К вопросу о дополнениях к настольным играм

Дополнения для настольных игр. Что это и какие они бывают. Хорошо это или плохо. Нужны они или не нужны. Эти и другие вопросы затрагиваются в статье, подготовленной читателем по имени Александр.
На разных стадиях моего увлечения настольным миром менялось моё отношение к дополнениям для игр. В пору знакомства с картоном, деревом и пластиком я хватал игры вместе со всеми официальными и неофициальными дополнениями, делал ПНП и шёл по принципу «всё или ничего» (конечно, постоянно выбирая «всё», кого я тут обманываю?). Когда первая волна необозримого счастья отхлынула, я начал более взвешенно относиться к приобретению дополнений даже для полюбившихся игр. Сейчас же я считаю, что дополнения нужно брать лишь в исключительных случаях, ведь всегда можно задать вопрос: а что, если купить новую настолку вместо допа к уже имеющейся?
Согласитесь, лавина по-настоящему годных игр всё больше охватывает нас. Среди нашей страны вовсю орудуют локализаторы, не позволяя откладывать деньги на отпуск или автомобиль. Поэтому появление допов к играм может стать серьёзной дилеммой для покупки.
Ведь не всё так просто – нельзя взять и сказать: «допы – мастхэв» или «допы – в топку»! Лично я для себя выработал небольшую классификацию и хочу поделиться мыслями с вами. Получить обратный отклик о вашем внутреннем мире было бы тоже приятно.
Когда после допа игра расцветает
Первый случай для меня исполнен уважения к издателю. Мы имеем на входе отличную игру, в которой (надеюсь, что неумышленно) был допущен косяк в механике. В этом случае исправление критически необходимо. И если автор и издатель находят в себе смелость признать ошибку, выпустить корректирующий доп, а после поставлять игру уже совместно с исправлениями, то это и называется заботой о нас, потребителях.
В качестве примера отлично подходит Кингсбург. Здесь в базе явно была сделана недоработка. В конце каждого игрового года игрокам приходилось испытывать удачу или тестировать интуицию, бросая кубики. Их результат олицетворял количество подкреплений, присылаемых королём для схватки с монстрами. Не знаю, то ли виной всему было некачественное тестирование, то ли очень спешили с выпуском, но это стало серьёзным уязвимым местом игры. Здесь очень сильно страдала стратегия, ведь результат бросков мог повергнуть ваши планы в хаос. Но если бы нам нужна была слепая удача, мы бы просто сели играть в пьяницу или кости (хотя и там игроки уменьшают фактор удачи за счёт ловкости рук и шулерства). Хочется же погрузиться в процесс и получить удовольствие от результата.
И вот, казалось бы, мелочь, но разработчики придумали систему жетонов подкрепления, когда игроку выдаётся их ограниченное количество и разные номиналы. И здесь наоборот, стратегия включается с ещё большей силой. Теперь можно думать, играешь ли ты в первую очередь на войну или на развитие движка. Доработка небольшая с точки зрения затрат, но очень полезная.
Разработчики внедрили ещё кучку мини-допов, а локализаторы собрали всё это богатство в одну коробку, и вот мы имеем полноценную качественную игру, в которой и реиграбельность на высоте, и процесс приятный (в меру сложный и для семьи, и для бывалых).
Очевидно, это тот случай, когда брать обязательно. Или продавать оригинал. Ведь зачем дома чемодан без ручки? А с допом всё комфортно и удобно.
Когда игра умышленно распилена и механики страдают
Здесь можно включить гнев и ненависть. Зачем, зачем вы так поступаете с нами? Могу ошибаться, но увлечённый настольщик не посмотрит на увеличение ценника, чтобы купить полноценную игру. А случайный человек ограничен Монополией и Имаджинариумом, сколько ему ни предлагай Старкрафт, он всё равно откажется.
И антигероем для моего примера выступает Брюгге. Мне игра целиком очень нравится. И Фельд, как автор, тоже внушает уважение. Но зачем так грубо разделять базу и доп (который залив Звин) – мне непонятно? Может быть, уважаемые издатели не заметили, что не все значения, выпавшие на кубиках, используются механиками игры? И из-за этого сильно провисает строительство каналов, как одна из составных частей.
Всё равно, что продавать автомобиль без дверей. Производитель мог бы сказать, что не желал увеличивать стоимость автомобиля, ездить он будет и так, а если что, то двери можно заказать и за рубежом, правда крепления не подойдут и плотно закрываться они не будут. Перегибаю, конечно, палку, согласен, но вы понимаете, о чём я.
Всё это вызывает вопросы и к нашим локализаторам. Естественно, люди будут негодовать и требовать допа. Почему же сразу не договориться там, за рубежом, и для нашего пользователя выпустить полноценную версию? Тем более, что всё шло через площадку народного финансирования.
Я не стал дожидаться допа и не покупал его из-за бугра, а сделал себе ПНП. Конечно, это не очень эстетично, зато играть можно в полноценную версию. Не знаю, буду ли покупать, если договорятся о локализации, но, как говорится, осадочек остался.
На эту тему сломано уже много копий, могу сказать от себя: каждый из нас в конечном счёте сам заботится о своём удовольствии, и если есть подозрения, что радость от покупки будет не та, лучше тысячу раз подумать. Поэтому мой личный вердикт – либо игра целиком, либо вообще не брать, здесь полумеры не работают.
Экстенсивное расширение
Большинство карточных игр как бы предрасполагают, что будут выходить новые колоды, и это рассматривается, как норма, и вопросов не вызывает.
Взять, например, Поселенцев Тшевичека. Он каждый год колдует над минидопами и новыми фpaкциями. И по-своему успешен в своём деле. Не могу сказать, что игра как-то по-особенному расцветает. Просто появляются дополнительные вариации, которые благотворно сказываются на реиграбельности в целом.
Дополнения к Seasons, Race for the Galaxy, 7 Чудес – вода на ту же мельницу. Лично для меня ситуация складывается так: пока увлечение игрой на высоте – эти допы его не ухудшат, но и радикально ничего не изменят. А вот если интерес стал угасать – тут, скорее, лучше сэкономить деньги, ведь, наверное, вам уже поднадоела механика, а не просто захотелось новых значков на картах.
Я для RFTG взял 3 допа, пока меня не «отпустило», и больше уже не хочется. Мне трудно представить, что там сильно можно что-то поменять. Более того, сейчас бы я, как и многие, ограничился только первым допом, так как они вместе с базой дают уйму стратегий на множество партий. Что и говорить, в своё время я только в базу сыграл на BGA 429 партий, не считая бумажные гонки.
Для 7 Чудес в пору фанатичного улучшения взял Города и Лидеры, но не считаю любой из допов сколь-нибудь необходимым. Более того, здесь база полноценна, как мне кажется, без недостатков, так что и новичкам, и бывалым её надолго хватит.
На счёт Поселенцев пока думаю, и в этом мне помогают локализаторы, пока не выпустившие ничего, кроме Атлантов. Для себя пока решил так: выйдут Ацтеки – куплю, по минидопам скорее всего – пас.
Кроме карточных игр можно привести кучу примеров наборов дополнительных игровых полей (Ticket To Ride, Railways of the World, Trains, Энергосеть и пр.). Здесь в пользу приобретения может сказаться фактор масштабирования на разное число участников. Но в целом картину игры такие допы не изменяют. Сейчас я не вкладываю деньги в подобные расширения.
Ещё есть дополнения, слегка расширяющие гeймплей (Five Tribes, Стамбул, Tzolk’in). Тут необходимости никакой нет, игры и без них неплохо работают. Сегодня я придерживаюсь мысли, что эти допы мне не нужны, вокруг есть много всего интересного и помимо их. Зато в пору увлечения Tzolk’in доп к нему всё же приобрёл. Но скажу вам честно: играли в него всего один раз за два года, так что сами делайте выводы.
Когда игра распилена (якобы) для экономии наших денег
А тут речь об интересных аспектах, и о них можно судить двояко. Я из доброты отнесу данную категорию к заботе о пользователях.
Речь о допах, которые представляют всевозможные расширения для большего числа участников.
И как тут не вспомнить Серп (куда же без него???)? Базовая коробка рассчитана на игру от 1 до 5 человек, и на несколько десятков партий её вполне должно хватить. Не знаю, интересно ли играть в Серп маленьким составом, но для меня партии на 4-5 человек полны интереса и азapта. А вот 6-я и 7-я фpaкции – это для любителей масштабных действий. Вот вроде бы, игра изначально задумана для 7 фpaкций (места под них уже забронированы на базовой карте). Но если не собираться большим составом, то смысла переплачивать нет, и так всё хорошо. И здесь для нас плюс, можно сэкономить деньги.
Или та же Кровь и Ярость… Нужен ли вам набор миниатюр для 5-го игрока? Да, там будут дополнительные карты для каждой эпохи, но основной смысл – адаптация для игры впятером. Мы в своей компании собираемся таким составом, поэтому я думаю над приобретением. А для четверых – всё сделано очень хорошо и качественно: ощущается и напряжённость, и давление, всё, как нужно.
Умышленно включил доп к Tzolk’in в другую категорию, давайте говорить честно: и четверых человек собрать на партию проблематично, а собраться впятером – вообще несбыточная мечта. Так что относитесь с вниманием ко всем этим расширениям, потому что сама игра может быть и отличной, но дayнтайм никто не отменял.
Подводя итог, можно подумать ещё об одном факте. Сколько есть на свете шедевров кинематографа? И многие из них имеют продолжения или приквелы. Но какая часть из них столь же гениальна, как и оригинал? Лично я не смогу подобрать множество примеров (на ум приходит только второй Терминатор, да и то, наверное, лишь из-за спецэффектов). Конечно, есть неплохие серии, которые смотришь с удовольствием. Но чаще обсуждаешь с друзьями и с многозначительным видом заявляешь: «Да, до оригинала как-то не дотягивает!»
С играми проще – тут не требуется такого всепоглощающего восторга. Поэтому допы выпускаются и продаются. Лишь бы хватало финансов, чтобы полностью обеспечить себя всем желаемым да ещё и коллекционными наборами миниатюр в придачу. Чего вам всем искренне и желаю.
PS: Кстати, мои мысли о дополнениях можно прочесть тут.
Комментарии:
Карточный LOTR я осваивал по объяснениям товарища, сам правила не читал. Поэтому не обессудьте, если я что вдруг не так понял, и буду называть элементы игры по-своему....
04 12 2025 20:57:45
Quartermaster General: 1914 – ...
03 12 2025 16:38:27
Делать полномасштабный дизайн игр сейчас нет смысла, ибо неизвестно, что именно мы сумеем продать. Но прототипы требуют, назовем это так: ДИЗАЙНЕРСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ компонентов для распечатывания на цветном принтере....
02 12 2025 5:30:44
Самое плохое, что скопившиеся в данный момент игры не плохие — их не было резона продавать, но на сей раз я отказался от накопительства вообще....
01 12 2025 19:50:26
Самодельный набор Memoir '44. Ежи из спичек — это нечто!...
30 11 2025 5:46:21
Первые три места по итогам турнира распределились следующим образом:...
29 11 2025 23:23:36
Внутри коробки удобный органайзер с прочными стенками, который позволит удобно разместить компоненты, которых немало....
26 11 2025 11:31:55
2. Расскажите о теме игры в целом. Обрисуйте игровой мир, объясните роль каждого игрока и цель, которую он должен достигнуть для победы....
24 11 2025 23:26:50
Сроки выхода нового дополнения и его стоимость пока не называются...
21 11 2025 22:20:24
28 апреля 2018 года — 5-й всемирный день настольных игр...
19 11 2025 22:21:24
Обзор игры «Зачарованные. Пророчество»...
17 11 2025 10:23:10
Это, возможно не объективный фактор, а мои личные предпочтения, но механика выполнения игровых действий при помощи розыгрыша карт с руки мне очень нравится. Подобная механика встречалась в Memoir ’44, в A Few Acres of Snow. На мой взгляд это очень хорошее решение, т.к. оно одновременно и даёт игрокам выбор, в руке есть несколько карт и среди них нужно выбрать оптимальную, и одновременно этот выбор грамотно ограничивает: карт в руке не очень много, и они не позволяют сделать всё, что тебе вздумается. Ну и заодно ещё создаётся интересный элемент «тумана войны», никогда не знаешь что там в руке у противника и что он сможет сделать в следующий ход. Может там сильные карты и последует мощная атака, а, может быть, ничего хорошего, и можно будет минутку передохнуть....
16 11 2025 9:33:48
Цель игры — полностью окружить пчелу противника. Тот, кто сделает это первым, выигрывает. Также возможна ничья — в той ситуации, когда в результате одного хода обе пчелы оказываются полностью окружёнными одновременно....
13 11 2025 15:35:33
Насколько игра хороша пока непонятно. Ещё только готовлюсь к первой партии, но в ближайшее время, надеюсь, сыграем!...
12 11 2025 3:51:47
Скачать материалы для игры Shadows Over Camelot — 1-я часть (rar, 100 Mb)...
11 11 2025 9:58:21
Колоды маневров для бомбардировщиков не делал, можно летать по наименее маневренной (вроде как А), можно нарисовать самим, ибо я сомневаюсь, что многомоторники такого размера были одинаковой маневренности с истребителями. Карты получились более-менее аутентичными по стилю к оригиналу....
07 11 2025 15:52:41
Игровые поля плохо прилегают к поверхности стола, пружинят. Картон часто изогнут. ...
06 11 2025 5:55:28
2. Появится возможность комбинировать карты. Теперь стопки карточек перед игроками – это не просто набор эффектов, из которых работает только последний. Это нечто большее, позволяющее думать что лучше сыграть сейчас, а что потом, чтобы лучше скомбинировать эффекты....
04 11 2025 17:35:40
Tussie Mussie (2018)
– Автор: Elizabeth Hargrave
– Семейная, 1-4 игрока, 10 минут
– Card Game
– Card Drafting
– Проект заканчивается: 8 июня
– Помощники: 1804
– Список игр на BGG
От автора Wingspan. Обмен цветами с викторианскими намёками на чувства....
01 11 2025 14:52:25
Цена русской версии составляет 560 рублей. Настолкоманы утверждают, что они старались сделать всё, чтобы игра стоила как можно дешевле, но ниже этой цифры опуститься не получилось. Много это или мало? Судите сами. Оригинальная версия игры стоит на B&B 9$. В пересчёте на наши деньги (с учётом доставки в составе крупной посылки) это составляет примерно $14-15 или около 450 рублей. Наша игра, получается, стоит чуть дороже. Стоит локализация разницы в сто рублей? По-моему, да....
30 10 2025 13:21:28
Видео об украинском турнире по «Цитаделям»...
29 10 2025 7:31:55
Merchants & Marauders. Игрушка про пиратов карибского моря, напоминающая компьютерную "Pirates!" Сида Мейера. Шикарные компоненты и пиратская тематика пересилили мой страх перед долгими партиями и многочисленными кубиками. Есть мнение, что на самом деле это приключенческая настолка, где вместо героя у тебя корабль. Посмотрим, как она у нас пойдёт....
28 10 2025 16:28:14
Игроки развивают три провинции острова в той же, исторической, последовательности, сея пшеницу и обpaбатывая древесину, чтобы, построив корабли, выйти на внешние рынки. Конкуренция жестока и игрокам приходится постоянно принимать непростые решения, чтобы выбиться в лидеры. В игре используется новая механика использования кубиков для достижения своих целей. Кроме того, следует стараться выполнить условия, поставленные королём....
27 10 2025 16:37:19
Интересной находкой стало и решение привязать количество здоровья персонажа к числу карт на руке. Получив пулю, осколок или зуботычину, игрок теряет определенное количество карт с руки, как только терять становится нечего, фигурка солдата укладывается набок и ждет помощи товарищей, игра проиграна только тогда, когда все бойцы прилегли отдохнуть. В любом шутере первостепенную роль играет вооружение, настольный шутер — не исключение: пистолеты, штурмовые винтовки, дробовики, гранаты, снайперские винтовки, гранатометы. Выдана возможность подбирать с убитых вражин оружие и шариться в сундуках на предмет поиска новых убер-пушек и боеприпасов. Оружие обладает, в основном, двумя режимами огня: обычный и повышенный, во втором случае увеличивается возможность нанесения повреждения врагу в виде дополнительных бросков, но происходит расход боеприпасов. Урон определяется броском кубиков. Получивший «подарок» выполняет в свою очередь броски защиты, число кубиков зависит от типа супротивника и самое главное – наличия или отсутствия укрытия. Вообще роль сооружений и предметов интерьера, защищающих бренные тела от повреждения, очень велика, особенно для уязвимых бойцов-людей. Сравните, если в открытом поле персонаж может спасаться только одним кубиком, то, удобно устроившись за крепким парапетом или массивным столом, боец получит уже 3 кубика защиты....
26 10 2025 15:19:59
Вкратце — случайном образом выбираются 5 Стилей из 16 (первый игрок — цвет первого вытащенного стиля)....
22 10 2025 1:42:25
Себе заказал камешки на Али. Если написать этому продавцу, он может сформировать нужное количество нужных цветов....
21 10 2025 21:15:21
В начале хода в руке у игрока есть пять карт. Это означает, что он может провести один из пяти доступных приёмов. Но просто выбрать понравившуюся карту и разыграть её нельзя. И здесь мы подходим к ключевой механике Бойца — системе использования приёмов....
20 10 2025 9:42:31
Открывает наш парад локализаций карта Stoic Rebuttal и её португальская кузина Contesta??o Estoica. Английская версия карты — это классический «контрспелл» (карта, отменяющая розыгрыш другой карты), получающий скидку при определённых условиях. Карта, прямо скажем, не впечатляющая, но полезная....
18 10 2025 13:58:31
Правда же такова, что ни одной игре не удалось идеально раскрыть тему и понравиться сразу всем (ну по большей части). И это неудивительно, т.к. вот какие требования типично предъявляют к играм "про Цивилизацию":...
17 10 2025 16:16:26
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку