 карт с очками. Если порядковый номер вашей коровы меньше чем номер любой последней коровы из ряда, то корова заваливает любое задание на ваш вкус (обычно, там где меньше всего профессионалов в очках 🙂 ). Ряд забирается и корова игрока становится первой....
31 10 2025 12:12:30
Скачать материалы для игры Top Secret Spies (zip, 7.5 Mb)...
28 10 2025 15:20:38
Карты брались с официального сайта http://www.daysofwonder.com. Старался подбирать карты сбалансированные и интересные по ландшафту. Всю информацию сжимал и компоновал, лишние словеса отбрасывал, поэтому удалось на один лист А4 запихнуть по две карты с брифингами....
27 10 2025 12:58:22
Чуть более двух тысяч лет назад в цивилизованном мире гремела слава Римской империи и ее легионов. И правящие династиии имели непревзойденную власть. Именно за одну из таких влиятельных семей Рима нам и придется играть в Конкордии. ...
26 10 2025 11:16:49
Raxxon – это игра-головоломка о зомби во вселенной Dead of Winter. На столе раскладывается матрица из карт рубашкой вверх, их нужно будет переворачивать, передвигать и убирать с игрового поля. Все действия выполнить сложнее, чем кажется....
23 10 2025 15:57:16
Машины могут тащить за собой других гонщиков и толкать автомобили перед собой. Встречается и комбинированный тип движения, когда ты и тянешь, и толкаешь. Причём, когда движется не один автомобиль, а целый ряд (а так бывает в большинстве случаев), перестроение не допускается. Прём по прямой, как поезд. Автопоезд....
22 10 2025 8:46:22
Для начала с помощью Промта текст был вытащен из pdf и естественно ОЧЕНЬ коряво переведен. Дальше начался процесс правки текста, очень помогало то, что был перевод от студии «СМАРТ» базовых правил WOW The Board game, поэтому перевод многих понятий (типа «setup», что в переводе «стартовый расклад» и т. д.) не вызывал вопросов....
19 10 2025 21:44:35
Нарезал прямоугольных пластинок из фанеры и насадил их на общую ось – толстую спицу. В качестве боковых стенок идеально подошла полиэтиленовая бутылка: перевернул её кверх ногами, вырезал в днище один «лепесток» и проплавил в самом центре дна отверстие для оси. Мне не хотелось сильно разрезать бутылку, поэтому винтовую лестницу собирал уже внутри бутылки. Собственно всё. В качестве уловителя взял прозрачный стаканчик, получилось даже немного удобно: когда кубик падает в стакан, поднимаю одной рукой за кончик оси бутылку, а второй – высыпаю из стаканчика кубик во входное отверстие, пока он катится, успеваю вернуть бутылку на место....
18 10 2025 10:30:51
Перед началом партии нужно к ней подготовиться. Сперва положено сформировать колоду заданий. Карт заданий много, они различные, их разные комбинации позволяют настраивать сложность миссии. В правилах есть рекомендации для самой первой, обучающей партии, и для нескольких сценариев с нарастающей сложностью. Потом нужно раздать карты с вещами, замешав в них несколько заданий. Еще положено разместить в центре стола поле-рюкзак. Как только у всех на руках появились карты, можно начинать....
16 10 2025 8:35:36
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку