«Великая Отечественная» — взгляд из-за границы

Набрёл на BGG на обзор Великой Отечественной, написанный немецким игроком Silverwings, познакомившимся с экспортной версией этой игры (она издаётся под названием Operation Barbarossa 1941). По его словам игра получилась неплохой, хотя и не без некоторых недостатков.
Вторая часть моего обзора посвящена игровому процессу Великой Отечественной. Миниатюры и другие игровые компоненты были описаны в первой части обзора.
Великая отечественная издана производителем моделей, что наложило на игру определённый отпечаток. Никаких каунтеров и маркеров здесь не используется, вместо имеются карты юнитов, на которых записываются все показатели. В результате поля сражений выглядят очень привлекательно, но при этом сложно понять каков статус каждого юнита. Проблемы возникают, когда у вас на поле много подразделений. Например, если у вас есть пять отрядов пехоты (все они выглядят одиноково), непонятно, который из них повреждён, кто – оглушён. У каждого юнита есть флаг с номером, но всё же…
Это подводит нас к следующему факту: в игре много правил. Точнее, много специальных приказов, большая часть которых может быть выполнены только отдельными специализированными подразделениями (например, инженерами). Кроме того, в игре есть отдельные правила для штабов и авиации.
В этом есть и плюсы, и минусы. Освоение игры даётся тяжеловато, особенно для любителей несложных игр. Продвинутым игрокам тоже придётся нелегко. Великая Отечественная тяжелее как чем очень простой Memoir ’44, так и чем более сложная Tide of Iron.
Правила написаны понятно, НО: в них просто перечисляются все правила игры. Следовало бы брать пример со Squad Leader или Earth Reborn, где игроки знакомятся с правилами постепенно. Тут же тебя как будто бросают на глубину и ты должен либо научиться плавать, либо утонуть.
По сравнению с другими известными мне играми Великая Отечественная гораздо более детальна и реалистична. Это также означает, что игра несколько медленна, особенно в течение первых трёх партий, пока вы не познакомитесь со всеми правилами.
Планирования тут несколько больше, чем я привык. Вы отдаёте подразделениями приказы выполнять определённые действия. НО: при движении нужно заранее продумывать маршрут, а при обороне заранее планировать какой сектор оборонять и с какого расстояния открывать огонь и т.п. Из-за этого игра обладает уникальной атмосферой, но при этом замедляется и проходит достаточно напряжённо.
В большинстве игр явно ощущается пошаговое выполнение действий, вы можете активировать юнит и делать с ним всё, что захотите: перемещать отправлять в атаку и т.п. В ВО всё не так. В этой игре возникает ощущение реального времени. При перемещении двигаются сразу все юниты, перемещаясь одновременно гекс за гексом. Это примерно как компьютерная стратегия в реальном времени с паузами, позволяющими отдавать юнитам приказы.
Важным фактором в игре являются боеприпасы. При выполнении всех действий, связанных с огневым контактом с противником, расходуются боеприпасы. И если они закончатся, будет очень неприятно. Подразделения могут пополнять боезапас при помощи грузовиком снабжения. Важно сохранять необходимое количество боеприпасов до ключевого момента. Здесь, опять же, необходимо планирование.
Поговорим также немного о штабах и авиации, которые действуют по собственным правилам, отличающимся от правил для обычных подразделений.
Штабы в игре «скрыты», хотя они и находятся на поле боя. Как и в большинстве игр, в Великой Отечественной есть проблемы со скрытыми юнитами: противник не должен знать где они находятся, но вы должны обозначить их местонахождение чтобы задействовать способность поддержки, работающую в радиусе 2-3 гексов вокруг штаба. Звезда решила эту проблему так: дислокация штаба на поле боя известна, но атаковать его нельзя (и я не вижу в этом решении каких-либо минусов).
Штабы дают юнитам в своём радиусе действия бонусы и возможность перебрасывать кубики. Если их правильно использовать, они становятся крайне эффективны. Единственный вопрос, который у меня возник по штабам заключается в том, что цена русского и немецкого штабов одинакова (35 очков), но радиус действия русского штаба – 2 гекса, а немецкого – 3. Почему же они одинаково стоят? Понятно, что их хаpaктеристики отражают проблемы российского комaндования, но всё же мне это кажется несколько странным.
В ВО война ведётся и в небе. Самолёты в игре представлены в виде миниатюр. Игрокам доступны бомбардировщики и истребители с различными спецсвойствами. Также в игре есть наземные подразделения противовоздушной обороны.
В отличие от других сфокусированных на наземных сражениях игр с миниатюрами по мотивам Второй мировой, в ВО применяется хорошая система безо всяких карт поддержки и иных элементов, не представленных непосредственно на игровом поле. Самолёты находятся на аэродроме (вне поля), где заправляются и снаряжаются, а затем вылетают на задание на поле боя.
Опять же, тут нужно планирование. Игровая система работает отлично, хотя на то, чтобы к ней привыкнуть потребуется некоторое время. Единственное нарекание – если у одного игрока будет 1 или несколько самолётов, а у противника не окажется ни авиации, ни ПВО, исход боя будет, фактически, предрешён.
Так что в игре важна сбалансированная армия и осторожное планирование. В моих глазах это плюс. Также вам понадобится удача, поскольку в игре часто нужно будет бросать много кубиков.
Что ещё есть в игре: пехота (много спецотрядов), бронетрaнcпортёры, танки (лёгкие, средние, тяжёлые), самолёты, дымовые завесы, минные поля, снабжение, планирование и напряжённость.
О чем еще можно сказать: пехота + многие события, бронетрaнcпортеры, танки (легкие/средние/тяжелые), самолеты,дым, minefileds, снабжения, планирования и напряженности. Всё это есть в игре.
Сценарии – это здорово, потому что они предоставляют определённую свободу действий. Обычно игроку полагаются заранее предопределённые отряды плюс некоторое количество очков, за которые можно приобрести дополнительные войска, что повышает реиграбельность игры.
Не упомянутыми остались элитные отряды (немецкие ветераны лучше русских, но дороже стоят), танковые спецподразделения и др. Они делают сценарии более «индивидуальными», добавляя в них некоторые детали.
Плюсы:
— отличное соотношение цена/качество, особенно с дополнениями;
— армии покупаются на очки;
— высокая детализация и реализм;
— очень хорошо реализовано планирование;
— ощущается война в реальном времени (а не пошаговая) ;
— отличные правила использования самолётов;
— историческая достоверность (и в моделях, и в параметрах отрядов).
Минусы:
— очень сложно освоить (нет системы пошагового погружения в правила) ;
— неясные состояния юнитов (из-за отсутствия каунтеров) ;
— нужно больше игровых полей;
— партия занимает целый вечер;
— нет системы кампании (как и в большинстве других игр такого типа).
Мой совет:
Если вы не имеете ничего против сложной игры, и вас не смущает то, что один сценарий займёт целый вечер… что вы тут делаете? Вы уже должны были купить игру!
Если вам по душе игры продолжительностью час-полтора, которым несложно обучить новых игроков, скорее всего эта игра не для вас.
Если же вам, как и мне, нравятся Squad Leader и Tide of Iron, я рекомендую вам Великую Отечественную! Для меня эта игра стала одним из открытий 2011-го года.
Надеюсь, «Звезда» продолжит двигаться в намеченном направлении. Издатель может попробовать немного улучшить игровые компоненты. И, по крайней мере, вам не пытаются дополнений на 40 евро, в которых встречаются всего лишь несколько необходимых миниатюр.
Отличная работа, «Звезда»! Теперь, пожалуйста, поддерживайте свою игру и активнее проявляйте себя на BoardGameGeek.
Финальная оценка:
Игровой процесс: 4,5/5
Миниатюры: 5/5
Правила: 3,5/5
Реиграбельность: 4,5/5
Комментарии:
«Наше Море» (Mare Nostrum: Empires) — доработанное, дополненное и значительно улучшенное издание игры Mare Nostrum 2003 года от Сержа Лаже (автор Shadows over Camelot и Mystery of the Abbey). Новые варианты победы, множество стратегий, качественные компоненты, отличное сочетание баланса и разнообразия партий....
03 12 2025 13:58:46
Правила игры «Thunderstone» на русском языке...
01 12 2025 18:40:29
3) вырезать их и играть!...
30 11 2025 3:26:11
Внешне Zombie Battleground представляет собой клон Hearthstone, о чем вам обязательно доложат мамкины эксперты. Но на самом деле, если продукт от Blizzard окончательно застрял в развитии, то ZBG воплотила последние тенденции онлайновых карточных игр....
28 11 2025 20:24:35
Sid Meier's Civilization: The Boardgame — ...
27 11 2025 17:14:22
Жетоны я изготавливал так: сначала распечатал их на глянцевой бумаге. Затем, с помощью двухстороннего скотча наклеил на кусок коробки от одной из настольных игр, чтобы придать жетонам плотность (осторожно! при наклеивании нужно совместить лицевую и обратную стороны жетонов), после чего вырезал жетоны с помощью линейки и канцелярского ножа для резки бумаги. В результате получились картонные жетоны толщиной почти 3 мм, глядя на которые сразу и не скажешь, что они изготовлены вручную....
26 11 2025 9:26:10
Также в коробке лежат две коробочки с фишками синего и коричневого цветов. Среди них — большие и маленькие диски, корабли, а также пара "домиков". Возможно, на эти фишки также нужно наклеивать наклейки....
25 11 2025 18:17:31
Эту коробку можно играть отдельно или смешать её с другими манчкинами. ...
24 11 2025 7:37:47
Из творческих планов можно отметить хотелку вернутся к записи подкастов. Тут есть технические и организационные трудности, но, думаю, справимся с ними. Было бы здорово раз в неделю выдавать часовой выпуск. Уж это точно можно сделать. Попробуем в 2019-м поставить эту работу на поток....
23 11 2025 21:47:58
Ухожу пока " в никуда", отдохну немного и начну рассматривать вакансии...
22 11 2025 10:54:40
05:40 — Впечатления от кампании «Наследия Данвича» (Ужас Аркхэма. Карточная игра)...
21 11 2025 14:13:21
В общем, если кому-то сложно играть в Fury of Dracula на английском языке, скачивайте, распечатывайте и играйте на русском!
...
19 11 2025 13:17:34
Должен сказать что наша комaнда (это Romantic, altark, Dorian и собсно йа) исправила целый ряд смартовских ляпов на карточках, на поле и жетонах, мы перевели непереведенные названия и локации. Большинство жетонов нестандартных форм были переделаны в квадратные, для удобства порезки. Подборка вышла обьемная, около 500 мб, больше ужимать не хотелось, дабы не потерять качество....
18 11 2025 19:31:51
Для меня это единственный существенный недостаток – из-за случайности партия может затянуться. Но мы играли впервые и, может быть, когда мы освоимся в игре, партии будут быстрее....
17 11 2025 23:17:20
Всё очень просто. Есть разделённая на клеточки трасса. На старте стоит группа игроков (у каждого своя фишка), а за ними – стадо быков. Игроки – это обычные люди, туристы, приехавшие поучаствовать в развлечении. Это не бегуны, так что мчатся все могут с более-менее одинаковой скоростью, силы у всех равны. Но есть нюанс, трасса – она узкая. На каждом её участке хватает места только для двух человек. Протиснуться между ними и обогнать можно, а вот «присоседиться» – нет....
16 11 2025 12:35:57
Игрового поля как такогого нет – есть большие диски звезд, вокруг которых выкладываются диски планет поменьше. Все объекты могут находится либо на конкретных планетах, либо в открытом космосе (то есть просто на любом пустом месте стола). У каждого игрока есть четыре типа “юнитов” (за неимением лучшего слова) – корабли для высадки на новые планеты, колонии для их заселения, заводы для их ударной эксплуатации и терраформеры для тупого получения очков. Все планеты делятся либо на ресурсные (в игре шесть ресурсов – вода, еда, энергия и три вида руды), либо на инопланетные (по-русски “инопланетная планета” звучит туповато, а в оригинале “alien planet” – в самый раз). Захватил ресурсную планету – получаешь карточку этого ресурса. Захватил инопланетную планету – получаешь специальную карточку какой-то неимоверной инопланетной технологии, плюс возможность с этой планеты грести дополнительные победные очки. Вот и все реквизиты....
15 11 2025 1:16:57
Есть вариант по 4 карты на листе (33 листа).
И вариант с 6 картами (полноразмерными) на листе (22 листа).
Варианты отличаются названием 4х33 или 6х22....
14 11 2025 4:46:57
А теперь перейдём к «но» различных степеней. Есть значительный рандом, и такое впечатление что игра неуравновешена. Это чисто субъективно, но в большинстве случаев удаётся уйти от погони. Нехватает карточек событий или дополнительных способностей у персонажей, возможности модифицировать карту погони. В «Ярости Дpaкулы» несколько другое – есть элемент сражений, но и игра не так известна. Вернёмся к «Коронации», так как не хочется превращать отчет об пререлизной игре в дотошный обзор. «Коронация» мне определённо нравится, пpaктически всем – и ценой (это особенно, 850 – это очень доступно и демократично), и механикой (ловушки на местах локаций делают игру интереснее и предоставляют выбор Линду, различные инструменты – только в плюс разнообразию), и конечно оформлением. Добротная коробка, полиграфия и качество компонентов на высоте, и сам дизайн. Пока читаешь правила – уже получаешь удовольствие. Особенно от ревуна и геркулеса)....
12 11 2025 1:40:30
Эволюция. Естественный отбор + Полёт – ...
11 11 2025 6:10:19
Народный отчёт, № 219 — март 2019 года...
07 11 2025 12:13:14
Скачать правила игры Acquire на русском языке (doc, 30 Kb)...
06 11 2025 18:46:14
Всего их три: «Колыбель для Крошки» (связывает базовую игру и дополнение «Угасшее сердце»), «Привидение замка Эндон» (независимая история) и «Вестники ненастья» (связывает «Сказки Нижнелесья» и «О хвостах и перьях»). Мы объединили эти главы в один красивый буклет, в который также вошли 2 дополнительных сценария к игре «О хвостах и перьях»....
03 11 2025 20:46:43
Поскольку игрушка понравилась, то буду для себя полностью перерисовывать и тайлы, и карту (с увеличением размера в 1,5 раза). По срокам ничего не скажу, т.к. на работе заказов много, а времени мало (плюс первым в очереди у меня все-таки Пратчетт стоит)....
02 11 2025 2:25:23
Для пущей сложности для сбора нужных комбинаций у каждого игрока всего 2 слота — борозды, в каждую из которых можно выкладывать бобы только одного вида. Набор из 5 карт на руках также не облегчает жизнь, так как карты из него можно выкладывать в борозды только строго по тому порядку, в котором они пришли в руку. В отличие от остальных карточных игр мешать карты в руке нельзя!
...
01 11 2025 0:33:52
Коробка, как видно, небольшая. Похоже, она точно такая же, как и в предыдущей игре — Зигель Гунд. Картонная и, как бы это помягче сказать, не очень презентабельная....
31 10 2025 4:37:21
Обзор «BattleLore: Dwarven Battalion Specialist Pack»...
28 10 2025 14:51:35
Сама игра происходит по очень простому принципу, игрок выкладывает карточки, на которых написано то количество действий, которое можно потратить за этот ход, и ходит теми героями, на которых он собственно и тратит эти самые действия. Действия тратятся на передвижение, на атаку, на открытие дверей, на применения некоторых особенностей....
27 10 2025 2:14:43
Это, всё-таки, произошло. Из трёх партий в Blue Moon две завершились победой Hoax, причём один раз счёт был 4-0. Правда, следует признать, что Vulca поразительно не везло с картами и уже в третьей партии со счётом 0-4 победа досталась огненной колоде....
26 10 2025 10:17:10
Arkham Horror: The Card Game
Captain Sonar
Clank!
The Colonists
A Feast for Odin
Flamme Rouge
Great Western Trail
Inis
The Manhattan Project: Energy Empire
Mansions of Madness: Second Edition
Mechs vs. Minions
Quadropolis
Scythe
Star Wars: Rebellion
Terraforming Mars
Лучшая игра для двух игроков:...
23 10 2025 19:52:27
Кликнув по этой ссылке вы сможете скачать материалы для игры Pandemic на русском языке...
22 10 2025 21:37:57
21 10 2025 5:40:42
Есть такое маленькое немецкое издательство Adlung Spiele. Их основная фишка — выпуск карточных игр в очень маленьких коробках. Коробки на деле не очень удобные, они рвутся, мнуться, быстро приходят в негодность, ничем не лучше картонных коробок от МХ с язычком для держателей у касс. Настоящие карманные игрушки, ещё до всяких этих ваших корейцев. Ну и они стабильно выпускают пару настолько проходных и никаких игр в год, что даже на BGG те собирают 4-5 голосов (видимо, от сотрудников издательства)....
20 10 2025 21:22:31
«Время приключений» для меня пока загадка. Вроде настолка в реальном времени, из компонентов в основном карты. Вероятно, нужно на скорость собирать из них какие-то комбинации. Вот только все игроки тут выступают заодно, игра-то комaндная. Будем пробовать!...
18 10 2025 9:39:52
Крупнейший и самый популярный фестиваль настольных игр и домашних развлечений «Игрокон 2017» пройдет 18-19 ноября в Гостином Дворе. На мероприятии гостей ждут бесплатные игротеки, конкурсы и розыгрыши призов, игровые турниры и многое другое. Вход и доступ ко всем развлечениям свободный....
16 10 2025 9:15:48
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку