История русского варгeйма (1/2) > Для семей участников СВО (отзывы, цены, где купить)
+7(977)9328978 Лучшее. Экономное. Доступное    
Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

История русского варгeйма (1/2)

История русского варгeйма (1/2)


Игры в солдатиков в конце XIX — начале XX вв.

На сайте «Поле боя» опубликована обширнейшая статья, посвящённая отечественным военным играм. В ней рассказывается об истории российских военных игр, начиная с XIX века. Предлагаю ознакомиться с первой половиной материала, охватывающего период до 2000-х годов. 

Часть 1

История варгeйма в России не так обширна как мировая. Попытки как-то реконструировать сражения всегда были связанны с солдатиками. Традиционные русские игрушечные солдатики изготовлялись из дерева и глины. Основным центром изготовления коммерческих деревянных игрушек в дореволюционной России был район города Сергиев Посад. Фигуры расписывалась темперой, масляными или эмалевыми красками.

Надо отметить, что у отечественных деревянных и глиняных фигурок особенности униформы передавались с “немецкой” точностью. Традиционные деревянные солдатики были довольно крупными, высотой не менее 10–15 сантиметров. Они поневоле изготовлялись довольно статичными и примитивными, но в тоже время были очень выразительными. Такие игрушки делали на протяжении пpaктически всего XIX века, но уже в начале ХХ века они стали редкостью.


Изображение русских деревянных солдатиков.

В конце ХIХ века купцом Талаевым из города Дмитрова был организован массовый выпуск игрушек из паянной жести. Среди многочисленных изделий его фирмы есть пожарный обоз и военный лагерь, а также фигурки конных и пеших воинов. Солдатики выполнены в масштабе, близком к 1:30, они изготовлены из двух половинок, выштампованных из тонкой луженой жести. Оружие и подставка изготовлены из более толстой жести и припаяны отдельно.

Кроме деревянных и жестяных игрушек в конце ХIХ — в начале ХХ века очень распространены были бумажные солдатики, входившие в комплект настольно-печатных игр. Изготовлялись они офсетным способом и выгодно отличались от остальных образцов игрушек своей дешевизной. Так в первой половине ХIХ века в Санкт-Петербурге были выпущена игра «Осада крепости» (1844). Это была разновидность шашечной игры, которая ведется между двумя игроками на разграфленном поле особой конфигурации. В последней трети XIX века появилась тенденция выпускать «осады» с названиями конкретных военных кампаний («Осада Москвы», «Осада Плевны», «Шипка» ), но на правилах игр это никак не сказывалось.


"Взятие крепости" — новая игра (1855).

Помимо простых игр, были в России и более серьезные. Так в конце XVII века в Россию были привезены правила военной игры шашечного типа Иоахима Людвига Хельвига. В русском обществе она получила восторженные оценки: «По воле игрока куклы движутся во все стороны; легкая и тяжелая конница, пехота, пушки, все идет своим порядком и чередом. Передразнивая подлинное военное дело, куклы переправляются через реки, болота, переходят горы, рубят, бьют, жгут и кто посметливее, тот того заводит впросак. Кукольная эта битва продолжается день, два, неделю и более».


Нюрнбергские миниатюры.

При императоре Николае I в России появилась немецкая штабная игра Кригшпиль. Офицеры русского Генштаба пытались усовершенствовать игру, приведя ее в соответствие с уставом русской армии и новыми боевыми реалиями. Также появлялись модификации и на морскую тематику.


Упаковка солдатиков в коробки.

Но из военных училищ вернемся к солдатикам. В XIX– начале XX веков российский рынок был затоварен дешевыми и очень качественными импортными немецкими фигурками (так называемыми нюрнбергскими миниатюрами). А раз были солдатики, значит с ними играли. Вот как описывает такую игру в солдатики граф Алексей Алексеевич Игнатьев: «Скоро появились и оловянные солдатики, изготовлявшиеся тогда в Германии с большим искусством. Они продавались коробочками по пятьдесят и сто фигур и точно изображали все европейские армии, в том числе и русскую гвардию. Постепенно совершенствуя «игру в солдатики», мы с братом довели ее до того, что, когда нам было десять — двенадцать лет, действовали уже с соблюдением некоторых законов тактики. У нас был большой стол, на котором мы из песка делали рельеф местности, отмечая леса — елочками, всякие преграды — краской. Войска передвигались по определенной мерке, конница с двойной скоростью, артиллерийский огонь мы вели по открытым целям на определенную мерку, и он давал двадцать пять процентов потерь и т.п.»


Игра 30-х годов.

Но своих «маленький войн» в России не случилось. После Великой Октябрьской революции, советская власть посчитала игру в солдатики и самих солдатиков буржуазным пережитком. Но в 30-е, потребовалось воспитывать подрастающее поколение в духе «защитников Родины». Солдатики снова были призваны в строй. Первым куратором производства фигурок был назначен нарком обороны К. Е. Ворошилов. Солдатиков изготавливали из алюминиевых сплавов. Они были лёгким и прочными и изображали солдат Красной Армии. К разработке военных игрушек часто привлекались военные специалисты, консультировавшие художников. Кроме того, многие военные сами не гнушались создавать эскизные проекты игрушечных солдатиков и боевой техники.


Игра 30-х годов.

Были и попытки моделирования военных действий при помощи солдатиков.

Вот о чём писал в журнале "Игрушка" в феврале 1939г комбриг Н. Левицкий, профессор кафедры военной истории Академии Генерального штаба РККА:

«Ряд постановлений партии и правительства не только указывают на необходимость изучения истории, но особо подчеркивает значение преподавания истории в живой, занимательной форме. Исторические события и хаpaктеристика исторических деталей должны преподноситься детям в живых образах, с сохранением своеобразия изучаемой эпохи.

Большую помощь в этом отношении могут оказать настольные игры. Военно-исторические игры увлекают детей сочетанием исторической и военной тематики интересной для ребят всех возрастов. Разумно составленная настольная игра может дать ребенку первое представление о топографической карте, понятие о тактике в предшествующие эпохи, показать героическую борьбу нашего многонационального народа за свободу и независимость родины, познакомить с нашими великими полководцами. Но приходиться с сожалением отметить, что подобного рода игры пользуются у издательств наименьшим вниманием…»


А так предлагали играть в солдатиков в СССР.

Но в СССР ограничились только выпуском солдатиков. Какие-либо сопутствующие правила игры не выпускались и не планировались. Посчитали, что дети сами разберутся, что с фигурками делать. К сожалению, кроме того, как расстреливать солдат с расстояния камешками и гвоздями, дети ничего путного придумать не могли.

Но не все было так плохо. Выходили настольные игры на военную тематику. Основными темами таких настолок были противостояние молодой Советской республики и ее идеологических противников, таких как белогвардейцы и злобные мировые империалисты. Ближе к 40-м в качестве противников выступали уже некие «фашисты».


Настольно-печатная игра "Сражение", 1971г.

Выпускались подобные настолки и после войны. Но качество их оставляло желать лучшего: ужасная полиграфия, фишкоподобные солдаты и модели техники, очень простые правила (в большинстве случаев повторяющих игру «Стратего»), рассчитанные на детей и не интересные для взрослых.


Советский "варгeйм" 70-х-80-х годов. 

Часть 2

Первыми (и единственными) советскими правилами игры в солдатики была книга Олега Орлова и Рюрика Попова «Кораблики и солдатики», вышедшая в 1988 году. Книга включала в себя правила для «Игры в кораблики» и «Сухопутную баталию». Данная книга была рассчитана на детей, поэтому требовать от правил какой-то серьёзности не приходилось. Игра в солдатики была очень проста: передвижения совершались при помощи мерки (меркой могла быть палочка или спичка), для стрельбы к солдату прикладывалась трубочка, в который вкладывался гвоздик, посылаемый щелчком пальца в неприятеля — упавший солдатик считался убитым; для рукопашной использовались кубики – кто выбросил больше тот и победил. Также книга включала в себя инструкцию по изготовлению плоских оловянных миниатюр.


Обложка книги правил "Кораблики и Солдатики".

Но вышла книга безнадежно поздно. Игра была схожа с правилами Герберта Уэльса, выпущенными в 1914 году. Напомним, что на «загнивающем Западе» в 88-ом уже существовал «Warhammer».


Рисованное изображение битвы Рюрика Попова.

В конце 80-х в России начали появляться первые варгeймерские клубы, организованные любителями военной истории, где играли пластилиновыми и проволочными солдатиками, но постепенно начали переходить на оловянные нюрнбергские миниатюры. Правила были в основном самодельные, но попадались и переводные. Изначально варгeйм имел историческую направленность, но в начале 90-х появились первые фигурки 28мм и миниатюры из вселенной «Warhammer».


Коробка игры "Полководец".

В 90-е вышла настольная стратегическая игра «Полководец», в которой игроку предлагалось побыть участником наполеоновских войн. В игре было три армии: русская, французская и австрийская, с разными типами войск: легкая пехота, тяжелая пехота, разные виды кавалерии, артиллерия. В игре не было кубика, а бой решался по шахматному принципу. В игре учитывалась местность, так в лесах и горах могли оперировать только представители легкой пехоты или кавалерии. В "Полководце" была возможность формировать свою армию на каждое сражение. Но игра, как правило, допиливалась игроками: исход боя определялся кубиком, а у войск появлялись модификаторы.


Набор для игры "Битвы Fantasy".

В то же время начала заполняться и свободная ниша игр в солдатики. Первыми это сделала компания «Технолог», со своей игровой средой "Битвы Fantasy". Игра представляла из себя сражения в фантастическом мире различных существ, среди которых были гоблины, рыцари, скелеты, пираты и прочие. Сами правила были незамысловатым варгeймом с реальной стрельбой и предназначались для детей. Позже компания начала выпускать такие игры как «Старсис», «Робогир», «З.О.Д.», «Астроник» и т.д. Игры от «Технолога» так и остались «детской забавой». Это был не самоценный варгeйм, а правила шли как дополнение к фигуркам.


"Кольцо Власти" от "Звезды".

Но, наверное, подъём варгeймов начался в 2000-х, когда компания «Звезда» выпустила первый исторический варгeйм «Эпоха Битв», а позже фэнтезийную «Кольцо власти».


"Эпоха битв", первая редакция.

«Эпоха битв» — околоисторический варгeйм с фигурками в масштабе 1/72. Механика игры во многом заимствована у «Warhammer Ancient Battles». Детская направленность игры быстро отбивала интерес у опытных варгeймеров. В адрес разработчиков направлялись гневные письма с просьбой сделать игру более историчной. В результате было выпущено 4-и редакции этой игры, но, к сожалению, это не прибавило ей популярности и система закрылась.

«Кольцо Власти» — представлял из себя фэнтезюшный варгeйм 28мм миниатюрами. Разработчики планировали его как более дешевый аналог «Warhammer FB». Но несмотря на некоторую популярность игры, система начала затухать и на данный момент является закрытым проектом.


Миниатюрки "Звёздного десанта"

Ещё один варгeйм, уже в жанре научной фантастики от ООО «Звезда», «Звёздный десант», тоже не нашёл своих фанатов. В основном это связано с не очень хорошим качеством миниатюр и большим запаздыванием выхода новых.


Стенд с игрой "Звёздный десант".

Но рассказывая о варгeймах в 2000-х, не можем пройти мимо еще одного проекта – «Art of Tactics (AoT)». «АоТ» появилась из попытки революционной переделки "Эпохи Битв" Алексеем Калининым, в его бытность руководителем игрового отдела «Звезды» . Предложенную редакцию Константин Кривенко (директор «Звезды») забpaковал и Алексей начал делать свою систему. Изначально это был проект на фэнтези тематику для фирмы «Magister Militum», которая хотела сделать свой «Warhammer». Но что-то не заладилось: было выпущено два десятка фигур и проект утонул. А «АоТ» стал историческим варгeймом и распространялся бесплатно. Самой главной бедой проекта было то, что каждая новая редакция была пpaктически новой игрой. Но, не смотря на все неурядицы «АоТ» жив до сих пор и имеет свое маленькое комьюнити.


Так могли выглядеть фигурки для Magister Militum.


Процесс игры в "Art of Tactics" 

Как мы видим, в 2000-е был сделан большой прорыв в российском варгeйме. И во многом благодаря директору ООО «Звезда» Константину Кривенко и директору ООО «Технолог» Дмитрию Осятинскому . Это два увлеченных энтузиаста, очень много сделавших для появления и развития настольно-стратегических игр в России и на территории СНГ. Сколько человек пришло в варгeймы через их игры – не сосчитать.



Комментарии:

Рецензия на игру «Большой куш»

Рецензия на игру «Большой куш» Подобное описание не позволяет составить полное представление о игре, но риску предположить, что Большой куш — это настольная игра, в которую стоит играть в большой и весёлой компании. Она может стать отличным поводом для веселья, но вряд ли сгодиться на роль серьёзной настолки, к которой вы будете возвращаться снова и снова....

03 12 2025 11:11:17

Клятва для игроков в Survive: Escape from Atlantis

Клятва для игроков в Survive: Escape from Atlantis Пока будет длиться наша партия, я обязуюсь не ворчать и не ныть. Я понимаю, что мои люди будут гибнуть у меня на глазах, и я не смогу этому помешать. Они умрут ужасной cмepтью, но я обещаю, что они не погибнут без боя....

02 12 2025 9:53:47

Escape Room: the Game. Обзор игры

Escape Room: the Game. Обзор игры Количество игроков: 3-5 (лучше 3-4)...

01 12 2025 11:33:25

Настольный герой № 1 — Александр Беляков

Настольный герой № 1 — Александр Беляков Мне чрезвычайно лестно стать первым героем недели в Юрином блоге, и я, честно говоря, не уверен, что заслуживаю такой чести, но Юра очень дипломатично свалил все на то, что, мол, я уже на BoardGameGeek был гиком недели, опыт у меня соответствующий есть, и т.д., и т.п. Ну а я как бы кочевряжиться не стал и с должной скромностью принял предложение....

30 11 2025 17:37:34

Мини-обзоры игр «Ingenious», «Большой куш», «Super 5» и «Корова 006»

Мини-обзоры игр «Ingenious», «Большой куш», «Super 5» и «Корова 006» Второй обзор посвящён игре Большой куш, которая появилась осенью 2007 года. ...

29 11 2025 6:39:46

Ticket to Ride: Российская империя

Ticket to Ride: Российская империя Ticket to Ride: Российская империя...

28 11 2025 13:57:35

Imagine there’s no pirates

Imagine there’s no pirates ...

27 11 2025 6:42:31

Гайя — распечатай и играй

Гайя — распечатай и играй Скачать материалы для игры Гайя...

26 11 2025 1:59:54

«Кодовые имена» – теперь и дуэт

«Кодовые имена» – теперь и дуэт По этим же самым правилам в Codenames: Duet теоретически можно играть и комaндами....

25 11 2025 4:44:24

Neon Genesis Evangelion: Card Game – распечатай и играй

Сделано: перевод правил и перевод части карт в высоком качестве. Сделал перевод 72 карт из всего набора (1 и 2 пака стартового набора+бустеров). Карты перерисовал с нуля, сделав скриншоты из сериала и фильмов и проставив на картах тайминги фраз и картинок. Можно сыграть вдвоём/втроём за Рей/Синдзи/Аску, а для игры втроём, нужно сделать по несколько копий (по правилам можно сделать до 3 копий каждой карты)....

24 11 2025 13:18:10

Новые боссы для Eclipse

Новые боссы для Eclipse Всего-то надо скачать, напечатать, да немного поработать ножницами....

23 11 2025 4:48:50

Проблема альфа-игрока. Комaндные игры без явного лидера

Проблема альфа-игрока. Комaндные игры без явного лидера Вот как вы можете улучшить ситуацию за 10 шагов....

22 11 2025 13:43:52

Обзор игры Dungeon Degenerates: Hand of Doom

Обзор игры Dungeon Degenerates: Hand of Doom “Too Many Bones” и “Talisman” сошлись вместе для избиения людей в темных переулках....

21 11 2025 20:42:52

Описание игры «Battlestar Galactica»

Описание игры «Battlestar Galactica» Вот с этого момента начинается игра. Каждый из нас по очереди выбирает одного из героев сериала (политические лидеры, военные лидеры, пилоты и один инженер-ремотник), получает стартовый набор карт, карты лояльности и вперед!...

20 11 2025 22:46:22

«Powerboats» — распечатай и играй (редизайн)

Оригинальные трёхгранные (!) кубики заменены небольшими (4х6 см) картами, которые удобно ламинировать попарно в стандартных плёнках 65х95 мм. Они печатаются на листах А4, желательно не меньше трёх экземпляров (тогда всего получится 63 карты). Остальные компоненты игры размещены на 1 листе А4. Плюс — игровое поле на двух листах А3. Правила написал заново — с учётом редизайна....

19 11 2025 10:59:30

История одного заказа с «Boards & Bits»

История одного заказа с «Boards & Bits» Больше всего меня пугал вопрос оплаты заказа, ибо у меня не было ни карты, ни счета в банке. Тогда я поговорил с товарищем, который частенько покупает разные полезные штуки на ebay и других интернет магазинах, мы обсудили с ним несколько вариантов и он посоветовал мне вот что. ...

18 11 2025 16:17:49

Турнир по «Войне» 9 мая

Турнир по «Войне» 9 мая Схема проезда...

17 11 2025 7:31:57

Редизайн игры «Rosenkonig»

Редизайн игры «Rosenkonig» Скачать материалы для игры Rosenkonig — редизайн от Klish (rar, 54 Mb)...

16 11 2025 3:36:12

Интервью с Дональдом Ваккарино

Интервью с Дональдом Ваккарино Д: Я планирую восемь расширения вообще; Дополнение Hinterlands выходящие в октябре этого года будут шестым...

15 11 2025 9:22:38

Народный отчёт, № 118

Народный отчёт, № 118...

14 11 2025 15:40:36

Queendomino. Обзор игры

После выкладывания тайла и перед выбором следующего, игроки могут выполнить дополнительные действия:...

12 11 2025 10:47:48

Время подземелий. Обзор игры

Время подземелий. Обзор игры Перед началом партии нужно к ней подготовиться. Сперва положено сформировать колоду заданий. Карт заданий много, они различные, их разные комбинации позволяют настраивать сложность миссии. В правилах есть рекомендации для самой первой, обучающей партии, и для нескольких сценариев с нарастающей сложностью. Потом нужно раздать карты с вещами, замешав в них несколько заданий. Еще положено разместить в центре стола поле-рюкзак. Как только у всех на руках появились карты, можно начинать....

11 11 2025 10:28:57

Final Touch – распечатай и играй

Final Touch – распечатай и играй Печать: Нечетные — лицо, Четные — рубашка. // Всего страниц для печати: 9 стр.....

10 11 2025 9:48:31

Заочное знакомство с «Гоббой»

Заочное знакомство с «Гоббой» Коробка, как видно, небольшая. Похоже, она точно такая же, как и в предыдущей игре — Зигель Гунд. Картонная и, как бы это помягче сказать, не очень презентабельная....

07 11 2025 9:48:29

Читеры в MTG

Читеры в MTG — ?читеры. Про них-то мы сегодня и поговорим. Говоря о читерах, я не имею ввиду вашего друга Васю, который наврал вам про правила, когда вы последний раз играли на кухне. Он их и сам не знает. Читеры — это профессиональные игроки, прибегающие к своим уловкам на официальных турнирах. По низости падения, они располагаются в аккурат между ворами и акулами. Сегодня я покажу вам несколько известных способов получить нечестное преимущество в Magic на соревновательном уровне;...

06 11 2025 10:18:42

Quartermaster General: 1914. Советы по стратегии. Австрия

Quartermaster General: 1914. Советы по стратегии. Австрия Напрашивается ответ «Франц Фердинанд» (Событие: Сбросьте 1 карту с руки. Австро-Венгрия может атаковать Сербию. Затем постройте в Сербии армию Австро-Венгрии)....

05 11 2025 1:22:59

Обзор игры «Монополия»

Обзор игры «Монополия» Обзор игры «Монополия»...

03 11 2025 6:17:47

Настольный шпионаж

Настольный шпионаж Настольный шпионаж...

02 11 2025 6:44:45

Обзор «World of Warcraft The Burning Crusade»

Обзор «World of Warcraft The Burning Crusade» В общем, как и его онлайновый прототип, настольный World of Warcraft успешно отнимает у игроков два самых ценных ресурса....

01 11 2025 4:37:44

Описание игры «До Таллина даллеко?»

Описание игры «До Таллина даллеко?» Итак, в коробке с игрой мы найдем правила игры, стартовое поле, кучку синих фишечек, синие карточки перерыва, карточки городов Европы и карточки знаменитых европейских достопримечательностей....

31 10 2025 7:48:31

Обзор игры «Ван Хельсинг»

Обзор игры «Ван Хельсинг» Компоненты ...

30 10 2025 16:17:19

Господин Великий Новгород — Игра месяца (01/2008)

Господин Великий Новгород — Игра месяца (01/2008) Господин Великий Новгород — Игра месяца (01/2008)...

29 10 2025 2:37:47

От вашего стола – нашему: локализация настольных игр глазами издателя

От вашего стола – нашему: локализация настольных игр глазами издателя Сейчас, конечно, процесс издания зарубежных игр далеко ушёл от бaнaльного копирования идей и выпуска игр под другим названием. Теперь он представляет из себя именно то, что называется локализацией: адаптация оригинального продукта под языковые и культурные особенности потребителя и выпуск его на рынок по лицензии правообладателя....

27 10 2025 7:14:45

Новости TTS. Выпуск 16

Новости TTS. Выпуск 16 – Автор: Grant Rodiek...

26 10 2025 14:50:50

Первые впечатления от «Ticket to Ride: The Card Game»

Первые впечатления от «Ticket to Ride: The Card Game» Цель игроков – набрать как можно больше очков, выкупая так называемые билеты (см. картинку выше). В нижнем углу билета указано сколько баллов он приносит, в верхнем показано сколько карт (и какого цвета) требуется для его покупки – в конкретном случае: четыре карты – черная, две синих и одна фиолетовая....

25 10 2025 7:11:56

War Room. Обзор прототипа

War Room. Обзор прототипа Описать компоненты, правила, ощущения от игры. Попробую как можно точнее охаpaктеризовать игру, не вдаваясь слишком в детали. Поехали…...

22 10 2025 20:13:44

Микро-обзор игры «Опера»

Микро-обзор игры «Опера» Микро-обзор игры «Опера»...

21 10 2025 22:11:52

«Оркономика». Новая отечественная настолка

«Оркономика». Новая отечественная настолка Уже есть мнения игроков, называющих «Оркономику» еврогeймом. Но вроде бы очевидно (как минимум из комплектации — мы видим в составе кубики), в игре немалую роль играет случайность. Так ли это, и что это за игра? Попробуем разобраться....

20 10 2025 8:21:50

Первые впечатления от «Варенья»

Первые впечатления от «Варенья» Прежде всего – похвала дизайнерам. Оформлена игра очень приятно, смачно! В таком специфическом летнем стиле. Светлые цвета, фрукты-ягоды, банки с вареньем… Глаз радуется. Коробка небольшая, раздвижная. Карты в меру плотные, а вот карточки очков (о них – речь ниже) могли бы быть и толще. Но в целом внешний вид «Варенья» произвел однозначно хорошее впечатление....

18 10 2025 8:51:11

Му-Хрю-Бе-Цыпл – игра для заик и пьяных?

Му-Хрю-Бе-Цыпл – игра для заик и пьяных? Когда колода карт заканчивается, наступает конец раунда с подсчетом победных очков. Игрок получает 1 ПО, если у него больше остальных животных в какой-то категории (курицы, свинки, овечки или корова) или просто больше всех животных (также 1 ПО). Еще можно получить победные очки, если за свой ход взять всех животных со стола и воззвать к богу логопедов, произнеся «Му-Хрю-Бе-Цыпл!» Так продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не наберет 11 ПО – или, если договорились играть до большего количества (скажем, до 16 или 21)....

17 10 2025 9:41:11

Описание дополнений к «Puerto Rico»

Описание дополнений к «Puerto Rico» Guesthouse – сохраняет колонистов для последующего распределения....

16 10 2025 19:47:33

Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::