Занимательный фотосинтез. Обзор игры Photosynthesis

Абстpaктные игры – один из жанров, который меня интересует. Не сказать, что я увлекаюсь ими на постоянной основе, но, нет-нет, да что-то интересное выстрелит. То Quorridor, то Hive, то ещё чего-нибудь. Вот, увидел на Board Game Geek обзор игры «Фотосинтез», и заинтересовался. Звучит заманчиво, говорят, отличный абстpaкт, да ещё и с проработанной темой!
Вступление
В 2015-м году на фестивале Gen Con издательство Blue Orange презентовала серию «Больших коробок», в которую вошли New York 1901, а затем Vikings on Board. Названия этих игр и отличные иллюстрации на коробках дают понять о чём они, и в этом году выходит достойное продолжение серии «Фотосинтез». Чувствуете, словно оказались на уроке биологии? Какие ощущения у вас может вызвать подобная игра? Давайте узнаем!
Обзор
Для начала нужно рассказать о чём эта игра, потому что для кого-то название может оказаться недостаточно информативным. Фотосинтез – абстpaктная стратегия в стиле шахмат или игр серии GIPF, однако тематика тут, как ни странно, присутствует. Игроки по очереди делают ходы, генерируя свет (очки действия) из своих деревьев, и используют его, чтобы выращивать новые деревья на поле. Нужно вырастить из семян большое дерево, а затем вывести его из игры, за это начисляются очки. Система очков действия напоминает победителей Spiel des Jahres 20-летней давности, Torres и Tikal, благодаря которым механика очков действия стала популярной.
Повторюсь, несмотря на то, что игровой процесс сам по себе весьма абстpaктный, тема игры в «Фотосинтезе» чувствуется хорошо. Свет, генерируемый каждый ход, зависит от позиции солнца, которое всё время движется и меняет ситуацию на поле. Положение, которое только что было очень выгодным, может оказаться катастрофическим уже в следующем ходу. Кроме того, деревья ещё и отбрасывают тени, которые блокируют деревья такого же или меньшего размера (даже ваши же), из-за чего на поле разворачивается постоянная борьба за территорию. Она обостряется ближе к центру, потому что середина поля приносит больше очков.
В целом в этой игре вам нужно расширять свою территорию, но делать это надо весьма необычным образом, потому что если вы просто будете захватывать все клетки подряд, в итоге вы заблокируете сами себя. Большие деревья могут забрасывать семена дальше, там что вам придётся постоянно балансировать между желанием вырастить деревья и не заблокировать самого себя, но чтобы при этом заблокировать соперников. Стратегия и тематика тут сочетаются очень хорошо. Пpaктически все правила ощущаются тематическими: деревья растут, у них появляются семена, они отбрасывают тени. Сами компоненты – отличные, особенно учитывая, что всё сделано из картона.
Это отличная, умная разработка. В правилах нет никаких модификаций для различного количества игроков, в этом нет никакой проблемы, но если она будет переиздаваться, неплохо было бы ввести различные стартовые раскладки для разного количества игроков (например, изначально на поле можно расставлять неиспользуемые фишки, чтобы частично блокировать территорию). Ещё одно небольшое замечание – иногда сложно отследить откуда именно будет светить солнце в следующем ходу. Обычно мы передвигаем его вперёд, чтобы спланировать свой ход, а затем возвращаем назад. Тут могли бы помочь какие-нибудь обозначения на поле.
Лично для меня в игре есть ещё один минус. Она совершенно не зависит от удачи, даже стартовая расстановка – всё делается самими игроками. Объективно в этом нет ничего плохого, просто лично мне нравится, когда в игру заложена вариативность, например, случайная стартовая расстановка или карты действия. В этой же игре есть ряд запретов в правилах, из-за чего в отношении конкретной клетки на поле вы можете обычно сделать что-то одно: поместить туда семена или вырастить дерево. Мне бы хотелось, чтобы к игре появилось дополнение в виде колоды карт действий, которые можно было бы покупать за очки света, и чтобы эти карты позволяли выполнять действия в нарушение обычных правил. Чтобы таким образом можно было совершать «крутые ходы».
Все мои перечисленные претензии на самом деле очень мелкие. Это скорее даже не претензии, а предложения по дополнению, потому что игра нравится мне в том виде, в каком она есть. Это очень редкий случай, когда у абстpaктной стратегии есть тематика, да ещё она так хорошо проработана. Игровой процесс в «Фотосинтезе» уникален и интересен, компоненты – шикарные, а в правилах сочетается тематика и стратегичность. Поверьте, эта игрушка намного увлекательнее урока по биологии.
Плюсы:
+ отличная игра;
+ абстpaктная игра с темой!
+ шикарные компоненты.
Минусы:
— в игре могло бы быть чуточку случайности/удачи/вариативности
Резюме
«Фотосинтез» – намного более классная игра, чем может показать по названию. Отличный пример абстpaктной стратегии с хорошо проработанной темой.
Комментарии:
Компания ЮНСИ продолжает существовать. Но история её закончилась. История людей, которые были одними из первых, но безнадёжно отстали. История авторов игры «Рынок», не сумевших найти своего места на этом самом рынке. История любителей настольных игр, так и не ставших профессионалами. Грустная история....
04 12 2025 21:20:34
Из творческих планов можно отметить хотелку вернутся к записи подкастов. Тут есть технические и организационные трудности, но, думаю, справимся с ними. Было бы здорово раз в неделю выдавать часовой выпуск. Уж это точно можно сделать. Попробуем в 2019-м поставить эту работу на поток....
03 12 2025 17:39:44
Сейчас готовится к печати замечательная семейная игра “Король Кувшинок” (Bullfrogs), ранее она издавалась в Америке и Европе, а ее жизнь началась с Кикстартера в 2014 году....
30 11 2025 18:10:45
Такое впечатление, что правила писал человек, плохо знакомый с русским языком. По крайней мере я не знаю как ещё объяснить это нагромождение запятых и корявые фразы....
29 11 2025 9:48:16
Королевские товары – ...
27 11 2025 20:51:55
Идеальное количество игроков 5-6, т.к. у всех персонажей полезные способности и отсутствие кого-то из них в комaнде (не)много усложняет жизнь!...
26 11 2025 9:34:50
Ghost Star (2019) – Автор: Pete North – Тематическая, 1 игрок, 45 минут – Adventure, Card Game, Dice, Exploration, Horror, Science Fiction – Role Playing – Помощники: 1009 – Список игр на BGG Разведка заброшенной космической станции....
24 11 2025 4:49:10
«Anima: Twilight of the Gods» выходит на английском...
23 11 2025 3:35:56
Stellaris Allies: набор из 12 двухцветных карт (как United)...
20 11 2025 13:26:53
Как и с любым продуктом, который вы покупаете, это вопрос ценности за доллар, и в этом отношении Gloomhaven вместе с Mechs vs Minions опускают остальные игры ниже плинтуса. Другие основные издатели (да и небольшие) должны бы взять пример с того, как самостоятельно издающие компании умудряются совершить такой подвиг, особенно Cephalofair, принимая во внимание, что Isaac Childres является и разработчиком, и дизайнером, и издателем....
19 11 2025 23:21:54
Более подробно об игре можно прочитать на страничке Micro Mutants на сайте FantasyFlightGames...
17 11 2025 7:10:14
Первый обзор «World of Warcraft: The Adventure Game»...
11 11 2025 9:29:34
И периодически до нас доходят их пожелания о локализации данной игры. Ну а если хорошие люди просят, то почему бы не рассмотреть вариант, правильно?...
10 11 2025 10:19:28
Эта колонка не ставит целью поругать разработчиков за ретроградство. Если одна и та же идея кочует из игры в игру, почти не изменяясь, может, это потому, что с ней всё в порядке? Давайте лучше рассмотрим самые популярные подходы к отыгрышу игровых конфликтов и вспомним экзотические альтернативы, а там уже решим, нужно ли открывать Америку или всё и так прекрасно работает....
08 11 2025 2:55:42
Комплекс корпорации CyberSolutions составляется из 12 карт комнат, выложенных в 2 ряда и составляющих таким образом цепочку. Комнаты выбираются случайным образом из 32, входящих в игру. Кроме того, в игру может выкладываться тринадцатая (тайная) комната. Грабители начинают игру на проходной, на самой левой карте нижнего ряда. Чтобы покинуть здание, обычно надо вернуться на точку входа; в редких случаях игрок может отыскать альтернативный выход. Перемещение внутри комплекса осуществляется по цепочке, против часовой стрелки; продвигаясь вглубь здания, грабители постепенно вскрывают карты новых комнат, разыгрывают их события, обходят препятствия и скачивают нужные для победы файлы, количество которых для разных комнат может отличаться....
05 11 2025 0:15:13
Наиболее частый вопрос, задаваемый мне про Феод – проигрывал ли я когда-нибудь? Ведь если я придумал игру, то ключи к победе должны быть припрятаны где-то за пазухой. Но по правде, было потрачено столько лет, чтобы создать множество путей к победе. И в результате этого, с одной стороны, увеличилась реиграбельность. Но с другой, когда вы спросите меня, как победить, то я не смогу дать какого-то вразумительного ответа. Я не знаю, как побеждать, только вы сможете разработать свои комбинации подходов, позволяющие достичь успеха. И мои дальнейшие советы не воспринимайте, как раскрытие завесы, это всего лишь повод к обсуждению. Возможно, вы придумаете более хитрые и эффективные способы достижения результата....
02 11 2025 15:50:17
И.К.: Фактически это вторая игра. Месяца за 3-4 до релиза «Haunted Village» меня заинтересовала платформа iOS, поэтому я выпустил простенькую карточную игру «Эра Элементов», что бы опробовать рынок. И да, это моя первая настольная игра. Я понимал, что если я хочу сделать настольную игру, то без арта, который меня бы устраивал, соваться не стоило. Платить профессионалам было дорого, а знакомых не было. Приятное стечение обстоятельств и я на одном из сайтов я познакомился с художницами. Сначала мы работали над компьютерной игрой, но потом этот проект закрыли и после этого я предложил поработать им над настольной карточной игрой. Рисовать страшные картинки им было не привычно, поэтому мы потратили очень много времени на прорисовку рисунков к картам, дизайну. Сначала нас было 4 человека: я, Анастасия и Евгения Рыбалкины (художницы) и Михаил Меклер, он помогал с историей, описанием картинок к игре, но из-за нехватки времени он решил не продолжать работу над проектом. На создание игры ушло больше года, в течении которого много бессонных ночей 🙂 Даже сейчас, после релиза есть некоторые ошибки, которые я собираюсь исправить в следующем издании. ...
31 10 2025 1:17:20
Разыскивается игра «Мясо» (она же — «Лабиринт боли»)...
30 10 2025 16:33:16
Самодельный набор Memoir '44. Ежи из спичек — это нечто!...
29 10 2025 19:25:38
В моей подборке карточки скомпонованы, возможно, не самым оптимальным образом, но это диктуется оригинальными размерами карточек. Материалы подготовлены для печати на А4, рубашки присутствуют, карты ядер переведены на русский язык. Так же в архиве лежат Игроведовские правила на русском....
27 10 2025 0:20:41
— последнюю версию моего перевода игровых карт (по сравнению с предыдущей в ней исправлено порядка 10 карточек: Утечка информации, БПЛА "Хищник", Выборы в США и другие);...
26 10 2025 7:37:39
Наконец, должен признаться, что перевод названий карт и художественного текста далёк от идеального примерно также, как я далёк от тематики теpaктов, исламистов, Аль-Каиды и политики США на ближнем востоке. Некоторые названия я чуть ли не откровенно переврал (так, "Renditions" превратились в "Выдачу преступников", "Matrydom Operations" — в "Террористов-cмepтников", а "Former Soviet Union" — в "Призpaка Советского Союза"). Ещё более плачевно обстоит дело с художественным текстом. Кое-где я не смог его перевести вообще из-за чего приходилось додумывать содержание....
25 10 2025 20:58:41
Игровой процесс. Для нас с друзьями «Место преступления» — это история и её развитие. Если вы жить не можете без каких-то физических компонентов, наверное, эта игра не для вас. Если же вам нравится обсуждать различные варианты, мотивы, предметы, куда пойти дальше… тут для вас просто уйма возможностей. Мы играем так – передаём телефон всем игрокам по очереди, так что каждому приходится поработать «сканером». Ну и места преступления тоже осматриваем по очередности....
24 10 2025 16:57:24
Какой же здесь может быть фильм? С каким сюжетом? Да хотя бы, какой жанр, в конце концов?! ...
23 10 2025 11:23:55
Сам я себе ее заказывал в типографии (я дизайнер и часто имею дело с печатью), поэтому карты получились довольно плотные и глянцевые, поле – складное ламинированное, а фишки я печатал на самоклейке и наклеивал на плотный картон. Кроме того у меня довольно давно есть железная высечка диаметром 3 см, которой я делаю почти все жетоны, фишки и прочую мелочь для своих самодельных игр. Очень рекомендую любителям такую штуку: жетоны получаются прямо-таки заводские, можно делать их двусторонними, я ее заказал за 400 р. знакомому токарю, и по слухам я весьма переплатил, с тех пор я ей вырубил уже штук 10 настолок. На фотографиях ей вырублены подставки для персонажей и жетоны оружий. Соответственно, если у вас ничего такого нет, то можно просто вырезать квадраты или же вырезать кружки ножницами....
22 10 2025 23:45:37
Та версия Стратего, в которую играли в СССР, была запатентована 26/11/1908....
21 10 2025 0:19:33
Как так вышло, что российская компания стала одним из ведущих производителей миниатюрок в мире?...
18 10 2025 2:21:39
Игра выглядит так: корабль снаряжается, игроки занимают стартовые позиции, звучат напутственные слова, после чего капитан жмёт кнопку… Старт! Тут начинается проигрывание одной миссий. Бортовой компьютер сообщает: «Поехали!.. Т+2, угра с правого борта!… Входящая информация… Т+5, серьезная угра с левого борта!… Обмен данными… Т+6, серьезная внутренняя угроза! Коммуникационная система повреждена!..» и т.д. В это время игроки в панике и хаосе мечутся по кораблю, выкладывает приказы стрельбы, перекачки энергии, управления баттлботами и т.д. Короче, составляют программу из 12-и последовательных действий. Тут запись заканчивается, как и самая напряжённая и нервная часть игры....
17 10 2025 16:49:30
Есть гексагональное поле, на которое выкладываются фишки астероидов. Астероиды бывают разных цветов – красного, синего, белого, красно-белого и сине-белого. Каждый астероид имеет шесть сторон (по числу сторон гексагона), которые обозначенные цифрами от 1 до 6 – с помощью этих цифр определяется то, каким образом астероиды перемещаются по полю. Помимо астероидов, в игре есть стационарные взлетные полосы и зрительские трибуны....
16 10 2025 4:36:36
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку