Сомнения по поводу «Dominion: Prosperity»

На сайте Заметки новосибирского настольщика появилась статья, в которой Михаил размышлает о дополнениях к Dominion и отмечает, что в отличие от всех остальных наборов, Prosperity лишена изюминки и пошла не по пути внедрения новых механик как три предыдущие дополнения, а построена на принципе экстенсивного развития.
«Доминион» — гениальная игра. Кто бы сомневался. И одной из граней его гениальности является внешняя простота механики.
В некоторых англоязычных обзорах можно видеть утверждение, что данная игра «проста, как ABC». Собственно, вот это «ABC» и заключает в себе всю суть механики — сокращённо, конечно: «Action — Buy — Cleanup». То есть «Действие — Покупка — Очистка».
К сожалению, такая простота имеет и оборотную сторону: чем проще игра, тем сложнее её расширять. А не расширять нельзя, ибо в силу своей гениальности «Доминион» снискал колоссальный успех. Вот об этой дилемме у нас сегодня и пойдёт речь.
Если посмотреть на вышеописанную механику подробно, то станет ясно, что расширять и дополнять игру можно лишь по четырём пунктам (или каким-то их комбинациям):
- Вводить новые действия;
- Вводить новые способы совершения и оплаты покупок;
- Вводить какие-то исключения для столь простой и очевидной фазы очистки;
- Вводить новые способы набора и подсчёта победных очков.
Собственно, если посмотреть на историю дополнений к игре, то всё это тут же и обнаружится. Во всех дополнениях велись активные эксперименты с новыми действиями вплоть до апофеоза — «Одержимости» из «Алхимии». Эксперименты с деньгами и оплатой тоже не прекращались: здесь и «Мост» с «Гаремом» из «Интриги», и «Пиратский корабль» с «Картой сокровищ» из «Приморья», и зелья с «Философским камнем» из «Алхимии»… Исключения для фазы очистки — это основная особенность «Приморья», в котором восемь видов карт не уходят в сброс, а оказывают влияние на следующий ход. Хитрые карты победных очков были везде, начиная с базовой коробки — от «Садов» до алхимических «Виноградников».
Если же посмотреть на BGG, то можно будет наблюдать, как коробка и дополнения к ней были восприняты сообществом настольщиков. Как видно, «Интрига» и «Приморье» были восприняты с возрастающим интересом, а вот «Алхимия» заметно просела. Как можно видеть по моим собственным оценкам, я тоже поставил её ниже прочих дополнений, хотя и не могу назвать неудачей. 🙂 Но народ воспринял неоднозначно.
А вот потом было объявлено о следующем дополнении, под названием «Процветание» («Prosperity»), и я слегка насторожился. Дело в том, что темой «Процветания» должны были стать сверхценные карты, а это как-то сомнительно.
Если, исчерпав прочие направления расширений, разработчик переходит к экстенсивному пути развития (т.е., тупо наращивает-прокачивает уже имеющийся функционал), то это просто не может не настораживать. Это первый звоночек, свидетельствующий об остановке развития. А когда игра исчерпала потенциал развития, но её упopно пытаются пропихивать дальше — ничем хорошим это обычно не заканчивается. Вон, достаточно посмотреть на Wizards of the Coast, яростно насилующих агонизирующий полутруп Magic the Gathering. Только что-то не рождаются у них новые легионы хомячков, готовых радостно расставаться с родительскими деньгами за право причмокивать «мы играем в лучшую в мире ККИ». 😉
Но подозрения ещё не есть уверенность, можно и ошибиться. Летом 2010 Rio Grande Games выложили у себя на сайте правила «Процветания», совмещённые с альманахом карт. Я тогда намеренно не стал смотреть альманах, дабы не создавать у себя предубеждений: дескать, поиграю, и буду судить уже по игре.
В октябре «Процветание» пошло в продажу. Своим экземпляром я, правда, покамест не обзавёлся, но есть же возможность поиграться с компьютерной версией. Не ради состязания с AI, конечно — он там слаб откровенно, — но ради эксперимента с новыми картами, благо там все дополнения реализованы. И вот по осени у меня таки дошли до этого руки.
Ну… что тут можно сказать… Худшие опасения, увы, подтвердились. Как ни прискорбно говорить, но звезда «Доминиона», кажется, начала клониться к закату. Попробую описать свои впечатления.
Во-первых и главных, «Процветание» ничем не цепляет. Ему просто нечем цеплять, там нет изюминки. Потому что девиз «больше и круче!» на изюминку не тянет совершенно. Это, как я уже говорил, просто первое, что должно было прийти в голову разработчикам после истощения фантазии, и оно пришло. Именно так и воспринимается.
Во-вторых, ничего нового в механику не привнесено. Напомню, в «Интриге» были альтернативные способы розыгрыша карт, в «Приморье» была возможность продлевать действия карт на ход вперёд, в «Алхимии» были карты, которые оплачивались двумя валютами и мало значили сами по себе, но усиливали основные карты…
В «Процветании» ничего такого нового нет. Единственная мелкая новинка, которую можно здесь обнаружить — победные очки, дающиеся картами не при финальном подсчёте, а по факту розыгрыша этих карт. Они отсчитываются специальными жетончиками на специальных планшетках… и это слишком похоже на «Приморье», чтобы могло считаться настоящей новинкой. Карт, которые дают такой эффект, всего три вида («Bishop», «Goons», «Monument»).
В-третьих, несколько карт слишком уж беспардонно сдуты с карт прошлых выпусков. «Платина» — это то же «Золото», только дороже. «Колония» — это та же «Провинция», только ценнее. «King’s Court» — та же «Throne Room», только ровно в полтора раза мощнее (повторяет эффект следующей карты три раза вместо двух). Аналогично, «Expand» ровно в полтора раза круче «Remodel» (добавка к стоимости при конверсии три монеты вместо двух).
В-четвёртых, много денежных карт. Очень много. Аж восемь видов. А это неизбежно ведёт к преобладанию стратегий «уйду в деньги» над другими. Статистически, конечно. Но по опыту нескольких десятков разложенных на компьютере партий, такое встречается заметно чаще, чем с предыдущими дополнениями.
В-пятых, карты «Процветания» дороже карт предыдущих коробок. Сравните сами, средняя цена карты из базовой коробки и «Интриги» — 3.96 монет. Из «Приморья» — 3.73 монеты. А карты «Процветания» в среднем стóят 5.12 монет. Нетрудно понять, к чему это может привести: преобладание дорогих карт запросто способно с самого начала опять-таки увести партию в деньги, что не есть интересно.
Карта «Торговый Путь» ужасна. Она тупо и совершенно беспричинно раздаёт денежные бонусы всем подряд, причём бонусы эти возрастают по мере продвижения игры к концу. Чем больше разных видов карт победных очков было куплено (опять же, неважно кем), тем больше бонус.
Я знаю, некоторые не любят «Пиратский Корабль» и «Карту Сокровища» из «Приморья». «Карту…» я и сам недолюбливаю. Но по сравнению с «Торговым Путём» они в высшей степени разумны и логичны! Чтобы «корабль» начал приносить профит, им надо сперва награбить, а это трата драгоценных действий. Чтобы «карта…» дала четыре Золота, надо разыграть два экземпляра разом (а это значит — либо полагаться на удачу, либо мусорить себе колоду кучей экземпляров для гарантии). В каждом случае приходится чем-то поступаться ради надежды на будущую выгоду… и надежда запросто может не оправдаться. А здесь халява оптом и всем подряд. Ужасно!
По-настоящему стóящих карт я насчитал в «Процветании» всего восемь видов:
- «Bank» — сокровище, которое стóит 1 монету за каждое сокровище в игре;
- «Bishop» — можно затрэшить карту за половину её денежной стоимости и победное очко жетоном, другие игроки тоже могут затрэшить по карте, но без выгоды;
- «Contraband» — сокровище, которое стоит 3 монеты и даёт одну покупку, но не может использоваться для покупки карты, названной соседом слева;
- «Mint» — даёт копию сокровища, показанного из руки, но при своей покупке убивает все разыгранные для этого сокровища;
- «Monument» — при розыгрыше даёт две монеты и победное очко жетоном;
- «Mountebank» — ИМХО самая интересная карта выпуска. Каждый оппонент либо скидывает проклятие с руки, либо получает медяк и проклятие;
- «Royal Seal» — сокровище стоимостью 2 монеты, находясь в игре позволяет положить получаемые карты не в дискард, а наверх колоды;
- «Watchtower» — похоже на предыдущую, но является реакцией на атаку, позволяет убить получаемую при атаке карту или опять же положить наверх колоды.
Скажу так. Когда схлынет пост-эссенский покупательский ажиотаж, я, скорее всего, приобрету себе «Процветание». Но… скорее всего, я положу названные карты в коробку «Алхимии» как мини-дополнение (там как раз ячейки имеются). А остальными не факт что буду пользоваться.
Грустно, в общем.
Комментарии:
Впрочем, несмотря на желание подзаработать, DoW заслуживает и похвалы. В конце-концов, игрокам предоставляется возможность сначала попробовать новинку и только отыграв несколько сражений принять решение, будете ли вы платить чтобы играть дальше. Такие дела....
04 12 2025 0:57:29
Кстати, базовый набор Lifeboat в этом году запускают в печать снова. Это будет уже третье издание этой игры. По сути там никаких изменений не предвидится, просто, все ранее изготовленные копии, похоже, уже раскуплены, а покупатели всё ещё не кончились 🙂...
03 12 2025 20:38:27
Скачать игровое поле для игры Адмирал (rar, 460 Kb)...
02 12 2025 4:22:11
Скажем, вы хотите узнать, сколько получите за комбинацию 4-3-2. Для этого нужно сделать вот что:...
28 11 2025 1:32:21
Итак, на руках у каждого игрока по 2 карты, на столе лежит маленький ряд (карты со свойствами) и огромный ряд, в который выложена вся колода. Теперь игроки будут брать карты из огромного ряда на руки, причём получать их можно только последовательно, разбирая этот ряд слева направо. В свой ход можно взять от 1 до 3 карт....
27 11 2025 10:58:26
26 11 2025 18:20:16
Pandemic я открыл для себя в начале 2008-го года. Тогда же я самостоятельно перевёл правила и на основе предфинальных графческих материалов изготовил комплект игры с помощью цветного принтера. Игровое поле выглядело заметно хуже оригинала (т.к. в печать оригинальной игры пустили обновлённый перерисованный вариант), а вместо деревянных кубиков у меня были пластиковые фишки пехоты из локализации Сумерки Империи, но мы играли в такой вариант. Теперь же я могу опробовать настоящую русскую версию Пандемии....
24 11 2025 13:38:47
Для маленьких настольщиков добавил фишки. Солидные сэры и серьёзные леди могут играть шашками ...
23 11 2025 7:32:30
Скачать материалы для игры Монстр по соседству...
22 11 2025 6:54:59
— настольные игры из России на мировом рынке;...
21 11 2025 5:58:12
В начале своего пути Century: Spice Road называлась Caravan, игра была такой же по механике, но планировалось выпустить две тематические версии: ту, что вышла в итоге, и версию Crystal Golem, которую, к сожалению, пришлось отбросить. Теперь Spice Road является первой игрой в трилогии Century. Три запланированных игры, которые каким-то образом могут играться как по отдельности, так и вместе. Хоть я и не могу представить себе, как это происходит, я рад сообщить, что Century: Spice Road сама по себе – приятная и легковесная игра с обилием интересных решений....
20 11 2025 7:47:36
С помощью карт игроки должны составлять комбинации, при этом учитывая еще и животных на пастбищах при подсчете. В свой ход игрок должен выложить рядом с картой пастбища одну или две своих карты из руки с той стороны пастбища, которая обращена к нему. Если среди выложенных карт есть животные, которые присутствуют на пастбище, они плюсуются к картам игрока....
19 11 2025 5:50:10
Внутри очень удобный органайзер, всё оформлено с любовью. Спасибо тебе, неизвестный дизайнер, Елена: за нюансы, за цвета, — игра воспринимается как произведение, законченный рисунок. Вот здесь ещё чуток....
17 11 2025 10:33:24
Скачать карты для Игры престолов ЖКИ...
15 11 2025 8:44:47
«Aquaretto» — самостоятельное дополнение для «Zooloretto»...
14 11 2025 1:15:36
Игра заканчивается немедленно, когда кто-то получает определенное количество золота, в зависимости от количества игроков. Если один из игроков становится слишком близок к победе, вы можете сосредоточить свои усилия на уничтожении его грабителей. Ключ к победе — это тонкий баланс между поиском золота и битвами....
13 11 2025 15:54:10
Ю.Т.: Александр, приветствую! Рад слышать тебя впервые за долгое время!...
10 11 2025 11:46:24
Количество игроков: 3-5 Тип игры: абстpaктная карточная игра Сложность освоения: низкая Динамика игры: высокая Время на изучение правил: 2 минуты Длительность партии: 15 минут Прострaнcтво для игры: 50 см х 50 см Похожие настолки: нет данных Похожие комп. игры: нет данных Стоимость: $15 Коротко об игре: отличная настолка Состав игры: ...
09 11 2025 15:37:33
2) В процессе игры у нас возник вопрос «можно ли выкладывать новый объект под углом 90 к уже выложенным». Ответ нашёл в FAQ по игре — это запрещено....
08 11 2025 0:56:41
Семейство: Древняя, Халмаподобная (игры-переходы), Коноподобная
Тип: Абстpaктная, Игра с полной информацией
Категория: Абстpaктная стратегия
Механизм: Перемещение по сетке (Grid Movement), Захват фишек прыжком через свою подставную (Capture Chips Jump Through His Dummy), Перемещение от точки до точки (Point to Point Movement)
Количество игроков: 2
Возраст: 6+
Время подготовки к игре: меньше 1 мин.
Длительность партии: 5-10 мин.
Сложность правил: Низкая
Время освоения: 3 мин.
Уровень стратегии: Средний
Тип поля: Сетка
Размерность поля: 5×5
Локация: Восточная Азия, Корея
Навыки: Тактика, стратегия, внимание, наблюдательность
Альтернативные названия: O-Pat-Ko-No, Exchange Kono, Five Field Kono...
06 11 2025 22:30:41
05 11 2025 15:23:27
Общие понятия
Чтобы начать играть с помощью кибербоард необходимо подготовить 2 файла. Первый из них это файл “гeймбокс”. Второй – файл сценария....
04 11 2025 16:10:25
Черепашки-нинздя. Цитадель Шреддера — ...
03 11 2025 13:41:22
Если у кого-то из игроков либо на столе закончатся карты, раунд завершается. Все делают ещё по одному ходу, а затем игроки с картами на руках получают дополнительные жетоны безумия. Побеждает тот, кто первым наберёт 10 жетонов безумия....
31 10 2025 21:46:54
Главный и, наверное, единственный недостаток игры — она связана с кинопервоисточником только оформлением. Тидболл утверждает, что стремился придать настолке нужный колорит: например, изломанные края поля во втором акте символизируют пещерное логово матери Гренделя. Впрочем, факты говорят сами за себя: в 1994 году Книзия поместил эту же механику в антураж средневекового рынка, в 2002 году американские издатели сделали Kingdoms фэнтезийной настолкой с замками и троллями, а награду Origins она получила именно как лучшая абстpaктная игра года. Играть в «Беовульфа» интересно, однако при этом не создается ощущения, будто разыгрываешь на столе то, что видел на киноэкране....
29 10 2025 17:28:49
Scythe.
Лучшее качество компонентов:
...
28 10 2025 17:12:31
PS: Это уже третий архангельский турнир по настольному Старкрафту.
...
24 10 2025 13:17:39
Причудливые футуристические системы труб, трёхмерные конструкции, качающиеся чаши... Кто не побоится пробудить к жизни обратную сторону Энигмы? Выполнив задание прежде, чем кончится песок в часах, вы сможете присоединить свою карточку к системе труб Энигмы и получить победные очки! Вы можете выбрать головоломку одного из четырёх типов. Готовы? На старт! Внимание! Марш!...
23 10 2025 20:47:41
С другой стороны, проект запускали на «Кикстартере», но до издания не довели, нужно было набрать $28 000, после сбора немногим более четверти запрашиваемой суммы кампанию отменили, отметив, что запустят заново позднее....
21 10 2025 9:53:38
1. Готов русский вариант ПнП по Эпохе правителей на двоих игроков. Можно играть за Паладинов и Варваров. Материалы здесь на Тесере на странице игры (правила + комплект ПнП-материалов). Работы было проделано, вы не поверите... НЕМЕРЯНО!!! Фактически с начала разработки игры прошло два года....
20 10 2025 23:16:24
Видео от ZoRDoK’а: посылка из магазина Troll & Toad...
19 10 2025 16:42:18
Сами фигурки. Четыре одинаковых набора (игра рассчитана на 1 — 4 игроков)....
17 10 2025 9:51:20
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку