Игра года – 2018

Завершается очередной календарный год, время подводить итоги и время назвать лучшие игры, которыми этот год запомнился. С гордостью в 11-й раз подряд объявляю список лучших настольных игр уходящего года, игр, удостоенных премии «Игра года» от BoardGamer.ru.
В списках номинантов и победителей премии игры, которые появлялись у нас на столе в 2018-м году. Преимущественно это новинки, но это условие выполняется не всегда, потому что мы играем как в новые, так и в проверенные временем игрушки. Это не обязательно самые громкие названия. Но это точно гарантированно хорошие игры, способные принести море удовольствия.
Итак, лучшие настольные игры 2018-го года по версии сайта BoardGamer.ru!
Поехали!
Традиционно первая номинация – это лучшая семейная игра. В неё попадают игрушки, за которые можно сесть с родными и близкими, друзьями и подругами, опытными и неопытными игроками. Словом, игра должна быть достаточно проста, чтобы её мог понять любой, но достаточно глубока, чтобы быть интересной и опытным настольщикам. И такая игрушка в этом году была – «Медвежий парк», выпущенная компанией GaGa Games, интересный тетрис про строительство вольеров в зоопарках. Игрушка на смекалку, на планирование и на выполнение заданий. Несложная, со стратегическим простором, и очень цепляющая. Пpaктически каждый раз, когда мы её раскладывали, кто-то сразу же просил сыграть ещё.
Следующая номинация – лучшая игра для двух игроков. Надо сказать, что в уходящем году случаи, когда на поиграть мы собирались с кем-то вдвоём были достаточно редки. И на каждую такую посиделку обязательно находилась хорошая настолка. Это и A Few Acres of Snow, и «Ужас Аркхэма. Карточная игра». Но лучшей, пожалуй, стоит назвать именно Star Wars: Destiny, локализованную издательством Hobby World коллекционную карточную игру с кубиками. Да, у неё есть недостатки. Ведь изначально по модели распространения это не столько игра, сколько механизм для высасывания денег. Но при всём при этом можно потратить определённую сумму и приобрести достаточно карт и кубиков, чтобы играть как в «кухонном формате», так и участвовать в турнирах. Как бы то ни было, игрушка стоящая!
Лучшую игру для компании в этом году определить очень легко. Это определённо «Декодер», классная настолка на загадывание и угадывание ассоциаций. «Декодер» – это маленькая компактная коробочка, не очень понятные с первого взгляда правила, но зато умный и весёлый игровой процесс. И ещё почему-то ошибочно пытаются сравнивать с «Кодовыми именами». Да, это две игры на угадывание слов по ассоциациям, но работают они совсем по-разному. Если ещё не пробовали, обязательно сыграйте. «Декодер» – классный! Тем более, что благодаря компании «Лавка игр» есть возможность приобщиться к русской версии.
Насчёт лучшей детской игры всегда есть некие сомнения. Всё-таки, не так много подобных настолок проходит за год через наши руки, да ещё и не каждая оказывается чем-то выдающейся. Скажем, мы играли в «Трёх поросят», в «Кусалочку» и в «Ищи-пищи!», но ни одна из них на премию не тянет. Но одна такая игрушка в уходящем году всё-таки была. Это «Липкие хамелеоны» от GaGa Games, неожиданно оригинальная настолка на ловкость, в которой нужно выхватывать со стола насекомых специальными липкими языками. Это очень просто, весело и быстро!
С лучшей карточной игрой всё просто и понятно. «Ужас Аркхэма» на картах, выпущенный издательством Hobby World, приключенческая настолка, основанная на произведениях Говарда Лавкрафта и построенная на системе сценариев с уникальным сюжетом, механиками и противниками. Мы пробовали разные игры из этой вселенной, и обычный настольный «Ужас», и на кубиках («Знак Древних»), но именно карточный – то, что нужно. Играть интересно. Здорово проходить сюжет, узнавать куда выворачивает история, и при этом ещё выполнять различные задания. Надеюсь, в следующем году «Мир Хобби» продолжит выпускать для неё новые приключения!
C лучшим филлером в этом году сложно. Не было их пpaктически. Играли в микро-настолку Win, Lose or Banana, в неплохую быструю игрушку в реальном времени «Омига», да во всякие «Гоббиты». Но ни одна на звание игры года не тянет.
Говоря о лучшей отечественной игре, хочется отметить сразу несколько позиций. Первое – это «Турнир кренделя», очень простая игрушка от MVP Games, которая выделяется просто чумовыми иллюстрациями. Ещё в этом году выходил забавный настольный «Футбол» за авторством Максима Трофименко (до сих пор жалею, что не сфотографировал её в разложенном состоянии на Фестивале болельщиков в период Чемпионата мира по футболу). Была также очень неплохая семейная игрушка «Клубма». Но всех затмил, безусловно, «Смартфон», мощная экономическая игра от Cosmodrome Games, придуманная Иваном Лашиным. В финальный вариант, правда, не играл, но прототип – очень даже оценил.
В плане локализаций этот год был очень богат на мощные игры. На русском языке вышли такие хиты как Twilight Struggle (Сумеречная борьба), GloomHaven (Мрачная гавань), War of the Ring (Война кольца). Все они, безусловно, хороши, вот только в TS и WotR мы играли уже лет 10 назад, а что касается «Мрачной гавани», при всех её прелестях приключения героев, выполнение квестов и бои с монстрами, это просто не мой жанр в настольном формате. Но это игра № 1 в мировом рейтинге на крупнейшем портале о настольных играх Board Game Geek, поэтому лучшая локализация – это именно GloomHaven. 9 кг компонентов, почти 100 партий в запасе на прохождение сюжетной кампании, море текста – таких монстров издают далеко не каждый год!
В этом году в перечне номинаций пополнение – «лучшая соло игра». Так вышло, что немало времени было проведено за партиями на одного игрока. Игр при этом было охвачено несколько, но среди них есть определённо лучшая – Legendary: A Marvel Deck-Building Game. Для неё есть официальные и неофициальные соло-правила, включающие в том числе режим кампании. Попробовав на пpaктике с уверенностью заявляю, игра очень хороша. Есть нюансы, связанные с некоторыми хлопотами по подготовке и уборке карт после партии, но процесс при этом достаточно хорош, чтоб увлечь на несколько десятков партий.
Дополнений в этом году было раз-два и обчёлся. «Ночь Данвича» для карточного «Ужаса Акрхэма», «Переворот в Лонгсдейле» для «Королевских товаров», Prelude для «Генералов» (которая напрашивается на звание лучшего дополнения, но нет, потому как из трёх допов к Quartermaster General нравится меньше всех). Самое лучшее – это однозначно «Климат» для реэкспортной версии «Эволюции», появившееся на русском языке благодаря «Правильным играм». Это настолько классное дополнение, что кажется, будто игра изначально должна была быть создана именно с ним, и попробовав «Климат» к гoлой базе желания возвращаться уже нет.
Необычных игр в уходящем году было несколько. Это и «Фотосинтез», которой удивительно просто и наглядно симулируется движение солнца по небосклону и освещение его лучами леса. Это и «Солнечная долина», предлагающая простой, но непривычный способ строительства разных вещей в ходе партии – их надо рисовать прямо на игровом поле. Это и «Капитан Сонар», который доказал, что комaндно-соревновательная игра в реальном времени может быть хорошей. Но наиболее инновационная вещь, это всё же «Место преступления» от Hobby World. Это наполовину книга-игра, наполовину детектив, да ещё и приправлена сверху электронным приложением.
Разочарования в настольных играх нечасто, но случаются. Так бывает, смотришь на какую-нибудь игру, хочешь попробовать, а на пpaктике выходит – неинтересно. Именно так и получилось с A Handful of Stairs. Или видишь интересную идею, но понимаешь, что в игру просто не с кем играть, как вышло с Fog of War. Но обиднее всего, когда ты отдаёшь игре много времени, рисуешь памятки, переводишь карты, а потом оказывается, что партия – это нагромождение каких-то случайных ходов, а победителем бaнaльно становится игрок, которого просто меньше всех били, или кому больше всех повезло с картами. Увы, с Cuba Libre сложилась именно такая история.
Про «Капитана Сонара», игру о дуэли подводных лодок, слышал положительные отзывы по части игрового процесса и отрицательные по части организации, мол собрать 8 или хотя бы 6 человек на партию (а меньшим числом за неё лучше не садиться) довольно сложно. Ничего особенно го не ожидал, тем более, что уже был негативный опыт с похожей игрушкой Space Cadets: Dice Duel про сражения космических кораблей. А тут попробовали – понравилось! Игрушка классная, комaндная, каждый члeн экипажа вовлечён в процесс и принимает важные решения для судьбы субмарины. Если есть возможность собираться большой компанией – обязательно попробуйте!
Теоретически лучшей игрой для опытных игроков могла бы стать Cuba Libre. Могла бы, если бы не разочаровала. Очень много наворотов, множество правил, свои действия и исключения у каждой из четырёх противоборствующих сторон, а по факту на поле творится бестолковая возня, часа три надо играть, а победитель определяется чуть ли не волей случая. Поэтому это звание получает новинка «генеральской» серии, игра Quartermaster General: The Cold War, повествующая о конфликтах Холодной войны. Эта игрушка уникальна тем, что рассчитана на троих участников, причём тут каждый дерётся против всех. Плюс по объёму правил она опережает всех остальных ныне выпущенных «Генералов».
Ну а лучшая игра года, извините, это всё те же «Генералы. Холодная война», она же Quartermaster General. Играем в неё много и долго уже третий год подряд. Причём, игрушка не стоит на месте. Только в этом, 2018-м году опробовали три существенные модификации. Сперва у нас был неофициальный вариант со стартовыми статусами и замененными картами, в котором Германия и СССР изначально не воевали друг с другом, а японцы и немцы получали реальный шанс захватить США. Позднее появилось официальное дополнение Prelude, с которым, увы, баланс игры оставался перекошен в сторону комaнды Союзников. Затем родился ещё один неофициальный «исторический» вариант, в котором комaнду Оси серьёзно усилили, да так, что победы Союзников стали у нас редкостью. Под конец мы играли в этим «историческим» вариантом и дополнением Prelude в одном флаконе. Получалось очень хорошо!
В завершении хотелось бы отдельно отметить три игры, которые не попали ни в одну номинацию, но всё равно заслуживают особого упоминания. Это Sherlock Holmes Consulting Detective, ещё одна игра-расследование, похожая на «Детектива», только более объёмная. «Терра Мистика» – мощнейшая и интересная евростратегия (думаю, в следующем году познакомимся с ней поближе), а также «Солнечная долина» – очень хорошая семейная игрушка с необычной механикой рисования и записей. Попробуйте, они классные!
Комментарии:
Как стало недавно известно, игра будет разделена на собственно игру и «миньке», что очень правильно, т.к. суть тут вовсе не в миньках или красивых артах, которые дотошно рисовали и перерисовывали за несколько лет разработки. Суть в том, что игровой процесс сосредоточен на картах, а поле тут выступает скорее как маркер успешности или неуспешности стратегии игрока....
04 12 2025 5:56:27
Игровая механика дeбильна, как улыбка Джорджа Буша — игроки тупо бросают кубики, пока один не перебросает другого. Ни о какой «стратегии» речи идти в принципе не может. Возможно, играя по правилам, отличным от стандартных можно внести в игру хоть какую-нибудь интригу, но это, согласитесь, будет уже совсем другая игра....
02 12 2025 8:53:50
И, конечно, все материалы только для ознакомления)...
29 11 2025 4:35:45
Настольные игры года на фестивале Origins 2007...
28 11 2025 11:39:34
Так получилось, что я начал делать свои игры примерно в 8 лет. Оставаясь в школе на продленке, мы часто играли в солдатиков-трaнcформеров-супергероев, и мне пришла в голову идея определять попадание из оружия броском кубика, что позволило надежно решить споры вида «попал — не попал». 🙂 Потом солдатики и техника обросли параметрами жизней, повреждения и движения (спасибо домашнему ПК, появившемуся в моей жизни в 6 лет и игре Ancient Art of War). На этом я не остановился и придумывал настольные игры на протяжении всего обучения в школе. «Козябло» даже увидело свет спустя многие годы. В 2000 году поездка в Германию по обмену окончательно меня убедила в перспективности и серьезности карьеры игрового разработчика. Ну а «точкой невозврата» стал клуб «Лабиринт», где я познакомился с сотнями настолок, а многие мои игры нашли аудиторию и поддержку. Потом был «Берсерк», для которого я сделал все сеты от «Эквилибриума» до «Часа Чудовищ» и закрутилось…...
26 11 2025 7:30:45
Как уже ясно из названия GiftTRAP, игра это про подарки. Которые можно будет не только дарить, но и получать в дар! Так же в названии есть ещё одно словечко trap, которое переводится как ловушка. А что самое сложное в выборе подарка? Правильно, не ошибится! А то получится как в известном рассказе О’Генри – набор расчёсок для лысого, и красивый футляр для проданных часов....
25 11 2025 22:43:58
Карточный LOTR я осваивал по объяснениям товарища, сам правила не читал. Поэтому не обессудьте, если я что вдруг не так понял, и буду называть элементы игры по-своему....
24 11 2025 20:24:40
Перевод карточек для игры «Мрачная борьба» (Twilight Struggle)...
23 11 2025 3:59:23
Большинство расширений вводит в игру новые расы или способности, но здесь нет ничего подобного. Ничего. Даже наоборот, правила рекомендуют убрать из игры одну из способностей стpaxa, ставшую сверхмощной. Так что же мы получаем в дополнении?...
22 11 2025 2:43:48
3. Тематичный эпизод, в котором можно разобрать какой-нибудь один большой вопрос. Примерно как это было в выпуске про сюжетную составляющую в настолках. Пожалуй, это наиболее трудоёмкий, но и наиболее интересный лично для меня формат. Вот только тем на примете не сказать, чтобы очень много. Точнее, пока есть только одна, и звучит она примерно так: «Сколько раз надо играть в настольную игру». Вот тут просьба — накидайте ещё подобных интересных вопросов, которые можно развернуть в целый выпуск....
20 11 2025 19:36:40
Будьте настороже: новые угрозы неизбежны. Каждая карта играет свою важную роль. Любое действие может быть между стабильностью и катастрофой....
14 11 2025 4:36:34
В музее настольных игр проводятся бесплатные интеpaктивные экскурсии для детей и взрослых, которые включают в себя не только рассказ об экспонатах музея, но и интересные задания и вопросы. Экскурсовод проведет вас по залам древних игр, игр Средневековья, современных игр и залу Ностальгии, где расположены в витринах игры СССР и 90-х....
13 11 2025 8:55:56
Space Hulk — Death Angel — карточная кооперативная игра для 1-6 человек 2010 года выпуска. Создана на основе вселенной WarHammer 40K по мотивам Space Hulk и позволяет отряду смельчаков пройтись по тёмным коридорам, в которых скрываются кровожадные генокрады....
11 11 2025 12:11:53
Памятка игрока для Anima: Shadow of Omega на английском языке (pdf, 35 Kb...
09 11 2025 13:46:54
Внутри коробки с изображением загадочной фигуры, расположившись на двухсторонней игровой доске, в Нью-Йорке ожидает отправки поезд. Нарисованный маршрут проходит через несколько остановок. В нижней части есть место для разыгрываемых карт....
07 11 2025 7:38:27
Crave (2019)
– Автор: Bryan Sloan
– Стратегическая, 2-6 игроков, 30 минут
– Card Game, Fantasy, Fighting
– Card Drafting, Deck / Pool Building, Hand Management, Partnerships, Take That, Variable Player Powers
– Проект заканчивается: 17 апреля
– Помощники: 494
– Список игр на BGG
Карточная охота на вампиров....
06 11 2025 7:37:36
Итак, вам предстоит развивать свой регион в течение 5 лет. Каждый год делится на 4 сезона (удивительно, да?), во время 3 урожайных сезонов мы получаем ресурсы и строим здания, а во время зимы приходят захватчики и пытаются нас ограбить. Также есть 4 промежуточных фазы, которые происходят на стыке сезонов, тогда король помогает отстающим лордам и поощряет лидеров....
04 11 2025 23:33:23
3. Тролли могут работать в комнатах (но не могут копать тоннели и добывать золото) вместе с бесами (при покупке тролля вы получаете жетон тролля);...
02 11 2025 10:45:19
Задача игрока-детектива определить личность Джека и поймать его. Задача Джека – морочить детективу голову определенное число ходов. Джек тоже может двигать фигурки сыщиков, может менять карты местами или переворачивать их (после чего некоторые персонажи могут оказаться невидимы для полиции)....
01 11 2025 17:16:23
Разбора правил опасались обоснованно. Из четырех человек, изъявивших желание сесть за игру, с настолками имел дело только я один. Поэтому чтение и толкование правил шло туго. Благо, в какой-то момент последовательно продираться через текст всем надоело, и я зачитал пример одного игрового раунда. Вот он-то и расставил все точки над i. «Ааа… Ну так все понятно!» – грянуло хором над игровым полем....
31 10 2025 17:14:44
Пять партий сыграли непостоянным составом. Пара человек после каждой менялись, но костяк оставался один. И все пять партий у нас заканчивались одинаково. Приходит Америка в Европу, и всё, Ось проигрывает. Четыре раза из пяти я играл за Японию, и ни разу не успел на помощь. Даже не знаю что и думать. Может, не зашли карты. Возможно, в каких-то партиях я зря тратил драгоценные ходы на захват Индии и Китая. А, где-то, возможно, подвела Италия, за которую сажали новичка. Как бы то ни было, мы, кажется, нащупали теоретический предел. Пять партий – это то число, после которого желание немедленно повторить угасает. Хочется сделать перерыв....
30 10 2025 3:57:46
Помимо цифровой версии игры можно прикупить и ещё что-нибудь, вот какие есть варианты:...
27 10 2025 12:55:17
С третьим расширением военная мощь вполне может зашкалить за 20, хотя такое и очень редко бывает. Пользуйтесь линейками и счётчиками, они не зря там лежат в коробке!...
26 10 2025 21:26:48
10х15, 20х30 — файлы для заказа фотографий 10х15 и 20х30 см;
30х45 — вариант с более крупными полем и жетонами пиратов/сокровищ;
box.pdf — коробка для карт;
aid.pdf — памятки;
printer.pdf — файлы для печати на принтере (на выбор: рубашки с метками и без, поле двух разных размеров);
rules.pdf — правила.
...
24 10 2025 15:46:28
Повелитель стихий (rar, 129 Mb) ...
23 10 2025 1:50:33
Призами за 1-3 место будут новые настолки различных издателей, которые мы привезем из Эссена. Авторы призовых работ смогут сами выбрать из списка, что им понравится. За 4-6 места англоязычные издания «Правильных игр»....
20 10 2025 18:47:59
Теперь игроки могут воздействовать на размер и доступность кормовой базы. Кубик больше не понадобится — его место успешно заняли представители растительного мира, благодаря которым ваши животные и получают необходимую для выживания пищу....
19 10 2025 16:35:22
Пока что о планах Fantasy Flight Games по изданию английской версии Twilight of the Gods ничего не известно, но я полагаю, это просто вопрос времени....
18 10 2025 10:33:31
Для игры вам потребуется распечатать 2 игровых поля (5 листов), лист с бумажными миниатюрами и прочитать правила. В дальнейшем вы с успехом можете создавать свои подземелья, монстров, сокровища и прочее....
17 10 2025 15:13:28
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку