Что плохого в евроиграх?!

Рассказывая о новых настолках, неоднократно приходится прибегать к фразе «ну это ещё одно евро». Такой отзыв получают игры хотя и рабочие, но не вызывающие никаких эмоций и неспособные увлечь очередным, сто первым вариантом добычи ресурсов и последующим их обменом на победные очки.
Но всё же, что такого плохого в евроиграх? Недавно появился развёрнутый и исчерпывающий ответ на «Тесере» в виде целой статьи. В ней всё изложено доходчиво и доступно. Рекомендую!
Недавно мы стали свидетелями заметки-вопроса «почему вы ненавидите евро?», которая вызвала у меня противоречивые чувства. Та сторона меня, которая любит поболтать, кричала: «Видал? Кому-то в интернете интересно твоё мнение! Давай нафигачим полотно текста!«. Вторая, менее импульсивная половина отвечала: «Забей. Это для тех, кто ненавидит евро. Тебя не касается. Как вообще можно ненавидеть какие-то игры?«. Как вы поняли, первая сторона победила. Сначала я написал комментарий, потом небольшую заметку, потом — вот эту статью.
Сегодня я приведу ряд аргументов не в пользу евро, а вы меня уничтожите в комментариях. Будет весело!
Начнём с основ. Для качественного бугурта необходимо, чтобы предмет спора был максимально размыт. В нашем случае, мы осознанно обойдём стороной вопрос, что же такое евроигры.
Или нет? Будет обидно, если я приведу пример игры, которая окажется не евро, а (прости, господи) гибридом. Читатели раскусят, что я диванный эксперт, имеющий к настолкам весьма посредственное отношение. Чтобы избежать недомолвок, расставим все по своим местам. Вот вам цитата из Википедии:
Евроигры (англ. EuroGames) — спортивные соревнования, проводимые во имя взаимного уважения, толерантности и равноправия, в которых, так же как и во Всемирных гeй-играх, принимают участие люди любой ceкcуальной ориентации и любого уровня спортивного мастерства. Проходят в странах Евросоюза и организуются одним или несколькими клубами — члeнами Европейской Федерации ЛГБТ-спорта. Официально Евроигры носят название «Европейские мультиспортивные соревнования геев и лecбиянок» (англ. European *** and ***an Multi-Sports Championships).
Неловкое молчание… Похоже, избежать недомолвок не получилось. В дополнение к сказанному Википедией, отмечу, что евроигра в моём представлении выглядит так:
- здоровенное поле, усыпанное иконографикой, напоминающей в какой пропорции вы можете обменивать ресурсы на победные очки.
- куча деревянных маркеров. У каждого игрока должно быть не меньше трёх сортов, желательно пять: человечки, домики, домики побольше, круглые фишки, кубики.
- трек победных очков, опоясывающий поле. Разметка — как спидометр в старой «Волге», до двухсот двадцати, но мы-то знаем, что больше шестидесяти вам не потянуть.
- овцы, либо другие копытные животные. Если игра про будущее, то по можно (лайфхак от Филиппа Дика) использовать электроовец. В отдельных случаях можно заменить животных железными дорогами, но есть риск свалиться в категорию «семейных».
- минимум случайности. Игрокам дозволяется бросать кубики, но все грани должны быть одинаковыми. Если грани отличаются, то перед нами гибрид или «евротреш». Если от этого броска хоть что-нибудь зависит, это чистокровное «американо».
Я говорю «евро», подразумеваю Terra Mystica, Russian Railroads или Food Chain Magnate. Отличные, продуманные, комплексные игры. Но что же с ними не так?
Начнём со случайности. Случайность — это хорошо. Когда я выигрываю партию в Magic, я говорю «тебе не повезло, приятель». Когда я выигрываю партию в Терру Мистику (я ни разу не выигрывал, но гипотетически), что мне говорить? «Сорри, друзья, похоже я умнее»? Так не пойдёт. Мне нужна случайность в игре, на которую я могу списать и победу, и поражение. Я играю не для того, чтобы меряться IQ.
Как это ни удивительно, даже в шахматах есть случайность. Я говорю не про любителей, которые делают рандомные ходы и зевают фигуры. На высшем уровне гроссы попадаются на домашние заготовки соперников, либо наоборот чудом их избегают. Они могут прошляпить победный ход в условиях цейтнота или пойти на жертву фигуры, надеясь, что соперник не найдёт единственную линию защиты.
Случайность — она как соль. Без неё невкусно, но и лопать соль вприкуску я бы тоже не стал. С учётом этой метафоры, я нахожу евроигры основательно недосоленными.
Продолжаем минутку ненависти. Что может быть скучнее победных очков? Большинство евро определяет победителя положением на этом Дypaцком треке вокруг поля. Полезность любого действия можно оценить в ПО. Продал овцу — получи ПО. Построил замок — гони по треку. Всё это здорово, но вот только в жизни нет никаких победных очков. В жизни есть простые и понятные цели: сожрать вражеского короля, довести эту грёбаную Галактику до Земли (или куда они там летят). Ты строишь замок чтобы пережить осаду, а не ради ПО.
Особенно умиляет то, как авторы игры поменяют «победные» очки какими-то другими. Очки королевской благосклонности. Очки интергалактического влияния. Очки мирового процветания. Это, надо понимать, их способ понизить уровень абстpaкции. Но нет, нас не обманешь. Если трек идет вокруг поля — это победные очки, как бы вы их не называли.
В принципе, нет ничего плохого в том, что игра заканчивается с каким-то счётом. В футболе тоже есть победные очки, но они достаются с большим трудом (кроме матча Бразилия : Германия, это исключение). Каждый гол — это комбинация индивидуального мастерства, комaндной работы и удачи. В евро каждый «гол» — это просто игровое действие, доступное любому игроку. В большинстве евро вы даже не можете помешать другим игрокам. Ваша единственная цель — гриндить очки эффективнее.
Далее в моём списке — гeймплей. С целью предотвратить спонтанное засыпание игроков, авторы придумали микроходы. Вы выполняете какое-то микродействие и привет — инициатива переходит к сопернику. С одной стороны, идея неплохая: некогда тупить в мобилку. С другой стороны, вы никогда не сделаете ничего эпического. Игра движется равномерно и прямолинейно, как тело массой 1 кг из задачника по физике за седьмой класс. Вы не увидите ходов, переворачивающих игру с ног на голову. В лучшем случае, кто-то вырвется вперёд на пару очков.
Тут опять уместна аналогия с шахматами. Евро — это игра двух гроссмейстеров, которых устраивает ничья. Они разыгрывают 25 ходов теории, разменивают все фигуры и остаются с гoлыми королями. Равномерно и прямолинейно. Сравните это с турниром перворазрядников, где в каждой второй партии — жертва фигуры, в каждой четвертой — она делается специально, и в каждой восьмой — даже оправдана. Вот это америтреш!
Хорошая игра должна поддерживать разные стили. Не стратегии, а именно стили игры. Кто-то играет консервативно, кто-то идёт all in, с двумя мечами против восьмерых северян. Позволяет ли ваша любимая евроигра «пожертвовать ферзя»? Сделать такой ход, чтобы у игроков отвисла челюсть? Не уверен.
Как следствие (думаете, я наговорился? Фигушки! Еще абзац!) Как следствие, после партии в евро игрокам даже нечего обсуждать. Семён избрал стратегию на перенонке овец, Михаил — на перегонке самогона. Счет 116 : 114 (но не ПО, не подумайте. Очков королевской благосклонности). Долгая лета победителю, поехали следующую… Если бы Семён ушёл в самогон, счёт бы был 114 : 114, и выиграл бы Михаил, потому что тайбрейкер в этой игре — первая буква имени по алфавиту. Вот, собственно, и вся аналитика.
С америтрешем всё не так. Америтреш нацелен на эмоции. Игра наполнена событиями: кто-то где-то облажался, кто-то рискнул и сорвал джек-пот. Адмирал уничтожил Галактику не потому, что он сайлон, а потому что поссорился с президентом. Объединённая армия Старков и Ланнистеров захватила Дорн, потому что дорниец в прошлый раз выиграл. Хакер потратил все ресурсы на взлом сервера, на котором его ждала электромагнитная ловушка. Это истории, друзья мои, продолжают жить, когда игра уже завершилась. Если вам не хочется обсудить игру сразу после партии, вы зря тратите на нее своё время.
Ну вот и всё. По-хорошему, надо бы написать пару слащавых фраз про то, что читать мою писанину надо с иронией, на вкус и цвет товарищей нет, и вообще your mileage may vary. Но не буду. Боюсь, что выветрится дух бунтарства. Так что, все вышеперечисленное — моё личное мнение. Оно — единственно правильное. Если ваше отличается, вы ничего не понимаете в евро …
Спасибо за внимание! Играйте в хорошие игры!
В качестве PS, старый советский анекдот. Врывается чувак в комменты на Тесеру и говорит:
— пока не началось, хочу рассказать вам про евро. Оно скучное, рандома нет, одни овцы, говорить не о чем…
— погоди, погоди. А ты сам-то играл хоть в одно евро?
— ну, всё, началось…
Комментарии:
Вот с этого момента начинается игра. Каждый из нас по очереди выбирает одного из героев сериала (политические лидеры, военные лидеры, пилоты и один инженер-ремотник), получает стартовый набор карт, карты лояльности и вперед!...
04 12 2025 12:44:45
Не спешите под кат, сначала подумайте чуть-чуть, пожалуйста....
01 12 2025 12:51:58
«Конкордия» (2013): Империя (3—5 игроков, 30 городов в 12 провинциях), Италия (2—4 игрока, 25 городов в 11 провинциях)....
30 11 2025 0:27:39
Помимо переводов, корретировкам подвергаются и правила. И это важное направления нашей деятельности. Создать на основе того, что может дать "BattleLore" и его однокласники по системе "Command & Colour", ряд дополнительных правил, не противоречащих духу игры, но делающих ее разнообразнее. Все вносимые изменения проходят через тестовые партии, где подтверждают свою жизнеспособность и актуальность. Со временем планитуется уделить время созданию новых карт и возможно сценариев. ...
26 11 2025 20:29:22
2 место — ещё одна фотография Зельеварения (автор — Анна Навалон)...
25 11 2025 2:31:20
Большая колода (110 карт) – это, собственно, то, что идёт в атаку. Авианосцы, самолёты, корабли, подлодки....
24 11 2025 0:52:45
Семейных игр в этом году хватало. Была несложная и очень красивая Taluva, не менее красивая и не менее лёгкая Wasabi!, насквозь цифровая и абстpaктная Blue Moon City, изданная у нас в стране под названием Город синей Луны. Однако самая интересная из всех опробованных мною за год семейных игр, это, пожалуй, Railways of the World. Правда, её сложность я бы охаpaктеризовал как "чуть выше среднего", но это нисколько не мешает познакомить с этой игрой всю семью....
23 11 2025 8:29:34
В состав настольной игры Фзззт! 2.0 или Короткое замыкание уже входит расширение с дополнительными картами для 5 и 6 игрока, а также карты Периферийных устройств, которые позволяют модифицировать правила раундов по своему вкусу....
21 11 2025 3:26:55
Разыскивается игра «Рыцарское сражение»...
20 11 2025 19:57:38
После этих действий игрок должен подвинуть чумной маркер на любой из соседних текущему его местоположению секторов. Далее наступает распространение чумы. Если в секторе с чумой только один жетон крысы, то игрок берет из запаса еще один жетон крысы и выкладывает на любой соседний регион. Если жетонов крыс два или три (максимально возможное количество), то игрок распределяет по соседним районам 2 новых жетона. При этом он должен следить, чтобы ни в одном районе в результате этих действий не случилось более трех жетонов....
19 11 2025 0:58:45
18 11 2025 21:43:34
PS: думаю, вопрос нужно решать глобальнее. У нас есть карта любителей настолок (которой, похоже, мало кто пользуется). Может стоит завести на форуме отдельную ветку, где можно будет найти игроков в своей стране, регионе, городе?...
17 11 2025 13:13:27
Это доставляет даже большее удовольствие, чем игровой процесс. Новая игра — это как цветы. Приятен сам факт дарения, первые впечатления, первый запах. А потом они стоят в углу и тихо увядают, ожидая продажи или обмена. ...
16 11 2025 16:54:35
Планируемый срок выхода Fallout: Wargaming in the Wasteland – ноябрь 2017 года. На данный момент компания Crowd Games раздумывает над локализацией новинки. В группе Вконтакте запущен опрос на тему нужна ли такая локализация. В опросе приняло более 800 человек, более 50% проголосовавших ответили «локализация нужна»....
14 11 2025 6:47:40
Вот как выглядит игровое поле:...
13 11 2025 7:45:55
Все поданные на конкурс обзоры будут опубликованы у меня на сайте (обзор победитель — в последнюю очередь)....
12 11 2025 4:11:25
Скачать материалы для игры Dungeons & Dragons: The Fantasy Adventure Board Game на английском языке (7z, 69 Mb)...
11 11 2025 12:15:45
«Флибустьеры» – в этом варианте когда кто-нибудь разыгрывает карту с тёмным фоном, остальные игроки должны проверить, сколько у них карт на руках, и, если больше 7, сбросить до 7....
09 11 2025 5:28:37
Прежде, чем пускаться во все тяжкие, сделаю маленькую оговорку – все, написанное ниже, касается первой редакции Dungeon Twister. Текущая редакция – вторая, но разница достаточно незначительна, поэтому в общем и целом на этот обзор можно ориентироваться. Об известных мне различиях напишу в конце....
08 11 2025 0:34:18
Во время раунда игроки по очереди разыгрывают по карте. Эффекты карт позволяют выкладывать на поле новые регионы, жетоны святынь или фишки своих кланов, перемещать фишки между регионами, атаковать соперника (тот вынужден сбросить фишку с поля или карту с руки) и т.д....
06 11 2025 8:47:33
Ковбой христианин чинил ограждения за пределами ранчо и потерял свою любимую Библию. Три недели спустя, он увидел лиса, который направлялся к нему, держа Библию в зубах. Ковбой не мог поверить глазам! Он взял драгоценную Библию, поднял взгляд к небесам и воскликнул:” Это чудо!”...
05 11 2025 19:58:53
Обратная сторона коробки. С прозрачной вставкой для обозрения миниатюр....
03 11 2025 17:43:43
Скачать материалы для игры Cold War: CIA vs. KGB на русском языке (rar, 7 Mb)...
02 11 2025 3:22:44
Тайный Город — тактико-стратегическая игра, в которой игрок должен грамотно распределять прибыль с территорий, покупая лучших наемников, и накапливая магическую энергию на мощные заклинания....
31 10 2025 7:38:16
Когда один из игроков выложил карту, остальные выкладывают карты с номерами меньше выложенного. Если таких карт нет, то игра продолжается. Если есть — игроки теряют одну жизнь....
30 10 2025 23:44:47
Честно говоря, разработчик игры — товарищ Shade Memory меня поражает. Мало того, что он не первый год бесплатно разpaбатывает свою игру, так теперь ещё и онлайн-клиент для неё появился. Будем надеяться, это не последнее его достижение!...
26 10 2025 18:22:43
«Манчкин 4» и «Манчкин 5» — правила на русском...
23 10 2025 5:43:31
В качестве небольшой компенсации за более поздний выбор стартового места, в начале партии, игроки получают очки: 1-й игрок – 1 очко, 2-й – 2, 3-й – 3, 4-й – 4. Это также должно стимулировать первых игроков действовать более активно. Если игрок не делает свой очередной ход в партии 3 дня, он удаляется из партии (и занимает последнее место)....
20 10 2025 14:34:30
Помните:
1) В любой момент игроки могут просматривать стопку сброса инфекции.
2) Ни в одном городе не может быть 4 жетона болезни одного цвета....
18 10 2025 15:38:30
Ренли Баратеон
Стоит 3 золота. Сила: 2 (война, интриги, политика). Иммунитет к способностям персонажей противника.
В любую фазу вы можете развернуть Ренли, заплатив 1 влияние.
...
16 10 2025 5:17:10
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку