«Liar’s Dice» — игра Пиратов Карибского моря

На сайте Заметки новосибирского настольщика опубликована статья, рассказывающая об игре в кости, попавшей на киноэкран во второй части к/ф Пираты Карибского моря. Как пишет Михаил, эта игрушка называется Liar's Dice, и встречается она со всякими модификациями много где. Так, ещё в 80-х она была известна в СССР, а в 1993-м её вариант, изданный под названием Bluff, получил Spiel de Jahres.
Неисповедима судьба выложенных в открытый доступ текстов. Я вот некоторое время назад рассказал про «Zombie Dice», а намедни там в комментах попросили подробнее осветить вскользь упомянутую игру на кубиках из вторых «Пиратов Карибского моря». 🙂 Что ж, давайте осветим, почему бы и нет.
Игра эта весьма старая, она появилась на свет в среде испанских моряков аж в начале XVI века, и тогда носила название «Dudo» (исп. «сомневаюсь», «не верю»). Как это обычно и бывает, она быстро обзавелась множеством вариантов, часть которых дожила до наших дней. В настоящее время эти варианты известны под английским собирательным названием «Liar’s Dice», сиречь «Брехунские кубики».
Инвентарь минималистичен: на каждого игрока требуется пять самых обычных кубиков «d6» и какой-нибудь непрозрачный стакан. Кстати сказать, почему именно пять? А очень просто: если бросить пять кубиков, то при любом исходе найдётся хотя бы одно число из диапазона 1-6, которое не выпадет.
Суть игры во всех вариантах одинакова: игроки бросают свои кубики так, чтобы результат скрывался под опрокинутым стаканом. Каждый может смотреть под свой стакан, но никто не может смотреть под чужие. Затем по кругу заявляются предположения о том, что же скрывается под всеми стаканами. Когда очередная заявка сделана, у следующего по кругу игрока есть два варианта на выбор. Он может либо повысить заявку, либо объявить заявителя брехуном и проверить его предположение.
Играют, допустим, трое. Джон, посмотрев под свой стакан, говорит: «Ну, пожалуй, тут под всеми нашими стаканами найдутся три шестёрки». (Напомню, что совокупно тремя игроками брошено 15 кубиков!) Билл, также посмотрев свой бросок, повышает: «Да тут и все четыре шестёрки найдутся!» После чего Джек утверждает: «Врёшь ты всё, Билл, нет тут четырёх шестёрок!» Стаканы поднимаются. Если там есть четыре шестёрки, то Билл выиграл, а Джек проиграл. Если нету, то наоборот. Результат Джона нейтрален: не выиграл и не проиграл. Вот и вся суть.
Нюансы связаны с мелочами, и главный из них касается повышения заявки. Больше всего были распространены два правила о повышении:
- Можно назвать такое же количество бóльшего номинала или бóльшее количество любого номинала. Например, после «двух пятёрок» можно заявить «две шестёрки» или «три/четыре/etc (чего угодно)».
- Можно назвать любое количество и любой номинал, лишь бы бóльшее из этих двух чисел превышало бóльшее из двух чисел предыдущей заявки. Например, по этому варианту можно после «двух пятёрок» заявить «одну шестёрку», чего в предыдущем варианте делать нельзя.
Иногда игралась усложнённая и удлинённая версия: в свой ход каждый игрок мог поднять свой стакан и оставить из-под него некоторое количество кубиков (не менее двух) на всеобщем обозрении, а остальные перебросить — опять же под стаканом, втайне от других. Понятно, больше двух раз такое не проходило.
Прочие нюансы относятся к определению выигрыша. Был, например, вариант с «джокерами»: выпавшие единицы можно было объявить чем угодно. Был вариант «все проигрывают»: если в приведённом примере с тремя игроками поднятие стаканов показывало ровно четыре шестёрки, то выигрывал, естественно, Билл, а Джон и Джек проигрывали оба. Ну, и так далее.
Играли, кстати, чаще всего вдвоём, реже втроём — это было связано с присутствием «нейтрального» результата, который осложнял денежные расчёты. Для троих обычно применялся следующий метод: проигравший платил победителю условленную ставку, из которой малую долю забирал «нейтрал». Например, если при ставке пять монет Билл проигрывал Джеку, то Джек получал четыре монеты, а Джон одну.
Потом для игры более чем вдвоём придумали питейно-тpaктирный вариант, но он по понятным причинам был чисто «сухопутным».
Идея заключалась в том, что играющие заказывали некоторое число дринков, которое не делилось между ними поровну. Например, 11 кружек пива на троих. После каждой партии проигравший выпивал одну кружку и ставил её, опустевшую, возле себя. Когда всё оказывалось выпитым, заказ целиком оплачивал тот, перед кем пустых кружек было больше всего. При «ничьей проигравших» (например, 4:4:3) горе-алканавты складывались.
Этот вариант считался чрезвычайно джентльменским и благородным, к чему действительно были основания. Во-первых, проигравший утешался тем, что из оплаченной им выпивки он сам потрeблял больше всех. Во-вторых, при такой системе не было никакого смысла выигрывать «всухую», так что более опытные игроки ради дармовой выпивки вынуждены были до некоторой степени поддаваться менее опытным, а это в определённой мере уравнивало шансы.
Был, впрочем, и гораздо более жёсткий «питейный» вариант. В нём количество партий заранее никак не ограничивалось, после каждой из них проигравший также выпивал один дринк, а вот глобально проигравшим считался тот, кто первым вырубался. Напитки здесь обычно использовались покрепче пива. Недостаток такой системы очевиден: ну, вырубился ты, а более удачливые игроки радостно выпили за твоё здоровье (да ещё, не дай бог, всех присутствующих угостили!). Платить-то за это тебе придётся, да ещё поди докажи, что мерзавец-тpaктирщик не включил в счёт чего-нибудь сверху от себя!.. 🙂
Много позже «брехунские кубики» обзавелись ещё одной любопытной разновидностью — это произошло, когда деньги стали печатными и на них появились номера. Вместо броска кубиков игроки зажимали в руках банкноты одинакового достоинства, наугад вытащенные из кошельков, а игра велась по номерам этих банкнот. Здесь и номинал уже был 0-9 вместо 1-6, и количество цифр стало побольше… Проигравший отдавал свою банкноту победителю.
Свидетельствую по своему опыту, что такой игрой баловались советские школьники в 1980-е годы. Доходило до извратов, когда у родителей выпрашивались рублёвые купюры с номерами «поиграбельнее», а школьные учителя боролись с пагубной забавой путём рекомендаций родителям: дескать, выдавайте детям деньги монетами, а не купюрами… 🙂
Тогда же, в 1980-е годы — только уже отнюдь не в СССР, — старая азapтная игра была несколько раз издана в качестве настолки. Наиболее известно издание от Ричарда Борга («Liar’s Dice», 1987), которая даже ухитрилась получить Spiel des Jahres ‘93; её реинкарнация под названием «Bluff», всё ещё иногда встречается на прилавках.
А вот по этой ссылке можно поиграть в пиратском антураже из фильма против двух виртуальных соперников. Именно оттуда взята иллюстрация в шапке этой статьи. Но соперники там реализованы кое-как, чисто «чтоб было». Не выиграть у них — это надо быть полным дeбилом. 🙂
Комментарии:
Пандемия. Наследие: Сезон 1 – ...
04 12 2025 16:56:39
Второе "но" — весь горячо любимый нашими игроками "америтреш" содержит много текста. Да, есть недорогие немецкие версии игр от FFG, но зачем вам этот шпрехен зе дойч?...
03 12 2025 18:56:11
В Bohnanza на этой неделе удалось сыграть всего одну партию (вчетвером). Игра проходила в режиме мирного сосуществования. Все охотно делились друг с другом нужными бобами, пpaктически не дарили ненужные карты и никого не шантажировали. В результате к концу партии у всех скопилось чуть больше двадцати монет и первое место досталось игроку, заработавшему на 1-2 золота больше остальных....
02 12 2025 20:55:31
В коробке с игрой всего 5 дел. Повторно их проходить, полагаю, будет неинтересно (если уже известно, что убийца — садовник, зачем его искать?), но обещают, что в приложении будут появляться новые сценарии и новые дела. Благо компоненты позволяют безболезненно изготавливать и отыгрывать новые сценарии без добавления в игру новых карточек. Правда, все дополнительные плюшки скорее всего будут за отдельную плату. Но что-то подсказывает, что оно того стоит!...
01 12 2025 13:42:44
Новинка запланирована к изданию на 4 квартал 2017 года....
28 11 2025 10:18:48
Место еще будет уточняться, но скорее всего это можно будет сделать в Центре Хобби на ст. М. Черкизовской, там, где проходят субботники Настолкомании. В общем, я попросил бы заинтересованных отметиться в комментариях, там же можно и обсудить некоторые вопросы, которые могут возникнуть....
23 11 2025 11:57:12
Upd. от 08.04.2008
В этом переводе встречаются ошибки, поэтому рекомендую скачивать мой перевод игры Anima: Shadow of Omega....
22 11 2025 16:55:58
Не знаю как считаете вы, а по-моему, промо-карта для Зельеварения — это отличная идея!...
21 11 2025 20:15:16
Это доставляет даже большее удовольствие, чем игровой процесс. Новая игра — это как цветы. Приятен сам факт дарения, первые впечатления, первый запах. А потом они стоят в углу и тихо увядают, ожидая продажи или обмена. ...
20 11 2025 1:21:42
Помешать противнику можно по-разному. Если шар противника стоит на выгодной для удара позиции, прямо перед воротцами, бей в него. Чужой шар укатится с этой позиции, а твой станет на его место. Также можно попытаться закатить свой шар в позицию между шаром противника и воротцами. Если такое проделал с твоим шаром противник, можно попробовать закатить шар противника прямо в воротца, но так, чтобы он не прошёл их, а остановился на линии, «в масле», как говорят спортсмены. Из этого положения проходить воротца нельзя, и противнику придётся потратить свой ход на то, чтобы выкатить шар из масла. Когда кто-либо закатил-таки свой шар в воротца, то он или его комaнда получает 1 очко, и все начинают пробовать попасть в следующие, по схеме движения, воротца. Когда вся трасса пройдена, побеждает игрок или комaнда, набравшие наибольшее количество очков....
18 11 2025 16:43:13
Commands & Colors: Napoleonics
Dragonheart
Earth Reborn
Famiglia
A Few Acres of Snow
Haggis
Labyrinth: The War on Terror, 2001-?
The Lord of the Rings: The Card Game
Mr. Jack Pocket
Yomi
Лучшая абстpaктная игра:...
17 11 2025 9:31:33
3. В дополнении появятся специальные жетоны пришельцев, а также будет некий Alien Orb (сфера пришельцев), за исследование которой будут выдаваться эти жетоны....
15 11 2025 0:46:30
Последний год был для меня особым. Я много занимался и готовился к экзамену (прим. hk — Файдутти хотел преподавать историю, для чего нужно сначала сдать экзамен), который в итоге провалил. Итак, я много читал и значительно меньше времени уделял играм в настолки и их разработке. В результате я смог опробовать лишь малую часть отличных игр, из-за чего моя награда "Игра года" может стать менее весомой. Несколько дней назад я беседовал с одним из своих товарищей, Марком Ламониром (Marc Laumonier), с которым мы часто играем и чьи вкусы весьма схожи с моими собственными. Когда я спросил его, какие игры в этом году были лучшими, он назвал Railways of the World Card Game, Qwirkle, Tikal II и The Castles of Burgundy. Я же ни с одной из этих игр знаком не был. Недавно я сыграл в Qwirkle и она, вероятно, будет включена в мою библиотеку идеальных игр, но точно не станет моей игрой года. И я ещё должен сыграть в остальные три игры....
12 11 2025 20:13:36
Помимо новой колоды приключений дополнение включает новую колоду мифов, а также 8 новых сыщиков, дополнительные карты предметов, умений, заклинаний и союзников (они добавляются в соответствующие колоды)....
11 11 2025 5:31:27
Как видите, изображённая на люке настольная игра относится к самому простому виду — ходилкам. Но это и не важно, главное, что такой люк обязательно привлёк бы внимание жителей города и туристов и, возможно, сподвиг бы кого-нибудь узнать больше про настольные игры 🙂 К сожалению, люк с игрой "Самарские маршруты" не вошёл в число призёров конкурса....
09 11 2025 2:21:25
Ю.Т.: Ты хотя и хорошо сегодня известен в рунете, вероятно, есть люди, которым ты не знаком. Пожалуйста, вкратце расскажи, чем ты сегодня занимаешься помимо настольных игр. Вроде бы, у
тебя работа как- то связана с IT?...
08 11 2025 20:46:16
Несмотря на такую огромную паузу, время не было потеряно зря и с тех пор многие карты были значительно переработаны. Было исправлены найденные неточности в тексте карт, терминология была приведена в соответствие с переводом объединенной книги правил, карты Властелина были переведены заново, некоторые карты были дополнены пояснительным текстом из FAQ, которого нет в оригинале (например пояснение действия карты "Темное очарование", которое часто вызывает множество вопросов). Шрифт в картах и на карточках героев был заменен на более схожий с оригинальным....
07 11 2025 7:26:59
Игрок с меньшей цифрой ставит свой цветок на поле. Но не куда угодно, а на строго определенное место — на кувшинку темного цвета. Затем игрок с большей цифрой ставит свой цветок куда угодно. Пока все, вроде, просто. Но дальше — интереснее. Теперь игрок с меньшей цифрой может подвинуть на поле любую кувшинку на одну клетку. При этом разрешается «толкать» другие кувшинки, главное, чтобы они не выползли за поле. А после этого игрок с большой цифрой выбирает какую кувшинку сделать темной — туда сделает свой ход «меньший» игрок в следующем раунде....
03 11 2025 22:43:22
По поводу кубиков, как по мне так исходя из опыта изготовления кубика для колонизаторов, можно следующим образом поступить....
02 11 2025 17:19:32
Проект “Самурай” (или как отрубить себе пальцы)...
01 11 2025 5:59:27
Вам предстоит возглавить одну из славных гадюкинских семей: Негодяевых, Жилиных, Отморозовых или Бухаревых, — и привести их к славной победе — лучшему, чем у соседей достатку и большим отступным от Деримовича!...
31 10 2025 21:56:29
Данное дополнение позволяет играть в настольную игру «Колонизаторы» двум дополнительным игрокам, расширяя максимальное количество игроков, таким образом, до шести. Единственное изменение правил касается фазы строительства – теперь Вам нет нужды ждать своего хода, чтобы совершить строительство или приобрести карту развития, а это значительно ускоряет игру и точно не заставит никого скучать!...
30 10 2025 11:21:36
Из первого правила вытекает второе: упростить и обобщить. Небольшая битва на десяток юнитов обсчитывается в компьютере таким количеством переменных, что любой нормальный человек заснет, пытаясь сделать это вручную. В настольном Warcraft всего три типа отрядов (не считая небоевых крестьян): летающие, стрелки и ближнего боя. Все ваши отряды одного типа поднимаются в уровне одновременно: нет нужды запоминать, какая из фишек «проапгрейжена», а какая — еще нет. Золото в рудниках и дерево в лесах ограничены только случаем: если при добыче игрок неудачно бросит кубик, ресурс на данной клетке истощится. В битвах играют роль только число отрядов каждого типа, их уровень и опять же броски кубиков, зато активно используются карты со спецспособностями. Познакомившись с правилами настолки, хардкорный игрок наверняка заподозрит примитив, но стоит ему посидеть за столом полчасика, как фанат орков втянется в игру настолько, что примется обвинять разработчиков в излишней крутости ночных эльфов. Ну и наоборот, конечно....
29 10 2025 4:32:11
Все три дня на выставке будет работать игровой супермаркет, лавка сувениров и лавка аксессуаров ролевых игр. Все представленные на выставке настолки можно будет приобрести по специальным ценам....
28 10 2025 9:10:55
В начале игры все игроки закрывают глаза и кладут кулаки на стол перед собой (существует приложение для смартфонов, способное провести игроков через этот этап быстрее и удобнее). Затем все фашисты открывают глаза, чтобы увидеть, кто из игроков – их союзники. Гитлер не открывает глаза, но на своем кулаке поднимает большой палец, чтобы фашисты знали, кто он. Кроме варианта игры впятером/вшестером, Гитлер не знает в лицо своих союзников. Ну а либералам остается принять горький факт, что всю игру они будут оставаться в неведении относительно своих врагов и союзников....
27 10 2025 19:25:10
Скачать материалы для игры Запретная пустыня...
25 10 2025 5:30:12
А плюс к этому мы нашли на bgg отличные гексагональные игровые поля для Диксит и решили также подготовить их для турнира. Конечно, можно было обойтись и без них, но выглядит красиво. =))) (кстати, с тех пор мы сами пользуемся только таким полем, очень удобно) ...
23 10 2025 22:20:56
Нецензурный перевод карточек для «Zombies!!!»...
22 10 2025 19:28:11
Дело в том, что тот прототип конца ХХ века был повсеместно известен как «Король и гoвно». Ну, или для краткости просто оно самое. 🙂 И сразу нужно сказать, что это в нынешнем понимании не настолка. И даже, строго говоря, не карточная игра. Это компанейская забава (идеальная для дворовых и студенческих компаний), построенная на движке подкидного Дypaка. А по сути — самая настоящая ролевая игра....
21 10 2025 18:49:53
3. Почему в Кингсбурге чемпион приносит игроку камень, да еще в таких огромных количествах? Неужели там в каменоломнях так опасно? И да, почему он такой страшный?...
18 10 2025 12:59:39
Форум сайта «Настольные игры: Nастольный blog»...
16 10 2025 1:53:29
Еще:
товары -1 :: товары -2 :: товары -3 :: товары -4 :: товары -5 :: товары -6 :: товары -7 :: товары -8 :: товары -9 :: товары -10 :: товары -11 :: товары -12 :: товары -13 :: товары -14 :: товары -15 :: товары -16 :: товары -17 :: товары -18 :: товары -19 :: товары -20 ::




Рюкзак со светящимся экраном, на который можно закачать свою картинку