О проблеме альфа-игрока > Для семей участников СВО (отзывы, цены, где купить)
+7(977)9328978 Лучшее. Экономное. Доступное    
Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку

О проблеме альфа-игрока

О проблеме альфа-игрока

Любителям комaндных игр знакома ситуация, когда кто-то один за столом даёт советы, придумывает за всех решения и, вообще, фактически руководит комaндой. Это называется синдром «альфа-игрока». Недавно на «Тесере» опубликовали развёрнутую статью насчёт этого вопроса, где всё разложено по полочкам: какие альфа-игроки бывают и как с этим бороться. 

Что такое проблема альфа-игрока?

Для начала определимся с терминологией. Кого мы будем понимать под альфа-игроком?

Можно встретить мнение, что альфа-игрок – просто некто, выпячивающий свое эго, нетерпимый или не прислушивающийся к доводам остальных.

Так вот, если у вас в компании Соня начинает орать, как только кто-то сделал ход, который ей не нравится; или Вася требует «не смей брать это дерево, оно мне нужно»; или Лера бежит агрить мобов, хотя все аргументированно убеждают этого не делать – это не «проблема альфа-игрока». Это просто грубые, глупые или эгоистичные игроки. Эти люди точно так же могут создавать неприятные ситуации и в соревновательных играх, и даже без игр.

Проблема альфа-игрока – когда в игре один сильный игрок («альфа») может найти лучшее решение общей задачи с той информацией, которая у него есть. Его решения обоснованы и объективно оптимальны. Тогда лучшей стратегией становится «все следуют решению, которое нашел самый умный за столом игрок».

У кого она возникает?

Эта проблема может возникать, даже когда за столом собрались исключительно вежливые, спокойные и добродушные игроки.

Требуется выполнение всего лишь двух условий:

1) У них есть некоторая разница в «уровне игры» – за столом есть человек, который лучше играет в настольные игры вообще или в эту в частности. Или просто соображает лучше или быстрее остальных.

2) Все участники честно нацелены на победу внутриигровыми методами. На этом пункте остановимся подробнее.

Люди получают от игр разное удовольствие: и тактильно-визуальное, и удовольствие от погружения в историю, отыгрывания ролей, да еще бог весть от чего. Решение стратегических задач – тоже один из сортов удовольствия. Он и провоцирует «игру на победу»- желание достичь поставленной в задаче цели или оптимизировать указанный параметр, используя все предоставленные системой возможности.

Хотя нельзя сказать, что одно удовольствие лучше, чем другие, игрокам стоит сверять свои ожидания перед игрой. Если часть людей хочет решать задачу, а часть – отыграть роль отважного варвара, кого-то из них может постигнуть разочарование. Игроков на победу может расстроить отсутствие сопротивления противника или помощи от союзника, а любители сюжета могут счесть скучными сопартийцев, уныло уткнувшихся в калькуляторы вместо создания интересной истории.

Не говоря уж о том, что и игры, которые стремятся доставить разные типы удовольствия, значительно отличаются друг от друга.

Вернемся к основной теме: если в кооперативную игру сели играть люди, объединенные общим подходом – игрой на победу – они могут столкнуться с проблемой альфа-игрока. Советы «перевоспитываться» в этом случае я нахожу бессмысленными: зачем заставлять себя получать удовольствие не от любимого занятия, если проще взять подходящую под ваши требования игру?

Что в этом плохого?

Итак, мы рассматриваем группу, в которой все стремятся к победе. Если игра кооператив, то победа у нас общая, одна на всех.

И вот «альфа» видит, что я сделала неоптимальный, слабый ход. Какие у него есть варианты?

а) Может промолчать. Но победа общая, информация открытая, общение разрешено – то есть это все равно, что сделать неоптимальный ход самому. Но по условию каждый игрок стремится к победе. Играть в поддавки им неинтересно – в этом нет никакого вызова.

б) Альфа может сказать, что ход неверен и предложить другой. А я по условию тоже хочу общей победы, поэтому мне нет смысла спорить с альфой, если его ход действительно лучше. Если такая ситуация повторяется регулярно, остальным игрокам нет смысла напрягаться – решение будет найдено и без них.

Именно в этом и заключается «проблема альфа-игрока»: кому-то придется пожертвовать вызовом собственным способностям и интересом к игре – либо самому альфе, либо остальным.

Проблема игры или игроков?

Давайте подумаем, зачем вообще ставить этот вопрос?

Если целью стоит назначить виновного, то конечно, можно свалить все на «человеческий фактор». Толку от этих поисков козла отпущения, правда, никакого.

Но если цель – поиграть в увлекательную игру? Я хочу купить себе новую игру и знаю, что моя игровая ячейка страдает от альфа-эффекта. Спрашиваю: «Ребята, а что в этой игре сделано для защиты от альфа-игрока?»

И условная «Пандемия» отвечает мне: «Ничего. Это не моя проблема. Меняй друзей, перевоспитывай родителей, разводись с мужем – ну или не играй в меня.»

А условная «Ханаби» отвечает: «А тут альфы совсем не может быть – вся игра построена вокруг того, что ваше общение жестко регламентировано, а цель – как раз передать друг другу нужную информацию разрешенными способами».
Это значит, что Ханаби мне скорее подойдет, чем Пандемия.

В этом и есть разница между играми «с проблемой альфа-игрока» и «без такой проблемы».

Мы можем называть игры, требующие перевоспитания мужа, «играми с альфа-проблемой», а лояльные к нам игры – «играми без альфа-проблемы». Это – свойство игры.

Популярный же третий вариант ответа: «да ни в каких играх не бывает такой проблемы» полностью бесполезен, потому что совершенно не помогает определить, подойдет мне конкретная игра или нет. И потому что подталкивает к игнорированию проблемы и ее решений.

Стоит ли гeймдизайнеру что-то делать?

Может быть, оставить игрокам борьбу с альфой? В конце концов, ну что им стоит самим нахоумрулить, например, запрет на обсуждения?

Нет.

Негласная обязанность дизайнера игры – создать такую игру, где игра по правилам неизбежно приводит к насыщенному и интересному процессу. Это – результат его труда. То, чем отличается хорошая игра от плохой.

Если автор выдает продукт, подпертый костылями и требующий хоумрулов для адекватной игры, он попросту перекладывает часть своей работы на игроков.

Кроме того, правила небезопасно просто так добавлять или убирать. Хорошая игра, как правило, разpaбатывается как единая система со взаимодействием всех частей. Если создатель игры предлагает вам держать все карты открытыми, значит, решение задачи рассчитано на полное владение этой информацией. Если он запрещает переговоры – вся сложность может быть потеряна при нарушении этого запрета.

(UPD: по результатам обсуждений хочу подчеркнуть: это не значит, что все дизайнеры обязаны всё бросить и делать только безальфовые коопы. Если создатель считает, что его ЦА не будет сталкиваться с этой проблемой, или хочет сделать игру про подобные переговоры, или считает, что борьба с альфой сломает что-то более важное, или еще что – как ему угодно. Тогда на вопрос «а что тут против альфы предпринято?» будет честный ответ «ничего, я так захотел». Главное – это сознательное решение, а не отмашка «не бывает такой проблемы; при чем тут я, пусть сами барахтаются». В этом случае, кстати, игрокам хоумрулить не стоит по той же причине: цельная система по видению дизайнера должна быть именно такой – с переговорами/открытой информацией/т.п. Именно в таком виде она работает согласно замыслу.)

Что он может сделать?

Авторы, которые хотят помочь людям играть в совместное решение задач, используют много способов убрать или снизить влияние альфа-игрока. Эти способы часто применяются совместно.

  • Личные цели – популярный ход, выводящий, однако, игру из кооперативов в полукооператив. Примеры: «Battlestar Galactica», «Мертвый Сезон», «Nemesis», тысячи их.
  • Полный запрет обсуждения. Альфа не сможет рассказать решение, если правилами запрещено говорить. Пример – «Магомаркет».
  • Скрытая информация с ограничением ее передачи. Надо отметить несколько вариантов реализации.
    Есть «мягкий» запрет, когда правила вроде бы запрещают вам сообщать что-то, но не дают четкого критерия нарушения. Яркий пример – «Мрачная гавань» или «Shadows over Camelot». Нельзя сказать «сыграю инициативу 5», но можно сказать «буду действовать ОЧЕНЬ быстро (или быстро, или медленно, или средне)». Вплоть до того, что телеграфировать цифру интонацией слова «Очень». Поймать момент нарушения может быть непросто.
    Есть «жесткий» запрет, когда правила прямо диктуют, что или когда можно говорить, а что нельзя. Хороший пример – детективный филлер «Элементарно». Вы не можете говорить, что у вас на картах, кроме специально выделенных слов, которые разрешено сообщать. Тут все четко – то можно, это нельзя.
  • «Информационная экономика». В этом случае вся игра состоит из обмена информацией. Сутью игры и является передача сведений союзникам. Но она сильно ограничена: информация разбита на маленькие порции, порции передаются только конкретным регламентированным способом, и это стоит внутриигровых ресурсов – «действий», жетонов, и т.д. Примеры: «Ханаби», «Кодовые имена: Дуэт».
  • Игра в реальном времени. Ограничение по времени не дает альфа-игроку успеть просчитать все необходимые ходы и выдать инструкции. Он вынужден полагаться на союзников. Ограничивать можно время игры целиком или в какие-то фазы. Примеры: «Mechs vs Minions», «Магомаркет», «Space Alert»;
  • «Когнитивная нагрузка». Число объектов, которые человек может удержать одновременно в памяти, ограничено. Можно добавить таких объектов – компонентов, правил, условий и т.д. – столько, чтобы один человек не мог справиться с расчетами за нескольких, но мог считать и принимать осознанные решения за себя. Он все еще может раздавать общие указания остальным игрокам, но придется полагаться на их способность обpaбатывать свою часть данных.
    Этот способ не особенно надежен. Мне вообще известна только одна игра, в которой это получилось – «Spirit Island». Думаю, этому поспособствовала гибкая настройка как общей сложности, так и в некоторой степени индивидуальной – некоторыми духами гораздо сложнее управлять, чем другими. Таким образом, группе легче подобрать именно такой уровень сложности, где играть будет интересно всем.
    Тем не менее, этот способ существует (наверняка есть или будут и еще подобные игры).
  • Неочевидность последствий. Альфа не сможет с полным правом считать свое решение оптимальным, если нельзя просчитать непосредственные изменения состояния игры в результате. Например, в «Шерлок Холмс, детектив-консультант» можно обоснованно предполагать, куда лучше пойти следующим шагом, но все равно невозможно привести объективные доказательства, что один ход однозначно лучше другого: вы не узнаете последствия, пока не сделаете ход. Опять-таки способ довольно зыбкий – по понятным причинам совсем неочевидными последствия сделать нельзя, иначе вы потеряете игру.

Некоторые из этих способов (например, последние три) используют подход количественный, а не качественный – они не уничтожают теоретическую возможность возникновения альфы, но снижают вероятность его появления. Проявляться альфа-эффект начнет только при гораздо более значительной разнице в уровне игроков. Что уже лучше, чем ничего.

Это наверняка не все варианты. Какие-то я могла просто забыть, а с какими-то еще предстоит познакомиться. Но и приведенных, полагаю, достаточно, чтобы утверждать, что борьба с альфой со стороны игры вполне возможна.

Благодарности: XZidan и другим моим оппонентам за дискуссии, в которых оформились соображения на эту тему; Metalize за помощь с примерами и вычиткой, Geek Nights за термин «информационная экономика» (применительно к настольным играм), Ksedih за перевод статьи про «когнитивную нагрузку».



Комментарии:

«Легенды Сигнума». Стартовый набор в продаже

«Легенды Сигнума». Стартовый набор в продаже 3) Боевая колода Вольного Города Валлор — 20 карт....

05 12 2025 20:25:45

Новости TTS. Выпуск 22

Новости TTS. Выпуск 22 – Авторы: Matt Lea***, Chuck D. Yager...

04 12 2025 6:47:49

Правила игры «Angry Birds»

Правила игры «Angry Birds» Правила игры «Angry Birds»...

02 12 2025 14:29:34

Путеводитель по миру настольных игр!

Путеводитель по миру настольных игр! Где найти новые настольные игры...

30 11 2025 7:16:32

Июльские блиц-обзоры от Зордока

Июльские блиц-обзоры от Зордока В общем, хватит о грустном, давайте посмотрим на осколки былого величия настольного мира....

29 11 2025 18:53:31

Описание игры «Ticket to Ride: USA 1910»

Описание игры «Ticket to Ride: USA 1910» Вернемся к игре Ticket to ride — это классика в мире настольных игр. Общепризнанная семейная игрушка с несложными правилами и быстрыми партиями. Наконец- то и мне удалось поиграть в паровозики. Играли мы на дорогах США. На дворе стоит 1910 год, На карте США появляются все новые и новые железно- дорожные маршруты....

28 11 2025 17:47:13

Размышления о «Saboteur 2»

Размышления о «Saboteur 2» 4. Появились новые карты туннелей: мосты, лестницы-телепорты, а также цветные двери, через которые могут проходить гномы только из одной комaнды;...

27 11 2025 3:59:54

Zombie in My Pocket – распечатай и играй

Zombie in My Pocket – распечатай и играй В комплекте: ПнП, правила, коробка....

26 11 2025 23:40:50

Runebound (3rd Edition) – распечатай и играй

Runebound (3rd Edition) – распечатай и играй На древней земле Терринот вас ждут величественные города, кровожадные дpaконы и могущественная магия. Опасности здесь поджидают повсюду. Ужасающий король нежити Ваpaкеш со своей арией мертвецов надвигается на мирные земли. Дpaконий лорд Маргат восстал от многовекового сна и жаждет реванша. Только истинные герои смогут противостоять им и восстановить мир в королевстве!...

25 11 2025 9:56:52

Мафия без засыпания

Мафия без засыпания Итак, каждый игрок получает карточку персонажа, с именем, по которому к нему могут обращаться и другие игроки. Каждый может сделать любой комплект имён, я взял героев мультфильмов. Между партиями игроки могут менять своих персонажей, а могут и продолжать играть с теми, к которым привыкли. На лицевой стороне карточки указан персонаж (картинка и имя), а с обратной есть окошко, сквозь которое видна вставляемая в карточку персонажа карточка роли, имеющейся в игре:...

24 11 2025 16:43:38

Настольные игры нацистской Германии уйдут с молотка

Настольные игры нацистской Германии уйдут с молотка Настольные игры нацистской Германии уйдут с молотка...

23 11 2025 7:53:23

В Казани пройдёт турнир по настольным играм

В Казани пройдёт турнир по настольным играм Победителю турнира достанется необычный приз — авиабилет в Германию от "Ак Барс Аэро" на 7 сентября 2011 года. Насчёт призов за 2 и 3 место информации пока что нет, возможно они будут, а возможно и нет. Главный приз, конечно, более чем необычен. И, я надеюсь, что билет будет выдан в оба конца 🙂...

22 11 2025 12:25:58

Советская игра «Из Саара в Москву»

Это — самая ранняя дата. Которая подтверждается еще одним фактом. Клеткой на игровом поле про заводы Ситроена. Увлеченный идеей, что реклама — двигатель торговли, Андре Ситроен не скупился на увековечивание своей фамилии. Например, в начале 30х Эйфелева башня не просто освещалась ночами, а лампочки складывались в слово "Ситроен". Все это привело к тому, что компания оказалась на грани банкротства. И Ситроен вынужден был передать свое детище кредиторам. Тоже в начале 1935 года. План спасения компании новыми хозяевами включал в себя и увольнение пpaктически каждого третьего рабочего....

21 11 2025 2:35:25

Новый сайт — «Настольный блог с буферами»

Новый сайт — «Настольный блог с буферами» Кто-то, что это рекламный проект Мосигры, которая издаёт и продаёт настолки, упомянутые в статьях сайта...

20 11 2025 10:41:45

«Робин Гуд» в «Шервудском лесу»: сравнение двух новинок

Главное различие в них, которое можно уяснить для себя до вскрытия коробки — это автор. У Шервуда на обложке значится некий Nils Finkemeyer — если обратиться к BGG, то можно выяснить, что это его первая, и, скорее всего, последняя игра — т. к. с рейтингом 5.5 для первого проекта делать в игровом настольном бизнесе сейчас нечего. Рейтинг у Робина Гуда тоже не впечатляет — 5.7. Но если посмотреть на другие графы, то всё встаёт на свои места — 6.74 средний (этот рейтинг хаpaктерен для игр из первых 400-500 позиций), но маленькое число проголосовавших, а также год издания (2005) влияют на общую статистику. Комментарии к игре пестрят сообщениями: «когда же выпустят на английском?», «когда будет переиздание?» и т. п....

19 11 2025 23:13:15

Хан Соло и Энакин Скайуокер заодно в новой игре Star Wars: Destiny?!

Хан Соло и Энакин Скайуокер заодно в новой игре Star Wars: Destiny?! В Star Wars: Destiny каждый сможет построить свою неповторимую колоду карт, встав на сторону героев или злодеев и определив ход событий. Создайте свою собственную эпическую историю в мире Звёздных Войн. И если вы считаете, что Джа-Джа Бинкс должен управлять Соколом Тысячелетия во время штурма Звезды Cмepти – так тому и быть!...

18 11 2025 3:55:32

Видео-обзор «Dice Town»

Видео-обзор «Dice Town»...

17 11 2025 22:13:58

Обзор игры «Thunderstone»

Обзор игры «Thunderstone» Кстати говоря, есть ещё один продукт, также выпускавшийся AEG, который тоже нередко сравнивают с «Доминионом» — это «Arcana», о которой я уже рассказывал. Но там причин для подобного сравнения несравненно меньше, и «Громовой Камень» гораздо интереснее для анализа. Чем мы нынче и займёмся....

16 11 2025 11:35:51

Star Realms – теперь книга

На другом краю галактики на глазах у менеджера корпорации "Регенси Биотех" Дарио Аназао назревает конфликт, грозящий обернуться революцией. Мегакорпорации Торговой федерации вынуждают людей работать в ужасных условиях, нарушая их права. Помочь им больше некому, так что Дарио придётся спасать рабочих на Марсе самому....

15 11 2025 19:31:35

Интервью с Антуаном Бауза

Интервью с Антуаном Бауза А.Б.: В последние месяцы мне понравились Navegador, The Big Idea, Glory to Rome. Я много играл онлайн в Though the Age. У меня не хватает времени, чтобы играть больше, тестирование моих собственных прототипов отнимают у меня много личного игрового времени... Когда я заканчиваю одну из своих игр, я в нее больше не играю. Как только я распечатаю коробку со своей собственной игрой, я уже начинаю работать над новым проектом......

14 11 2025 5:49:39

Экспортный ролик о «Великой Отечественной»

Экспортный ролик о «Великой Отечественной» Экспортный ролик о «Великой Отечественной»...

13 11 2025 9:16:59

Crossfire – распечатай и играй

Crossfire – распечатай и играй Tabletop Simulator модуль Обзор...

10 11 2025 5:52:16

Опа агростайл! Рассуждения о Hearthstone

Опа агростайл! Рассуждения о Hearthstone Наконец, в-третьих, раш-колоды неинтеpaктивны. Им все равно, что делает оппонент, по сути, такие игроки раскладывают пасьянс. Однако игра против однотипно действующего бота и против нормального живого оппонента – две большие разницы. С первыми играть неинтересно, это они играют с тобой, потому что кто-то же должен терять здоровье....

09 11 2025 6:30:57

Редизайн игры «Pocket Rockets»

Редизайн игры «Pocket Rockets» Редизайн игры «Pocket Rockets»...

07 11 2025 20:15:16

Игровое поле для ККИ «Берсерк»

Игровое поле для ККИ «Берсерк» 2) Простенькое чёрно-белое — готово для печати на 8 листов формата А4....

06 11 2025 10:36:31

Перевод правил игры «Alienz»

Перевод правил игры «Alienz» Перевод правил игры «Alienz»...

05 11 2025 13:27:26

The Builders: Middle Ages – распечатай и играй

Скачать материалы для игры The Builders: Middle Ages...

04 11 2025 18:57:38

Настольные герои. Неофициальный порт Heroes III

Настольные герои. Неофициальный порт Heroes III На тот случай если отключат свет, или жить придётся в средневековье, после катаклизма, у бабушки в деревне 🙂...

03 11 2025 14:41:35

Перевод правил «Цивилизации Сида Мейера»

Перевод правил «Цивилизации Сида Мейера» 3. “Politics is war without bloodshed, while war is politics with bloodshed.” (Мао Цзе Дун);...

02 11 2025 11:46:19

Впечатления от игры «Карточные колонизаторы»

Впечатления от игры «Карточные колонизаторы» Ну а теперь о впечатлениях от игры… Карточные Колонизаторы нам очень понравились. Это, наверное, самая серьезная игра для двух игроков, которая есть в нашей коллекции. Партия в нее длится больше часа, но пролетает это время незаметно, т.к. процесс создания своего маленького государства очень интересен....

01 11 2025 18:31:33

Werewords: Угадай магическое слово!

Werewords: Угадай магическое слово! О чем игра...

31 10 2025 9:55:19

Завершён перевод игры «Anima: Shadow of Omega»

Завершён перевод игры «Anima: Shadow of Omega» Завершён перевод игры «Anima: Shadow of Omega»...

29 10 2025 12:35:10

Советские настольные игры 20-х — 30-х годов

Советские настольные игры 20-х — 30-х годов За здоровый быт, 1926 Обратите внимание, какое унылое у рабочего лицо....

28 10 2025 3:35:55

Отчёт за неделю с 19 по 25 сентября 2011 года

Отчёт за неделю с 19 по 25 сентября 2011 года Карточный LOTR я осваивал по объяснениям товарища, сам правила не читал. Поэтому не обессудьте, если я что вдруг не так понял, и буду называть элементы игры по-своему....

26 10 2025 19:40:20

Михаил Баландин о бесконфликтных играх

А теперь поехали....

25 10 2025 23:43:12

Открыт предзаказ на русскую версию «Контейнера»

Открыт предзаказ на русскую версию «Контейнера» Официальное описание игры:...

23 10 2025 7:59:10

Новости Kickstarterа. Выпуск 18

Новости Kickstarterа. Выпуск 18 – Автор: Edmund McMillen...

22 10 2025 1:48:12

Старый-новый сайт о настольных играх

Старый-новый сайт о настольных играх Старый-новый сайт о настольных играх...

21 10 2025 9:14:54

Обзор игры «Through the Desert»

Обзор игры «Through the Desert» Очки Цель игры – заработать побольше очков. Очки получают несколькими способами:...

18 10 2025 12:57:25

Несколько слов о «Манчкине»

Несколько слов о «Манчкине» Works brilliantly well with 2 players. BUT a sense of humour is needed. I made the mistake of playing this too aggressively with my wife (i.e. she didn’t win) and my marriage was in serious trouble for months afterwards (no joke)....

17 10 2025 7:28:37

Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::