Обзор игры «Arcana»

Новосибирский настольщик Михаил поделился у себя на сайте впечатлениями от "доминионобразной" игры Arcana. По его словам эта настолка хоть и базируется на принципе построения колоды как и Dominion, всё же значительно от неё отличается. Во-первых, тут присутствует соперничество за карты, во-вторых, сами карты ценнее и значимее и, в-третьих, взаимодействие игроков на высоте.
Был Эссен-2008, и там «Доминион» стал хитом. А когда игра становится хитом, это означает две вещи (как минимум). Во-первых, появляются подражания ей, созданные на более или менее подобной механике. И во-вторых, хитовая игра начинает упоминаться как эталон — подразумевается, что про её особенности все как-то в курсе, так что становится достаточным упомянуть название, чтобы сразу было понятно, о чём идёт речь.
А сегодня речь у нас пойдёт как раз об игре, часто называемой доминионоподобной. Встречайте — «Arcana» (2009 год). Давайте обстоятельно разберёмся, в каком именно смысле она получила такую хаpaктеристику — в первом или втором…
Если почитать буклет правил, то мы узнáем игровую легенду. Дело происходит в некоем славном городе Кадваллоне, где несколько гильдий упopно соперничают за власть и влияние. Игрокам предоставляется возможность возглавить одну из них и своими мудрыми дальновидными действиями вести её к политическим высотам.
Одна гильдия — один игрок, а всего их может быть от двух до четырёх. Ну да, пока похоже на «Доминион». 🙂
Каждая гильдия представлена колодой карт (у каждого игрока своя), и в конце игры их сравнительная ценность определит итоговый политический расклад. И — да, формируя свою гильдейскую колоду, вам придётся тут же ею играть, незамедлительно бросая в бой только что добытые ресурсы. В этом смысле всё тоже весьма похоже на «Доминион»… но, собственно, на этом всё сходство и заканчивается.
Типов карт всего три. Город, с точки зрения игры, представляет собой совокупность стратегических локаций и влиятельных персон. А ещё, как и полагается древним загадочным городам, если хорошенько пошарить, то тут можно найти немало всяких загадочных и интересных артефактов. Они мало того, что загадочны и интересны, но ещё и ценны… а как и полагается влиятельным персонам, все они могут быть подкуплены… 🙂
В правом нижнем углу каждой карты видны победные очки, которых и нужно набирать возможно больше. Начальная же колода победных очков не содержит, хотя в ней можно найти карты всех трёх типов — это то, с чего гильдия начинает развиваться. Там есть девять персон-агентов, одна локация и один артефакт, плюс полагается ещё одна гильдейская карта-идентификатор. Эта последняя постоянно лежит на столе в открытую, напоминая игрокам, кто есть кто; на ней же пропечатан некий небольшой бонус, свой для каждой гильдии (гильдия Мечей, например, имеет приоритет при равенстве сил в военных вопросах).
Общая схема игры такова. Городские ресурсы (за которые будет происходить борьба) разделяются на несколько стопок. За их верхние карты и идёт соперничество. Игроки кладут возле стопок карты своих колод, обозначая ими проводимую агентурную работу и подкуп. Кто в борьбе за лакомый кусочек продвинулся на этом поприще дальше других, тот сей кусочек и заберёт… а пущенные в ход со всех сторон агенты и ништяки вернутся в гильдейские колоды. Агентурную работу можно вести за всё подряд (расположение персон, контроль над локациями и обладание ништяками), ништяки применимы только для подкупа персон, ну а локации в борьбе участвуют косвенно (выполняя пропечатанные на них действия).
Обратим внимание: в отличие от «Доминиона», здесь нет карт, которые бесполезны по ходу игры и приносят пользу лишь в её конце. Этого нельзя сказать даже про локации с их косвенным действием… я вот свою первую же партию выиграл как раз на локациях.
А как здесь определяется результат соперничества? О, для этого на каждой карте напечатана её значимость по каждому из четырёх аспектов (сверху вниз): военному, политическому, духовному и денежному. Одна из них выделена золотом, и это именно её нужно достигнуть (или превзойти, превзойдя заодно в этом всех оппонентов!), чтобы получить ресурс себе в колоду. Ништяки при подкупе работают чуть иначе: их денежная стоимость добавляется к любому из нужных аспектов.
Осталось лишь сказать, что каждый игрок может класть свои карты к некоторым стопкам втёмную, а к остальным обязан делать это открыто. Так моделируется тот факт, что разные гильдии имеют в городе те или иные территориальные преимущества.
Игра идёт раундами, в начале каждого из которых игроки набирают по 4 карты; соответственно, продолжительность раунда составляет 4 хода. Затем инициатива открывающего хода (обозначаемая специальной маркерной картой) передаётся по часовой стрелке.
Это все базовые правила. При том, что в «идейном» плане «Arcana», безусловно, является наследницей «Доминиона», отличий немало. Одно из них — отсутствие вовсе не играющих карт — уже упоминалось. Перечислю ещё три, на мой взгляд самых главных.
Во-первых, это количество доступных ресурсов. Карт в колоде много (37 персон, 24 локации и столько же артефактов), но единовременно доступны только 4-5 из них (в зависимости от числа игроков).
Во-вторых, это хаpaктер доступности ресурсов. Если в «Доминионе» карты свободно покупаются (лишь бы хватило денег и нужную стопку ещё не успели разобрать), то здесь ресурсы достаются в острейшей борьбе, которая, собственно, и составляет игру.
И в-третьих, это организация игрового процесса. Ну, тут уже говорилось: всё организовано в раунды по 4 хода с подведением итогов, причём весь игровой процесс есть одно сплошное взаимодействие.
Всё? Нет. 🙂 Нужно ещё сказать о двух аспектах правил, которые не рекомендованы разработчиком для первых партий, но в серьёзной игре присутствовать должны. Первое из них — карты миссий. Ну, этот механизм довольно традиционен: в начале каждый получает четыре карты, две из них оставляет втёмную, и в конце игры открывает. Если означенное на карте условие выполнено, то число в правом нижнем углу добавляется к победному счёту. Вторая добавка — это колода городской стражи. Стражника можно подкупить ништяком и он будет действовать как агент гильдии… но после проделанной работы отправится не в гильдейскую колоду, а к себе в казарму. 🙂
Вот теперь вроде бы действительно всё. Надо ли говорить, что две последние добавки не имеют с «Доминионом» вообще ничего общего? 🙂
Ну а теперь традиционное заключение.
Достоинства игры:
- Много взаимодействия. Собственно, сплошное взаимодействие.
- Дayнтайма как такового нету. Хотя на чужом ходу ничего нельзя делать, но наблюдение за чужой активностью слишком увлекает, чтобы здесь можно было употребить слово «ожидание».
- Компактность хранения. (Это субъективно, но с ростом коллекции начинаешь смотреть на компактность, как на серьёзное достоинство!)
Недостатки игры:
- Дизайн карт мог быть продуман получше. Рассказанные выше правила в отношении того, какие типы карт играются для овладения картами других типов, никак не отражены в дизайне и на первых порах могут вызвать немало ошибок /вопросов. В «Доминионе» такого нет.
Неоднозначные особенности игры:
- Нет возможности напакостить соперникам посредством прямого урона — только посредством разрушения агентурно-подкупной работы. Иными словами, нельзя захватить карты чужой колоды, равно как и нельзя сунуть в чужую колоду карту без пользы или с отрицательной стоимостью. Такие «дипломатические пакости» кому-то могут и не понравиться.
Итак, можно ли описанную игру называть «доминионоподобной»? Мой ответ — скорее нет, чем да. Окончательное решение за вами… но попробовать стóит однозначно. Игра, может, и не очень глубокая, зато весьма и весьма захватывающая.
Комментарии:
3. Мини-дополнения (промо-компоненты и прочее). Часто представляют собой дополнительные карточки, жетоны и т.п., принципиально не меняющие игру, но вносящие в неё приятное разнообразие. Против таких допов я ничего не имею....
04 12 2025 2:27:18
Поле было нарисовано сначала вручную, на нем я поместил как можно больше информации о мире Вестероса: названия провинций, городов, замков, рек, заливов, дорог, перевалов и прочего, что только было найдено. Для лучшего погружения в мир игры. Увы карта получилась перенасыщенной обозначениями и на ней потерялись основные игровые элементы, как то: границы между землями, значки крепостей, городов, снабжения и власти. (Кому интересен этот вариант может скачать архив AGameOfThrone_MapVariants.rar)....
29 11 2025 17:48:13
Утверждается, что ошибки допущены на этапе вёрстки, поэтому упаковщики здесь не при чём. Печально, если это на самом деле так....
26 11 2025 20:30:56
Leaving Earth (2015)
– Автор: Joseph Fatula
– Стратегическая, 1-5 игроков, 120 минут
– Pick-up and Deliver, Point to Point Movement, Simulation
– Игроки TTS: 422
– Игроки BGG: 1121
– Список игр на BGG
Космическое соперничество государств....
25 11 2025 19:52:29
Список лучших постов необходим для того, что бы ценные, интересные материалы не терялись в море информации. Лучшие посты можно назвать и по другому, например "Золотой фонд", "Обрати внимание", "Выбор читателей", "Пост месяца". Думаю, идея понятна. ...
24 11 2025 1:50:46
Новая ссылка — сайт «Настольные игры, карты»...
20 11 2025 8:14:21
И.К.: Фактически это вторая игра. Месяца за 3-4 до релиза «Haunted Village» меня заинтересовала платформа iOS, поэтому я выпустил простенькую карточную игру «Эра Элементов», что бы опробовать рынок. И да, это моя первая настольная игра. Я понимал, что если я хочу сделать настольную игру, то без арта, который меня бы устраивал, соваться не стоило. Платить профессионалам было дорого, а знакомых не было. Приятное стечение обстоятельств и я на одном из сайтов я познакомился с художницами. Сначала мы работали над компьютерной игрой, но потом этот проект закрыли и после этого я предложил поработать им над настольной карточной игрой. Рисовать страшные картинки им было не привычно, поэтому мы потратили очень много времени на прорисовку рисунков к картам, дизайну. Сначала нас было 4 человека: я, Анастасия и Евгения Рыбалкины (художницы) и Михаил Меклер, он помогал с историей, описанием картинок к игре, но из-за нехватки времени он решил не продолжать работу над проектом. На создание игры ушло больше года, в течении которого много бессонных ночей 🙂 Даже сейчас, после релиза есть некоторые ошибки, которые я собираюсь исправить в следующем издании. ...
17 11 2025 5:15:49
Было бы здорово если бы кто-то перевёл правила и глоссарий....
16 11 2025 3:21:11
Conan;
The Others;
Mechs vs. Minions;
Scythe;
Star Wars: Rebellion.
Лучшая кооперативная игра:...
14 11 2025 12:51:21
выстраивание линий (alignment), где задачей является выстроить линию, состоящую из трех и более своих фигур (крестики нолики, x-men moris, connect four)
соединения (connection) — цель игры — сформировать из фигур линию, соединяющую противоположные стороны игровой доски (Hex, Twixt)
перестановка (traversal) — цель — первым занять фигурами соответствующие позиции на противоположной стороне доски (Halma, Китайские Шашки)
конфигурация (configuration) — цель — расположить все свои фигуры по определенному правилу (Agon, Shoulder to shoulder)
оккупация (occupation) — цель — занять большую, чем противник территорию (Go, Reversi/Othello)
Игровая доска для китайских шахмат
1.3. Преследование («chase games»)
В этой категории находятся игры с асимметричной стартовой позицией, где один игрок имеет меньше фигур / ресурсов, но при этом обладает другими преимуществами (например, односторонней возможностью есть фигуры противника): Волки и Овцы, Тигры.
Здесь же мы можем наблюдать признаки и следующей категории — «displace games»....
13 11 2025 4:45:38
Общие понятия
Чтобы начать играть с помощью кибербоард необходимо подготовить 2 файла. Первый из них это файл “гeймбокс”. Второй – файл сценария....
12 11 2025 21:58:37
Игра распространяется свободно, посредством файлов pdf, по принципу Распечатай-и-Играй. Автор игры- Джо Фоурман (Joe Fourhman)....
09 11 2025 21:16:18
Дополнение представляет собой набор из 42 карт, на обложке которых представлено привычное всем животное, а с другой стороны — одно из 10 новых свойств. Чего же следует ждать от дополнения? Чтобы сохранить небольшую интригу, я не буду подробно описывать свойства, но немного расскажу о новых элементах механики игры. Кроме того, хотелось бы немного рассказать о том, как шло тестирование....
07 11 2025 20:54:16
В Star Realms: Frontiers становятся доступны режим пасьянса и кооперативная игра. Все 80 карт — абсолютно новые корабли и базы. Разработчики обещают инновационные механики, поощряющие сосредоточенность игрока на одной фpaкции....
05 11 2025 5:34:30
Ещё прочитав анонсы очередного — оно, кстати, третье, — издания игры, я весьма заинтересовался. Мне понравилась как тематика и механика, так и подчёркиваемая всеми обречённость героев. 🙂 И вот коробка в моих руках. Что можно сказать — некоторые ожидания она оправдывает сразу. 🙂...
04 11 2025 22:45:38
— В игре на двоих второй игрок берёт на себя руководство исламистами....
02 11 2025 23:26:44
До этого в цифровой формат уже были переведены Memoir '44 и Battlelore (вторая редакция)....
31 10 2025 18:58:11
Радиослушатели Восточного побережья США на новости отреагировали вяло: в то время вести из замершей перед Второй мировой войной Европы частенько передавались таким образом, а вспышки на Марсе выглядели малоинтересными. Однако концерт все чаще стал прерываться включениями из обсерватории, и, в конце концов, грянула бомба....
29 10 2025 20:20:11
В Race for the Galaxy каждый игрок заведует развитием космической цивилизации. В отличие от большинства “цивилизационных” игр, в RftG отсутствует какое-либо игровое поле, все происходит с помощью карточек. На самом глобальном уровне все карточки делятся на два типа – карточки действий и карточки открытий (возможно, в русской локализации они называются по-другому, не знаю, не играл). Открытия, в свою очередь делятся на две подгруппы – есть карточки планет, которые можно колонизировать, и есть карточки технологий, которые можно вводить в игру. Собственно, вот и вся петрушка....
27 10 2025 3:24:26
С другой стороны, проект запускали на «Кикстартере», но до издания не довели, нужно было набрать $28 000, после сбора немногим более четверти запрашиваемой суммы кампанию отменили, отметив, что запустят заново позднее....
26 10 2025 1:38:20
Начнём с правил. У меня были свои представления о тех недоразумениях, которые могут подстерегать начинающего игрока, и общение над уже переведённым текстом их вполне подтвердило. Думается, стóит эти возможные недоразумения разобрать....
25 10 2025 21:41:18
Первый видео-отчёт с волгоградского турнира по «Цитаделям»...
24 10 2025 22:56:31
Одним из первых американских подразделений, принявших участие во Второй мировой войне стала третья пехотная дивизия "Скала Марны". Она сражалась в Сицилии, в Италии (высадки в Салерно и в Анцио), затем в Эльзасе на юге Франции, и, наконец, в Германии, неподалёку от границы с Чехией, где её и застало окончание войны. Дивизия несла тяжёлые потери, участвовала в кровопролитных боях в Италии и в горах Вогезы). Одним из храбрейших солдат в подразделении был Оди Мерфи, американский солдат, получивший больше всех наград во Второй мировой. Он начал воевать в 1943 году рядовым 15-го пехотного полка США. К окончанию войны в 1945 году он дослужился до лейтенанта и был награждён 38 медалями, в том числе орденом Почёта. После войны он стал голливудской кинозвездой и написал автобиографическую книгу об участии во Второй мировой под названием “В ад и обратно”. ...
23 10 2025 7:27:44
Международная выставка-ярмарка игрушек в Нюрнберге...
22 10 2025 11:48:38
29 апреля 2018 года крупнейшее в России издательство настольных игр Hobby World подарит жителям более 40 городов большие игротеки «Играем с нами». Поклонники настолок из разных регионов смогут официально отметить свой любимый праздник — International Tabletop Day. ...
19 10 2025 21:34:18
Добавлю, что сложность составляли не только правила, игра сама по себе непроста. В неё по-настоящему ТРУДНО выиграть. Надо напрягать мозги, надеяться на удачу, планировать и осуществлять совместные забеги. К слову, даже наполненный лишениями и неудачами путь приносит львиную долю фана. Редкий случай, когда можно испытать настоящее удовольствие от игры, даже позорно проиграв 🙂...
18 10 2025 11:39:40
И тут я, естественно, попался на обещание конфетки, ибо внешний вид игры на картинках продавал себя на все сто. Я помню, например, что в юности считал, что если дeвyшка красивая, то она хорошая. Ну не может она быть плохой, если красивая. Наивно, но тут я, по-моему, попался на ту же удочку. Ну если такая красивая игра, разве может она быть гoвном, простите за мой французский. Тем более, за ней старик Колби проследил. Не станет же он гoвно делать (что ж меня сегодня на французский тянет-то?!)...
17 10 2025 13:47:17
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку