Обзор игры «Merchants & Marauders»

Мне на почту пришёл обзор игры Merchants & Marauders, написанный читателем по имени Дмитрий (прямо совпадения какие-то, большинство писем на новогодних праздниках мне написали Дмитрии). Автор пишет, что M&M — это хоть и игра про пиратов, но по сути это приключенческая настолка. И, описывая её, он проводит параллели с одной из лучших приключенческих игрушек — Prophecy.
Из последних новинок мне уверенно приглянулась всего одна игра — Mechants & Marauders. Наверное я бы и не поверил, что игра на тему пиратов сможет привлечь мое внимание. Ведь если отбросить тему, то становится ясно, что пиратская игра — это бaнaльная ходилка-бродилка(!). К чему я настроен скептически, т.к. не люблю этот жанр. Лучшей бродилкой из тех что мне довелось опробовать я считаю Prophecy, которая в отличие от большинства собратьев не страдает ролл-энд-мув бредятиной. Но несмотря на то, что я считаю ее лучшей среди других бродилок, я не считаю ее слишком уж хорошей игрой за рамками своего жанра — слишком долго, слишком случайно, не особо конфликтно и т.д.
Но эти фото просто приковывали к себе взгляд, а правила так и кричали — "Я именно то, что тебе нужно!". Пожалуй сравнение M&M с Prophecy будет любопытным, и я им воспользуюсь.
Первое что бросается в глаза уже по фото М&М — это карта карибского бассейна.
Я давно для себя отметил, что хорошая тема вносит существенный вклад в удовольствие от игры. Грабить испанские галлеоны всегда интересней, чем безымянных разбойников в Prophecy (или скажем шнырять с одного неизвестного острова на другой в Pirate's Cove). Так легче вживаться в роль, а все происходящее сразу понятно, и совсем не сложно найти источники для вдохновения.
Конечно как и в Prophecy мы вольны плыть в любом направлении. Но если там на карте лишь случайно появлялись встречные, да регулярно выпадали события, то M&M идет несколько дальше и весь мир в ней оживает (!). Спокойное море не только встречает игроков внезапными бурями, со временем сюда приплывают военные корабли четырех национальностей и они начинают охоту за игроками-пиратами. Случается и что государства начинают войны, захватывают города или вдруг приплывают NPC-пираты — и тогда уже и мирным торговцам приходится не сладко. Сами игроки также разделяются по интересам и пока одни возят грузы из порта в порт, другие ищут себе легкую добычу. А в это время губернаторы островов предлагают щедрые награды за свои поручения, а в тавернах постоянно спорят о том, где же был зарыт клад неподалеку от Порт Ройяла и в самом ли деле paбы взбунтовались на одном из испанских галлеонов как только тот выплыл из Тринидада.
И всетаки сладкая тема да живой мир — для меня всего лишь одна сторона медали. Несколько большую роль я отвожу механике игры, и замечу что у M&M с этим все весьма недурно.
Во первых эта прекрасная карта разбита на 17 регионов. За 1 ход игрок имея 3 действия может пересечь целых 3 границы. Так игрок-пират в центре карты представляет угрозу почти для любого торговца. И если бы не порты, в которых можно укрыться, то могла бы получится игра "кто не спрятался — я не виноват". Ведь сражения в M&M очень жестокие — как им и положено быть в игре про пиратов. Налицо довольно высокий уровень взаимодействия.
Но как же быть в игре, в которой любой подлый пират может отнять у вас честно награбленное золото? Как жить дальше случись с вами такое горе? Как и в Prophecy игрок которого побили начинает игру новым персонажем сначала… но в M&M все далеко не так фатально. В первую очередь в этой игре хотя и выгодно улучшать своего персонажа (вернее сказать корабль), но и нет ничего такого, чего бы нельзя было сделать уже на базовом судне — никакого финального супер-монстра тут нету. Кроме того, в M&M для победы нужно заpaбатывать очки славы, а вся заслуженная слава переносится на нового персонажа, кстати вместе с сундуком благоразумно закопанного богатства. Это богатство также является скрытым фондом очков славы, но в трудную минуту оно очень помогает снарядить корабль не хуже потерянного.
Итого можно сказать, что погибший персонаж часто просто теряет несколько победных очков, которые он пускает в снаряжение нового первоклассного корабля. В некоторых случаях игрок-пират после гибели получает даже новые возможности, т.к. снимается и награда за его голову, а значит открываются недоступные уже давно порты. (На самом деле возможны ситуации когда проигравший битву игрок теряет реально много — например когда он не успел закопать свое золото. Хуже того — его добыча переходит победителю. Последнему однако после такого боя уже самому доведется опасаться за свою жизнь — ведь "закопать" золото можно только лишь в начальном порту).
Теперь самое время рассказать наконец о том как же проходят баталии. Всетаки в Prophecy боевка почти на уровне "брось кубик и смотри чего вышло", хотя перед боем и можно применить пару вещичек да заклинаний чтобы получить модификаторы к броску. Такое положение дел не могло бы меня впечатлить в M&M. Конечно, здесь по прежнему есть броски тучи кубиков, но действо получилось довольно занимательным и прямо скажу — порой кровь стынет в жилах.
Игрок желающий грабить безымянных торговцев, сперва выплывает в море и проводит поиск жертвы (бросок кубиков с завязкой на скилл Разведки). Далее, оценив национальность обнаруженного судна, можно вступать с ним в бой. Игрок тянет 3 карты торговца из колоды, на которых изображаются: какой это груз, сколько золотой добычи (от 1 до 5) и действие торговца (убегает или метко будет стрелять в одну из частей пиратского корабля).
Бросив еще кубики на Мореходство и затратив какой-нибудь боезапас пират приступает к мини-игре "награбь побольше, но только не упусти". Игроку дозволяется три действия: сбросить карту, вытянуть новую или заменить старую на новую. Торговец уходит в трех случаях: или число карт с побегом достигает маневренности корабля пирата, или пират лишается чего-нибудь на своем корабле (например мачт), или пиратский корабль вовсе топнет от полученных повреждений. Особенно важно для пирата награбить хотя бы 12 золотых, т.к. это дает ему 1 Очко Славы.
Чтобы грабить скажем испанские корабли, лучше всего искать их возле испанских портов. Можно повстречать их и в других регионах конечно, но это уже как повезет. В каждом регионе с начала игры лежит жетон флага лицом вниз. Игрок-пират выполнив действие "охоты" может либо встретить корабль той-же национальности что и порт региона, либо использовать жетон. В любом случае жетон снимается, а вернется (вероятно другой) только после заполнения специального пула. В итоге грабить на одном месте нельзя и есть определенная логика в том, где искать цели.
Сражения с другими игроками проходят конечно иначе. Длится битва несколько раундов, в каждом из которых обе стороны выбирают одну из трех "Б": бить (тоесть палить из всех орудий), брать (в смысле на абордаж) или бежать (конечно если сильно повезет). Атакующий свои намерения объявляет всегда первым. Решающую роль в этих действиях играет скил Мореходства и большой перевес в маневренности корабля. Понятно что бросается много кубиков и победитель броска либо выдает полный залп из орудий, либо высаживает абордажную комaнду, либо благополучно сбегает.
Механизм определения победителя немного мудреный, но важно отметить что побег — самое трудновыполнимое действие из трех, а стрельба — самое простое. Не сложно догадаться, что бросок кубика показывает также в какую часть корабля он метит. Случай может полностью или частично вывести из строя груз, мачты, пушки и экипаж. Корпус обладает некоторой начальной выносливостью, но после разрушения одной из "компонент" тоже дает течь. В целом все повреждения логично сказываются на кораблях — например потеряв пушки стрелять станет нечем. Конечно же существует способ доставить и нужный тип урона — но только если игрок благоразумно обзавелся книпеллями и картечью. Затем абордажные крюки повысят шансы поскорее приступить к захвату добычи. А вот сам процесс абордажа, если до него доходит, представляет собой уже бaнaльную резню кубиками.
Можно долго расписывать как эти сражения играются, но я отмечу основное. Во-первых большую роль играют скилы капитанов. Например пользуясь тем, что у вражеского капитана слабое лидерство, можно атаковать скажем шлюпом фрегат и успешно взять его на абордаж. Во-вторых, если битвы начальных судов еще не впечатляют, то уже битвы фрегатов, галлеонов и ман-о-варов щекочут нервы. За проваленным броском на мореходство приходится гpyдью встречать залп сразу из трех-пяти хитов — это страшно.
Как я уже отметил, в M&M по карте бродят "незнакомцы" (NPC). Военные корабли не прочь сокрушить игроков-пиратов, а пиратские рады повстречать игрока-торговца. Обычно они перемещаются случайно, но только пока поблизости не окажется подходящая цель. А управлять NPC в сражении будет игрок слева от жертвы! Уж он-то постарается я полагаю. По этой причине М&М особенно привлекательно выглядит для двоих игроков — т.к. в этом варианте дayнтайм близок к нулю. Хотя у игры вдвоем есть некоторые недостатки тоже — например более вероятно что оба игрока станут играть за торговцев одновременно.
Что осталось… Как и в Prophecy каждая локация имеет свои бонусы, у каждого игрока свой персонаж со своими особенностями — и все они бродят по миру в поисках добычи. В отличие от Prophecy однако в тавернах M&M можно получить карты слухов, которые позволяют выполнять персональные квесты, а также губернаторы выдают не самым подозрительным типам разнообразные задания. Квесты кстати, хоть и не замысловаты по механике — достаточно разнообразны. В своих стрaнcтвиях можно найти не только клад, но и отыскать старый фрегат, или заброшенную пещеру где можно хранить свои золотые. Можно спасти и взять себе на службу оружейного мастера, или вызволить барона и получить его расположение в будущем, и т.п. Конечно выполнение заданий также является и источником очков славы.
Некоторой неожиданностью является довольно жесткое разделение игроков на пиратов и торговцев — уже сразу после выбора персонажа надо выбрать и первый корабль, который лучше подходит для чего-то одного. С одной стороны ничто не мешает пиратам заниматься торговлей — в какой-то степени они ей и занимаются (например когда сбывают награбленное), но не во всякий порт их пустят, а корабли их обычно имеют трюмы поменьше. Торговец же предпочтет избегать сражений, а следовательно и соответствующего снаряжения. Но всетаки переход из одного "класса" в другой по ходу игры вполне реален. Торговцу требуется всего разок проявить агрессию и скажем силой захватить более удобный корабль, а пирату главное найти способ замолить свои старые грехи (в крайнем случае тихо утопнув от сил правосудия).
Игроки-торговцы ведут дела совершенно по-своему. Они предпочитают набивать свои корабли товарами, а не пушками. Заплыв в один порт они тянут 6 карт товаров (восьми типов) и покупают те, которые выпали в изобилии — со скидкой. Затем они смотрят где в таких товарах есть нужда и плывут продавать их по двойной цене, желательно сразу большой партией чтобы заработать себе еще и славу. конечно как и вольные пираты, наполнив свои сундуки золотом, они также могут приплыть в свой родной порт и тайно (от других игроков) зарыть денежков побольше.
Множество карт с текстом однако не очень подходят для игроков незнакомых с английским языком. Большинство текстов конечно может подсказать один из игроков, который язык понимает. Проблемными однако остаются карты славы — многие из них используются например в битвах как сюрпризы противнику, поэтому показывать их — не очень хорошая идея. Хотя вполне реальная.
В целом мне игра понравилась много больше любых других бродилок (темой, боевкой и в целом механикой). Но наконец я плавно перехожу к недостаткам M&M.
По базовым правилам любой игрок может не просто спрятаться в порту и сколь угодно долго и в безопасности сидеть там спасаясь от пирата, но может и не подвергаясь никакой опасности переплывать между ближайшими портами игнорируя игроков-пиратов по пути. При этом правда он будет тратить примерно треть своих действий впустую, но с точки зрения темы выглядит довольно странно, что игроки-пираты при желании игроков-торговцев никак не смогут напасть на последних во время их плаваний. Забавно и что в рулбуке приводится правило, согласно которому NPC-пираты хотя бы перехватывают проплывающие мимо торговые корабли, а вот для реальных игроков-пиратов такая возможность не упоминается.
Эта проблема вызывает вопросы, недоумения и разбирательства. Сразу хочется ввести какой-нибудь хоумрул, позволяющий игрокам тоже перехватывать проплывающие мимо корабли. Автор игры уже сам такой вариант предложил сразу после релиза — под названием "Cutthroat".
Просматривая галерею на БГГ я заметил снимки с прототипом игры, где использовалась механика планирования хода. Подумав немного, я изобрел и свой вариант, но пока его тестирую. На мой взгляд он намного больше в духе игры, чем Cutthroat — игроки не могут сидеть в портах целый ход, но и словить их в море представляется проблемой — т.к. ход планируется тайно.
Еще одним недоразумением являются галлеоны, которые стоят как и фрегаты, но значительно их лучше во всем, кроме маневренности. Потеря меневренности на 1 (в сравнении с фрегатом) конечно осложняет рейды на торговцев, но если улучшить паруса в одном из портов, то сложно назвать ситуацию когда бы галлеон не был лучше фрегата (пусть даже с аналогичным улучшением). С моей точки зрения меневренность галлеонов надо снижать еще на 1, что автор игры вроде также планирует для варианта "Cutthroat".
Ну вобщем остальное уже мелочи. 🙂 Несмотря на относительно тяжелые правила, игра подойдет и просто для фана, и как семейная или для гиков. Главное чтобы тема пиратов была вам интересна.
* * *
Вот еще несколько интересных механик, которые остались за рамками обзора:
1. За каждую атаку торговца страна-владелец повышают награду за голову пирата на 5 золотых. Это конечно хороший повод другому игроку получить эту награду, но только если у него лично хорошие отношения с этим государством и не идет война с ним. Награду не против "получить" и военные NPC-корабли, особенно корабли государства-жертвы — они будут по возможности преследовать игрока. С другой стороны NPC-пираты обижать собрата не станут. Во время войн однако военные фрегаты мало того что замещаются ман-о-варами, так еще и атакуют любые корабли враждебной национальности (включая торговцев). Но если два линейных корабля повстречаются в море, им будет уже не до вас.
2. Когда игрок получает очко славы, он получает в руку также и случайную карту славы. Тут можно встретить скажем карты отличного боцмана или способности повторить подлый трюк противника. С одной стороны эти карты являются единственной возможностью развития капитана (а не корабля), а с другой — они могут быть одноразовыми, а могут и представлять собой даже квест, ради получения способности на всю игру. Таким образом слава — это еще и аналог экспы, и квесты. Апгрейд корабля также возможен, но в разных портах предлагают что-то свое, да еще всего один раз — придется побегать и поискать.
Комментарии:
Суть игры: Игроки разбиваются на комaнды по парам. Собирают 4 одинаковые карты. Ваш напарник доложен понять, когда вы собрали крабов, передав ему зрительный сигнал. Побеждает та комaнда которая набрала больше очков....
30 11 2025 20:28:10
Оригинальные трёхгранные (!) кубики заменены небольшими (4х6 см) картами, которые удобно ламинировать попарно в стандартных плёнках 65х95 мм. Они печатаются на листах А4, желательно не меньше трёх экземпляров (тогда всего получится 63 карты). Остальные компоненты игры размещены на 1 листе А4. Плюс — игровое поле на двух листах А3. Правила написал заново — с учётом редизайна....
29 11 2025 10:20:41
Вот, в общем-то, и всё. Ещё раз всех с наступившим уже Новым годом....
28 11 2025 16:38:32
Скачать материалы для игры "Светлое будущее" — чёрно-белый вариант (pdf, всего 16 Mb) — часть 1, 2, 3, 4)...
26 11 2025 21:28:30
Какие-то жетоны и карты действий или спецспособностей. Не припомню, зачем они нужны....
25 11 2025 14:43:47
Как и в ролевых играх, в начале игры у вас есть выбор – кого из искателей приключений взять в поход по подземелью. Однако различия между героями минимальны: у каждого из них одно спецсвойство, использовать которое он может лишь однажды за всю игру. Нет привычного для любителей ролевых игр распределения атрибутов и параметров – силы, ловкости, здоровья и т.д. Нет и инвентаря…...
24 11 2025 22:28:15
К2. Последняя по списку, но не по значению. Скажу прямо — из этих трёх игр больше всего мне интересно сыграть именно в К2. На эту игрушку я положил глаз ещё в конце прошлого года, да и, вообще, среди последних новинок она одна из немногих игр, к которой меня тянет. И тем приятнее получить её в подарок от украинского издательства IGAMES. Да-да, мне досталась русско-украинская локализация, за что отдельное спасибо лично Александру Любимову....
23 11 2025 0:53:56
Теперь о самой игре. Компоненты игры понравились, качество хорошее, оформление замечательное, художник постарался. Вот только игровое поле из толстого картона расстроило своим небольшим размером — формат примерно A3. Один из организаторов, объяснявший нам правила сказал, что это сделано специально, что он принципиальный сторонник маленьких игровых полей, которые можно разложить на любом небольшом столике. На мой взгляд, тут немного не тот случай. Всё-таки игра рассчитана на 6 игроков, и если ты собираешься собрать такое количество народа, то уж наверное не будешь заказывать в кафе маленький столик на двоих. Кроме того, во время игры доктору Линду приходится раскладывать на столе 21 карту локаций, на что требуется места никак не меньше чем на карту, так что маленьким столиком в любом случае не обойдёшься. ...
22 11 2025 21:45:12
Перевод материалов для «Vampire: Prince of the City»...
21 11 2025 23:45:33
Вот, в общем-то, и всё. Игроки по очереди кидают кубы и активируют футболистов. Доводят мяч до чужих ворот и наносят удары. Если кто-то забил гол, футболисты выставляются на стартовые позиции и всё начинается сначала. Длится партия до тех пор, пока кто-нибудь не забьёт 3 мяча. Это примерно минут 20....
19 11 2025 4:12:11
Место в чемодане: минимальное (как одна колода карт).
Количество игроков: 3-10,
Правила: легкие, если один из игроков играл ранее, становятся понятны всем после первого раунда,
Для кого: для любителей плести интриги и знатоков игры Мафия....
17 11 2025 5:21:59
Я вижу соответствующую динамику (по месяцам, годам) всех игр. А вот рейтинги, напротив, не могут показать нам никакой динамики. Рейтинги игр, мало того, что высосаны из пальца, и поэтому не являются объективными данными, так ещё и не говорят мне, были ли они поставлены игроками из-за шумихи, которая была искусственно организована во время выхода игр, а на самом деле игры не так хороши, и игроки уже перестали в них играть. Например, рейтинги Agricola, которые ставят ей игроки, с каждым годом становятся всё ниже, поскольку появляется множество других, более интересных игр, и в сравнении с ними игра уже выглядит устаревшей. Но большинство рейтингов было поставлено игре в те времена, когда у неё не было реальных конкурентов, и они позволяют занимать ей высокое место в списке самых рейтинговых игр. ...
15 11 2025 21:20:17
Gloomhaven Любители игр об исследованиях также не остались без крупного релиза: в 2017 году вышла игра 7th Continent, предварительно собрав на Kickstarter соответствующую своему названию сумму — семь миллионов долларов. В этом нелинейном приключении группе игроков предстоит исследовать таинственный Седьмой континент: сражаться с монстрами, собирать ресурсы и разгадывать древние тайны....
13 11 2025 7:29:23
Среди полученных мной игр, одна заслуживает отдельного разговора — это игра 1962 года издания под названием "Dogfight". Но дело тут не просто в сроках давности. Сегодня я смотрю на эту игру и задаю себе вопрос — какого хрена делали настольные игры (варгeймы в частности) последние пол века? Вообще-то я знаю ответ, но вернусь к нему позже....
10 11 2025 22:32:15
Вся эта мешанина из фэнтезийных стереотипов могла бы стать сюжетом для посредственного приключалова, но будем откровенны, «Сердце дpaкона» одинаково далеко и от фэнтези, и от приключений. В немецких настолках антураж играет сугубо подчинённую роль по отношению к игровой механике. «Сердце дpaкона» — абстpaктная карточная игра, лишь немного прикрытая фэнтезийным сеттингом, но от этого она не становится менее интересной или менее красивой....
09 11 2025 23:26:40
Типичные проблемы отечественных настольных игр...
08 11 2025 16:58:12
Спасибо Геннадию за предоставленную честь. Здесь должны быть слова о том, что я все-таки не чувствую себя героем, но я их, пожалуй, пропущу....
06 11 2025 0:39:21
Не будем долго распространяться здесь по поводу названия и оформления: все знают, что за основу взята компьютерная игрушка времён первой Цивилизации Сида Мейера, точнее, её современная реинкарнация. Не могу судить о том, насколько успешно такое решение и прибыльно ли оно для издателя. Меня, как игрока, устроил бы и «Хозяин Большой Медведицы», и «Повелитель Paка», и, конечно же, оригинальный «Кеплер» или как там задумывали разработчики....
05 11 2025 21:53:31
Ещё встречи. Раньше было очень интересно — были отличные встречи, которые проводил либо я сам в кафешках, либо знающие толковые гeймеры с коллекцией. Сейчас в Питере творится ахтунк — либо пати-гeймеры (ночью и днём), либо дети с мамашами (игроведовские вечеринки). Домой зову уже давно, но приходится ограничиваться 2-3-я гостями, т.к. дом — не кафе, и нужды устраивать тут несколько столов нет. С закрытием Castle стало совсем грустно. ...
03 11 2025 9:12:49
Независимо от того, сколько за игрой собралось человек, Линду всегда противостоят пять персонажей. Так, если игроков двое, один управляет Линдом, а другой — всеми пятью сыщиками. Если за столом три человека, один становится Линдом, а два других делят между собой сыщиков, один берёт двух, второй трёх. Наконец, если игроков шесть, каждому достаётся один персонаж....
01 11 2025 15:31:31
Кисточек взял несколько: 00, 0 и 2 и какую-то ещё. Нашёл на витрине «Чёрную речку», но они показались очень страшными. Поэтому я взял кисточки марки «Галерея», которые стоили чуть подороже, рублей по 40-50. Также я приобрёл себе палитру (60 руб.) и растворитель для краски (40 руб). Всего на покупки ушло около 900 рублей....
31 10 2025 8:46:46
Ticket to Ride: Marklin Edition — ...
30 10 2025 2:20:18
Игровая механика дeбильна, как улыбка Джорджа Буша — игроки тупо бросают кубики, пока один не перебросает другого. Ни о какой «стратегии» речи идти в принципе не может. Возможно, играя по правилам, отличным от стандартных можно внести в игру хоть какую-нибудь интригу, но это, согласитесь, будет уже совсем другая игра....
28 10 2025 12:23:25
PS: Это уже третий архангельский турнир по настольному Старкрафту.
...
23 10 2025 20:41:21
Я не силён в математике, так что с удовольствием познакомился с элементами теории вероятностей и даже понял что нужно делать, когда у тебя есть примерно такой выбор: бросить 3 кубика против одного пехотинца с вероятностью его отступления или бросить 4 кубика против двух пехотинцев, которым некуда отступать. Разница между этими вариантами составляет всего 1%, но знать это — приятно....
22 10 2025 22:16:10
Если ни одному из игроков не удаётся выстроить цепочку из пяти тайлов – игра заканчивается, когда больше не остаётся тайлов с изображением собак. В этом случае побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков....
18 10 2025 4:10:32
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку