Размышления о компьютерных версиях «Каркассона»

На сайте Записки новосибирского настольщика появилась заметка, в которой рассказывается о компьютерной версии Каркассона, а также о других инкарнациях этой настолки, в том числе для айфона.
Думаю, нечего будет возразить против утверждения, что у каждого настольщика есть свои любимые игры. А любимая игра всегда имеет как минимум две особенности. Во-первых, в неё может захотеться поиграть… ну, что называется, когда душа захочет. 🙂 И далеко не факт, что в этот момент рядом найдутся другие люди с подобным желанием. 🙂 И во-вторых, в любимую игру хочется играть хорошо. А тут возможны всякие нюансы… например, опять же не факт, что среди знакомых игроков найдутся сильные соперники — у них ведь есть какие-то свои предпочтения, вовсе не обязательно совпадающие с вашими. А без сильных соперников и не очень-то научишься… да даже и научившись, не получишь от игры полного удовольствия.
Думается, из заголовка и предыдущего абзаца уже ясно, к чему я клоню — в любимую игру вполне можно поиграть и с компьютером. Хотя её при этом уже не очень-то назовёшь настольной.
У меня одной из любимых игр является «Каркассон», и вот в нынешнем июне как-то сошлись воедино два факта. Раз — мне подарили диск с «Каркассоном» для PC (подарили за ненадобностью, что вовсе не помешало мне такому подарку сильно обрадоваться). Два — вышел «Каркассон» для iPhone /iPad/iPod Touch, и я, будучи владельцем «тача», им обзавёлся (ну ладно, ладно — он вышел ещё в мае, но я из-за напряга на работе анонсированную дату забыл, и вспомнил всего неделю назад). Вот про эти два компьютерных «Каркассона» и пойдёт сегодня речь.
Сначала, однако, я не удержусь от некоторой рассуждалки по поводу игры вообще. Собственно, рассуждалок будет даже целых две.
Первая из них — это, как всегда, моё особое мнение. 🙂 Дело в том, что многие настольщики воспринимают обсуждаемую игру как семейно-позитивную и не воспринимают без смеха слова о том, что на сáмом деле «Каркассон» довольно жёсток. Вот здесь, скажем, можно увидеть пример в комментариях.
Ребята, это вы просто не играли в него с серьёзными игроками. (К слову, себя я к таковым отнести пока не могу, при всём своём желании. Увы.) Вас просто моментально заблокируют — почти все ваши фишки-миплы окажутся в ситуациях, когда окончание строительства либо вообще невозможно, либо крайне маловероятно. И будут они безнадежно стоять там до конца игры… а вы будете, шипя сквозь зубы, тыкать тайлы куда попало без всякого профита… а соперник будет с удовольствием снимать сливки, пользуясь своими свободными миплами. Не говоря уже о том, что к вашим уже почти достроенным объектам будут ловко пристраиваться, а то и вовсе захватывать их себе. Опять-таки под ваше возмущённое шипение. 🙂
«Каркассон» лишь может притворяться семейно-позитивной игрой, и это его огромное достоинство. В негоможно играть неагрессивно. С детьми, например. Или с полными новичками. Если будет желание. Но в общем случае — «не советую гражданин… мнэ-э-э… не советую. Съедят.» ©
Рассуждалка вторая будет касаться дополнений к игре. В России, правда, они локализованы не были, но познакомиться с ними не проблема — хоть на Brettspielwelt, хоть на Asobrain… хоть в локально-компьютерном варианте ( к обсуждению которого мы уже скоро приступим). Снова особое мнение: при всей моей любви к «Каркассону», я отношусь к его дополнениям очень сложно и двусмысленно.
Скажу резко, но по существу: поздние допы — это полное и унылое гoвно. Ими Клаус-Юрген цинично, нагло и совершенно нетворчески стрижёт бабло с хомячков-фанатов. Они (поздние допы) ужасны. Все эти «Катапульты» (вот вам самая настоящая катапульта, постреляйте-ка по составленному полю), «Колёса фортуны» (вот вам самый настоящий лохотрон, покрутите-ка), «Мосты, замки и базары» (мужики, вы не поверите, какие извратные тайлы я смог придумать — нате вам, играйтесь)… Какую-то реальную ценность представляют собой только самые начальные дополнения, но и тут, прямо скажем, не без оговорок.
«Река» вроде бы делает начало интереснее, но в ряде случаев может сделать его очень несправедливым, дав возможность одному из игроков на первых ходах захватить под контроль огроменное поле. «Тpaктиры и соборы» добавляют новые рискованные механизмы заpaбатывания очков, но значительно уменьшают возможности по блокированию соперников. То же самое относится к «Купцам и строителям»… А начиная с «Короля и грабителя», идёт уже полный отстой — особо извратные тайлы и мелочные мерянья, извините за выражение, пиписьками.
В общем, что я хочу сказать? Даже если брать только самые начальные — вполне годные! — дополнения, то психология игры ими меняется весьма значительно. И прежде всего из-за принципиально разных возможностей блокирования: чем больше в игре тайлов, тем сложнее загнать противника в безнадёжную ситуацию. Так что игра с дополнениями и игра без оных — две больших разницы. И этот факт уже имеет самое непосредственное отношение к обсуждаемым компьютерным реализациям.
Начнём с «большого брата» — версии для PC. Выпущена она была в 2006 совместными усилиями 1С/Snowball под названием «Новое Королевство». Почему «новое»? Да очень просто: чуть ранее «Каркассон» выпускался теми же фирмами под названием «Купцы и рыцари». Помимо базовой игры, «Купцы» включали одно-единственное расширение «Река», а «Королевство», сверх того, получило ещё три расширения: «Тpaктиры и соборы», «Купцы и строители», «Король и грабитель». Так что все возможности более старой версии включены в более новую, и обсуждать имеет смысл лишь последнюю.
Образ диска можно без особого труда отыскать в сети… нехорошо, конечно, так говорить, но что ж поделаешь, если в продаже давно и прочно отсутствует? 🙂 Вот ссылок не дам, уж извините, ибо всё-таки нехорошо это. 🙂
Игра приятно реализована и довольно широко настраивается в смысле правил. Помимо включения-выключения отдельных дополнений, можно даже активировать некоторые аспекты из старых изданий «Каркассона» (они касались подсчёта очков за малые города и поля). Только вот некоторые дополнения называются не своими именами, а абстpaктными номерами — но по справке легко устанавливается, кто из них кто.
Есть даже возможность ограничить время обдумывания хода и объединять игроков в комaнды. 🙂
Предлагается десять уровней компьютерных соперников, причём можно создавать AI-оппонентов самому. Движками задаём ему игровые предпочтения, и он будет действовать в соответствии с ними. Не хотите, чтобы вас блокировали — уберите соответствующий движок в ноль, и не будут. 🙂 Здесь, кстати, кроется один из недостатков игры: каждый уровень AI представлен единственным экземпляром, так что если вы хотите поиграть с несколькими оппонентами одинакового уровня — придётся вручную создавать их копии. Оппоненты, предлагаемые по умолчанию, начинают прилично играть где-то с уровня 3, а уровень 6 и выше — это уже весьма серьёзно.
Запустив игру, можно настроить внешний вид поля опять-таки в широких пределах. К вашим услугам различные цветовые схемы и комбинации цветовых оттенков, а также плоского и трёхмерного представления. Последнее, впрочем, неудобно и «съедает» много места даже на больших мониторах (поддерживаются разрешения до 1280×1024).
Игра пpaктически полностью управляется мышью. Правая кнопка позволяет вращать очередной выставляемый тайл, а будучи зажатой — позволяет таскать игровое поле для лучшего обозрения той или иной его части. Предусмотрено автомасштабирование, но оно реализовано слабовато и не учитывает вспомогательные окошки (они, как можно видеть по скриншотам, отрисованы не очень-то экономно и занимают значительную часть экрана).
Можно включить фоновую музыку — создатели игры предлагают для атмосферности восемь великолепных треков в средневековом духе. Если понравится, они легко извлекаются из установочной папки, и их можно слушать отдельно. 🙂
Серьёзных недостатков у данной реализации два. Первый — это имитация задумчивости компьютера: каждый ходвсегда занимает секунд пять-шесть вне всякой зависимости от того, есть реальные альтернативы или нету. Иногда раздражает. На мой взгляд, играя против компьютерного оппонента, можно и нужно рассчитывать на полное отсутствие дayнтайма, а тут он введён искусственно. И способы отключения найти не удалось.
Второй недостаток — это то, что для каждого игрока постоянно показывается мгновенный счёт. То есть число очков, которое игрок получил бы, если бы всё закончилось сию секунду. Сразу с учётом всего недостроя, товаров и полей. Это очень сильный отход от атмосферы оригинальной настолки, и он радикально влияет на психологию. Развращает. Иногда последние ходы делаются без интереса и желания их обдумать — а зачем, если уже и так видно победителя, и понятно, что ничего изменить не удастся? Отключить тоже не удалось.
Естественно, по результатам сыгранных партий ведётся статистика и считается рейтинг игроков. Это уж как положено. В конце каждой партии можно подробно посмотреть, какие игровые элементы внесли вклад в набранные очки и сколько именно.
В общем и целом, несмотря на несколько недостатков, это очень достойная реализация, где-то на «четвёрку с плюсом». Сильный AI, хорошая настраиваемость, наличие дополнений — всё это немало порадует любителей «Каркассона».
Теперь «младший брат» — «Каркассон» для гаджетов от Apple. Игра стоит $5 и является совсем свежей разработкой. Понятно, что такие вещи лучше всего идут на iPad, так что у меня были определённые сомнения: а хватит ли разрешения 480×320 (экранчик iPhone и iPod Touch)? Нет, вполне хватило — играть можно, и даже без всяких неудобств.
Здесь разработчики реализовали лишь базовую игру. По их словам, работа над дополнениями ведётся, но у меня опять-таки есть определённые сомнения — а надо ли? Ведь больше тайлов — больше размер выкладываемого поля, и тут уже разрешение экранчика может сказаться… Ну, поживём — увидим.
Честно скажу, игра поражает своим функционалом. Помимо обычной игры (один или несколько человек на одном гаджете), можно играть несколькими консолями, зацепив их через Bluetooth или Wi-Fi (в последнем случае возможна игра через локалку или интернет). Для мультиконсольной игры есть чат и уведомления. Имеется возможность участия в онлайн-рейтинге. Есть специальный соло-режим (о нём чуть ниже). Наконец, прекрасная справка и введение в игру.
Поле перемещается и масштабируется стандартными для этих консолей способами, всё очень удобно. При этом когда компьютерный оппонент выставляет тайл, фокус автоматически смещается в точку выставления, так что эти ходы не остаются без внимания. Вот процесс выставления пришлось сделать многоступенчатым — всё-таки здесь, кроме пальцев, никаких органов управления нет.
Сначала игрок видит доставшийся ему тайл и возможные места его выставления. В одно из них нужно ткнуть пальцем, и тайл встаёт куда велено. Если он может там пристыковаться более чем одним способом, то на нём появляется круговая стрелка. Продолжаем тыкать пальцем, и тайл крутится. Повернули как надо — тыкаем пальцем в фигурку мипла, и только что выставленный тайл увеличивается в размерах. Возможные позиции подсвечиваются, и в любую из них можно выставить мипла (если, конечно, они есть). В общем, чуть дольше, чем на десктопе, но вполне интуитивно и удобно.
И так до конца игры. Рейтинг и статистика — святое дело. Вклад различных игровых элементов показан схематично, по принципу «чего больше и чего меньше», отдельно для последней партии и всех партий, сыгранных ранее. Как уже говорилось, можно отправлять свои результаты на сервер и любоваться своими успехами. 🙂
На мой взгляд, игра получилась просто великолепной. Я просто не могу найти у неё недостатков… ну, разве что при переходе от одного уровня AI к другому крутизна компьютерных оппонентов возрастает чересчур уж большими скачками. Вместо предлагаемых четырёх уровней можно было сделать штук шесть. И это единственная претензия, которую я смог сформулировать. Кстати, AI реализован очень хорошо, его четыре уровня имеют примерно следующий смысл: «новичок — приличный игрок — сильный игрок — офигеть какой сильный игрок». 🙂 На каждый уровень заведено по два экземпляра AI, так описанной выше ошибки разработчикам удалось избежать.
Осталось рассказать про соло-режим. Это такая хитрая штука, нечто среднее между пасьянсом и квестом. Игрок выставляет приходящие ему тайлы по обычным правилам, и должен последовательно выстроить определённый набор городов и дорог по возрастанию их сложности. Изначально он имеет 1000 «очков действий», и выставление каждого тайла уменьшает их. Чем больше тайлов на поле и чем «некрасивее» конфигурация поля (тут вводится специальный критерий), тем больше очков отнимает выставление. Как нетрудно догадаться, задача состоит в том, чтобы выполнить квест, оставшись в «наибольшем плюсе» очков. Немного замудрёно, но интересно… хотя игра против сильного AI доставляет мне больше удовольствия. 🙂
Что я могу подытожить по всему вышесказанному? Десктопная версия «Каркассона» меня порадовала. Мобильная — очень порадовала. Этакое воплощение одной из любимых игр, которое можно пpaктически всегда иметь с собой.
Побольше бы таких воплощений.
Комментарии:
Я слышал о Legend of the Five Rings еще в те времена, когда это была старая ККИ, но я в те годы не был увлеченным настольщиком, так что она прошла мимо меня. Мне понравился визуальный стиль и сеттинг, поэтому, когда я услышал, что FFG приобрели лицензию и объявили о перезапуске, я заинтересовался и приобрел себе коробку, как только игра стала доступна в Великобритании....
04 12 2025 20:31:46
Турнир по «StarCraft» в московском клубе «Единорог»...
03 12 2025 15:47:24
Описываемая настольная игра призвана помочь воспитать ребёнка настоящим Русским человеком. Сильным, умным, добрым, уверенным в своей стране и знающим её историю....
30 11 2025 1:34:34
PS: каждый год к 9 мая я стараюсь посмотреть какой-нибудь фильм о Великой Отечественной и прочитать книгу. В этом году это «В списках не значился» и «Момент истины» (книги), а на посмотреть попробуем телеверсию «Мы из будущего» и сериал «Вторые»....
27 11 2025 17:25:30
Подробности об игре «Волкодав. Замок людоеда»...
23 11 2025 9:29:52
Правил этой игры на русском языке не встречал, поэтому пришлось самому. Это и понятно, игра не столь распространенная в России, да и объем правил очень велик (больше не встречал). У меня получилось 44 страницы в Word не крупным шрифтом. Но было очень интересно, как и играть....
21 11 2025 3:32:55
Первый раз пишу обзор на незаконченную игру. Буквально каждую среду в июне я проводил за тестированием дизайна. В мою обязанность входило написание обзоров для Кикстартера. Мне нужно было убедить спонсоров и дизайнеров, что проект стоит внимания....
19 11 2025 9:20:41
Ковбой христианин чинил ограждения за пределами ранчо и потерял свою любимую Библию. Три недели спустя, он увидел лиса, который направлялся к нему, держа Библию в зубах. Ковбой не мог поверить глазам! Он взял драгоценную Библию, поднял взгляд к небесам и воскликнул:” Это чудо!”...
18 11 2025 0:50:17
Именно благодаря этой замкнутой системе становится возможным составление сложных рецептов. То есть не только тех, которые состоят из базовых элементов, а из других рецептов тоже. Допустим, сварил ты простенький Эликсир Знания, из него позже накрутил Порошок Истины, и под самый конец партии сколдовал Авокадо-Кадавра! То есть каждый момент в игре есть что делать и на чем думать. Количествово возможностей постепенно увеличивается, и удовлетворения от завершения серьезных проектов – тоже....
17 11 2025 5:12:21
Не секрет, что BoardGamer.ru задумывался как утренняя газета, чтобы можно было, проснувшись, открыть сайт и гарантированно увидеть что-нибудь новенькое. Этот подход сохраняется и сегодня, ежедневно на сайте появляется 5 обновлений, причём публикуются они именно утром. Но я осознаю, что контента становится меньше. И это, кстати, наверняка одна из причин, по которой популярность проекта не идёт вперёд и вверх....
16 11 2025 2:59:44
Переиздание «Кролика и черепахи» (Hare and Tortoise)...
15 11 2025 18:10:46
Как правильно покупать настолки за границей...
13 11 2025 21:20:57
Скачать материалы для игры Пандемия с дополнениями...
11 11 2025 15:50:44
По моему мнению насколько не была бы хороша настольная игра, если она длится более четырёх часов, играть в неё не стоит. В случае с Миром Варкрафта всё даже хуже чем указано в статье — весь вам придётся ещё ждать своего хода по 5-10 минут, пока походит другая комaнда. А, учитывая, что...
09 11 2025 12:43:49
Внутри коробка — это просто коробка. Никаких наполнителей, перегородок или отсеков для компонентов. И правила, и карты, и фишки просто лежат вповалку. Правила, к тому же, немного не умещаются, из-за чего их верхний край несколько загнут....
08 11 2025 20:26:17
…впятером можно было играть сразу, не дожидаясь дополнения...
07 11 2025 2:19:37
PS: отдельная благодарность Игроведу за пересылку игр через EMS. Это очень приятно, когда игры передают тебе лично в руки, а идти за ними на почту не требуется 🙂...
06 11 2025 2:15:43
Требуется помощь по переводу сценариев для второго издания»Betrayal at House on the Hill»...
05 11 2025 16:49:30
Надеемся, принятая нами терминология – единая как для правил, так и для игрового текста карт – придется вам по душе. Что же касаемо литературных вставок, то мы старались переводить их настолько качественно, насколько это возможно....
04 11 2025 16:23:54
В Санкт-Петербурге нужно.. строить Санкт-Петербург, заpaбатывая при этом победные очки. Игроки могут приобретать карточки трёх типов: ремесленники (приносят деньги), здания (приносят очки) и аристократов (приносят мало денег в ходе игры и немало очков в самом её конце). Причём, играть приходится в условиях постоянного дефицита бюджета из-за чего всё время приходится принимать решения и выбирать, что же купить....
03 11 2025 17:56:32
Текст который нужно вписать на планшеты персонажей не вычитывался и не редактировался, за его правильность не могу ничего сказать. Я решил не тратить время на его переписывание так как тот кто напечатает ПнП сам будет его вписывать и поправит на этом этапе....
02 11 2025 17:11:21
Orc’s Nest: крупнейший магазин настольных игр в Лондоне...
01 11 2025 21:23:50
Зельеварение. Пpaктикум — ...
31 10 2025 22:47:27
Отчёт о волгоградском турнире по «Цитаделям»...
30 10 2025 17:37:16
Первые впечатления от настольной игры «En Garde»...
26 10 2025 7:43:47
Победитель будет определён по общему числу очков, заработанных на турнире. Очки начисляются по следующей схеме: победа — 2 очка, ничья — 1 очко, поражение — 0 очков. Двое игроков, набравших по итогам отборочных игр больше всех очков встречаются в финале....
25 10 2025 3:32:29
На безбрежных просторах интернета (а именно на форуме сайта memoir-44.ru) я набрел на опубликованный тов. pokepoke пост с ссылками на PnP (Print’n’Play) игры. Фраза «карточный файтинг» меня заинтриговала. Я скачал правила, пробежался глазами по компонентам, подумал «вроде ниче так», напряг друга с распечаткой (отдельное спасибо ему ) и вуаля – мы играем в Deadly Harmony....
23 10 2025 22:26:32
Star Trek: The Dice Game, предлагает вам единолично распорядиться комaндой знаменитого звездолёта, и на протяжении пяти не лёгких лет справляться с трудностями выбора, чтобы выжить в постоянно изменяющихся условиях глубокого космоса, выполнить свою Миссию, и получить звание Адмирала....
22 10 2025 9:42:42
Настольные игры на конвенте «Волк 2011»...
20 10 2025 22:48:21
17 10 2025 10:41:10
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку