Обзор «Dominion: Cornucopia»

На сайте Заметки новосибирского настольщика появился обзор Dominion: Cornucopia. Михаил пишет, что по его мнению тема дополнений к Dominion себя исчерпала, и теперь игра стала более рандомной и более казуальной.
Если что-то нравится потребителю, то на этом надо делать деньги до тех пор, пока потребитель готов оные деньги выкладывать. Азбучная истина. Именно так появляются многотомные книжные опупеи, постепенно скатываясь в унылое гoвно. Именно так вымучиваются многочисленные киношные сиквелы, триквелы и приквелы. Скатываясь туда же. И, увы, именно это сейчас происходит в настольно-игровом мире с «Доминионом». Который идёт всё той же верной дорóгой…
На данный момент к игре имеется пять уже вышедших дополнений, и тенденция прослеживается очень чётко. Первые два («Интрига» и «Приморье») были великолепны. Третье («Алхимия») было экспериментом — сомнительным и не очень удачным, но, по крайней мере, интересным. Четвёртое («Процветание») показало со всей очевидностью, что фантазия разработчиков иссякла. И вот пятое дополнение («Cornucopia») абсолютно логично оказалось тем самым унылым гoвном.
Слово «Cornucopia» является калькой с латыни и традиционно переводится как «рог изобилия» (Капитан Очевидность, мчащийся на помощь со словарём в руках, немедленно растолковывает: «конусообразный сосуд, наполненный плодами»). При этом, что интересно, в дополнении можно найти карту «Horn of Plenty», название которой означает ровно то же самое. Сие неплохо символизирует бедлам, творящийся ныне в мире революционной когда-то игры… 🙂
Давайте-ка я сначала поясню, почему «Процветание» выявило кризис идей. Нам нужно вспомнить, что тематически эта коробка соответствовала сильно покрутевшему королевству, которое этого сáмого процветания успешно достигло. На уровне механики оно было реализовано сверхценными картами и картами очень сильного действия. Я уже писал об этом здесь. А теперь расскажу кое-что о кухне коллекционных карточных игр, от которых «Доминион» произошёл.
Издатели ККИ должны периодически готовить и выпускать в продажу новые карты с чем-то новым, дабы поддерживать к своим играм интерес. Но ведь никакую механику и никакие правила нельзя усложнять до бесконечности; это во-первых. А во-вторых, нужно как-то удерживать “на игре” не только постоянных участников официальных турниров (этих-то как раз удержать несложно: достаточно выводить из списка разрешённых карты старых выпусков), а ещё и “кухонных” игроков. Как следствие, карты более поздних выпусков постепенно делаются сильнее и сильнее — кто держится в струе и тратит денежку регулярно, тот получает преимущество над жмотами, играющими старыми картами. И увлечённо ожидает ещё более новых выпусков, в которых будут новые возможности…
Именно это происходило с «Доминионом». Здесь, конечно, карты для всех одинаковы, но… Удачно выпустив два дополнения с интересными дополнениями к механике (в «Интриге» — карты с вариативностью действий, в «Приморье» — карты с продлением действий на ход вперёд), разработчики ударились в эксперимент («Алхимия» — карты необычных и эффективных действий, оплачиваемые новыми отдельными ресурсами, плюс мини-формат выпуска), который взял да и не удался: народ не оценил. Авторы закуклились и ударились в старый проверенный рецепт: взяли старые карты, тупо прокачали их ценность с функционалом — пожалуйста, нате вам «Процветание»!
Народу понравилось. Ну, оно и понятно: снова вернулись к формату “большого” дополнения от “малого”, от экспериментов отказались (по механике «Процветание» суть та же база, с очень незначительными добавками типа разовых очковых бонусов при розыгрыше карты на стол). Чего ж не понравиться? Опытным игрокам хорошо знакомо чувство досады, когда у тебя построенная колода генерирует лишние деньги, которые не на что потратить. А тут в четвёртом дополнении им дали способы генерировать и тратить деньги в бóльших объёмах.
Проблема «Процветания» была в другом: а что дальше-то? Фантазия-то ведь явно иссякла — всё, привет! А денежку заpaбатывать хочется, народ ещё готов нести. И вот нам предлагается «Рог изобилия». Смотрим.
Центральной идеей этого дополнения является разнообразие карт. Кстати, дополнение маленькое, всего 13 видов карт. Большое, похоже, просто вымучить не смогли. И вот из этих тринадцати видов пять непосредственно завязаны на то самое разнообразие:
- Fairgrounds. В конце игры даёт 2 победных очка за каждые пять разных видов карт в собранной колоде. Стóит 6 монет.
- Harvest. Поднимает с колоды 4 карты и даёт по монете за каждый неповторяющийся тип среди них. Стоит 5 монет.
- Horn of Plenty. Позволяет взять (не покупка!) в колоду карту тем более дорогую, чем больше разных карт сыграно за ход. Стоит 5 монет.
- Hunting Party. Берёт с колоды в руку первую карту, отличную от уже имеющихся карт в руке, плюс даёт одно действие. Стоит 5 монет.
- Menagerie. Даёт одно действие и карту с колоды в руку. Если на руке не было повторяющихся карт, то даёт не одну, а три карты. Стоит 3 монеты.
Первое знакомство с этой идеей и этими картами вызывает, честно говоря, недоумение пополам с раздражением: какого чёрта?! Хапать в колоду как можно больше разных карт — это очень плохая идея для «Доминиона»! Это же противоречит самомý духу игры! Сильные стратегии задействуют немного типов действий, предсказуемы и статистически хорошо сpaбатывают — тем-то они и сильны.
Я позволю себе процитировать один игровой дневник с «Тесеры» (точнее, тамошний комментарий). Это как раз про «Рог изобилия» (стилистика, орфография и пунктуация сохранены):
Не так уж много партий сыграно, что бы составить мнение окончательное. Но пока впечатления сугубо положительные. Что бы карты сработали нужны определенные условия, но когда сpaбатывают, то много радости приносят. Гораздо больше чем обычные карты действий.
А сейчас будет типа аллегория. Вот представьте себе человека. Позавтpaкав утром, он глубоко и искренне радуется, что сегодня у него была возможность позавтpaкать. Едва ли такого человека можно назвать благополучным и обеспеченным, верно? Для обеспеченного человека утренний завтpaк является слишком привычным и само собой разумеющимся делом, чтобы искренне радоваться. Тут же, скорее, представляется какой-нибудь нищий или бoмж. 🙂
Вот так и «Доминион». Я посмотрел на доступный набор карт, выбрал себе стратегию. Реализую её. Она работает. С чего бы мне вдруг этому радоваться? Я хорошо играю, так она ж и должна у меня работать! Вот если не работает, тогда надо огорчаться. Это значит, либо я хреново подумал, либо другие придумали что-то лучшее, либо мне просто хронически не прёт (тоже бывает, но крайне редко).
Изложенные рассуждения наводят на довольно явную мысль: при разработке «Рога» делался сильный прицел на новичковую аудиторию. Это же ведь именно новичкам свойственно без особых раздумий набирать в колоду карты разных типов на «авось пригодится». И это, кстати, опять отлично коррелирует с типовым вектором развития коллекционных карточных игр!
При выпуске ККИ издатели регулярно пересматривают правила и вносят в них изменения. Сюда входит как исправление ошибок-неточностей, неизбежно накапливающихся при большом количестве карт и внесённых в механику новшеств, так и «закрытие дырок», ведущих к возможности сверхмощных карточных комбинаций. Издателям ведь необходимо поддерживать определённый уровень дружелюбности по отношению к новичкам. (Если ты купил стартовую колоду и ничего не понял в правилах, то ты вряд ли подсядешь на игру. Если ты купил стартовую колоду, и тебя опытные игроки постоянно рвут на третьем ходу мозголомными комбинациями, ты тем более вряд ли подсядешь…)
Разнообразие карт вносит в игру нехилый рандом, типичный для новичка, но совершенно ненужный опытному игроку. Вот чтó тут ещё прикажете думать, кроме вышесказанного? А ведь это ещё не всё.
Этот набор содержит карту «Tournament» стоимостью 4 монеты. Посмотрим, что она делает. «+1 действие. / Каждый игрок может показать карту Province из руки. / Если вы показали, сбросьте её и получите призовую карту либо карту Duchy, положив её наверх колоды. / Если больше никто не показал, +1 карта, +1 монета.» Призовых карт всего пять, и все они разные. Типа, призы на рыцарском турнире уникальны. Взять себе в колоду карту Tournament означает положиться на карты, существующие в единственном экземпляре каждая, причём ещё далеко не факт, что какие-то из них удастся себе заполучить. Будет ли опытный игрок так поступать? Можно не отвечать, это был риторический вопрос…
В общем, тому «Доминиону», который мы знали, пришёл конец. Новый «Доминион» стал рандомным, попсоватым, нацелился на новую аудиторию и поменял вектор развития. «Процветание» было последней коробкой, разработанной в старом духе. А следующее дополнение — «Hinterlands» (что-то вроде «Глубинки») — имеет своей фишкой карты, дающие бонус в момент их покупки. То есть игрока опять побуждают набивать колоду левыми картами не ради стратегии, а ради сомнительных левых эффектов. Что и требовалось доказать.
Увы.
Комментарии:
Как уже ясно из названия GiftTRAP, игра это про подарки. Которые можно будет не только дарить, но и получать в дар! Так же в названии есть ещё одно словечко trap, которое переводится как ловушка. А что самое сложное в выборе подарка? Правильно, не ошибится! А то получится как в известном рассказе О’Генри – набор расчёсок для лысого, и красивый футляр для проданных часов....
04 12 2025 2:33:23
PS: Удивлены, что в этом списке нет Small World? Всё просто, SM вышла в начале прошлого года, и Бруно назвал её лучшей игрой 2009 года...
03 12 2025 3:13:52
01 12 2025 13:32:46
В игре есть две основных составляющих, поле с фишками и колоды карт. В плане поля и фишек всё отлично. Наборы танков и корабликов разных цветов, как и в оригинале, выполнены из дерева. Поле – точно такое же, только все регионы на нём подписаны по-русски....
30 11 2025 9:20:58
Обзор игры «Carcassonne: Abbey and Mayor»...
29 11 2025 22:43:36
В начале игры на стол выкладывается поле, обозначающее имперский дворец и его непосредственные окрестности, с 3D-элементами, обозначающими различные фортификации. Начальные войска расстанавливаются согласно одному из шести сценариев, которые идут с игрой (в большинстве своем расстановка одинаковая, сценарии в большей степени отличаются подготовительными элементами и спецификой игрового процесса). Каждому игроку дается три колоды карт – карты действий, обычные боевые карты и боевые карты героев. Также, в зависимости от сценария, создается общая колода событий, рядом с которой выкладывает многофункциональная колода бомбардировок/предательств (и не только)....
28 11 2025 1:53:52
Перебить терминаторов возможно, но только в теории. Тяжёлые фигуры и улучшения люди могут получить, только найдя их на поле, и даже с ними будут проигрывать роботам в огневой мощи. К счастью, громить их в открытом бою и не нужно: Сопротивление побеждает, набрав 10 победных очков, которые даются за подрыв фабрик, захват терминаторов и другие миссии. Помогают им и тактические карты, дающие возможность парализовать роботов, забросить диверсанта в тыл или, например, подглядеть противнику в карты. Люди побеждают быстротой и хитростью....
27 11 2025 13:16:27
Arcadia Quest – это настольный рогалик. Ну, там, подземелье, монстры, герои, которые их мочат. Уникальные свойства, разнообразное оружие ближнего и дальнего боя. Магия. Прокачка между миссиями. Боёвка с кубиками, которые отдельно бросаются на атаку и на защиту. Вроде бы ничего оригинального. Много раз и много где такое видели....
25 11 2025 21:25:47
Описываемая настольная игра призвана помочь воспитать ребёнка настоящим Русским человеком. Сильным, умным, добрым, уверенным в своей стране и знающим её историю....
24 11 2025 7:29:38
Скачать Advancement Cards для Warrior Knights Crown and Glory (pdf, 90 Kb)...
23 11 2025 13:27:38
Я вижу соответствующую динамику (по месяцам, годам) всех игр. А вот рейтинги, напротив, не могут показать нам никакой динамики. Рейтинги игр, мало того, что высосаны из пальца, и поэтому не являются объективными данными, так ещё и не говорят мне, были ли они поставлены игроками из-за шумихи, которая была искусственно организована во время выхода игр, а на самом деле игры не так хороши, и игроки уже перестали в них играть. Например, рейтинги Agricola, которые ставят ей игроки, с каждым годом становятся всё ниже, поскольку появляется множество других, более интересных игр, и в сравнении с ними игра уже выглядит устаревшей. Но большинство рейтингов было поставлено игре в те времена, когда у неё не было реальных конкурентов, и они позволяют занимать ей высокое место в списке самых рейтинговых игр. ...
21 11 2025 0:12:22
20 11 2025 1:32:57
Разнообразие стратегий. Да-да, колодостроение само по себе тоже очень важно. Потому что именно оно обеспечивает разнообразие стратегий. Существует много евроигр, где есть всего один или лишь несколько путей к победе, а игровой процесс заключается в том, что вы выбираете стратегию и стараетесь максимально успешно её реализовать. В «Доминионе» же в каждой партии есть 10 путей к победе. И каждый может найти свой путь. В результате игроки действительно чувствуют, что каждый играет по-своему. И уж точно игра не играет ими. ...
18 11 2025 21:35:29
Скачать материалы для игры Битва колдунов на русском языке (pdf, 1.1 Mb)...
17 11 2025 20:42:20
Каждый игрок выступает в роли механика, который, используя энергозапас своих роботов, торгуется за новых роботов, выстроившихся в ряд на конвейере. Выигранные роботы могут пойти в дело (на какую-нибудь карту модуля), или остаться в колоде игрока, формируя базу энергозапаса для будущих аукционов. Изначально каждый игрок получает карту механика (0 энергозапаса) и по три робота с энергиями 1, 2 и 3: эти 4 карты — стартовая рука игрока. Игра проходит за пять раундов. Каждый раунд начинается с выкладывания из колоды 8 закрытых карт конвейера. Первая его карта открывается, и указатель видимой части на ней говорит игрокам, сколько еще карт конвейера нужно открыть....
15 11 2025 16:31:44
Перерисованы карточки, карточки персонажей просто подправлены, почти все жетоны кроме значков центурионов, ядерных бомб да подготовки к прыжку. Игровое поле не трогал так как там совсем другой уровень, моя не справится....
14 11 2025 2:30:29
Игрок не может просто поставить кубики, куда хочет – как в настоящем кaзинo, он сначала ими играет. В свой ход, бросив все имеющиеся у него кубики, игрок выбирает одно из выпавших на них значений, и ставит все кубики с таким значением в то кaзинo, которое обозначено этим числом (всего в игре 6 кaзинo, со значениями от 1 до 6). Поставив кубики, игрок уже до конца раунда не может их себе вернуть, поэтому тот, кто не торопится делать большие ставки, продолжает их делать дольше тех, кто поторопился. И после каждого броска игроку предстоит делать выбор: поставить сразу несколько кубиков с выпавшим на них одинаковым значением, чтобы пpaктически гарантированно выиграть в каком-то кaзинo, или довольствоваться малым, поставив всего один какой-то кубик, чтобы выждать и посмотреть, как распределятся ставки других игроков?...
13 11 2025 8:57:15
Разбивка по папкам моя и сугубо интуитивная, особого значения не несет. Нумерация у многих карт сквозная на оба дополнения (пример: карты классификаций, Threat level six содержит карты с номерами 1 и 2, End of day содержит карты с номерами 3 и 4). Однако это не для всех карт верно, будьте внимательны....
12 11 2025 20:56:47
Требуется помощь по переводу сценариев для второго издания»Betrayal at House on the Hill»...
11 11 2025 14:47:42
Скачать материалы для игры World of Warcraft. Мир приключений...
10 11 2025 3:15:43
Разбора правил опасались обоснованно. Из четырех человек, изъявивших желание сесть за игру, с настолками имел дело только я один. Поэтому чтение и толкование правил шло туго. Благо, в какой-то момент последовательно продираться через текст всем надоело, и я зачитал пример одного игрового раунда. Вот он-то и расставил все точки над i. «Ааа… Ну так все понятно!» – грянуло хором над игровым полем....
08 11 2025 12:25:58
Третье. Лезу в комментарии на BGG, смотрю, что пишут люди. Кто-то, как и я, отмечает, что игра сперва напомнила Room 25. Но после знакомства на пpaктике оказалось, что Argo – совсем про другое. Тут важна тактика, местоположение персонажа на поле. И ещё нужно ловить удачный момент для действий. В плане игрового процесса это смесь комaндного режима и формата «каждый сам за себя»....
07 11 2025 11:46:44
Еще у каждого сёгуна есть пять карточек, которые рубашкой совпадают с картами областей, но изображены на них от нуля до четырех сундуков золота. Их можно класть на действия, которые не заняты областями, но, главное, они служат для розыгрыша бонусов и очередности хода. Когда все распланировали свои действия, вскрываются карты, положенные на аукцион. Каждый игрок отдает столько сундуков золота, сколько было пожертвовано им на аукцион. Тот, кто пожертвовал больше, выбирает бонус, а, следовательно, и порядок своего хода. Когда все бонусы разобраны, вскрывается карта еще из одной колоды, действующей на всех игроков. У нее может быть как положительный, так и отрицательный эффект. Теперь начинают разыгрываться сами события в разложенном порядке. Когда выполняется первое событие, вскрывается шестое, когда второе – седьмое и так далее…...
06 11 2025 6:22:47
Для игры с этим дополнением потребуется базовый набор Memoir ‘44 с дополнением Overlord либо два базовых набора. Перфекционистам потребуется два экземпляра дополнения Mediterranean Theater (чтобы все фигурки войск были одинаковыми)....
05 11 2025 12:50:21
Заказывая себе переиздание, я надеялся на ту самую магическую атмосферу из детства? да что там говорить, у меня сын уже скоро смог бы в неё играть. Еще при заказе игры меня насторожило то, что изменено название игры — Чудовище Джио-ДжангА, то есть название самого чудовища, а не той страны, где оно обитало. Получив коробку, я понял, что предчуствие меня не обмануло.........
04 11 2025 1:17:41
Скачать материалы для игры (распечатай-и-играй):
Правила игры «Пропавший патруль» (doc, 11 Kb)
Гексы территории (jpg, 4.5 Mb) ...
03 11 2025 11:30:35
Над приобретением Claustrophobia я раздумывал достаточно долго, и, в конце-концов, в последний момент, всё-таки, решился её взять (и именно поэтому из посылки пришлось выкинуть Agricola: Farmers of the Moor и Ticket to Ride: Europa 1912). Клаустрофобия привлекает меня в первую очередь своей модульностью. Ведь как и моя любимая Memoir '44 она представляет собой конструктор, из которого можно сложить любое количество сценариев. Правда, пока их только 9, но я надеюсь, что в будущем их число увеличится....
02 11 2025 17:14:49
Диванная аналитика моде он. Новая звезда на рынке локализаторов — питерский магазин, а теперь уже больше чем магазин, настоящее издательство "Лавка Игр". И планы у них, судя по моим инсайдам, не просто наполеоновские — палпатиновские, так скажем (но больше не могу открыть). Есть ощущение, что заказы с Кулстафа скоро станут былинными преданиями, и молодое поколение будет пожимать плечами, читая про все эти смешные "попросите поменять с Финляндии на Россию" и "не более 30 кило, а ещё за протекторы могут в Москву позвать на таможенный терминал". ...
01 11 2025 16:58:17
Претенденты в номинации «Игра года для опытных игроков»:...
29 10 2025 7:48:50
Сейчас, конечно, процесс издания зарубежных игр далеко ушёл от бaнaльного копирования идей и выпуска игр под другим названием. Теперь он представляет из себя именно то, что называется локализацией: адаптация оригинального продукта под языковые и культурные особенности потребителя и выпуск его на рынок по лицензии правообладателя....
28 10 2025 12:39:58
Эти колоды составлены по аналогии с уже имеющимися в игровой системе колодами «городских боёв» и «зимних сражений». Карты из этих колод получаются отдельно наряду с обычными картами приказов. Их можно использовать при определённых условиях. Например, в момент атаки противника, или если ваш боец оказался на определённом типе местности на поле. Подробнее об использовании этих карт можно прочитать в правилах этого дополнения (которые только новым боевым картам и посвящены)....
27 10 2025 12:55:39
Судя по всему это будет эдакая сельхозверсия Among the Stars. А что, космическую станцию из карт складывать можно, а ферму, что ли, нет?...
21 10 2025 11:24:39
Итак, представим, что в светлом завтрашнем дне массовые инфекционные заболевания стали реальной угрозой для человечества. Главные мегаполисы планеты лихорадит. Cмepтоносные эпидемии бьют, не разбирая цели. Миллионы людей нуждаются в лекарствах — а ведь те ещё даже не разработаны!...
20 10 2025 19:14:22
При первом взгляде на неё у меня возникла мысль, что это очень мощный модуль. Считай, каждый ход позволяет охладить что-нибудь. Но позднее пришло осознание, что саму криокамеру-то можно использовать не каждый ход подряд. Использовал, а потом, будь добр, охладись. Кроме того, на получение криокамеры придётся потратить ход, чтобы на ней остановиться. Тогда как есть и другие варианты, можно, ведь, всегда схватить броню или какое-нибудь оружие. ...
19 10 2025 12:12:15
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку