Игра года — 2010

Две тысячи десятый год уходит в прошлое, а значит пришло время оглянуться назад, вспомнить настолки, с которыми я познакомился и в которые играл в этом году и назвать среди них самые увлекательные, самые интересные, самые-самые-самые. Самые лучшие игры 2010-го года.
Готовы? Поехали!
Вот они, лучшие игры 2010-го года по версии сайта BoardGamer.ru:
Семейных игр в этом году хватало. Была несложная и очень красивая Taluva, не менее красивая и не менее лёгкая Wasabi!, насквозь цифровая и абстpaктная Blue Moon City, изданная у нас в стране под названием Город синей Луны. Однако самая интересная из всех опробованных мною за год семейных игр, это, пожалуй, Railways of the World. Правда, её сложность я бы охаpaктеризовал как "чуть выше среднего", но это нисколько не мешает познакомить с этой игрой всю семью.
Поверьте, строить железные дороги вместе со своими близкими и увозить из под носа друг у друга цетные кубики — это очень увлекательно. В нашей, компании, к сожалению, ROTW как-то не прижилась, но из всех семейных настолок, опробованных мною за 2010 год она определённо самая лучшая.
Если лучшую семейную настолку я выбирал с некоторым сомнением, то в отношении лучшей игры для двоих двух мнений быть не могло. В этом году мы освоили мозголомную детективную игру Mr. Jack, познакомились с до жути красивой и требовательной к размерам игрового места Claustrophobia, поиграли в военно-абстpaктную геометрическую настолку Battle for the Hill 218, но лучшей из всех игр определённо является Ticket to Ride: Nordic Countries.
Казалось бы, сколько можно играть в одну и ту же Ticket to Ride? Я сам именно так и думал и поэтому Nordic Countries пролежала у нас в шкафу почти год и только потом мы её распробовали. С точки зрения правил это действительно всё та же старая добрая Ticket to Ride, а вот игровое поле здесь как будто совсем другое. Оно очень тесное, и даже при игре вдвоём (официально Nordic Countries рассчитана на 2-3 человека) не удасться избежать конфликтов и блокирования маршрутов. И от этого игра, сохраняя все достоинства оригинальной Ticket to Ride, становится ещё глубже, ещё интереснее и ещё увлекательнее!
Компанией мы играем в настольные игры относительно редко, однако в этом году освоили немало таких игр. Начав с очень удачной модификации Мафии — Resistance, мы играли в примитивную игру для кого угодно Wench!, в карточный генератор творчества и веселья — Игросказ, в ещё одну версию Мафии под названием Остров стpaxa, и даже в самопальную версию гангстерского боевика Ca & Gun$.
Однако первое место в этой номинации однозначно уходит Junglee Speed — казуальной игре на реакцию. В эту игру можно играть пpaктически где угодно, пpaктически с кем угодно и пpaктически с любым количеством человек, и всегда будет одинаково интересно и весело!
Сегодня, как и год назад, конкуренция в номинации "лучшая детская игра" невелика. Это и понятно, сам я из детского возраста давно вырос и предпочитаю более другие игры, так что детские настолки осваиваем от случая к случаю. В этом году мы играли в очень интересную и необычную игру с магнитами Pyramid: Curse of the Mummy, которая фактически представляет собой настольные "прятки" и в ещё одну странновату на мой взгляд игру с магнитами (что это за тенденция такая, как детская игра, так магниты, вспомнить хотя бы Гремучие джунгли) Ой, бежим!.
Но самая лучшая детская игра из тех что прошли через мои руки, это Замок 1000 зеркал. "Зеркальная" ходилка, за которую можно усадить от двух до четырёх детей, способна не только увлечь их на какое-то время, но и развивает памть и прострaнcтвенное мышление. И, главное, хоть разок сыграть в Замок 1000 зеркал будет интересно и взрослым 🙂
В номинации "лучшая карточная игра" победитель вырвался вперёд с очень большим отрывом. Нет, ну нельзя же представить, что с такие настолки как Игра престолов ЖКИ, Railways of the World Card Game или там, Warhammer Invasion, Wench!, или даже Игросказ или Resistance на полном серьёзе смогут составить конкуренцию Dixit?
На самом деле, конечно, Dixit — это не совсем традиционная настольная игра (да и кроме карт в ней есть ещё жетона и небольшое декоративное поле и фигурки для подсчёта очков), зато это именно та игра, в которую можно играть пpaктически с кем угодно и неплохо подходящая для знакомства людей с миром настольных игр. А ещё, на минуточку, это бешеный полёт фантазии, море смеха, веселья и удовольствия, и всё это — в одной коробке, где скрываются 84 фантастические карты с фантастическими иллюстрациями.
Последние три года наряду с другими номинациями я регулярно называл ещё и лучший филлер, а в этом году мы чуть не остались без него. А всё потому, что из филлеров в течение года я освоил только две игры — Pocket Battles: Celts vs. Romans, да Battle for the Hill 218. Это достаточно достойные игры, имеющие своих поклонников, вот только мне они, к сожалению, совсем не понравились и назвать лучшим филлером году ни ту, ни другую я не могу.
К счастью, уже под конец года в мои руки попала простенька игрушка Fairy Tale. Оперирующая механикой драфта, и состоящая, собственно, из серии этих самых драфтов, эта игра сумела завоевать моё признание и симпатии нашей небольшой настольной компании. И именно она и становится лучшим филлером уходящего года.
Отечественные производители в этом году установили рекорд. Если в 2009-м выбирать лучшую игру было попросту неизчего, то сейчас выбор более чем обширен. Тут тебе и Терминатор. Да придёт спаситель, и Три мушкетёра. Подвески королевы, и Метро 2033, и несколько других, менее заметных настолок. Все перечисленные игры достаточно красивы, но для меня на первом месте всегда стоял не внешний лоск, а внутреннее содержание. И по этому показателю победа однозначно достаётся совсем неоднозначной игре — Эволюции.
К этой настолке есть немало вопросов. Тут и спopный дизайн, и несбалансированные карты, и дырки в правилах, из-за которых победить может игрок, бaнaльно собирающий в руку карты до последнего хода. Однако из всех отечественных игр больше всего (и, что немаловажно, с азapтом и погружением в животный мир) мы играли именно в Эволюцию. Эта игра интересна даже при всех своих недостатках.
Темп выхода локализованных игр в этом году по сравнению с прошлым и позапрошлым годом несколько снизился, но, зато у нас вышло немало хороших зарубежных настолок (да и полку локализаторов прибыло). Тут и Энергосеть (Power Grid), к которой, правда, лично я тёплых чувств не испытываю, и навороченная экономическая стратегия Куба, и жестокая компанейская игра За бортом! (Lifeboat), и красивая и приятная на ощупь семейная игра 100 000 лет до нашей эры (Stone Age).
Лучшей локализацией могла бы стать Ticket to Ride: Европа, но работа, проделанная по переводу этой игры на русский в моём понимании никак не тянет на локализацию. Перевести коробку с игрой и правила это, конечно, здорово, но неплохо было бы ещё и до игровых компонентов добраться. Не дело это, когда в русской версии игры на игровом поле и на картах маршрутов названия городов написаны по-английски. Бывает, что фильмы и компьютерные игры даже лучше локализуют (см. х/ф Wanted и компьютерную игру StarCraft 2). За звание "лучшей локализации" могла бы побороться Agricola, но, увы, её перенесли на следующий год. Думаю, шансы были у Dominion и Endeavor, но эти игры вышли уже под конец года, и я ещё не успел до них добрался.
Как бы то ни было, из всех локализованных игр, в которые я играл в этом году лучшая — определённо Эпоха открытий (Age of Empires III. Age of Discovery), пусть она и переведена она на русский два года назад. Эта игра представляет собой крепкую, добротную стратегию с примесью экономики и area control, непростую в освоении, но очень динамичную и интересную. Мы играли в неё относительно мало, но все партии были очень захватывающими, и все игроки получили от игры огромное удовольствие.
В этом году я решил ввести ещё одну номинацию — лучшее дополнение. Дополнений к настольным играм через мои руки на самом деле прошло не так уж и много, сосчитать их можно буквально по пальцам одной руки. Королевства крестоносцев, превратившие Ордонанс в совсем другую игру, совершенно не оправдавшее моих надежд микро-дополнение Ticket to Ride: Europa 1912, Memoir '44 — Breakthrough, предложившее новый формат сражений для Memoir '44. Но лучшим, определённо, является Farmers of the Moor — дополнение к игре Agricola.
Это дополнение привносит в игру совершенно новый слой, заставляя переживать о семье подопечных фермеров ещё сильнее, но предоставляющее взамен дополнительные бесплатные действия и новые карты мелких улучшений. Игра с дополнением очень похожа на базовую Agricola, и вроде бы ничего в ней кардинально не меняет, но в то же время она совсем другая. Пожалуй, именно таким и должно быть идеальное дополнение к настольной игре.
Каких-то явных разочарований в этом году не было, были игры, которые мне не понравились. Неудачным оказалось знакомство с поломанной и несбалансированной Nostra City. Вышла Метро 2033, оказавшаяся на проверку неудачным клоном Колонизаторов. Неожиданно выстрелила совершенно никакая игра Курск 1943. Огненная дуга. Были ли это разочарования? Определённо, нет. Я ничего не ждал от этих игр, так что разочаровываться было не в чем.
Вот Small World — совсем другое дело. В этом году я несколько раз садился за эту игрушку, пытаясь уяснить для себя, что же, всё-таки, люди в ней находят и почему все так радуются этому пёстрому игровому полю (которое становится ещё пестрее когда на нём появляются юниты) и Дypaцкой рискообразной мехнике боёв. К сожалению, попытки мои закончились плачевно. Уяснить удалось лишь одно — мне эта игра категорически не нравится.
Когда в начале весны Days of Wonder выпустила новое дополнение для Memoir '44, я, конечно же, не смог пройти мимо. Признаюсь честно, заказал я его пpaктически из чистого любопытства (и ориентируясь на свою любовь к Memoir '44) и совсем не предполагал, что оно настолько придётся мне по душе.
Казалось бы, что тут такого, ну стали поля сражений вдвое больше, ну выставляется на них где-то вдвое больше юнитов, ну для победы нужно набрать теперь больше медалей? Так-то, действительно, ничего особенного. Но когда я сажусь за разложенный сценарий в формате Breakthrough и смотрю на поле, где разложены гексы местности и расставлены миниатюры, меня охватывает такая радость, что я не могу подобрать слов, чтобы описать свои чувства. На лице сама собой рождается улыбка, а где-то внутри становится очень тепло и уютно. Скажу больше, ничего подобного я не испытываю ни с какой другой игрой. Так что нежданно-негаданное Memoir '44 — Breakthrough — это стопроцентный сюрприз года.
К сожалению, в моей коллекции есть такие игры, в которые мне не с кем играть. Бывает, что они требуют длительного объяснения правил, содержащих множество нюансов и мелочей (как Dungeon Lords), или даже того тяжелее (как Conflict of Heroes: Awakening the Bear! Russia 1941-1942). Но, к счастью, иногда мне, всё-таки, удаётся подобрать нужную компанию, как получилось в этом году с Imperial.
Эта настолка на самом деле состоит из двух отдельных игр, одна из которых посвящена заpaбатыванию денег, а другая — военным действиям. И, хотя победитель определяется по экономическим показателям, на пpaктике обычно выходит так, что все играют не в бизнес, а в войну. Но в моих глазах это делает Imperial ещё лучше и ещё интереснее. Это действительно непростая игра, заставляющая игроков напрягать мозги, учиться видеть за деревьями лес и заставляющая чувства, которые порой требуют крови, сталкиваться с разумом, которого заботит только выгода. Игра, которая стоит того, чтобы её распробовать.
На роль игры года я всегда выбираю значимую для меня настолку. В такие игры мы не просто играем целый год, они остаются со мной надолго. Так произошло с Зельеварением, которое я назвал лучшей отечественной игрой за последние пять лет, так вышло и с Ticket to Ride: Europe, в которую мы играем с 2007-го года, так случилось с Memoir '44, в которую я беззаветно влюбился два года назад, и точно такая же история приключилась с Agricola, с которой мы познакомились в прошлом году. По итогам 2010-го году у меня нет такой настолки, которую можно было бы поставить в один ряд с этими играми. В этом году я перепробовал много новых игр, но ни одной из них не удалось оставить значимый след в моём сердце. Картина всегда одинакова: пять-десять партий, и мы переходим к следующей настолке. Пять-десять партий, и история повторяется.
У меня были определённые надежды на Dungeon Lords, но им не суждено было сбыться. То ли это игра сама по себе странная, то ли мы в ней недостаточно хорошо разобрались, но у меня к ней есть серьёзная претензия — непонятно как в неё выигрывать. Из-за этого наш интерес к игре довольно быстро угас. Не оправдала надежд и Claustrophobia, оказавшаяся слишком случайной и чересчур громоздкой. Не получается называть лучшей игрой и Imperial, которая слишком сложна и тяжела для рядового игрока (да и довольно-таки долгая по моим меркам). Выпала из числа претендентов и Railways of the World (причины всё те же — она довольно громоздкая, а играть всё время на карте Мексики не очень интересно).
Вот такая, понимаешь, загогулина. Игр было много, но ни одной достойной титула "Игра года" среди них не нашлось. Так что в этом году это звание остаётся вакантным. Такие дела.
В заключение по традиции помимо лучших игр во всяких номинациях отмечу несколько настолок, которые хотя и не заслужили громкого звания, но, тем не менее, заслуживают внимания:
1. Conflict of Heroes: Awakening the Bear! Russia 1941-1942 (за доступную и приятную механику) ;
2. Dungeon Lords (за "злую" тематику и оригинальные бои) ;
3. Resistance (за неизменную атмосферу Мафии с очень важной возможностью до самого конца оставаться в игре абсолютно всем игрокам) ;
4. Игросказ (за безграничный простор для творчества) ;
5. Три мушкетёра. Подвески королевы (за высочайшее качество и безупречное исполнение всех игровых компонентов) ;
Комментарии:
Юбилейное издание сразу включает в себя 2 дополнения: The Great Wall of China и the Super Events. Оба дополнения были включены в выпуск Alea Treasure Chest 2009 года, который содержал также дополнение и для других игр серии Alea Big Box....
04 12 2025 19:43:55
Базовая коробка предлагала нам великолепный параноидальный кооператив в крайне стрессовых условиях со скрытыми предателями. Дополнение оставило эту хаpaктеристику в силе, присовокупляя к механике несколько интересных новшеств. По большому счёту их четыре; давайте пройдёмся по ним....
03 12 2025 15:29:52
Мы знаем, что громкие анонсы как правило случаются дважды в год. Осенью на немецкой выставке в Эссене и летом на американской выставке Gen Con, которая проходит в августе. Поэтому можно пару месяцев подержать кулаки. Вдруг из Индианаполиса придут новости? 🙂...
02 12 2025 17:22:40
Заказывая себе переиздание, я надеялся на ту самую магическую атмосферу из детства? да что там говорить, у меня сын уже скоро смог бы в неё играть. Еще при заказе игры меня насторожило то, что изменено название игры — Чудовище Джио-ДжангА, то есть название самого чудовища, а не той страны, где оно обитало. Получив коробку, я понял, что предчуствие меня не обмануло.........
29 11 2025 13:35:28
Описать компоненты, правила, ощущения от игры. Попробую как можно точнее охаpaктеризовать игру, не вдаваясь слишком в детали. Поехали…...
28 11 2025 23:16:26
Правила игры аналогичны классическому варианту. Но есть и дополнения, связанные с особыми тайлами, в правом верхнем углу которых изображено колесо (а в колесе цифры 1, 2 или 3). ...
27 11 2025 5:38:14
И тут я, естественно, попался на обещание конфетки, ибо внешний вид игры на картинках продавал себя на все сто. Я помню, например, что в юности считал, что если дeвyшка красивая, то она хорошая. Ну не может она быть плохой, если красивая. Наивно, но тут я, по-моему, попался на ту же удочку. Ну если такая красивая игра, разве может она быть гoвном, простите за мой французский. Тем более, за ней старик Колби проследил. Не станет же он гoвно делать (что ж меня сегодня на французский тянет-то?!)...
26 11 2025 11:28:24
Скачать материалы для игры Rosenkonig — редизайн от Klish (rar, 54 Mb)...
25 11 2025 2:58:11
Разыскивается правообладатель игры «Воздушный бой»...
24 11 2025 22:33:34
Ещё одна партия в «Холодную войну». Получилась долгая, аж на 3 часа. Ходили почти все медленно. Прикидывали, какие карты лучше сыграть. И планировать заранее не получалось, слишком многое могло поменяться на поле пока походят соперники. И до самого конца на счётчике шли нос к носу. С минимальным разрывом. Вот такая получилась война, затяжная, неторопливая, и очень напряжённая....
23 11 2025 0:15:51
3. Перевод всех сценариев, в том числе любительских, за Карфаген от тов. LeonardoAngelo...
21 11 2025 3:11:22
Скачать материалы для игры Battle of Durak...
20 11 2025 5:44:17
19 11 2025 7:29:29
Но в плюс игре, что события подобраны неплохо, даже с цитатами из классиков. И, как итог, в тот момент, когда я нашел стул с сокровищами, ситуация в игре была такова, что выиграть мог любой, кому попадется этот стул. Так что (скажу еще раз) победителя выбрал рэндом, моих заслуг никаких....
18 11 2025 21:29:21
Скачать материалы игры Приключения на Луне (zip, 1 Mb)...
13 11 2025 12:33:44
Хотелось бы надеяться, что я преувеличиваю и на самом деле в красивую версию ATZ можно будет играть и безо всяких особых сценариев. Взял, выставил на поле здания, воткнул героев, расставил вокруг зомби – и вперёд! Но что-то мне подсказывает, что сценарии всё-таки нужны. С ними куда интереснее....
12 11 2025 16:40:56
В общем и целом, все здорово, но хочется какой-то более изящной реализации. Хорошая интересная ассиметричная игра, которая привязывает тактику к выбранному клану. 7.5 баллов и на вопрос “RftG или 51st State” я отвечаю “51st State”....
11 11 2025 4:23:58
Пpaктическое применение данного дизайнерского решения вызывает огромный вопрос, но несколько минут созерцания полученного результата принесут положительные эмоции. Если внимательно присмотреться, то следующее дополнение вполне «подстыкуется» к нынешнему, так как картинка справа также обрезана. Наверное, на пятидесятой коробке, мы увидим стену этого огромного салуна и спокойно переведём дух....
10 11 2025 0:14:58
— готовить новости настольных игр зарубежных издателей;...
09 11 2025 13:24:38
Поле было нарисовано сначала вручную, на нем я поместил как можно больше информации о мире Вестероса: названия провинций, городов, замков, рек, заливов, дорог, перевалов и прочего, что только было найдено. Для лучшего погружения в мир игры. Увы карта получилась перенасыщенной обозначениями и на ней потерялись основные игровые элементы, как то: границы между землями, значки крепостей, городов, снабжения и власти. (Кому интересен этот вариант может скачать архив AGameOfThrone_MapVariants.rar)....
08 11 2025 19:25:35
В архиве лежат игровые карты, рубашка, правила игры и подробный пример игрового хода....
07 11 2025 12:36:33
В результате титул лучшей игры достался сразу трём настолкам: Dixit (лучшая игра по результатам опроса посетителей), Три мушкетёра (лучшая отечественная игра по результатам опроса посетителей, занявшая в общем зачёте третье место) и Эволюция (самая продаваемая игра на Мипл — 2010)....
06 11 2025 11:40:35
Те, кому эта игрушка не по нраву обычно обращают внимание на недостаток взаимодействия между игроками (в общем-то, эта черта присуща всем приключенческим игрушкам), значительный дayнтайм и скучноватую боевую систему. Любители Runebound отвечают на это, что в игре отличная атмосфера, присутствуют различные способы развития персонажа и, вообще, для RB есть куча дополнений, делающих игру ещё интереснее....
05 11 2025 9:46:52
Пояснения по ходу дела, баги и прочее:...
02 11 2025 10:31:20
Сначала давайте порассуждаем о коллекционных карточных играх. Я говорил уже, что тамошние идеи вполне ощутимо влияют на традиционные настолки. Вот «Доминион» — он использует идею колодостроения. А вот «Fairy Tale» использует идею драфта (кстати, к ней приложил руку не кто-нибудь, а Ричард Гарфилд — «отец Magic the Gathering»). В «Race for the Galaxy» (RftG) тоже можно играть с драфтом, — а Том Леманн прямо говорил, что корни RftG произрастают из его неизданной ККИ… Идея же драфта, напомню, заключается в передаче карт от соседа к соседу....
29 10 2025 22:27:13
Как обычно, по-простому не получается ничего – уровень торговли тут пока что ещё не европейский – относительно дорогое приходит в магазины бессистемно и редко – на полках игры не оказалось, и на следующий заказ, как выяснилось, буквально чуть-чуть не успел. Иначе через пару недель коробка была бы уже на руках. ...
27 10 2025 20:50:30
Ну что? Узнали? Из всех этих "шмоток", боёв, "прокачек" и ловушек, а также колод засад и наград во все стороны торчат уши кого? Правильно — Манчкина! Перед нами ничто иное, как "творческая переработка" известнейшей игры Стива Джексона. Тут тоже можно и нужно мочить монстров, хапать сокровища и подставлять друзей. Только делать это нужно чуть-чуть по-другому, и ещё в игру добавляется некое подобие игрового поля — те самые шесть локаций....
24 10 2025 17:33:14
Конечно же, более дорогие постройки приносят больше победных очков — талантов золота. ...
22 10 2025 23:14:37
В-третьих, это коллекционер и знаток настолок. На Тесере он занимает топовые позиции: второе место по коллекции (больше 400 наименований) и второе место по рейтингу за количество добавленных материалов....
21 10 2025 18:37:39
Марсиане: история цивилизации – это игра для 1-4 игроков, в которую можно играть кооперативно, полу-кооперативно, в соло-варианте или в соревновательном режиме. Обзор покрывает только кооперативный и соло-режим, так как я не пробовал остальные варианты....
19 10 2025 8:44:32
Hero Realms — карточная игра в стиле фэнтези, основанная на доработанных правилах другой замечательной игры Звёздные империи (Star Realms). В игре есть базовые правила для двух игроков, а также правила для разных режимов, как Куча мала, Охотник и Гидра, где могут участвовать большее количество игроков....
18 10 2025 23:16:20
Кстати, если что, игрушку можно изготовить самому. Есть официальный PNP-набор....
16 10 2025 16:14:39
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку